Мне кажется, одно присутствие в составе ансамбля Scatter такого мастера, как Фил Минтон, должно привлечь внимание поклонников свободной импровизационной музыки. Минтон (р.1940) – яркий представитель первой волны британского джазового авангарда, наряду с Дереком Бэйли или Ивеном Паркером. Но, в отличие от них, Фил Минтон – вокалист, причем вокалист уникальный. На мой взгляд, в мужском авангардном вокале рядом с ним поставить просто некого. Во фри-джазовых проектах баритон Фила озвучивал тексты Джойса, стихи Уильяма Блейка, Даниила Хармса, Иосифа Бродского. Позже Минтон решительно перешел к неидеоматической и экспериментальной свободной импровизации и сотрудничал практически со всеми представителями европейской авангардной сцены. Но ансамбль Scatter основал не он.
Это сделал в 1992 году другой британский авангардист, пианист из Оксфорда Пэт Томас. В квартет Scatter наряду с ним и Минтоном вошли их соотечественники: гитарист Дэйв Такер, пришедший в свободную импровизацию из панк-рока, и ударник Роджер Тернер, частый партнер Минтона в дуэтах и составах более крупного формата. Запись альбома On A Clear Day Like This они сделали в 2017 году в лондонском кафе Cafe Oto. Излишне упоминать, что это – в чистом виде импровизационный проект, музыканты даже не договаривались предварительно, что же они будут делать на сцене. В результате проект вылился в две композиции: огромную, более полу-часа звучания On A Clear Day и сравнительно небольшую и выдержанную в том же ключе Like This, так сказать, кратком варианте их свободного музицирования.
Конечно, главная звезда тут – это Фил Минтон, тогда 77-летний, демонстрирующий во всем блеске особенности своего уникального стиля. Сказать, что это силлабическое пение, будет правдой лишь где-то на четверть. Потому что Фил еще кричит, плачет, хныкает, что-то бормочет себе под нос, стонет, хрюкает…перечень глаголов можно продолжать почти до бесконечности. Понятно, воспринимать такое неподготовленному слушателю сложно, но для тех, кто Минтона знает и любит (сознаюсь, принадлежу к их числу) – это полный восторг. Очень эффективно подкрепляет его старый партнер, Роджер Тернер, своей аритмичной работой на ударных. Возможно, менее заметны фортепьяно и электроника Томаса и гитары Такера, но и они вносят свой вклад в общий фантастический саунд. Спасибо бруклинскому лейблу, возродившему из небытия эту шестилетней давности запись.
Гитарист Мэтт Гринвуд родился в городе Хараре. Он - представитель белого меньшинства Зимбабве, который вырос и стал музыкантом в этой стране на юге Африки. На родине он играл с такими местными знаменитостями, как Оливер Мтукудзи и Форвард Квенда. На ...
Очередная вариация на тему «возвращение к корням». Пианист Мэтт Роллингс в начале 80-х годов окончил известный колледж Беркли. Его любимыми музыкантами в те годы были Оскар Питерсон, Рэмзи Льюис, Билл Эванс: вполне себе джазовый круг интересов. Но в ...
Слушая каждый новый альбом басиста и композитора из Чикаго Мэтта Юлери (а мы представляли нашим читателям уже немало его работ), приблизительно представляешь, что тебя ожидает под новой обложкой. Мэтт уже давно занял облюбованную им творческую нишу ...
Басист – особая фигура в джазе. В любом составе (ну, может быть, кроме свободной импровизации) он «держит» пульс ансамбля, но, с другой стороны, на сольные позиции он выходит редко, а то и вообще ограничивается своими «прямыми обязанностями». ...
Ни разу не встречались мне у живущего в Нью-Йорке турецкого пианиста, композитора и бэнд-лидера Мехмета Али Санлыкола неинтересные альбомы. Каждая его работа несет в себе что-то неожиданное, обращаясь и к разуму, и к чувству слушателя. Не стал ...
Турецкий музыкант и композитор Мехмет Полат играет на уде – струнном родственнике лютни, широко распространенном в традиционной музыке народов всего Ближнего Востока, и в этом качестве добился больших успехов. Надо отметить, что он уделяет большое ...
Альбом Of What Remains для музыканта из Монреаля Мелиссы Пайп – это, конечно, этап. Начинала она с изучения джазового саксофона и композиции. Но постепенно Мелисса ощутила, что ей особенно интересны инструменты, которые джазовые саксофонисты ...
В творчестве американского саксофониста и композитора Мелвина Смита заметна связь с духовной музыкой. Наверняка это объясняется особенностями его биографии. Мелвин родился в Джексонвилле, Флорида, в семье где любили музыку и чтили христианские ...
Конечно, фагот в гораздо большей степени ассоциируется с академической музыкой, а не с джазом. Тем не менее, время от времени этот инструмент использовался в джазе с давних лет. Еще в 20-е годы ХХ века на нем играл иногда Фрэнк Трамбауэр, в 50-х и ...
Еще не начав слушать альбом, а только ознакомившись с его выходными данными, я сразу, по ассоциации, вспомнил легендарную Тошико Акиоши и ее биг-бэнд Toshiko Akiyoshi Jazz Orchestra. Вот, думалось, и подросла наследница традиций, «внучка» Тошико, ...
В 20-х годах прошлого века в Гарлеме были популярны так называемые house rent parties, вечеринки с музыкой, на которых королями были такие выдающиеся мастера стиля страйд-пиано, как Вилли Лайон Смит, Фэтс Уоллер, Джеймс Пи Джонсон. Думаю, если бы с ...
Емкому англоязычному понятию singer-songwriter трудно найти столь же краткий аналог на русском: «исполнитель, поющий песни собственного сочинения» - согласитесь, звучит как-то не так… Но, независимо от определения, все хорошо понимают, что за ним ...