Двое из трех участников итальянского ансамбля La Cantiga de la Serena уже знакомы нашим постоянным читателям. С флейтисткой и исполнительницей на многих других инструментах Джорджией Санторо мы впервые встречались в 2019 году в дуэтном альбоме с американским пианистом Патом Баттстоуном Dream Notes, проекте ярко выраженного авангардного характера. Имя певца, композитора и мультиинструменталиста Фабрицио Пьеполи появилось на наших страницах в 2022 году благодаря его сольному альбому Maresia. Этот опытный мастер предпочитает этническую музыку, делая упор на Средиземноморском регионе. И у Санторо, и у Пьеполи, и у третьего участника группы Адольфо Ла Вольпе немало и других проектов, но в рамках La Cantiga de la Serena трио из южноитальянского региона Апулия работает в том же русле, что и в сольном проекте Пьеполи.
Для La Cantiga de la Serena представляемый нами альбом La Novia – уже четвертый по счету. Группа существует с 2008 года, а свою дискографию открыла еще в 2016 году альбомом La Serena, но с тех пор направленность ее творчества не изменилась. Музыкальная этнография, порой – музыкальная археология, соединение старинных и современных традиций, и все это на очень высоком профессиональном уровне – вот круг интересов этих музыкантов. В географическом плане этот круг можно представить, поставив ножку циркуля где-нибудь в Апулии, например, в Бари, а радиусом сделать всю зону Средиземного моря – от Гибралтара на западе до Ближнего Востока. La Novia прекрасно иллюстрирует этот факт.
Значительную часть, почти треть альбома занимает путешествие в Испанию, а точнее – обращение к традиционным мелодиям испанских евреев-сефардов, после изгнания из страны, распространившихся по всему Средиземноморью. И титульная композиция La novia, и стартовая A la una yo naci, и такие треки, как Adio querida и Arvolicos d'almendra – это встреча сефардийской музыки с другими, порой весьма неожиданными элементами. Скажем, в La novia звучат слова популярной в арулийском регионе Саленто песни, а в Adio querida есть отсылки к популярной опере Верди «Травиата», да и в целом этот трек музыканты посвятили памяти великой оперной певицы Марии Каллас. А вот и другой полюс – Ближний Восток: Almaya и Ya Mariam el bikr – это традиционные песни из Сирии и Ливана соответственно, а Longa farahfaza сочинил популярный в ХХ веке египетский композитор Рияд эль-Сонбати. Но, конечно, не забыта и родная Апулия: в альбом вошли традиционные мелодии регионов Гаргано (Tarantella di San Michele) и Саленто (Vorrei volare), а еще одна La Tarantella, сочиненная в конце XVII века Христофоро Карезано, звучит с современным итальянским текстом. Еще одно путешествие в XVII век – это завершающий программу альбома мадригал Si dolce è 'l tormento знаменитого композитора Клаудио Монтеверди. Остается добавить, что трио из Апулии привлекло к работе над альбомом целый ряд гостей – от апулийского женского квартета Faraualla и до арабского певца Набиля Бей Саламеха. Несмотря на кажущуюся пестроту репертуара и использование множества традиционных инструментов из разных культур, La Cantiga de la Serena смогли составить сильную и цельную программу, которую слушаешь на одном дыхании.
До поры до времени творческие пути двух бельгийских музыкантов, скрипача Дамьена Черичи и аккордеониста Дидье Лалоя, не пересекались. Дамьен учился в Льеже у таких мастеров, как Жильбер Тийс и Мартин Пирар, но вскоре понял, что академическое ...
« Возьмите три основных инструмента. Добавьте трех музыкантов и три формы самовыражения. Соедините эти ингредиенты с утроенным чувством взаимопонимания и щедрым музыкальным сопереживанием. Расслабьтесь и слушайте, как успешно возникает единая ...
Последний раз я слушал американского вибрафониста Эльдада Тарму полтора десятка лет назад. Тогда он жил и работал в румынской Тимишоаре и с ансамблем их израильских и румынских музыкантов записал свой тогда шестой по счету, очаровательный альбом ...
Вокалистка албанского происхождения Элина Дуни - желанный гость в каталогах ЕСМ. Достаточно сказать, что A Time To Remember – девятый альбом в ее дискографии и при этом пятый с логотипом ЕСМ. С всемирно известным мюнхенским лейблом Дуни сотрудничает ...
Эксперименты по соединению джаза и поэтического слова не новы. Иногда они были явно неудачными, порой выглядели более или менее органичными. Со всей мощью своего композиторского таланта, со всей неиссякаемой жаждой новизны и, наконец, взяв на ...
Час с небольшим длится этот впечатляющий аудиоспектакль, рассказ о котором мне показалось уместным вести в категориях спектакля обычного. А что мы, как правило, делаем, приходя в театр? Правильно, покупаем программку. В данном случае ее заменяет ...
Много и всегда с удовольствием слушал я итальянского гитариста Энцо Рокко и знакомил с его музыкой наших читателей. Обычно это были дуэтные проекты (когда Рокко встречается со своим земляком Карло Актисом Дато – это вообще «именины сердца»), один ...
Биг-бэнды под руководством женщин давно уже не новость. Достаточно вспомнить два таких блистательных примера, как оркестры Тошико Акиоши или Марии Шнайдер. Приятно, что у них появились наследницы. Собственно говоря, появились они уже довольно давно. ...
Если вы еще с 90-х годов с удовольствием слушали downtown music в релизах Knitting Factory или Tzadik, то любая новая встреча с таким видным представителем этого направления нью-йоркского авангарда, как виолончелист Эрик Фридландер, станет для вас ...
Насколько могу судить, в наших, то есть постсоветских, краях многие любят Эрика Трюффаза. Сухощавый трубач, «белый Майлс», покоряет не только красивым холодноватым звуком своего инструмента, напоминающим его кумира, чей Kind Of Blue юный швейцарец ...
Эсбе не перестает удивлять. С этой британской вокалисткой, выпускницей Королевской академии музыки в Лондоне, мы встречались пару лет назад, рецензируя ее пятый альбом Saqqara, удивительное и необычное сочетание world music с электроникой. В том ...
Корейская пианистка Юнми Ли приехала в Нью-Йорк для учебы в местном университете в 2020 году. Время оказалось не очень удачным. Почти сразу наступил пандемический локдаун и Юнми Ли пришлось учиться в основном он-лайн. Но – не было бы счастья, да ...