Проект George и его дебютный альбом Letters To George вызвал бурную реакцию в джазовом мире. Ведущие издания, включая DownBeat и Jazz Times, посвятили этой работе обстоятельные рецензии положительного характера, кто-то называет музыку George будущим джаза, кто-то называет ее «джазовой альтернативой». В дни, когда я пишу этот обзор, разворачивается кампания по включению альбома в широкий список номинантов на очередную премию Грэмми. Что сказать по этому поводу?
За проектом George стоит фигура хорошо известного и уважаемого американского композитора и ударника Джона Холленбека. До сих пор его наиболее известными коллективами были ансамбль Claudia Quintet и большой состав John Hollenbeck Large Ensemble. Холленбек собрал шесть номинаций на Грэмми и работал с такими людьми, как Боб Брукмейер, Фред Херш и Мередит Монк. Созданию нового проекта во многом поспособствовал ковидный локдаун. В период, когда музыканты могли общаться только с помощью Сети, Холленбек наладил творческий контакт с тремя джазовыми исполнительницами, из которых он ранее работал лишь с одной – живущей в Бруклине канадской саксофонисткой и флейтисткой Анной Уэббер. Она играла какое-то время у него в John Hollenbeck Large Ensemble, а в 2020 году критики DownBeat назвали ее «восходящей звездой» среди флейтистов. Две другие – это американка Аврора Нилэнд, саксофонистка и вокалистка из Нового Орлеана, работавшая там со своей группой Royal Roses и рокабилли составом Rory Danger and the Danger Dangers, а также в сольных проектах, а также переселившаяся в Канаду из Колумбии Чикита Мэджик, работавшая преимущественно в сфере электронной футуристической поп-музыки. Почувствовав некую «общую химию», они записали вместе и выложили в Сеть сингл Proof of Concept, так ни разу не встретившись друг с другом. Впервые они встретились позже, в январе 2022 года в одной из студий Монреаля, чтобы записать Letters To George уже как George.
Необычное название коллектива имеет много толкований. Самое очевидное – это сильно затронувшая Холленбека и потрясшая в свое время всю Америку история афроамериканца Джорджа Флойда, убитого полицейскими, тем более, что в программе альбома есть и композиция Floyd. Но более глубокий подход заставляет вспомнить греческое слово georgos, означающее что-то типа «фермер», «человек, работающий на земле». И альбом открывается композицией Earthworker, дословным переводом этого понятия на английский. Вернее же всего то, что почти каждый трек альбома посвящен тому или иному человеку по имени Джордж: от мастера фанка Джорджа Клинтона (Clinton) и до звезды баскетбола Джорджа Гервина (Iceman). Кстати, все эти композиции сочинил Холленбек. Есть в альбоме и два кавера: Bang Bang (My Baby Shot Me Down) от Сонни Боно и Grey Funnel Line английского фолк-певца Сирила Тауни. Как видите, обе вещи в оригинале имеют мало общего с джазом.
А есть ли какая-то связь с джазом у музыки George? На мой взгляд, безусловно. Порукой тому в первую очередь соло и диалоги обеих саксофонисток, Уэббер и Нилэнд, явно идущие от фри-джаза. Другой вопрос, что композиционная изощренность новоджазовой музыки Холленбека в этом проекте сменилась мощным воздействием электронных звучаний от Чикиты Мэджик и изломанными бурлящими ритмическими структурами от самого Джона. Добавьте к этому необычный – как в песнях с текстом, так и в вокализах – вокал Авроры Нилэнд, и вы получите приблизительную картину действительно очень своеобразной музыки George. Станет ли она столбовой дорогой развития джаза? Не уверен, но будущее покажет.
Трудно найти в российском джазе другой коллектив, открывший и уютно обустроивший для себя нишу, в которой он уже почти четверть века не знает конкурентов. И дело не только в стилистике на плодородном поле между джазом и академической музыкой: наряду ...
Большинство певиц-дебютанток, чьи первые альбомы мне доводилось обозревать для « Jazz -Квадрата», как правило, демонстрируют джаз и «еще что-то». Это «что-то» может быть музыкой соул, фолком, ритм-энд-блюзом, поп-музыкой и так далее. Джаз в «чистом» ...
Как мы обычно представляем себе исполнение госпел или спиричуэллс? Мы предполагаем, что это вокальное исполнение, а исполнитель – мужчина или женщина афроамериканского происхождения. Альбом Gospel Piano разрушит эти стереотипы. Исполнитель в данном ...
Ни одного из участников этого проекта, включая его создателя Марка Ортвейна, я ранее не слышал. И как же приятно удивила эта большая группа незнакомцев! It Was Time, дебютный альбом Ортвейна наглядно демонстрирует, как много креативных идей может ...
Британского авангардного ударника Марка Сандерса доводилось неоднократно слушать (и рассказывать об этом нашим читателям) в самых разных составах с разными конфигурациями, но ни разу - в качестве лидера. Неудивительно: CollapseUncollapse: Time in ...
В отличие от двух предыдущих своих альбомов, знакомый уже нашим постоянным читателям басист Массимо Биолкати в новом, четвертом по счету, проекте On a Misty Night отказался от формата квартета и перешел к еще более камерному варианту: трио. На сей ...
Гитарист Мэтт Гринвуд родился в городе Хараре. Он - представитель белого меньшинства Зимбабве, который вырос и стал музыкантом в этой стране на юге Африки. На родине он играл с такими местными знаменитостями, как Оливер Мтукудзи и Форвард Квенда. На ...
Очередная вариация на тему «возвращение к корням». Пианист Мэтт Роллингс в начале 80-х годов окончил известный колледж Беркли. Его любимыми музыкантами в те годы были Оскар Питерсон, Рэмзи Льюис, Билл Эванс: вполне себе джазовый круг интересов. Но в ...
Слушая каждый новый альбом басиста и композитора из Чикаго Мэтта Юлери (а мы представляли нашим читателям уже немало его работ), приблизительно представляешь, что тебя ожидает под новой обложкой. Мэтт уже давно занял облюбованную им творческую нишу ...
Басист – особая фигура в джазе. В любом составе (ну, может быть, кроме свободной импровизации) он «держит» пульс ансамбля, но, с другой стороны, на сольные позиции он выходит редко, а то и вообще ограничивается своими «прямыми обязанностями». ...
Ни разу не встречались мне у живущего в Нью-Йорке турецкого пианиста, композитора и бэнд-лидера Мехмета Али Санлыкола неинтересные альбомы. Каждая его работа несет в себе что-то неожиданное, обращаясь и к разуму, и к чувству слушателя. Не стал ...
Турецкий музыкант и композитор Мехмет Полат играет на уде – струнном родственнике лютни, широко распространенном в традиционной музыке народов всего Ближнего Востока, и в этом качестве добился больших успехов. Надо отметить, что он уделяет большое ...