Мне кажется, одно присутствие в составе ансамбля Scatter такого мастера, как Фил Минтон, должно привлечь внимание поклонников свободной импровизационной музыки. Минтон (р.1940) – яркий представитель первой волны британского джазового авангарда, наряду с Дереком Бэйли или Ивеном Паркером. Но, в отличие от них, Фил Минтон – вокалист, причем вокалист уникальный. На мой взгляд, в мужском авангардном вокале рядом с ним поставить просто некого. Во фри-джазовых проектах баритон Фила озвучивал тексты Джойса, стихи Уильяма Блейка, Даниила Хармса, Иосифа Бродского. Позже Минтон решительно перешел к неидеоматической и экспериментальной свободной импровизации и сотрудничал практически со всеми представителями европейской авангардной сцены. Но ансамбль Scatter основал не он.
Это сделал в 1992 году другой британский авангардист, пианист из Оксфорда Пэт Томас. В квартет Scatter наряду с ним и Минтоном вошли их соотечественники: гитарист Дэйв Такер, пришедший в свободную импровизацию из панк-рока, и ударник Роджер Тернер, частый партнер Минтона в дуэтах и составах более крупного формата. Запись альбома On A Clear Day Like This они сделали в 2017 году в лондонском кафе Cafe Oto. Излишне упоминать, что это – в чистом виде импровизационный проект, музыканты даже не договаривались предварительно, что же они будут делать на сцене. В результате проект вылился в две композиции: огромную, более полу-часа звучания On A Clear Day и сравнительно небольшую и выдержанную в том же ключе Like This, так сказать, кратком варианте их свободного музицирования.
Конечно, главная звезда тут – это Фил Минтон, тогда 77-летний, демонстрирующий во всем блеске особенности своего уникального стиля. Сказать, что это силлабическое пение, будет правдой лишь где-то на четверть. Потому что Фил еще кричит, плачет, хныкает, что-то бормочет себе под нос, стонет, хрюкает…перечень глаголов можно продолжать почти до бесконечности. Понятно, воспринимать такое неподготовленному слушателю сложно, но для тех, кто Минтона знает и любит (сознаюсь, принадлежу к их числу) – это полный восторг. Очень эффективно подкрепляет его старый партнер, Роджер Тернер, своей аритмичной работой на ударных. Возможно, менее заметны фортепьяно и электроника Томаса и гитары Такера, но и они вносят свой вклад в общий фантастический саунд. Спасибо бруклинскому лейблу, возродившему из небытия эту шестилетней давности запись.
Если вы еще с 90-х годов с удовольствием слушали downtown music в релизах Knitting Factory или Tzadik, то любая новая встреча с таким видным представителем этого направления нью-йоркского авангарда, как виолончелист Эрик Фридландер, станет для вас ...
Насколько могу судить, в наших, то есть постсоветских, краях многие любят Эрика Трюффаза. Сухощавый трубач, «белый Майлс», покоряет не только красивым холодноватым звуком своего инструмента, напоминающим его кумира, чей Kind Of Blue юный швейцарец ...
Эсбе не перестает удивлять. С этой британской вокалисткой, выпускницей Королевской академии музыки в Лондоне, мы встречались пару лет назад, рецензируя ее пятый альбом Saqqara, удивительное и необычное сочетание world music с электроникой. В том ...
Корейская пианистка Юнми Ли приехала в Нью-Йорк для учебы в местном университете в 2020 году. Время оказалось не очень удачным. Почти сразу наступил пандемический локдаун и Юнми Ли пришлось учиться в основном он-лайн. Но – не было бы счастья, да ...
У фортепьяно славные традиции в каталонском джазе. Достаточно вспомнить такое известное имя, как Тете Монтулиу. Продолжательницей этих традиций является пианистка и композитор Ева Новоа. Она родилась в Барселоне, начинала, как это часто бывает, с ...
Когда опирающийся на свои богатые традиции американский постбоповый джаз встречается с европейским новым джазом, это чаще всего выливается в весьма интересные проекты. Именно такова группа Exploding Pig, базирующаяся в австрийском Граце. Обязана она ...
Необычайно плодотворными выдались конец прошлого и начало нынешнего года для белорусского мастера импровизационной музыки, мультиинструменталиста, композитора и поэта Виктора Семашко. В недавнем электронном письме Виктор выслал линки сразу к четырем ...
Половина участников этой записи нам уже немного знакома. В 2022 году на страицах сайта публиковалась рецензия на дуэтный альбом двух аргентинцев - саксофониста Мартина Прошиа и басиста Федерико Соломевича Rizoma. То был ярко выраженный авангардный ...
Гитарист и композитор Феликс Телье Пульо живет и работает в Монреале. Он уже достаточно известен на музыкальной сцене этого крупнейшего города франкоязычной Канады. Феликс играет в исполняющей фьюжн группе Upsydaisy и участвовал в записи ее альбома ...
Порой рассказ об очередном альбоме превращается в замысловатый квест. До знакомства с Ataraxia я никогда ничего не слышал о гитаристе и композиторе со звучным именем Франсиско Лела де Ларреа. «Явки и пароли» (читай – линк к bandcamp музыканта, где я ...
Последний раз мы встречались с камерунским гитаристом и композитором Фрэнком Бийонгом в 2022 году на альбоме Kunde. Позволю себе небольшую цитату из той рецензии: «…Kunde практически лишен этнических признаков. Такая музыка могла с равным успехом ...
Orange Grove Publicity и Эрнесто Червини часто представляют нам молодые лица канадского джаза, их первые альбомы. В данном случае все не так. Для пианиста, композитора и бэнд-лидера Франсуа Бурассы из Монреаля концертный альбом Swirl : Live at ...