Vladimir Luchansky / Vitaliy Ovchinnikov - Laves Phases
06.12.2023
Когда в конце 2022 года появился альбом питерского авангардного дуэта Лучанский – Овчинников Language Of Mismatch, это можно было посчитать разовой акцией. Ну, встретились летом 2022 года в стенах кластера «Вавилов Лофт» два известных музыканта, звезды так сошлись, - и записали за две сессии совместную программу. Но вот в конце марта 2023 года в тех же стенах Владимир и Виталий вновь оказались вместе – тенденция, однако! Похоже, музыкантам показалось комфортно играть вместе и эффект «общей химии» сработал так, что дуэт Лучанский-Овчинников теперь можно считать постоянно действующей творческой единицей на питерской авангардной сцене. На сей раз музыканты представили на суд публики программу Laves Phases. Ее запись осуществил Владимир Лучанский, а микшированием и мастерингом занялся Виталий Овчинников. В результате в ноябре 2023 года альбом увидел свет, как и ранее, на лейбле Овчинникова Extra Notes.
Два больших импровизационных полотна, Compound и Density, одно чуть больше двадцати минут звучания, другое – чуть меньше, составили программу альбома, как мне показалось, несколько более радикальную, чем Language Of Mismatch. Помните, когда-то покойный Фил Спектор удивил мир рок и поп-музыки понятием «стена звука»? Мне кажется, в сфере свободной импровизации Владимир и Виталий применили нечто подобное. Но даже если не учитывать тонкости приемов обработки записи, которых я не знаю, музыка дуэта на сей раз удивила. Да, основной инструмент Лучанского – альт-саксофон, а Овчинникова – электрогитара, но вряд ли вы отыщете в почти сорокапятиминутной программе хотя бы короткий отрывок с узнаваемым звуком этих инструментов. Обилие электроники (Лучанский), разнообразнейшие "объекты", которыми оперировал Овчинников, создали вместе со звучанием саксофона и гитары плотный, донельзя насыщенный саунд, отдельные компоненты которого просто неразличимы. В большей степени это относится, на мой взгляд, к Compound, в меньшей – к Density. А если учесть, что во время сессии шло постоянное динамическое взаимодействие изменений окраски звука, темпа импровизации и громкости звучания, то, понятно, для неподготовленного слушателя восприятие этого действа сродни культурному шоку.
Впрочем, авангардную музыку, будь то джаз или свободная импровизация, слушают, как правило, люди подготовленные. Другой вопрос, что круг их, увы, достаточно узок. Но это уж явление совершенно интернациональное, идет ли речь о Берлине, Нью-Йорке, Париже или, как в данном случае, о Санкт-Петербурге. А дуэт Лучанский-Овчинников теперь становится для этого узкого круга ценителей постоянной точкой притяжения. Поражать воображение эти музыканты умеют!
Итальянская скрипачка Лодовика Бартоне родилась в городе Удине на северо-востоке Италии, в области Фриули, где даже говорят на особом, фриуланском диалекте итальянского языка. Она начинала в качестве скрипачки академического стиля, выступала с ...
Дебютный альбом альт-саксофонистки и композитора из Чикаго Мэдди Воглер While We Have Time оставляет приятное впечатление. Это работа зрелого и искушенного музыканта, который знает себе цену. Мэдди заканчивала Университет Иллинойса, а сейчас, помимо ...
Ансамбль Madre Vaca основали в 2005 году четверо друзей-тинейджеров в Джексонвилле, Флорида: ударник Бенджамин Шорстайн, звукоинженер ЖанКарло Мендес, гитарист Джарет Картер и пианист Джона Пьер. Их творческий союз продолжается до настоящего ...
Нидерландский гитарист Марк ван Вугт должен быть памятен нашим читателям и по работе в дуэте Vandoorn, и по совместным альбомам с Инеке ван Доорн уже вне рамок этого проекта и, наконец, по недавнему альбому The Lonely Coyote (2022), закрепившему за ...
Басиста Марчелло Себастьяни можно отнести к ветеранам итальянской джазовой сцены, он родился еще в 1955 году. Начинал он с игры на бас-гитаре в различных рок-группах, преимущественно в сфере прог-рока. Но уже в начале 70-х годов Себастьяни обратился ...
Увы, в полном объеме оценить прелесть проекта бразильского гитариста и композитора Марко Антониу Сантуша About: Silence мы не сможем. Дело в том, что музыка – не единственная, хотя и важная составляющая этой работы, задуманной Марко как симбиоз ...
Трудно найти в российском джазе другой коллектив, открывший и уютно обустроивший для себя нишу, в которой он уже почти четверть века не знает конкурентов. И дело не только в стилистике на плодородном поле между джазом и академической музыкой: наряду ...
Большинство певиц-дебютанток, чьи первые альбомы мне доводилось обозревать для « Jazz -Квадрата», как правило, демонстрируют джаз и «еще что-то». Это «что-то» может быть музыкой соул, фолком, ритм-энд-блюзом, поп-музыкой и так далее. Джаз в «чистом» ...
Как мы обычно представляем себе исполнение госпел или спиричуэллс? Мы предполагаем, что это вокальное исполнение, а исполнитель – мужчина или женщина афроамериканского происхождения. Альбом Gospel Piano разрушит эти стереотипы. Исполнитель в данном ...
Ни одного из участников этого проекта, включая его создателя Марка Ортвейна, я ранее не слышал. И как же приятно удивила эта большая группа незнакомцев! It Was Time, дебютный альбом Ортвейна наглядно демонстрирует, как много креативных идей может ...
Британского авангардного ударника Марка Сандерса доводилось неоднократно слушать (и рассказывать об этом нашим читателям) в самых разных составах с разными конфигурациями, но ни разу - в качестве лидера. Неудивительно: CollapseUncollapse: Time in ...
В отличие от двух предыдущих своих альбомов, знакомый уже нашим постоянным читателям басист Массимо Биолкати в новом, четвертом по счету, проекте On a Misty Night отказался от формата квартета и перешел к еще более камерному варианту: трио. На сей ...