Проект George и его дебютный альбом Letters To George вызвал бурную реакцию в джазовом мире. Ведущие издания, включая DownBeat и Jazz Times, посвятили этой работе обстоятельные рецензии положительного характера, кто-то называет музыку George будущим джаза, кто-то называет ее «джазовой альтернативой». В дни, когда я пишу этот обзор, разворачивается кампания по включению альбома в широкий список номинантов на очередную премию Грэмми. Что сказать по этому поводу?
За проектом George стоит фигура хорошо известного и уважаемого американского композитора и ударника Джона Холленбека. До сих пор его наиболее известными коллективами были ансамбль Claudia Quintet и большой состав John Hollenbeck Large Ensemble. Холленбек собрал шесть номинаций на Грэмми и работал с такими людьми, как Боб Брукмейер, Фред Херш и Мередит Монк. Созданию нового проекта во многом поспособствовал ковидный локдаун. В период, когда музыканты могли общаться только с помощью Сети, Холленбек наладил творческий контакт с тремя джазовыми исполнительницами, из которых он ранее работал лишь с одной – живущей в Бруклине канадской саксофонисткой и флейтисткой Анной Уэббер. Она играла какое-то время у него в John Hollenbeck Large Ensemble, а в 2020 году критики DownBeat назвали ее «восходящей звездой» среди флейтистов. Две другие – это американка Аврора Нилэнд, саксофонистка и вокалистка из Нового Орлеана, работавшая там со своей группой Royal Roses и рокабилли составом Rory Danger and the Danger Dangers, а также в сольных проектах, а также переселившаяся в Канаду из Колумбии Чикита Мэджик, работавшая преимущественно в сфере электронной футуристической поп-музыки. Почувствовав некую «общую химию», они записали вместе и выложили в Сеть сингл Proof of Concept, так ни разу не встретившись друг с другом. Впервые они встретились позже, в январе 2022 года в одной из студий Монреаля, чтобы записать Letters To George уже как George.
Необычное название коллектива имеет много толкований. Самое очевидное – это сильно затронувшая Холленбека и потрясшая в свое время всю Америку история афроамериканца Джорджа Флойда, убитого полицейскими, тем более, что в программе альбома есть и композиция Floyd. Но более глубокий подход заставляет вспомнить греческое слово georgos, означающее что-то типа «фермер», «человек, работающий на земле». И альбом открывается композицией Earthworker, дословным переводом этого понятия на английский. Вернее же всего то, что почти каждый трек альбома посвящен тому или иному человеку по имени Джордж: от мастера фанка Джорджа Клинтона (Clinton) и до звезды баскетбола Джорджа Гервина (Iceman). Кстати, все эти композиции сочинил Холленбек. Есть в альбоме и два кавера: Bang Bang (My Baby Shot Me Down) от Сонни Боно и Grey Funnel Line английского фолк-певца Сирила Тауни. Как видите, обе вещи в оригинале имеют мало общего с джазом.
А есть ли какая-то связь с джазом у музыки George? На мой взгляд, безусловно. Порукой тому в первую очередь соло и диалоги обеих саксофонисток, Уэббер и Нилэнд, явно идущие от фри-джаза. Другой вопрос, что композиционная изощренность новоджазовой музыки Холленбека в этом проекте сменилась мощным воздействием электронных звучаний от Чикиты Мэджик и изломанными бурлящими ритмическими структурами от самого Джона. Добавьте к этому необычный – как в песнях с текстом, так и в вокализах – вокал Авроры Нилэнд, и вы получите приблизительную картину действительно очень своеобразной музыки George. Станет ли она столбовой дорогой развития джаза? Не уверен, но будущее покажет.
С греческой пианисткой Таней Джаннули мы познакомили наших читателей в 2020 году. То был альбом ее очень необычного по составу трио In Fading Light. В той рецензии (ее легко найти на сайте) говорилось и о творческом пути Джаннули, о ее тяготении к ...
Даже на фоне удивительно разнообразной издательской программы британского лейбла ARC Music, специализирующегося на этнической музыке со всего мира, этот релиз выделяется своей необычностью. Двойной альбом пианистки и композитора из Шри Ланки Тани ...
Американец Тед Фэлкон влюблен в бразильскую музыку, причем не вообще, а в конкретный ее вид – музыку шоро, родившуюся в ХIХ веке в бедных городских районах Рио-де-Жанейро, музыку где грусть («шоро» в перводе означает «Плач») транслируется ...
Терри Джибс – уникальная личность в джазе. Попробуйте назвать другого из ныне живущих музыкантов, который бы играл с Гиллеспи и Паркером, Томми Дорси и Бенни Гудменом, Коулменом Хокинсом и Роем Элдриджем, Вуди Херманом и Рэем Брауном, Сарой Воэн и ...
Басист из Торонто Арти Рот – заметная личность на местной джазовой сцене уже более двадцати лет. Он много и плодотворно сотрудничал в записях и концертных турах с Ричем Андерхиллом, записывался с Софи Мильман, гастролировал в разных странах с The ...
В 2003 году исполнилось сто лет со дня рождения Бикса Байдербека, первого белого музыканта, вошедшего в галерею самых великих музыкантов джаза. Его жизнь оказалась очень короткой: Бикс умер в 1931 году в возрасте всего лишь 28 лет – алкоголизм ...
The Heavy Hitters – новый джазовый коллектив, который создали старые джазовые друзья. Еще этот секстет впору назвать супер-группой – уж больно известные имена у его участников. Впрочем, все по порядку. Пианист Майк ЛеДонн и тенор-саксофонист Эрик ...
Прежде всего – не путайте этот проект и одноименный альбом с известной во второй половине 80-х –первой половине 90-х и возродившейся в 2020 году одноименной джазовой группой из Лондона. The Jazz Warriors, о которых мы говорим, - это новый проект ...
Мне не раз доводилось слушать и рецензировать музыку израильских джазовых музыкантов. В девяноста процентах случаев их карьера развивалась по одной и той же схеме: учеба и определенный успех на родине – переезд для продолжения учебы в США (чаще ...
The Pacific Jazz Group – новый проект очень многоликого музыканта по имени Дред Скотт. Пианист, продюсер, автор музыки для фильмов, театральных и хореографических постановок, обладатель солидной собственной дискографии, насчитывающей (вместе с ...
Под названием, более приличествующим какому-нибудь death metal бэнду, перед нами предстает со своим седьмым по счету альбомом Nightjar австралийский ансамбль из Сиднея со своей довольно богатой историей и своим подходом к творчеству. Что греха ...
У Тима Рэя богатая джазовая биография. Много лет он сотрудничал с Тони Бенеттом в качестве музыкального директора. Тим играл со многими известными людьми из мира джаза и поп-музыки, участвовал в более, чем ста записях. Любимый формат Рэя – трио, ...