Имя швейцарской саксофонистки и композитора Сары Чаксэд уже встречалось на наших страницах, но Сара лишь упоминалась, как одна из основательниц в Базеле независимого лейбла Clap Your Hands Records. Но Чаксэд еще и весьма заметная фигура в швейцарском джазе. Уроженка города Волен в кантоне Аргау, эта саксофонистка ирано-швейцарского происхождения сделала себе имя выступлениями с большим составом Sarah Chaksad Orchestra, с еще одним, уже чисто женским биг-бэндом International Female Musicians Collective, а также с интернациональным (и интергендерным) септетом Songlines. И вот теперь, мы имеем возможность познакомиться с новым проектом Сары для большого состава. Вы можете сказать, что 13 человек – это все же не биг-бэнд. Что ж, Чаксэд на этот раз и назвала свою команду иначе: Sarah Chaksad Large Ensemble, и записала с этим коллективом в марте 2023 года в Берлине альбом Together.
Коллектив у Сары опять интернациональный. В нем работают музыканты из Германии, Франции, Швейцарии (включая уже знакомого нам по записям Clap Your Hands тенориста и кларнетиста Фабиана Фильманна), польская вокалистка с японскими корнями Юми Ито, давняя партнерша Сары, норвежская трубачка Хильдегун Эйсет и бразильский гитарист Фабио Гувеа. В титульном треке Together к ансамблю подключается иранский кеманчист Мисаг Джулаи. Все десять композиций сочинила сама Сара Чаксэд, она же выполнила и все аранжировки.
И ей было над чем поработать. Дело в том, что хотя большая часть ансамбля – духовики, характерных для биг-бэнда секций здесь нет. Каждый инструмент представлен в основном одним исполнителем, а в саунд ансамбля включены и такие не самые частые в джазе инструменты, как бассетгорн, туба или эуфониум. Но раскладку на голоса Чаксэд сделала очень тщательно, да еще к звуковой палитре коллектива надо добавить и человеческий голос: вокал Юми Ито заслуживает самых добрых слов.
Если в титульной пьесе, где Сара Чаксэд отдала дань своим иранским корням (не первый раз – один из ее предыдущих альбомов даже назывался Tebriz), отчетливо слышны ориентальные мотивы, усиленные иранским гостем, то вся остальная программа выдержана в рамках сложно структурированного, полиритмичного и весьма близкого к современной академической музыке (например, в обоих треках Green) европейского нового джаза. Чаксэд очень точно нашла баланс духовых и ритм-группы в своих композициях, где есть и пространство для импровизаций и четкая коллективная работа на основную идею автора музыки и бэнд-лидера. Впечатляющий результат!
Последний раз я слушал американского вибрафониста Эльдада Тарму полтора десятка лет назад. Тогда он жил и работал в румынской Тимишоаре и с ансамблем их израильских и румынских музыкантов записал свой тогда шестой по счету, очаровательный альбом ...
Вокалистка албанского происхождения Элина Дуни - желанный гость в каталогах ЕСМ. Достаточно сказать, что A Time To Remember – девятый альбом в ее дискографии и при этом пятый с логотипом ЕСМ. С всемирно известным мюнхенским лейблом Дуни сотрудничает ...
Эксперименты по соединению джаза и поэтического слова не новы. Иногда они были явно неудачными, порой выглядели более или менее органичными. Со всей мощью своего композиторского таланта, со всей неиссякаемой жаждой новизны и, наконец, взяв на ...
Час с небольшим длится этот впечатляющий аудиоспектакль, рассказ о котором мне показалось уместным вести в категориях спектакля обычного. А что мы, как правило, делаем, приходя в театр? Правильно, покупаем программку. В данном случае ее заменяет ...
Много и всегда с удовольствием слушал я итальянского гитариста Энцо Рокко и знакомил с его музыкой наших читателей. Обычно это были дуэтные проекты (когда Рокко встречается со своим земляком Карло Актисом Дато – это вообще «именины сердца»), один ...
Биг-бэнды под руководством женщин давно уже не новость. Достаточно вспомнить два таких блистательных примера, как оркестры Тошико Акиоши или Марии Шнайдер. Приятно, что у них появились наследницы. Собственно говоря, появились они уже довольно давно. ...
Если вы еще с 90-х годов с удовольствием слушали downtown music в релизах Knitting Factory или Tzadik, то любая новая встреча с таким видным представителем этого направления нью-йоркского авангарда, как виолончелист Эрик Фридландер, станет для вас ...
Насколько могу судить, в наших, то есть постсоветских, краях многие любят Эрика Трюффаза. Сухощавый трубач, «белый Майлс», покоряет не только красивым холодноватым звуком своего инструмента, напоминающим его кумира, чей Kind Of Blue юный швейцарец ...
Эсбе не перестает удивлять. С этой британской вокалисткой, выпускницей Королевской академии музыки в Лондоне, мы встречались пару лет назад, рецензируя ее пятый альбом Saqqara, удивительное и необычное сочетание world music с электроникой. В том ...
Корейская пианистка Юнми Ли приехала в Нью-Йорк для учебы в местном университете в 2020 году. Время оказалось не очень удачным. Почти сразу наступил пандемический локдаун и Юнми Ли пришлось учиться в основном он-лайн. Но – не было бы счастья, да ...
У фортепьяно славные традиции в каталонском джазе. Достаточно вспомнить такое известное имя, как Тете Монтулиу. Продолжательницей этих традиций является пианистка и композитор Ева Новоа. Она родилась в Барселоне, начинала, как это часто бывает, с ...
Когда опирающийся на свои богатые традиции американский постбоповый джаз встречается с европейским новым джазом, это чаще всего выливается в весьма интересные проекты. Именно такова группа Exploding Pig, базирующаяся в австрийском Граце. Обязана она ...