Вторая для нашего сайта встреча с вьетнамским музыкантом Три Нгуеном – и разительно непохожая на первую и по инструментарию, и по контенту, и по настроению. Альбом The Art of the Vietnamese Zither – ĐànTranh был издан ARC Music в 2019 году и представлял собой сборник пьес из трех предыдущих альбомов музыканта. Три Нгуен играл там исключительно на традиционной вьетнамской цитре дан чанг – инструменте, появившимся во Вьетнаме в XIII веке и представлявшем собой развитие китайского гучжена. Двоюродный брат дан чанга – например, японская цитра кото. За прошедшие столетия инструмент видоизменялся, менялось количество и материал струн, приемы игры. Три Нгуен – виртуоз традиционного дан чанга, и в том альбоме он играл с целым рядом партнеров. Основные этапы его творческой биографии можно найти в рецензии на The Art of the Vietnamese Zither – ĐànTranh.
Сейчас повторим только, что Три Нгуен рос в состоятельной семье еще в Сайгоне, где искусство, как традиционное, так и западное, было в центре интересов. Учился Три Нгуен сначала на родине, потом во Франции, в École Normale de Musique в Париже, и на сегодня является единственным в мире музыкантом, одинаково свободно владеющим игрой и на фортепьяно, и на дан чанге. Оба эти инструмента звучат в его исполнении в альбоме Duos-Alone и никаких партнеров в этом проекте уже нет – это исключительно сольный проект, проект грустно-ностальгичный, чему причиной стали обстоятельства жизни Три Нгуена.
После смерти отца музыканта его мать перебралась в Париж, обосновавшись недалеко от Три Нгуена – уже известного и успешного мастера. Однако, ностальгия заставила ее вернуться в родной город, теперь уже Хо Ши Мин, и теперь Три Нгуен делил свое время между гастролями, Парижем и регулярными визитами на родину. Но потом наступил год пандемии, и Три Нгуену пришла черная весть о смерти матери от ковида. Он уже не мог прилететь во Вьетнам для прощания: в Париже начался локдаун. Запертый в четырех стенах Три Нгуен начинает сочинять музыку, в которой старается передать свои эмоции: жгучую боль от потери, воспоминания о счастливом детстве в очень теплой и дружной семейной атмосфере, воспоминания о родном Сайгоне и о Вьетнаме в целом…
Сначала он записывает все свои сочинения на фортепьяно, потом – на дан чанге. Из соединения этих двух записей и родился альбом Duos-Alone, к которому он написал и liner notes в форме письма к ушедшей навсегда матери. Издание альбома предварили три сингла: That Bicycle Ride (воспоминания о первой поездке на велосипеде по Сайгону – родители долго запрещали ему самостоятельные веловылазки в большой и полный возможных опасностей город), наполненный меланхолией Sigh of Sorrow и Weeping Mango Leaves (традиционное буддистское приношение к домашнему алтарю в память о родителях).
Дитя двух культур, Три Нгуен очень органично воплощает этот факт в своей музыке. В дуэт дан чанга и фортепьяно он смело вводит цитаты из классиков европейской музыки: Drunk построен на скрипичном концерте Вивальди 'Autumn/Adagio из цикла «Времена года», Sigh of Sorrow основан на знаменитой «Арии» Баха из «Гольдберг-Вариаций», That Bicycle Ride включает фрагменты сонат и фантазий Моцарта, а Our Last Waltz – из фортепьянного концерта соль мажор Равеля. А помимо этого в альбоме есть изящные и полные чувства любви и ностальгии пейзажные зарисовки: Rainfall, Scent of the River, Faded Rose - и символичный финал под названием Your Flight to Heaven. Думаю, эта очень личная работа была важна прежде всего для самого Три Нгуена, но и мы получаем возможность еще раз прикоснуться к его музыке.
На этот раз наше джазовое путешествие по Канаде с Orange Grove Publicity ведет в Калгари, крупнейший город провинции Альберта. Именно здесь уже шесть лет работает джазовый коллектив Redline Trio , в который входят саксофонист Марк ДеДжонг, басист ...
Обложка этого альбома кажется выполненной по лекалам ЕСМ: минималистичность, экзистенциальная статика, холод. Но обложки бывают обманчивы: в музыке, которая спрятана под этой обложкой много света и тепла, много динамики, много воздуха, много типично ...
Свой предыдущий альбом Whenever You’re Starting From пианист и композитор из Чикаго Роб Клирфилд выпустил еще в доковидную эру, в 2018 году. Тот альбом сольных фортепьянных импровизаций мне довелось обозревать для нашего сайта и, среди прочего, там ...
Впервые «Парад мошенников» (именно так переводится название группы чикагского альт-саксофониста и композитора Грега Уорда) мы наблюдали в 2019 году, когда увидел свет альбом Stomping Off From Greenwood. Издан он был лейблом Greenleaf Music. Новый ...
С молодой вокалисткой из Монреаля Роксаной Редди наши читатели уже имели возможность познакомиться совсем недавно по дебютному альбому ансамбля Greenhouse Ensemble под названием Rez-de-chaussée. И вот, почти сразу подоспел уже сольный дебют Редди – ...
«Можно считать, что теперь у Roz Vitalis – как у Кино и Metallica – тоже есть «Чёрный альбом», только не студийный, а «живой», гордо сообщает пресс-релиз в связи с выходом нового альбома петербургской группы Roz Vitalis. Запись эта была сделана на ...
Вроде бы немало работ петербургского ансамбля Roz Vitalis довелось мне слушать и обозревать в последние годы, но к собственному удивлению я обнаружил, что среди них пока не было ни одного студийного альбома. Даже знаковый юбилейный 20 Years – Alive ...
Имя «Рубим де Толедо» сразу выдает латинское происхождение его владельца. И действительно, корни этого музыканта – бразильские, но вырос и работает Рубим в Эдмонтоне, канадская провинция Альберта. Уже в 17 лет в качестве басиста он начал ...
По факту Subduing the Silence – дебютный альбом Рэйчи Ванг, но, слушая альбом, в это трудно поверить. Перед нами зрелая, оригинальная и очень интересная работа вокалистки с вполне сложившимся видением целей, которые она ставит на своем творческом ...
Еще древний грек Гераклит объяснил нам, что в одну и ту же реку невозможно войти дважды. Можно ли считать деятельность трио Rymden попыткой опровергнуть это утверждение? На первый и не очень внимательный взгляд такая мысль может промелькнуть, но на ...
Столь громкие имена на обложке уже сами по себе привлекают внимание к проекту и заставляют ждать от Cosmic Unconsciousness Unplugged чего-то любопытного. Сразу скажу, в данном случае ожидания не будут напрасными. Сэм Ньюсам (р.1965) стабильно входит ...
Для ливанско-канадской барабанщицы и композитора Сана Кадуры Duality – уже второй альбом с собственным именем на обложке. Получив музыкальное образование в США и Канаде, Сана получила определенную известность на североамериканской джазовой сцене, ...