Историю этого проекта приходиться разматывать издалека – с биографии виолончелиста Дэниэла Левина. Он родился в Барлингтоне, Вермонт и начал играть на виолончели в самом нежном возрасте – с 6 лет. В 2001 году, получив степень в Консерватории Новой Англии, Дэниэл почти сразу стал заметной фигурой на нью-йоркской сцене в качестве композитора и импровизатора. Сегодня на его счету более двадцати альбомов и специфичный стиль игры, в котором есть элементы академической музыки, джаза, микротонального авангарда и европейской свободной импровизации. В 2017 году Левин перебрался в Северную Каролину, и здесь его застала пандемия.
Сорвались концертные планы, настала вынужденная изоляция. Левин должен был выступить в Университете Дьюка в Дареме, но концерт не состоялся. Тогда музыкант предложил организовать запись у себя на дому и переслать организаторам для стриминга. Так началась и получила затем продолжение серия записей в «Святилище» (Sanctuary), как стали называть импровизированную студию в доме импровизатора.
В январе 2022 года он сыграл здесь дуэт со швейцарским саксофонистом Лораном Эстопеем. Также известный музыкант, также импровизатор, Лоран закончил учебу в консерватории Лозанны в 1994 году и с тех пор выпустил немало альбомов, гастролировал чуть ли не на всех континентах, играл со многими известными европейскими и американскими партнерами. В 2010 Эстопей переехал в Штаты и также поселился в Северной Каролине. Дэниэла и Лорана познакомила старая приятельница Левина еще по нью-йоркской сцене Джил Кристенсен. Так родился этот дуэт.
Для тех, кто мало знаком с импровизационной музыкой здесь будет много необычного. Здесь нет эмоциональных всплесков, виолончель и саксофон осторожно, неторопливо нащупывают путь своих импровизаций. Паузы также играют большую роль в их музыке. Как вспоминает Дэниэл Левин, «то было одновременно свежо и комфортно – взаимное доверие обнаружилось с самого начала, что позволило нам сразу приступить к делу, исследуя любмую нами обоими территорию – неизведанное». Пять импровизационных пьес, сыгранных музыкантами, они назвали также весьма необычно: каждая названа одной из строк стихотворений американского поэта Джона Таггарта. Да и название альбома – SUMAC – тоже своеобразно. Это особый вид специй, получаемый из почти одинаково по-русски звучащего названия растения сумах. Горка этих специй помещена и на обложку альбома. Распробуйте – и специи, и музыку Левина и Эстопея!
Биг-бэнды под руководством женщин давно уже не новость. Достаточно вспомнить два таких блистательных примера, как оркестры Тошико Акиоши или Марии Шнайдер. Приятно, что у них появились наследницы. Собственно говоря, появились они уже довольно давно. ...
Если вы еще с 90-х годов с удовольствием слушали downtown music в релизах Knitting Factory или Tzadik, то любая новая встреча с таким видным представителем этого направления нью-йоркского авангарда, как виолончелист Эрик Фридландер, станет для вас ...
Насколько могу судить, в наших, то есть постсоветских, краях многие любят Эрика Трюффаза. Сухощавый трубач, «белый Майлс», покоряет не только красивым холодноватым звуком своего инструмента, напоминающим его кумира, чей Kind Of Blue юный швейцарец ...
Эсбе не перестает удивлять. С этой британской вокалисткой, выпускницей Королевской академии музыки в Лондоне, мы встречались пару лет назад, рецензируя ее пятый альбом Saqqara, удивительное и необычное сочетание world music с электроникой. В том ...
Корейская пианистка Юнми Ли приехала в Нью-Йорк для учебы в местном университете в 2020 году. Время оказалось не очень удачным. Почти сразу наступил пандемический локдаун и Юнми Ли пришлось учиться в основном он-лайн. Но – не было бы счастья, да ...
У фортепьяно славные традиции в каталонском джазе. Достаточно вспомнить такое известное имя, как Тете Монтулиу. Продолжательницей этих традиций является пианистка и композитор Ева Новоа. Она родилась в Барселоне, начинала, как это часто бывает, с ...
Когда опирающийся на свои богатые традиции американский постбоповый джаз встречается с европейским новым джазом, это чаще всего выливается в весьма интересные проекты. Именно такова группа Exploding Pig, базирующаяся в австрийском Граце. Обязана она ...
Необычайно плодотворными выдались конец прошлого и начало нынешнего года для белорусского мастера импровизационной музыки, мультиинструменталиста, композитора и поэта Виктора Семашко. В недавнем электронном письме Виктор выслал линки сразу к четырем ...
Половина участников этой записи нам уже немного знакома. В 2022 году на страицах сайта публиковалась рецензия на дуэтный альбом двух аргентинцев - саксофониста Мартина Прошиа и басиста Федерико Соломевича Rizoma. То был ярко выраженный авангардный ...
Гитарист и композитор Феликс Телье Пульо живет и работает в Монреале. Он уже достаточно известен на музыкальной сцене этого крупнейшего города франкоязычной Канады. Феликс играет в исполняющей фьюжн группе Upsydaisy и участвовал в записи ее альбома ...
Порой рассказ об очередном альбоме превращается в замысловатый квест. До знакомства с Ataraxia я никогда ничего не слышал о гитаристе и композиторе со звучным именем Франсиско Лела де Ларреа. «Явки и пароли» (читай – линк к bandcamp музыканта, где я ...
Последний раз мы встречались с камерунским гитаристом и композитором Фрэнком Бийонгом в 2022 году на альбоме Kunde. Позволю себе небольшую цитату из той рецензии: «…Kunde практически лишен этнических признаков. Такая музыка могла с равным успехом ...