Вторая для нашего сайта встреча с вьетнамским музыкантом Три Нгуеном – и разительно непохожая на первую и по инструментарию, и по контенту, и по настроению. Альбом The Art of the Vietnamese Zither – ĐànTranh был издан ARC Music в 2019 году и представлял собой сборник пьес из трех предыдущих альбомов музыканта. Три Нгуен играл там исключительно на традиционной вьетнамской цитре дан чанг – инструменте, появившимся во Вьетнаме в XIII веке и представлявшем собой развитие китайского гучжена. Двоюродный брат дан чанга – например, японская цитра кото. За прошедшие столетия инструмент видоизменялся, менялось количество и материал струн, приемы игры. Три Нгуен – виртуоз традиционного дан чанга, и в том альбоме он играл с целым рядом партнеров. Основные этапы его творческой биографии можно найти в рецензии на The Art of the Vietnamese Zither – ĐànTranh.
Сейчас повторим только, что Три Нгуен рос в состоятельной семье еще в Сайгоне, где искусство, как традиционное, так и западное, было в центре интересов. Учился Три Нгуен сначала на родине, потом во Франции, в École Normale de Musique в Париже, и на сегодня является единственным в мире музыкантом, одинаково свободно владеющим игрой и на фортепьяно, и на дан чанге. Оба эти инструмента звучат в его исполнении в альбоме Duos-Alone и никаких партнеров в этом проекте уже нет – это исключительно сольный проект, проект грустно-ностальгичный, чему причиной стали обстоятельства жизни Три Нгуена.
После смерти отца музыканта его мать перебралась в Париж, обосновавшись недалеко от Три Нгуена – уже известного и успешного мастера. Однако, ностальгия заставила ее вернуться в родной город, теперь уже Хо Ши Мин, и теперь Три Нгуен делил свое время между гастролями, Парижем и регулярными визитами на родину. Но потом наступил год пандемии, и Три Нгуену пришла черная весть о смерти матери от ковида. Он уже не мог прилететь во Вьетнам для прощания: в Париже начался локдаун. Запертый в четырех стенах Три Нгуен начинает сочинять музыку, в которой старается передать свои эмоции: жгучую боль от потери, воспоминания о счастливом детстве в очень теплой и дружной семейной атмосфере, воспоминания о родном Сайгоне и о Вьетнаме в целом…
Сначала он записывает все свои сочинения на фортепьяно, потом – на дан чанге. Из соединения этих двух записей и родился альбом Duos-Alone, к которому он написал и liner notes в форме письма к ушедшей навсегда матери. Издание альбома предварили три сингла: That Bicycle Ride (воспоминания о первой поездке на велосипеде по Сайгону – родители долго запрещали ему самостоятельные веловылазки в большой и полный возможных опасностей город), наполненный меланхолией Sigh of Sorrow и Weeping Mango Leaves (традиционное буддистское приношение к домашнему алтарю в память о родителях).
Дитя двух культур, Три Нгуен очень органично воплощает этот факт в своей музыке. В дуэт дан чанга и фортепьяно он смело вводит цитаты из классиков европейской музыки: Drunk построен на скрипичном концерте Вивальди 'Autumn/Adagio из цикла «Времена года», Sigh of Sorrow основан на знаменитой «Арии» Баха из «Гольдберг-Вариаций», That Bicycle Ride включает фрагменты сонат и фантазий Моцарта, а Our Last Waltz – из фортепьянного концерта соль мажор Равеля. А помимо этого в альбоме есть изящные и полные чувства любви и ностальгии пейзажные зарисовки: Rainfall, Scent of the River, Faded Rose - и символичный финал под названием Your Flight to Heaven. Думаю, эта очень личная работа была важна прежде всего для самого Три Нгуена, но и мы получаем возможность еще раз прикоснуться к его музыке.
Итальянская скрипачка Лодовика Бартоне родилась в городе Удине на северо-востоке Италии, в области Фриули, где даже говорят на особом, фриуланском диалекте итальянского языка. Она начинала в качестве скрипачки академического стиля, выступала с ...
Дебютный альбом альт-саксофонистки и композитора из Чикаго Мэдди Воглер While We Have Time оставляет приятное впечатление. Это работа зрелого и искушенного музыканта, который знает себе цену. Мэдди заканчивала Университет Иллинойса, а сейчас, помимо ...
Ансамбль Madre Vaca основали в 2005 году четверо друзей-тинейджеров в Джексонвилле, Флорида: ударник Бенджамин Шорстайн, звукоинженер ЖанКарло Мендес, гитарист Джарет Картер и пианист Джона Пьер. Их творческий союз продолжается до настоящего ...
Нидерландский гитарист Марк ван Вугт должен быть памятен нашим читателям и по работе в дуэте Vandoorn, и по совместным альбомам с Инеке ван Доорн уже вне рамок этого проекта и, наконец, по недавнему альбому The Lonely Coyote (2022), закрепившему за ...
Басиста Марчелло Себастьяни можно отнести к ветеранам итальянской джазовой сцены, он родился еще в 1955 году. Начинал он с игры на бас-гитаре в различных рок-группах, преимущественно в сфере прог-рока. Но уже в начале 70-х годов Себастьяни обратился ...
Увы, в полном объеме оценить прелесть проекта бразильского гитариста и композитора Марко Антониу Сантуша About: Silence мы не сможем. Дело в том, что музыка – не единственная, хотя и важная составляющая этой работы, задуманной Марко как симбиоз ...
Трудно найти в российском джазе другой коллектив, открывший и уютно обустроивший для себя нишу, в которой он уже почти четверть века не знает конкурентов. И дело не только в стилистике на плодородном поле между джазом и академической музыкой: наряду ...
Большинство певиц-дебютанток, чьи первые альбомы мне доводилось обозревать для « Jazz -Квадрата», как правило, демонстрируют джаз и «еще что-то». Это «что-то» может быть музыкой соул, фолком, ритм-энд-блюзом, поп-музыкой и так далее. Джаз в «чистом» ...
Как мы обычно представляем себе исполнение госпел или спиричуэллс? Мы предполагаем, что это вокальное исполнение, а исполнитель – мужчина или женщина афроамериканского происхождения. Альбом Gospel Piano разрушит эти стереотипы. Исполнитель в данном ...
Ни одного из участников этого проекта, включая его создателя Марка Ортвейна, я ранее не слышал. И как же приятно удивила эта большая группа незнакомцев! It Was Time, дебютный альбом Ортвейна наглядно демонстрирует, как много креативных идей может ...
Британского авангардного ударника Марка Сандерса доводилось неоднократно слушать (и рассказывать об этом нашим читателям) в самых разных составах с разными конфигурациями, но ни разу - в качестве лидера. Неудивительно: CollapseUncollapse: Time in ...
В отличие от двух предыдущих своих альбомов, знакомый уже нашим постоянным читателям басист Массимо Биолкати в новом, четвертом по счету, проекте On a Misty Night отказался от формата квартета и перешел к еще более камерному варианту: трио. На сей ...