Альбом Devotion, пятнадцатый студийный альбом в дискографии уже много лет живущей и работающей на испанском курортном острове Ибица австрийской саксофонистки и композитора Мюриэль Гроссман, знаменует ее переход под крыло американского лейбла Third Man Records. Ранее Мюриэль издавала свои работы преимущественно на собственном лейбле Dreamland Records или эстонском RR Gems. Это не единственное новшество, связанное с этим проектом. В квартете Гроссман, рядом с ее давними постоянными партнерами Радомиром Милойковичем (гитары) и Урошем Стаменковичем (ударные), при записи Devotion появился органист из Барселоны Абель Бокера. Сама же Мюриэль выглядит в этом альбоме настоящим мультиинструменталистом: помимо знакомых по ее прежним работам саксофонов (здесь она использует альт, тенор и сопрано) и флейты, Гроссман играет здесь на контрабасе, взяв на себя функции часто выступавшей с ней ранее Джины Шварц, а также на тамбуре, калимбе, фисгармонии и различных перкуссионных инструментах.
Гроссман и ранее питала пристрастие к большим развернутым композициям, но в Devotion она просто превзошла себя. Из семи композиций альбома нет ни одной короче десяти минут, а программу полуторачасового альбома открывает грандиозная пьеса Absolute Truth продолжительностью звучания почти 22 минуты. Это, можно сказать, визитная карточка альбома. Духовная составляющая творчества Мюриэль Гроссман, идущая от Колтрейна и отраженная в названии альбома, здесь зримо сливается с хардбоповыми идиомами и модальным джазом под почти фанковый ритм ударных. Сменяя друг друга, по мере развития композиции, отлично солируют и тенор-саксофон лидера квартета, и гитара Милойковича, и хэммонд-орган Бокеры, на редкость органично вошедшего в этот ансамбль. Затем следует Calm, мой персональный фаворит альбома, с фантастически экспрессивной игрой Гроссман и не менее мощными партиями Милойковича. На фоне этой пьесы следующая композиция Care, в дузе соул-джаза показалась мне поначалу чуть пресноватой, но огненные соло гитары вкупе с отменной работой Бокеры и Стаменковича это впечатление начали размывать, а соло Гроссман все изменило в корне.
Любопытно, что в плане стилистки Мюриэль вроде бы не предлагает ничего революционного. Но из уже знакомых «кирпичиков» она с талантом выдающегося архитектора собирает здание, в равной степени гармоничное и эффектное, как по структуре, так и по элементам декора. Примером тому может служить буквально любая пьеса альбома, а такая композиция, как Knowledge and Wisdom добавляет к блюз-роковым акцентам еще и изящную индийскую орнаментику, во многом за счет партии флейты от Мюриэль Гроссман. В титульной пьесе Devotion гитара Милойковича продолжает работать в блюз-роковом ключе, но Гроссман и Бокера изящно возвращают пьесу в соул-джазовое русло. Для эффектного финала Мюриэль припасла композицию Mother of All, где все участники квартета столь убедительны, что лишь подтверждают сложившееся за эти полтора часа прослушивания альбома убеждение, что это – лучший альбом Мюриэль Гроссман за последние годы.
Бруклинский лейбл 577 Records продолжает раскапывать интереснейшие архивные записи британского фри-джаза Made In Bristol. На сей раз в поле зрения издателей попал концерт, который сыграли 1 июля 1989 года в местном зале The Albert Inn трое видных ...
Когда-то, в начале 70-х годов Пол Данмолл играл прог-рок. Сегодня ветеран-саксофонист – один из столпов британского фри-джаза и свободной импровизационной музыки, связующее звено между еще действующими «отцами-основателями» и более молодыми адептами ...
По обложке альбома Wednesday Weld этого не видно, но на фотографиях 75-летний Пол Флаэрти с его длинной белоснежной бородой смотрится весьма колоритно: этакий Гэндальф с саксофоном. С этим инструментом он сроднился еще ребенком, в 10-летнем ...
Душа этого проекта – очень интересная личность. Теодор Кумарцис из греческого портового города Салоники, человек равно влюбленный в музыку и историю античной Греции, основал в своем родном городе уникальный интерактивный музей Seikilo Ancient World ...
В 2019 году в чешском городе Градец Кралове проходил фестиваль Jazz Goes To Town . В рамках этого фестиваля и сформировался спонтанно импровизационный дуэт, в который вошли немецкий ударник Клаус Кугель и чешский саксофонист Павел Хрубы. Их ...
Время звучания этого альбома – чуть меньше академического часа. Мне представляется, что одним из самых эффективных способов донести до современных школьников весь ужас понятия Холокост был бы урок с прослушиванием этого альбома и знакомством с ...
Уроженец Висконсина Пит МакКенн уже более тридцати лет является заметной фигурой джазовой жизни Нью-Йорка. Более всего этого гитариста знают, как прекрасного сайдмена, чей инструмент звучит на более, чем ста альбомах. Пит играл со множеством ...
Британский гитарный проект Пита Оксли и Николаса Мейера (он швейцарец, но уже давно живет и работает в Англии) выпускает в мае свой пятый по счету альбом Mercurial Indigo. Наши читатели уже имели удовольствие встречаться с предыдущими работами Оксли ...
Новая встреча с музыкантом, уже «светившимся» на наших страницах. Петролио – это артистический ник итальянского музыканта Энрико Черрато, под которым он выступает в 2015 года. Петролио – частый участник разнообразных фестивалей авангардной музыки, ...
Боюсь, в этом тексте история заметно потеснит музыку – уж больно специфична тематика альбома The Irish Revolution , нового релиза в каталоге британского лейбла ARC Music . Его история такова. В 2019 году ирландское телевидение показало ...
Благодаря релизам лейбла Intonema, возглавляемого Ильей Белоруковым, наши читатели не раз встречались с работами этого петербургского музыканта, сферой интересов которого являются свободная импровизация и электронная экспериментальная музыка. ...
И название альбома Ребекки Хеннесси Joy Will Find Us («Радость найдет нас»), и обложка, где мальчик играет с собственной тенью на стене, по-видимому, в ясный солнечный день, настраивает на позитивный лад. Да и сам альбом, коллекция новых песен ...