Альбом Devotion, пятнадцатый студийный альбом в дискографии уже много лет живущей и работающей на испанском курортном острове Ибица австрийской саксофонистки и композитора Мюриэль Гроссман, знаменует ее переход под крыло американского лейбла Third Man Records. Ранее Мюриэль издавала свои работы преимущественно на собственном лейбле Dreamland Records или эстонском RR Gems. Это не единственное новшество, связанное с этим проектом. В квартете Гроссман, рядом с ее давними постоянными партнерами Радомиром Милойковичем (гитары) и Урошем Стаменковичем (ударные), при записи Devotion появился органист из Барселоны Абель Бокера. Сама же Мюриэль выглядит в этом альбоме настоящим мультиинструменталистом: помимо знакомых по ее прежним работам саксофонов (здесь она использует альт, тенор и сопрано) и флейты, Гроссман играет здесь на контрабасе, взяв на себя функции часто выступавшей с ней ранее Джины Шварц, а также на тамбуре, калимбе, фисгармонии и различных перкуссионных инструментах.
Гроссман и ранее питала пристрастие к большим развернутым композициям, но в Devotion она просто превзошла себя. Из семи композиций альбома нет ни одной короче десяти минут, а программу полуторачасового альбома открывает грандиозная пьеса Absolute Truth продолжительностью звучания почти 22 минуты. Это, можно сказать, визитная карточка альбома. Духовная составляющая творчества Мюриэль Гроссман, идущая от Колтрейна и отраженная в названии альбома, здесь зримо сливается с хардбоповыми идиомами и модальным джазом под почти фанковый ритм ударных. Сменяя друг друга, по мере развития композиции, отлично солируют и тенор-саксофон лидера квартета, и гитара Милойковича, и хэммонд-орган Бокеры, на редкость органично вошедшего в этот ансамбль. Затем следует Calm, мой персональный фаворит альбома, с фантастически экспрессивной игрой Гроссман и не менее мощными партиями Милойковича. На фоне этой пьесы следующая композиция Care, в дузе соул-джаза показалась мне поначалу чуть пресноватой, но огненные соло гитары вкупе с отменной работой Бокеры и Стаменковича это впечатление начали размывать, а соло Гроссман все изменило в корне.
Любопытно, что в плане стилистки Мюриэль вроде бы не предлагает ничего революционного. Но из уже знакомых «кирпичиков» она с талантом выдающегося архитектора собирает здание, в равной степени гармоничное и эффектное, как по структуре, так и по элементам декора. Примером тому может служить буквально любая пьеса альбома, а такая композиция, как Knowledge and Wisdom добавляет к блюз-роковым акцентам еще и изящную индийскую орнаментику, во многом за счет партии флейты от Мюриэль Гроссман. В титульной пьесе Devotion гитара Милойковича продолжает работать в блюз-роковом ключе, но Гроссман и Бокера изящно возвращают пьесу в соул-джазовое русло. Для эффектного финала Мюриэль припасла композицию Mother of All, где все участники квартета столь убедительны, что лишь подтверждают сложившееся за эти полтора часа прослушивания альбома убеждение, что это – лучший альбом Мюриэль Гроссман за последние годы.
Три коротких имени и не менее короткое название запечатлены на обложке этого альбома, который издает авангардный лейбл из Чикаго Irritable Mystic Records в начале июня текущего года. Трио Стайн / Смит / Шид возникло осенью 2021 года в Чикаго и сразу ...
Ударник с неприметным именем Стив Смит на самом деле фигура весьма известная. В 2001 году журнал Modern Drummer включил его в список 25 самых лучших ударников всех времен. Стив – свой человек и в мире джаза, и в мире рока. В джазе Смит (р.1954) ...
Группа Stirrup возникла в Чикаго в 2009 году. Двое участников – коренные чикагцы: это ударник Чарльз Рамбэк и басист Ник Макри. Оба уже немного знакомы нашим читателям по альбому Рамбэка Seven Bridges (2021), в записи которого участвовал и Макри. А ...
Московская джазовая пианистка Светлана Маринченко, ученица известного петербургского музыканта Андрея Кондакова, в 2016 году переехала для продолжения учебы в Германию и с тех пор продолжает активно осваивать европейские сцены и студии. Два года ...
Австралийские музыканты, пианист Джо О’Коннор, басистка Хелен Свобода и ударник Тим Грин дружат много лет, они вместе росли в Брисбене, где делали первые шаги в музыке. Потом жизнь неумолимо развела их. Скажем, Хелен отправилась учиться в Германию и ...
Польский лейбл Fundacia Sluchaj сделал достоянием широкого круга меломанов любопытнейшую запись сессии, состоявшейся в июне 2022 года в Дортмунде, где встретились американский тромбонист и флейтист Стив Свелл, украинский басист Марк Токарь и ...
С греческой пианисткой Таней Джаннули мы познакомили наших читателей в 2020 году. То был альбом ее очень необычного по составу трио In Fading Light. В той рецензии (ее легко найти на сайте) говорилось и о творческом пути Джаннули, о ее тяготении к ...
Даже на фоне удивительно разнообразной издательской программы британского лейбла ARC Music, специализирующегося на этнической музыке со всего мира, этот релиз выделяется своей необычностью. Двойной альбом пианистки и композитора из Шри Ланки Тани ...
Американец Тед Фэлкон влюблен в бразильскую музыку, причем не вообще, а в конкретный ее вид – музыку шоро, родившуюся в ХIХ веке в бедных городских районах Рио-де-Жанейро, музыку где грусть («шоро» в перводе означает «Плач») транслируется ...
Терри Джибс – уникальная личность в джазе. Попробуйте назвать другого из ныне живущих музыкантов, который бы играл с Гиллеспи и Паркером, Томми Дорси и Бенни Гудменом, Коулменом Хокинсом и Роем Элдриджем, Вуди Херманом и Рэем Брауном, Сарой Воэн и ...
Басист из Торонто Арти Рот – заметная личность на местной джазовой сцене уже более двадцати лет. Он много и плодотворно сотрудничал в записях и концертных турах с Ричем Андерхиллом, записывался с Софи Мильман, гастролировал в разных странах с The ...
В 2003 году исполнилось сто лет со дня рождения Бикса Байдербека, первого белого музыканта, вошедшего в галерею самых великих музыкантов джаза. Его жизнь оказалась очень короткой: Бикс умер в 1931 году в возрасте всего лишь 28 лет – алкоголизм ...