Странное название у этого ансамбля, не правда ли? Не трудитесь искать перевод в словарях любых европейских языков, там его не будет. Это слово взято из языка индейцев тупи-гуарани, живущих в бассейне Амазонки и содержит в себе сразу четыре понятия: вода, воздух, огонь и земля. Трое музыкантов из итальянского города Таранто, объединившись в ансамбль в 2015 году, назвали себя этим словом, потому что оно, на их взгляд, наилучшим образом отражает суть творчества музыкантов: единение человека и природы, поиск духовной гармонии и поддержка культурных особенностей своего региона.
Таранто – это самый юг Италии, город – наследник древнего Тарента, основанного когда-то спартанцами и бывшего процветающим центром так называемой Великой Греции вплоть до его покорения римлянами в ходе войны с Ганнибалом. Джанни Скьямбарруто, Вирджиния Павоне и Симоне Каррино изначально возрождают традиции этого древнего региона, видевшего греков и римлян, арабов и византийцев и выработавшего даже свой особый диалект итальянского языка, на котором Yarákä часто исполняют свои песни. Первый свой альбом Yarákä выпустили в 2018 году, они часто выступают на различных фестивалях этнической музыки, гастролируют, как в Италии, так и в других европейских странах.
Работая над новым альбомом Curannera, Джанни, Вирджиния и Симоне вооружились помимо обычных инструментов целым рядом традиционных струнных и перкуссионных инструментов восточного происхождения, а также пригласили к участию в записи классический струнный квартет. Альбом концептуальный. Curannera – это женщина-ведунья, лечившая людей методами традиционной народной медицины, целебные травы и определенные ритуалы помогали излечить не только тела, но и души. Ее можно назвать колдуньей – но доброй. В темные века таким целительницам нередко грозил костер. Но народная традиция почитает и уважает таких ведуний. Yarákä в коллекции из восьми песен, частично сочиненных музыкантами, частично народных в аранжировке участников ансамбля также проводит в этом альбоме своеобразный ритуал: каждая из песен – это изгнание зла из душ слушателей или разрушение страхов, блокирующих позитивную энергию созидания.
Не удивительно, что ритм играет важнейшую роль в саунде группы. В песнях Yarákä можно распознать и традиционные мотивы тарантеллы, и ориентальные ритмы, и чисто шаманские ритуальные медитативные звучания. Удивительно, но и академические струнные каким-то образом вписываются в этот музыкальный ритм. Ну, и конечно, на авансцене всегда голоса, в первую очередь – сильный и страстный голос Вирджинии Павоне. Альбом невелик: всего полчаса звучания – и это, пожалуй, его единственный недостаток. С Yarákä не хочется расставаться!
Эти коллективы – почти ровесники: джазовое LRK Trio образовалось в 2015 году, а академический OpensoundOrchestra появился в 2018-м. За прошедшее, достаточно небольшое, время оба ансамбля громко заявили о себе. LRK Trio превратилось в один из самых ...
Итальянская скрипачка Лодовика Бартоне родилась в городе Удине на северо-востоке Италии, в области Фриули, где даже говорят на особом, фриуланском диалекте итальянского языка. Она начинала в качестве скрипачки академического стиля, выступала с ...
Дебютный альбом альт-саксофонистки и композитора из Чикаго Мэдди Воглер While We Have Time оставляет приятное впечатление. Это работа зрелого и искушенного музыканта, который знает себе цену. Мэдди заканчивала Университет Иллинойса, а сейчас, помимо ...
Ансамбль Madre Vaca основали в 2005 году четверо друзей-тинейджеров в Джексонвилле, Флорида: ударник Бенджамин Шорстайн, звукоинженер ЖанКарло Мендес, гитарист Джарет Картер и пианист Джона Пьер. Их творческий союз продолжается до настоящего ...
Нидерландский гитарист Марк ван Вугт должен быть памятен нашим читателям и по работе в дуэте Vandoorn, и по совместным альбомам с Инеке ван Доорн уже вне рамок этого проекта и, наконец, по недавнему альбому The Lonely Coyote (2022), закрепившему за ...
Басиста Марчелло Себастьяни можно отнести к ветеранам итальянской джазовой сцены, он родился еще в 1955 году. Начинал он с игры на бас-гитаре в различных рок-группах, преимущественно в сфере прог-рока. Но уже в начале 70-х годов Себастьяни обратился ...
Увы, в полном объеме оценить прелесть проекта бразильского гитариста и композитора Марко Антониу Сантуша About: Silence мы не сможем. Дело в том, что музыка – не единственная, хотя и важная составляющая этой работы, задуманной Марко как симбиоз ...
Трудно найти в российском джазе другой коллектив, открывший и уютно обустроивший для себя нишу, в которой он уже почти четверть века не знает конкурентов. И дело не только в стилистике на плодородном поле между джазом и академической музыкой: наряду ...
Большинство певиц-дебютанток, чьи первые альбомы мне доводилось обозревать для « Jazz -Квадрата», как правило, демонстрируют джаз и «еще что-то». Это «что-то» может быть музыкой соул, фолком, ритм-энд-блюзом, поп-музыкой и так далее. Джаз в «чистом» ...
Как мы обычно представляем себе исполнение госпел или спиричуэллс? Мы предполагаем, что это вокальное исполнение, а исполнитель – мужчина или женщина афроамериканского происхождения. Альбом Gospel Piano разрушит эти стереотипы. Исполнитель в данном ...
Ни одного из участников этого проекта, включая его создателя Марка Ортвейна, я ранее не слышал. И как же приятно удивила эта большая группа незнакомцев! It Was Time, дебютный альбом Ортвейна наглядно демонстрирует, как много креативных идей может ...
Британского авангардного ударника Марка Сандерса доводилось неоднократно слушать (и рассказывать об этом нашим читателям) в самых разных составах с разными конфигурациями, но ни разу - в качестве лидера. Неудивительно: CollapseUncollapse: Time in ...