Лаконичная, но очень эффектная обложка в красно-черной гамме сразу привлекает внимание к этому альбому. Но и под обложкой все не менее эффектно. Талантливая российская джазовая вокалистка Анастасия Лютова (родом она из Юрги, Кемеровская область) окончила в 2017 году Академию музыки им.Гнесиных в Москве. Годом ранее она основала ансамбль «Лютый бэнд», с которым создала ряд неординарных тематических программ, посвященных музыке Эллингтона, Гершвина и других классиков джаза. Выбор именно таких авторов симптоматичен: Лютовой близка эстетика свингового джаза, близок мэйнстрим, где ей, благодаря оригинальным аранжировкам (в том числе собственноручно созданным), удается уходить от банальностей и придавать хорошо известным композициям новый облик. В 2019 году на японском лейбле Venus Records вышел ее дебютный альбом Some like it jazz. Представляемый нами Jazzville – второй альбом в дискографии Лютовой и первый на российском лейбле Butman Music Игоря Бутмана, в клубе и на фестивалях которого Анастасия – частый гость.
Основной акцент при составлении программы нового альбома Анастасия Лютова сделала на музыке известных джазовых мастеров 50х - 60-х годов: C. T. A. Джимми Хита, Nutville Хорэса Сильвера, When We Were One Джонни Гриффина, а также на более поздних сочинениях, например, Jig-A-Jug Джошуа Рэдмена. Все это, как вы понимаете, инструментальные пьесы. Для носителей английского языка они все равно числятся, как songs, но вокальных версий до сих пор не имели, что, надо полагать, и привлекло Анастасию, которая избегает проторенных дорог. Специально для Лютовой петербургская поэтесса и журналистка Аполлинария Корягина написала для всех номеров программы англоязычные тексты, превратив их в полноценные песни уже в нашем понимании. Анастасия же существенно изменила под эту программу состав своего бэнда, в который в последние годы входят пианист Алексей Подымкин, басист Владимир Кольцов-Крутов, ударник Алексей Беккер и тенор-саксофонист Олег Грымов. При записи Jazzville была расширена до четырех инструментов духовая секция и добавлен классический струнный квартет. Часть аранжировок Анастасия привычно сделала сама, а часть написал еще один петербургский гость, бэнд-лидер и саксофонист Сергей Богданов.
Аранжировки оставили достаточно места для демонстрации мастерства инструменталистов. Не обошлось даже без коронного соло на барабанах от Алексея Беккера в Nutville. Очень уместна в этой стремительной темповой композиции оказалась и работа духовой секции. А интро струнных в Our Last Goodbye элегантно подвело тему к вступлению фронтвумен проекта. Естественно, именно Анастасия Лютова везде является главным действующим лицом каждого трека. Красивый голос, очень точное интонирование, высокая техника, в том числе и скэт-вокала, продемонстрированная в первом же треке альбома, лиричной балладе When We Were One – главные козыри этой вокалистки. Лютовой в большой мере присуще чувство стиля, позволяющее певице выглядеть убедительно, как в темповых вещах, так и в балладах. При этом Анастасия практически нигде не демонстрирует мощь голосовых связок, ее вокал – вокал именно джазовый и именно традиционный по нынешним временам: тут помогает упомянутое выше чувство стиля. Голос Лютовой и искусство ее партнеров-инструменталистов превращают каждую композицию в маленькое путешествие во времени, переносящее слушателей лет на семьдесят назад, в годы, когда постбоповые идиомы уже стали обязательной частью словаря джазовых музыкантов. Если представить себе любимый Леонардом Фезером «слепой тест» с композициями из альбома Jazzville в исполнении Анастасии Лютовой, то «испытуемые» 50-х – 60-х годов наверняка сказали бы: «Это очень похоже на Эллу (Сару, Ширли – нужное вставить по вкусу), но все-таки это не она». И в этом «все-таки не она» - главная «изюминка» джазового вокала Анастасии Лютовой, стремящейся идти своим путем и преуспевающей в этом стремлении.
(Анастасия Лютова – вокал; Алексей Подымкин – рояль; Владимир Кольцов-Крутов – контрабас; Алексей Беккер — ударные; Олег Грымов - тенор-саксофон; Сергей Богданов - баритон-саксофон; Герман Аветисов – труба; Владислав Псарук – тромбон; Георгий Цай - первая скрипка; Юрий Дашевский – скрипка; Антон Кулапов – альт; Александр Непомнящий – виолончель;)
Басиста Марчелло Себастьяни можно отнести к ветеранам итальянской джазовой сцены, он родился еще в 1955 году. Начинал он с игры на бас-гитаре в различных рок-группах, преимущественно в сфере прог-рока. Но уже в начале 70-х годов Себастьяни обратился ...
Увы, в полном объеме оценить прелесть проекта бразильского гитариста и композитора Марко Антониу Сантуша About: Silence мы не сможем. Дело в том, что музыка – не единственная, хотя и важная составляющая этой работы, задуманной Марко как симбиоз ...
Трудно найти в российском джазе другой коллектив, открывший и уютно обустроивший для себя нишу, в которой он уже почти четверть века не знает конкурентов. И дело не только в стилистике на плодородном поле между джазом и академической музыкой: наряду ...
Большинство певиц-дебютанток, чьи первые альбомы мне доводилось обозревать для « Jazz -Квадрата», как правило, демонстрируют джаз и «еще что-то». Это «что-то» может быть музыкой соул, фолком, ритм-энд-блюзом, поп-музыкой и так далее. Джаз в «чистом» ...
Как мы обычно представляем себе исполнение госпел или спиричуэллс? Мы предполагаем, что это вокальное исполнение, а исполнитель – мужчина или женщина афроамериканского происхождения. Альбом Gospel Piano разрушит эти стереотипы. Исполнитель в данном ...
Ни одного из участников этого проекта, включая его создателя Марка Ортвейна, я ранее не слышал. И как же приятно удивила эта большая группа незнакомцев! It Was Time, дебютный альбом Ортвейна наглядно демонстрирует, как много креативных идей может ...
Британского авангардного ударника Марка Сандерса доводилось неоднократно слушать (и рассказывать об этом нашим читателям) в самых разных составах с разными конфигурациями, но ни разу - в качестве лидера. Неудивительно: CollapseUncollapse: Time in ...
В отличие от двух предыдущих своих альбомов, знакомый уже нашим постоянным читателям басист Массимо Биолкати в новом, четвертом по счету, проекте On a Misty Night отказался от формата квартета и перешел к еще более камерному варианту: трио. На сей ...
Гитарист Мэтт Гринвуд родился в городе Хараре. Он - представитель белого меньшинства Зимбабве, который вырос и стал музыкантом в этой стране на юге Африки. На родине он играл с такими местными знаменитостями, как Оливер Мтукудзи и Форвард Квенда. На ...
Очередная вариация на тему «возвращение к корням». Пианист Мэтт Роллингс в начале 80-х годов окончил известный колледж Беркли. Его любимыми музыкантами в те годы были Оскар Питерсон, Рэмзи Льюис, Билл Эванс: вполне себе джазовый круг интересов. Но в ...
Слушая каждый новый альбом басиста и композитора из Чикаго Мэтта Юлери (а мы представляли нашим читателям уже немало его работ), приблизительно представляешь, что тебя ожидает под новой обложкой. Мэтт уже давно занял облюбованную им творческую нишу ...
Басист – особая фигура в джазе. В любом составе (ну, может быть, кроме свободной импровизации) он «держит» пульс ансамбля, но, с другой стороны, на сольные позиции он выходит редко, а то и вообще ограничивается своими «прямыми обязанностями». ...