Мне кажется, одно присутствие в составе ансамбля Scatter такого мастера, как Фил Минтон, должно привлечь внимание поклонников свободной импровизационной музыки. Минтон (р.1940) – яркий представитель первой волны британского джазового авангарда, наряду с Дереком Бэйли или Ивеном Паркером. Но, в отличие от них, Фил Минтон – вокалист, причем вокалист уникальный. На мой взгляд, в мужском авангардном вокале рядом с ним поставить просто некого. Во фри-джазовых проектах баритон Фила озвучивал тексты Джойса, стихи Уильяма Блейка, Даниила Хармса, Иосифа Бродского. Позже Минтон решительно перешел к неидеоматической и экспериментальной свободной импровизации и сотрудничал практически со всеми представителями европейской авангардной сцены. Но ансамбль Scatter основал не он.
Это сделал в 1992 году другой британский авангардист, пианист из Оксфорда Пэт Томас. В квартет Scatter наряду с ним и Минтоном вошли их соотечественники: гитарист Дэйв Такер, пришедший в свободную импровизацию из панк-рока, и ударник Роджер Тернер, частый партнер Минтона в дуэтах и составах более крупного формата. Запись альбома On A Clear Day Like This они сделали в 2017 году в лондонском кафе Cafe Oto. Излишне упоминать, что это – в чистом виде импровизационный проект, музыканты даже не договаривались предварительно, что же они будут делать на сцене. В результате проект вылился в две композиции: огромную, более полу-часа звучания On A Clear Day и сравнительно небольшую и выдержанную в том же ключе Like This, так сказать, кратком варианте их свободного музицирования.
Конечно, главная звезда тут – это Фил Минтон, тогда 77-летний, демонстрирующий во всем блеске особенности своего уникального стиля. Сказать, что это силлабическое пение, будет правдой лишь где-то на четверть. Потому что Фил еще кричит, плачет, хныкает, что-то бормочет себе под нос, стонет, хрюкает…перечень глаголов можно продолжать почти до бесконечности. Понятно, воспринимать такое неподготовленному слушателю сложно, но для тех, кто Минтона знает и любит (сознаюсь, принадлежу к их числу) – это полный восторг. Очень эффективно подкрепляет его старый партнер, Роджер Тернер, своей аритмичной работой на ударных. Возможно, менее заметны фортепьяно и электроника Томаса и гитары Такера, но и они вносят свой вклад в общий фантастический саунд. Спасибо бруклинскому лейблу, возродившему из небытия эту шестилетней давности запись.
Берт Бакарак, Антониу Карлос Жобим и мексиканский композитор Армандо Манцанеро – на музыке этих авторов вырос музыкант из Мехико Габриэль Эспиноза (р.1952). Подростком он играл на бас-гитаре в семейном ансамбле Los Deltons . Повзрослев, Габриэль ...
Большой сюрприз ожидает тех, кто привык считать бразильский джаз бесконечными вариациями на темы самбы и босса новы. В ауре этого грандиозного по масштабу проекта (двойной альбом, более полутора часов звучания) витает дух скорее не Жобима, а ...
Китай и Западная Африка. Что может быть тут общего? Веками культуры этих регионов развивались обособленно, сталкивались с совершенно не похожими друг на друга проблемами. Но сегодня мир изменился. И, благодаря этому, мы можем слушать удивительный ...
Основатель и шеф чикагского лейбла AFAR Music Ричард Ди Джонсон в своей издательской политике богат на интересные и нестандартные идеи. В 2021 году он выпустил альбом Altoizm, собрав в одной команде трех мастеров игры на альт-саксофоне, разумеется, ...
Саксофонист из Чикаго Джоф Брэдфилд неплохо знаком нашим постоянным читателям. Обзоры целого ряда его работ плюс обзоры альбомов, где он выступал в качестве сайдмена (чаще всего у своих чикагских коллег) можно найти на сайте. Как правило, линки к ...
Проект George и его дебютный альбом Letters To George вызвал бурную реакцию в джазовом мире. Ведущие издания, включая DownBeat и Jazz Times, посвятили этой работе обстоятельные рецензии положительного характера, кто-то называет музыку George будущим ...
Джордж Коулмэн – музыкант, мягко говоря, пожилой. В 2022 году, когда он давал концерт в нью-йоркском клубе Smalls, запись которого выходит сейчас на Cellar Music Group, ему было 87 лет. В том году он отметил также 70-летие своей профессиональной ...
Замечательный альбом и замечательный трибьют. Курт Розенвинкель и шеф лейбла Motéma Яна Герцен сделали достоянием широкого круга любителей джаза запись концерта, который дали 5 сентября 2012 года в парижской филармонии в рамках фестиваля Jazz á la ...
С независимым лейблом Нила Вайса Whaling City Sound ударник, композитор и бэнд-лидер Джерри Джибс по прозвищу Thrasher («Молотильщик») сотрудничает очень давно и весьма плодотворно. Последней его работой здесь был большой двойной альбом Songs From ...
Если вы читали в начале прошлого года наш обзор ЕР Inheritance и вас заинтересовало соединение индийских песен-тумри с музыкой академического европейского оркестра, то этот релиз лейбла Sufiscore – для вас. Inheritance можно рассматривать, как некий ...
В Канаде, как известно, два официальных языка: английский и французский. Группа молодых музыкантов из Монреаля, две девушки и пятеро парней, политкорректно дали сформированному ими в 2019 году ансамблю англоязычное название Greenhouse Ensemble , а ...
Грегори Льюис – не новое имя для нашего сайта, но, так как последние встречи с ним прошли довольно давно, имеет смысл повторить базовые факты его творческой биографии. Льюис рос в Нью-Йорке, и первыми джазовыми дисками, которые он слушал, были ...