Вторая для нашего сайта встреча с вьетнамским музыкантом Три Нгуеном – и разительно непохожая на первую и по инструментарию, и по контенту, и по настроению. Альбом The Art of the Vietnamese Zither – ĐànTranh был издан ARC Music в 2019 году и представлял собой сборник пьес из трех предыдущих альбомов музыканта. Три Нгуен играл там исключительно на традиционной вьетнамской цитре дан чанг – инструменте, появившимся во Вьетнаме в XIII веке и представлявшем собой развитие китайского гучжена. Двоюродный брат дан чанга – например, японская цитра кото. За прошедшие столетия инструмент видоизменялся, менялось количество и материал струн, приемы игры. Три Нгуен – виртуоз традиционного дан чанга, и в том альбоме он играл с целым рядом партнеров. Основные этапы его творческой биографии можно найти в рецензии на The Art of the Vietnamese Zither – ĐànTranh.
Сейчас повторим только, что Три Нгуен рос в состоятельной семье еще в Сайгоне, где искусство, как традиционное, так и западное, было в центре интересов. Учился Три Нгуен сначала на родине, потом во Франции, в École Normale de Musique в Париже, и на сегодня является единственным в мире музыкантом, одинаково свободно владеющим игрой и на фортепьяно, и на дан чанге. Оба эти инструмента звучат в его исполнении в альбоме Duos-Alone и никаких партнеров в этом проекте уже нет – это исключительно сольный проект, проект грустно-ностальгичный, чему причиной стали обстоятельства жизни Три Нгуена.
После смерти отца музыканта его мать перебралась в Париж, обосновавшись недалеко от Три Нгуена – уже известного и успешного мастера. Однако, ностальгия заставила ее вернуться в родной город, теперь уже Хо Ши Мин, и теперь Три Нгуен делил свое время между гастролями, Парижем и регулярными визитами на родину. Но потом наступил год пандемии, и Три Нгуену пришла черная весть о смерти матери от ковида. Он уже не мог прилететь во Вьетнам для прощания: в Париже начался локдаун. Запертый в четырех стенах Три Нгуен начинает сочинять музыку, в которой старается передать свои эмоции: жгучую боль от потери, воспоминания о счастливом детстве в очень теплой и дружной семейной атмосфере, воспоминания о родном Сайгоне и о Вьетнаме в целом…
Сначала он записывает все свои сочинения на фортепьяно, потом – на дан чанге. Из соединения этих двух записей и родился альбом Duos-Alone, к которому он написал и liner notes в форме письма к ушедшей навсегда матери. Издание альбома предварили три сингла: That Bicycle Ride (воспоминания о первой поездке на велосипеде по Сайгону – родители долго запрещали ему самостоятельные веловылазки в большой и полный возможных опасностей город), наполненный меланхолией Sigh of Sorrow и Weeping Mango Leaves (традиционное буддистское приношение к домашнему алтарю в память о родителях).
Дитя двух культур, Три Нгуен очень органично воплощает этот факт в своей музыке. В дуэт дан чанга и фортепьяно он смело вводит цитаты из классиков европейской музыки: Drunk построен на скрипичном концерте Вивальди 'Autumn/Adagio из цикла «Времена года», Sigh of Sorrow основан на знаменитой «Арии» Баха из «Гольдберг-Вариаций», That Bicycle Ride включает фрагменты сонат и фантазий Моцарта, а Our Last Waltz – из фортепьянного концерта соль мажор Равеля. А помимо этого в альбоме есть изящные и полные чувства любви и ностальгии пейзажные зарисовки: Rainfall, Scent of the River, Faded Rose - и символичный финал под названием Your Flight to Heaven. Думаю, эта очень личная работа была важна прежде всего для самого Три Нгуена, но и мы получаем возможность еще раз прикоснуться к его музыке.
В конце июня текущего года Outside In Music выпустила второй альбом тромбониста и композитора Хавьера Неро Kemet: The Black Land. Нашим читателям он знаком по своей первой большой работе Freedom (2020). Уже тогда можно было заметить, что для Хавьера ...
Не самые известные имена, но вполне достойная музыка: это дуэт пианиста Джеффа Бабко и басиста Дэвида Пилча и их совместный альбом The Libretto Show. Джефф – опытный музыкант, преимущественно ассистирующий другим исполнителям, среди которых были ...
Всегда был не равнодушен к низкому басовому звучанию, будь то струнный или духовой инструмент. Возможно, поэтому каждый альбом лучшего тубиста в современном джазе Джима Селфа для меня всегда праздник. До сих пор на нашем сайте было представлено ...
У австралийской вокалистки Джо Лори интересный послужной список. Почти десять лет она выступала и записывалась со Стингом, сотрудничала также с Полом Саймоном и Питером Гэбриэлом – все имена очень достойные, хотя и не джазовые. Но и джаз Джо также ...
У американского ударника (а иногда еще пианиста и вибрафониста и, конечно же, композитора) Джо Чемберса сложилась в джазе своеобразная репутация. Он, если так можно выразиться, хорошо известен, особенно коллегам-музыкантам, но при этом не очень ...
Практически любой список Топ-10 вибрафонистов джаза не обойдется без имени Джо Локка. Этот музыкант, постепенно переходящий в разряд ветеранов (Лок родился в 1959 году), - живое связующее звено между поколением Милта Джексона и Бобби Хатчерсона и ...
В восьмидесятых и девяностых годах прошлого века, и даже в нулевых, и даже в десятых годах века нынешнего альянс между Джо Ловано и ECM Records казался, скажем так, не очень логичным. Один из столпов современного мэйнстрима, выдающийся тенорист с ...
Тот случай, когда сайдмены, ассистирующие лидеру, куда более известны, чем он сам. Только поглядите на этот список имен – заглядение! Джордж Гарцоне, Бен Стрит, Билли Харт, а в одном треке еще и Джерри Бергонци: каждый – это имя в джазе, и имя ...
Хорошее чувство юмора с некоторой долей иронии отражает обложка альбома Джона Даверсы и Тала Коэна The Art Of Duo. Volume 1 с боксирующими джентльменами из XIX века. Впрочем, сами музыканты считают, что с определенной точки зрения в дуэте есть некий ...
Давненько на наших страницах не гостил известный американский саксофонист и композитор Джон Эллис. Последние годы этот музыкант, чей музыкальный стиль формировался под действием ауры двух важнейших для джаза городов, Нью-Йорка и Нового Орлеана, ...
Рождественские праздники неумолимо приближаются и, соответственно все шире поток специализированных рождественских альбомов, и чисто инструментальных, и с вокалом. Это специфическая продукция, которая начинает появляться на рынке осенью и нарастает ...
Начало двадцатых годов этого столетия выдалось трудным для всех из-за пандемии. Но особенно тяжелым это время стало для прекрасного джазового гитариста Джона Стейна. Едва закончился локдаун и музыкальная индустрия начала оживать, как Джона свалила ...