Как и рекомендовал приславший мне этот линк Антон Ефимов, знакомство с новым альбомом московской группы Disen Gage, созданным при участии целой группы гостей из электронно-нойзовой песочницы и получившим название Bionika, я начал с bandcamp, где об этом проекте размещена обширная информация. Если я все правильно понял, то запись альбома была осуществлена 29 декабря 2021 года, но концепция родилась позже, уже в период микширования треков, и сводилась к идее бионического человека, то есть существа, в котором слились живая и компьютерно-роботизированная природа. Идея страшноватая, хотя уже обыгранная Голливудом, а мне запомнившаяся еще по трагической судьбе бионического человека (там он, правда, назывался иначе) Камилла, героя «Далекой Радуги» незабвенных братьев Стругацких.
Теоретическая база проекта заставила меня погрузиться в недра Википедии и узнать о существовании уже более полувека живущего в США чешского психиатра и ученого Станислава Грофа, добавившего к идеям индивидуального (Фрейд) и коллективного (Юнг) бессознательного теорию перинатального бессознательного и обозначившего весь внутриутробный период развития плода четырьмя так называемыми базовыми перинатальными матрицами. Связь идей Грофа с идеей бионического человека я, признаться, не уловил, хотя Disen Gage и примкнувшие к группе музыканты, похоже, видели свою музыку, как концептуально-фантастический рассказ о рождении такого человека в соответствии с матрицами Грофа. Увы, мне воображения для представлений о зарождении такого монстра в живом человеческом теле не хватило, тут и утроба, очевидно, предполагается искусственная … Зато я долго и с удовольствием изучал обложку альбома (концепция Дарьи Соловьевой, исполнение Александра Медведева), где симпатичный бионический мальчуган левитирует над стулом и с живым интересом вглядывается в окружающее пространство на фоне каких-то квази-восточных башен справа от себя и квази-западных слева: этакая герметическая притча а-ля Босх, которую можно трактовать сколь угодно разными способами.
После такой обстоятельной теоретической подготовки я отправился погулять, чтобы максимально вымыть из головы все концепции, а потом постараться просто послушать музыку без ее концептуальных завязок. И музыка понравилась! То, что я услышал, можно, на мой вкус, охарактеризовать, как соединение прог-рока с эмбиентом при активном использовании электроники, конкретных звуков и шумов. Bionika показалась мне заметно менее радикальной по сравнению с дуэтом Ефимова и Мочалова Nature (2018) и более цельной (концептуальную связь всех шести треков трудно не заметить) по настроению по сравнению с предыдущей работой группы The Big Adventure (2019). Механистичный индустриальный ритм в контрапункте с гитарными и синтезаторными партиями порой оказывает здесь просто гипнотическое воздействие. Особенно выделю в этом плане титульную пьесу Bionika и финальную Clap Your Hands – в обоих случаях чертовски хотелось, чтобы этот звуковой поток продолжался и продолжался. Все конкретные звуки, включая голос ребенка в Bionika, показались очень уместными (в прямом смысле – то есть, на своем месте) в контексте композиций и нигде не были самоцелью: так что респект гостям проекта, не зря указанным на титульной обложке альбома, и, конечно же, респект Disen Gage за новую работу, которую интересно слушать и о которой можно и нужно спорить. Disen Gage достигли того уровня мастерства и уважения к своим поклонникам, когда многое можно не договаривать до конца и оставлять слушателям поле для размышления.
2023 БНиЛ Records
6 tks / 47 mins
(Konstantin Mochalov, Anton Efimov – g; Daria Solovyeva – beats, synths; Nikolay Filimonov – b; with Evgene Voronovsky – dvina, electronics; Misha ‘MOX’ Salnikov – electronics, samples, field recordings; Michelle Salnikov - voice samples used in tk 2; Alexei Borisov – voice (tk 4), electronics, tapes;)
Короля, как известно, делает свита. Я ничего не знал о каталонском гитаристе и композиторе Жауме де Виала, когда получил письмо из Барселоны с этим альбомом. Но увидев, что со-продюсером Calidoscopi Embruixat выступал живущий в Барселоне сербский ...
В конце июня текущего года Outside In Music выпустила второй альбом тромбониста и композитора Хавьера Неро Kemet: The Black Land. Нашим читателям он знаком по своей первой большой работе Freedom (2020). Уже тогда можно было заметить, что для Хавьера ...
Не самые известные имена, но вполне достойная музыка: это дуэт пианиста Джеффа Бабко и басиста Дэвида Пилча и их совместный альбом The Libretto Show. Джефф – опытный музыкант, преимущественно ассистирующий другим исполнителям, среди которых были ...
Всегда был не равнодушен к низкому басовому звучанию, будь то струнный или духовой инструмент. Возможно, поэтому каждый альбом лучшего тубиста в современном джазе Джима Селфа для меня всегда праздник. До сих пор на нашем сайте было представлено ...
У австралийской вокалистки Джо Лори интересный послужной список. Почти десять лет она выступала и записывалась со Стингом, сотрудничала также с Полом Саймоном и Питером Гэбриэлом – все имена очень достойные, хотя и не джазовые. Но и джаз Джо также ...
У американского ударника (а иногда еще пианиста и вибрафониста и, конечно же, композитора) Джо Чемберса сложилась в джазе своеобразная репутация. Он, если так можно выразиться, хорошо известен, особенно коллегам-музыкантам, но при этом не очень ...
Практически любой список Топ-10 вибрафонистов джаза не обойдется без имени Джо Локка. Этот музыкант, постепенно переходящий в разряд ветеранов (Лок родился в 1959 году), - живое связующее звено между поколением Милта Джексона и Бобби Хатчерсона и ...
В восьмидесятых и девяностых годах прошлого века, и даже в нулевых, и даже в десятых годах века нынешнего альянс между Джо Ловано и ECM Records казался, скажем так, не очень логичным. Один из столпов современного мэйнстрима, выдающийся тенорист с ...
Тот случай, когда сайдмены, ассистирующие лидеру, куда более известны, чем он сам. Только поглядите на этот список имен – заглядение! Джордж Гарцоне, Бен Стрит, Билли Харт, а в одном треке еще и Джерри Бергонци: каждый – это имя в джазе, и имя ...
Хорошее чувство юмора с некоторой долей иронии отражает обложка альбома Джона Даверсы и Тала Коэна The Art Of Duo. Volume 1 с боксирующими джентльменами из XIX века. Впрочем, сами музыканты считают, что с определенной точки зрения в дуэте есть некий ...
Давненько на наших страницах не гостил известный американский саксофонист и композитор Джон Эллис. Последние годы этот музыкант, чей музыкальный стиль формировался под действием ауры двух важнейших для джаза городов, Нью-Йорка и Нового Орлеана, ...
Рождественские праздники неумолимо приближаются и, соответственно все шире поток специализированных рождественских альбомов, и чисто инструментальных, и с вокалом. Это специфическая продукция, которая начинает появляться на рынке осенью и нарастает ...