Дебютный альбом – это всегда ответственный этап для любого музыканта. Кто-то записывает свой первый альбом едва ступив на профессиональную стезю, кто-то идет к нему достаточно долго. Для канадского гитариста и композитора из Торонто Эдриана Дэнниса более характерен второй вариант, так что для него дебют – это не импульсивный, наспех сколоченный проект, а некий рубеж, подводящий черту после одного этапа творчества и знаменующий переход к новому.
Дэннис получил профессиональное образование в Университете Торонто, куда он поступил в 2008 году. Пять лет спустя, вместе с коллегами по учебе – саксофонистом Мэттом Ворошилом, контрабасистом Малкольмом Коннором и ударником Марком Балыком – он организовал квартет, чей состав неизменен уже десять лет и свидетельствует о прочности творческих связей и взаимопонимании музыкантов. Они много выступали в Торонто и его окрестностях, приобретя определенную известность на местной джазовой сцене. Но до записи первого альбома дело дошло только в начале декабря 2022 года (тут свою роль сыграла и пандемия), когда в одной из студий Торонто музыканты записали Moon Rising, полностью состоящий из композиций лидера квартета – Эдриана Дэнниса.
Семь композиций этого чисто акустического альбома дают достаточно полное представление о сфере творческих интересов Эдриана. Его квартет играет характерный постбоповый мэйнстрим, а как гитарист, мне кажется, Дэннис напоминает покойного классика джазовой гитары Джима Холла: он также предпочитает не самый высокий темп, не гонку за количеством нот за единицу времени, а строгий чистый звук без внешних эффектов, но с глубоким внутренним содержанием. Многое в саунде группы держится на диалоге гитары и саксофона при точном и гибком бэкграунде от ритм-группы. Не знаю, каково соотношение заранее сочиненной музыки и импровизации в игре музыкантов, но, как мне показалось, Эдриан Дэннис оставляет партнерам достаточно пространства и свободы для самовыражения. Такие композиции, как титульная Moon Rising, New Blues или The Pioneers с длинным гитарным интро от лидера квартета оставляют очень приятное впечатление. Не новичок, а вполне зрелый и уже набравшийся опыта музыкант делает новый и уверенный шаг в своей карьере.
Басиста Марчелло Себастьяни можно отнести к ветеранам итальянской джазовой сцены, он родился еще в 1955 году. Начинал он с игры на бас-гитаре в различных рок-группах, преимущественно в сфере прог-рока. Но уже в начале 70-х годов Себастьяни обратился ...
Увы, в полном объеме оценить прелесть проекта бразильского гитариста и композитора Марко Антониу Сантуша About: Silence мы не сможем. Дело в том, что музыка – не единственная, хотя и важная составляющая этой работы, задуманной Марко как симбиоз ...
Трудно найти в российском джазе другой коллектив, открывший и уютно обустроивший для себя нишу, в которой он уже почти четверть века не знает конкурентов. И дело не только в стилистике на плодородном поле между джазом и академической музыкой: наряду ...
Большинство певиц-дебютанток, чьи первые альбомы мне доводилось обозревать для « Jazz -Квадрата», как правило, демонстрируют джаз и «еще что-то». Это «что-то» может быть музыкой соул, фолком, ритм-энд-блюзом, поп-музыкой и так далее. Джаз в «чистом» ...
Как мы обычно представляем себе исполнение госпел или спиричуэллс? Мы предполагаем, что это вокальное исполнение, а исполнитель – мужчина или женщина афроамериканского происхождения. Альбом Gospel Piano разрушит эти стереотипы. Исполнитель в данном ...
Ни одного из участников этого проекта, включая его создателя Марка Ортвейна, я ранее не слышал. И как же приятно удивила эта большая группа незнакомцев! It Was Time, дебютный альбом Ортвейна наглядно демонстрирует, как много креативных идей может ...
Британского авангардного ударника Марка Сандерса доводилось неоднократно слушать (и рассказывать об этом нашим читателям) в самых разных составах с разными конфигурациями, но ни разу - в качестве лидера. Неудивительно: CollapseUncollapse: Time in ...
В отличие от двух предыдущих своих альбомов, знакомый уже нашим постоянным читателям басист Массимо Биолкати в новом, четвертом по счету, проекте On a Misty Night отказался от формата квартета и перешел к еще более камерному варианту: трио. На сей ...
Гитарист Мэтт Гринвуд родился в городе Хараре. Он - представитель белого меньшинства Зимбабве, который вырос и стал музыкантом в этой стране на юге Африки. На родине он играл с такими местными знаменитостями, как Оливер Мтукудзи и Форвард Квенда. На ...
Очередная вариация на тему «возвращение к корням». Пианист Мэтт Роллингс в начале 80-х годов окончил известный колледж Беркли. Его любимыми музыкантами в те годы были Оскар Питерсон, Рэмзи Льюис, Билл Эванс: вполне себе джазовый круг интересов. Но в ...
Слушая каждый новый альбом басиста и композитора из Чикаго Мэтта Юлери (а мы представляли нашим читателям уже немало его работ), приблизительно представляешь, что тебя ожидает под новой обложкой. Мэтт уже давно занял облюбованную им творческую нишу ...
Басист – особая фигура в джазе. В любом составе (ну, может быть, кроме свободной импровизации) он «держит» пульс ансамбля, но, с другой стороны, на сольные позиции он выходит редко, а то и вообще ограничивается своими «прямыми обязанностями». ...