Имя швейцарской саксофонистки и композитора Сары Чаксэд уже встречалось на наших страницах, но Сара лишь упоминалась, как одна из основательниц в Базеле независимого лейбла Clap Your Hands Records. Но Чаксэд еще и весьма заметная фигура в швейцарском джазе. Уроженка города Волен в кантоне Аргау, эта саксофонистка ирано-швейцарского происхождения сделала себе имя выступлениями с большим составом Sarah Chaksad Orchestra, с еще одним, уже чисто женским биг-бэндом International Female Musicians Collective, а также с интернациональным (и интергендерным) септетом Songlines. И вот теперь, мы имеем возможность познакомиться с новым проектом Сары для большого состава. Вы можете сказать, что 13 человек – это все же не биг-бэнд. Что ж, Чаксэд на этот раз и назвала свою команду иначе: Sarah Chaksad Large Ensemble, и записала с этим коллективом в марте 2023 года в Берлине альбом Together.
Коллектив у Сары опять интернациональный. В нем работают музыканты из Германии, Франции, Швейцарии (включая уже знакомого нам по записям Clap Your Hands тенориста и кларнетиста Фабиана Фильманна), польская вокалистка с японскими корнями Юми Ито, давняя партнерша Сары, норвежская трубачка Хильдегун Эйсет и бразильский гитарист Фабио Гувеа. В титульном треке Together к ансамблю подключается иранский кеманчист Мисаг Джулаи. Все десять композиций сочинила сама Сара Чаксэд, она же выполнила и все аранжировки.
И ей было над чем поработать. Дело в том, что хотя большая часть ансамбля – духовики, характерных для биг-бэнда секций здесь нет. Каждый инструмент представлен в основном одним исполнителем, а в саунд ансамбля включены и такие не самые частые в джазе инструменты, как бассетгорн, туба или эуфониум. Но раскладку на голоса Чаксэд сделала очень тщательно, да еще к звуковой палитре коллектива надо добавить и человеческий голос: вокал Юми Ито заслуживает самых добрых слов.
Если в титульной пьесе, где Сара Чаксэд отдала дань своим иранским корням (не первый раз – один из ее предыдущих альбомов даже назывался Tebriz), отчетливо слышны ориентальные мотивы, усиленные иранским гостем, то вся остальная программа выдержана в рамках сложно структурированного, полиритмичного и весьма близкого к современной академической музыке (например, в обоих треках Green) европейского нового джаза. Чаксэд очень точно нашла баланс духовых и ритм-группы в своих композициях, где есть и пространство для импровизаций и четкая коллективная работа на основную идею автора музыки и бэнд-лидера. Впечатляющий результат!
Британского авангардного ударника Марка Сандерса доводилось неоднократно слушать (и рассказывать об этом нашим читателям) в самых разных составах с разными конфигурациями, но ни разу - в качестве лидера. Неудивительно: CollapseUncollapse: Time in ...
В отличие от двух предыдущих своих альбомов, знакомый уже нашим постоянным читателям басист Массимо Биолкати в новом, четвертом по счету, проекте On a Misty Night отказался от формата квартета и перешел к еще более камерному варианту: трио. На сей ...
Гитарист Мэтт Гринвуд родился в городе Хараре. Он - представитель белого меньшинства Зимбабве, который вырос и стал музыкантом в этой стране на юге Африки. На родине он играл с такими местными знаменитостями, как Оливер Мтукудзи и Форвард Квенда. На ...
Очередная вариация на тему «возвращение к корням». Пианист Мэтт Роллингс в начале 80-х годов окончил известный колледж Беркли. Его любимыми музыкантами в те годы были Оскар Питерсон, Рэмзи Льюис, Билл Эванс: вполне себе джазовый круг интересов. Но в ...
Слушая каждый новый альбом басиста и композитора из Чикаго Мэтта Юлери (а мы представляли нашим читателям уже немало его работ), приблизительно представляешь, что тебя ожидает под новой обложкой. Мэтт уже давно занял облюбованную им творческую нишу ...
Басист – особая фигура в джазе. В любом составе (ну, может быть, кроме свободной импровизации) он «держит» пульс ансамбля, но, с другой стороны, на сольные позиции он выходит редко, а то и вообще ограничивается своими «прямыми обязанностями». ...
Ни разу не встречались мне у живущего в Нью-Йорке турецкого пианиста, композитора и бэнд-лидера Мехмета Али Санлыкола неинтересные альбомы. Каждая его работа несет в себе что-то неожиданное, обращаясь и к разуму, и к чувству слушателя. Не стал ...
Турецкий музыкант и композитор Мехмет Полат играет на уде – струнном родственнике лютни, широко распространенном в традиционной музыке народов всего Ближнего Востока, и в этом качестве добился больших успехов. Надо отметить, что он уделяет большое ...
Альбом Of What Remains для музыканта из Монреаля Мелиссы Пайп – это, конечно, этап. Начинала она с изучения джазового саксофона и композиции. Но постепенно Мелисса ощутила, что ей особенно интересны инструменты, которые джазовые саксофонисты ...
В творчестве американского саксофониста и композитора Мелвина Смита заметна связь с духовной музыкой. Наверняка это объясняется особенностями его биографии. Мелвин родился в Джексонвилле, Флорида, в семье где любили музыку и чтили христианские ...
Конечно, фагот в гораздо большей степени ассоциируется с академической музыкой, а не с джазом. Тем не менее, время от времени этот инструмент использовался в джазе с давних лет. Еще в 20-е годы ХХ века на нем играл иногда Фрэнк Трамбауэр, в 50-х и ...
Еще не начав слушать альбом, а только ознакомившись с его выходными данными, я сразу, по ассоциации, вспомнил легендарную Тошико Акиоши и ее биг-бэнд Toshiko Akiyoshi Jazz Orchestra. Вот, думалось, и подросла наследница традиций, «внучка» Тошико, ...