Vladimir Luchansky / Vitaliy Ovchinnikov - Laves Phases
06.12.2023
Когда в конце 2022 года появился альбом питерского авангардного дуэта Лучанский – Овчинников Language Of Mismatch, это можно было посчитать разовой акцией. Ну, встретились летом 2022 года в стенах кластера «Вавилов Лофт» два известных музыканта, звезды так сошлись, - и записали за две сессии совместную программу. Но вот в конце марта 2023 года в тех же стенах Владимир и Виталий вновь оказались вместе – тенденция, однако! Похоже, музыкантам показалось комфортно играть вместе и эффект «общей химии» сработал так, что дуэт Лучанский-Овчинников теперь можно считать постоянно действующей творческой единицей на питерской авангардной сцене. На сей раз музыканты представили на суд публики программу Laves Phases. Ее запись осуществил Владимир Лучанский, а микшированием и мастерингом занялся Виталий Овчинников. В результате в ноябре 2023 года альбом увидел свет, как и ранее, на лейбле Овчинникова Extra Notes.
Два больших импровизационных полотна, Compound и Density, одно чуть больше двадцати минут звучания, другое – чуть меньше, составили программу альбома, как мне показалось, несколько более радикальную, чем Language Of Mismatch. Помните, когда-то покойный Фил Спектор удивил мир рок и поп-музыки понятием «стена звука»? Мне кажется, в сфере свободной импровизации Владимир и Виталий применили нечто подобное. Но даже если не учитывать тонкости приемов обработки записи, которых я не знаю, музыка дуэта на сей раз удивила. Да, основной инструмент Лучанского – альт-саксофон, а Овчинникова – электрогитара, но вряд ли вы отыщете в почти сорокапятиминутной программе хотя бы короткий отрывок с узнаваемым звуком этих инструментов. Обилие электроники (Лучанский), разнообразнейшие "объекты", которыми оперировал Овчинников, создали вместе со звучанием саксофона и гитары плотный, донельзя насыщенный саунд, отдельные компоненты которого просто неразличимы. В большей степени это относится, на мой взгляд, к Compound, в меньшей – к Density. А если учесть, что во время сессии шло постоянное динамическое взаимодействие изменений окраски звука, темпа импровизации и громкости звучания, то, понятно, для неподготовленного слушателя восприятие этого действа сродни культурному шоку.
Впрочем, авангардную музыку, будь то джаз или свободная импровизация, слушают, как правило, люди подготовленные. Другой вопрос, что круг их, увы, достаточно узок. Но это уж явление совершенно интернациональное, идет ли речь о Берлине, Нью-Йорке, Париже или, как в данном случае, о Санкт-Петербурге. А дуэт Лучанский-Овчинников теперь становится для этого узкого круга ценителей постоянной точкой притяжения. Поражать воображение эти музыканты умеют!
Скоро уже три года, как его нет с нами, а мне все трудно свыкнуться с этой мыслью… У меня особое отношение к этому музыканту. Прошу прощения у читателей за то, что отнимаю у них время этими несколькими строками личных воспоминаний. Чик Кориа был тем ...
Обложка нового альбома Криса Поттера радует яркими и сочными красками, подобными голосу его саксофона. В своем фирменном стиле Крис играет очень длинными нотами, щедро декорируя звук орнаментикой и другими украшениями. Один из лучших, если не ...
Давненько я не слышал Криса Спида. А когда-то, в конце 90-х, я больше всего любил музыку нью-йоркского даунтауна, а в ней – продукцию продвигавшего эту музыку лейбла Knitting Factory Records, а уж в каталоге Knitting Factory особенно выделял работы ...
Пожалуй, американский саксофонист Кристофер МакБрайд пока еще не так известен, как его земляк и коллега по джазу басист Крисчен МакБрайд, но его новый альбом Ramon показывает, что любителям джаза пора запоминать и научиться различать оба этих имени. ...
Не первый год с неослабевающим интересом мы следим за творческим путем необычного итальянского ансамбля Claudio Scolari Project, состоящего из двух пар родственников: отца и сына Сколари и братьев Кавалька. Необычен он отнюдь не только «семейным» ...
Для людей моего и, как минимум, для двух последующих поколений название, помещенное на обложке нового ЕР от Compassionizer, является информацией избыточной: вариация на тему одной из самых знаменитых в мире пластиночных обложек и так ясно указывает, ...
Если театр начинается с вешалки, то альбом, естественно, - с обложки. Выполнил ее, как и все предыдущие у Compassionizer , Вячеслав Потапов, которого вполне можно считать полноправным участником этого проекта питерского музыканта и композитора Ивана ...
Любой релиз такого уважаемого в мире этнической музыки лейбла, как Smithsonian Folkways Recordings, автоматически привлекает внимание. В данном же случае интерес усиливает возможность познакомиться с боснийской музыкой севдах в исполнении одного из ...
Перепробовав в своих предыдущих альбомах различные форматы – трио, соло, квинтет, гитарист из Торонто Дэн Питт возвращается в своем четвертом релизе к истокам, к варианту трио со своими постоянными партнерами Алексом Фурнье (бас) и Ником Фрейзером ...
16 июля 2021 года в нью-йоркской студии Sear Sound собрался очень любопытный квартет. Двое ветеранов авангардной сцены, две легенды – Дэниэл Картер и Уильям Паркер, а также двое очень успешных в Нью-Йорке латиноамериканских джазменов: аргентинец Лео ...
Один из самых интересных альбомов биг-бэндового джаза, который мне довелось услышать в этом году. Open Spaces: Folk Songs Reimagined – второй альбом Daniel Hersog Jazz Orchestra, организованного в 2020 году канадским трубачом, композитором и ...
Италия никого не оставляет равнодушным. Трудно не восторгаться этой страной. Мягкий средиземноморский климат, живописнейшие ландшафты, уникальные памятники культуры, популярная во всем мире кухня и, конечно, сами итальянцы – люди живые, ...