Джордж Коулмэн – музыкант, мягко говоря, пожилой. В 2022 году, когда он давал концерт в нью-йоркском клубе Smalls, запись которого выходит сейчас на Cellar Music Group, ему было 87 лет. В том году он отметил также 70-летие своей профессиональной деятельности в музыке. За столь долгую карьеру этот саксофонист из Мемфиса, удостоенный в 2015 году высшей в США награды для ныне живущих музыкантов, титула NEA Jazz Master, успел многое. Коулмэн начинал свою карьеру в 59-х годах, играя блюз, причем с такими великанами, как Рэй Чарльз, а потом Би Би Кинг. Потом Джордж работал преимущественно с джазменами, да еще какими! Особую известность получило его сотрудничество с Майлсом Дэвисом в 1963-64 годах. То был знаменитый второй квинтет Дэвиса с Хэнкоком, Картером и Тони Уильямсом. Правда, свой канонический вид он обрез как раз с уходом Коулмэна, когда на смену ему пришел Уэйн Шортер, но сам Дэвис неизменно отзывался о Коулмэне самым положительным образом. Потом было еще много знаменитых партнеров – Лайонел Хэмптон, Чарли Мингус, Ахмад Джамал и так далее. Коулмэн активен по сей день, о чем и свидетельствует этот альбом.
В тот вечер в Smalls у Джорджа были первоклассные партнеры: басист Питер Вашингтон, ударник Джо Фэрнсуорт, а за рояль сел сам владелец клуба и президент SmallsLive Foundation Спайк Вильнер. Игру каждого из них, слушая альбом, можно оценить по достоинству – у всех было достаточно пространства для демонстрации мастерства, но, конечно, особый интерес представляет игра самого Коулмэна. Надо сказать, его тенор-саксофон звучит ничуть не слабее, чем в лучшие годы, особенно в балладах. Звук по-прежнему выразителен, сочен, чист, словно и нет этих 87 лет за плечами. Все пьесы звучат, как и положено в концертном варианте, достаточно долго, чтобы сполна оценить и мастерство каждого исполнителя, и их взаимодействие.
Программа концерта словно иллюстрирует долгую карьеру Джорджа Коулмэна. Блюзовому ее началу соответствует единственная собственная композиция Коулмэна Blues For Smalls, дэвисовскому периоду – пьеса Майлса Four, как раз из тех времен, дань латине представлена композицией Жобима Meditation, а New York, New York из репертуара Синатры имеет для Коулмэна особое значение: «Этот альбом – трибьют нашему великому городу и нашим великим фэнам. Живешь ли ты здесь или только приезжаешь послушать музыку – ты все равно нью-йоркец. Мы играем для людей. Я всегда играл для замечательных любителей джаза в таких клубах, какSlugs, Boomers, the Tin Palacе с Филли Джо и Барри Харрисом, Village Vanguard, Dizzy’s, Smoke и теперь в Smalls». Ну, а лично мне особенно пришлись по душе в этом концерте стандарты: Nearness Of You Кармайкла и, прежде всего, My Funny Valentine – изумительное чувство свинга, энергетика, саунд… Это джаз очень высокого класса!
« Возьмите три основных инструмента. Добавьте трех музыкантов и три формы самовыражения. Соедините эти ингредиенты с утроенным чувством взаимопонимания и щедрым музыкальным сопереживанием. Расслабьтесь и слушайте, как успешно возникает единая ...
Последний раз я слушал американского вибрафониста Эльдада Тарму полтора десятка лет назад. Тогда он жил и работал в румынской Тимишоаре и с ансамблем их израильских и румынских музыкантов записал свой тогда шестой по счету, очаровательный альбом ...
Вокалистка албанского происхождения Элина Дуни - желанный гость в каталогах ЕСМ. Достаточно сказать, что A Time To Remember – девятый альбом в ее дискографии и при этом пятый с логотипом ЕСМ. С всемирно известным мюнхенским лейблом Дуни сотрудничает ...
Эксперименты по соединению джаза и поэтического слова не новы. Иногда они были явно неудачными, порой выглядели более или менее органичными. Со всей мощью своего композиторского таланта, со всей неиссякаемой жаждой новизны и, наконец, взяв на ...
Час с небольшим длится этот впечатляющий аудиоспектакль, рассказ о котором мне показалось уместным вести в категориях спектакля обычного. А что мы, как правило, делаем, приходя в театр? Правильно, покупаем программку. В данном случае ее заменяет ...
Много и всегда с удовольствием слушал я итальянского гитариста Энцо Рокко и знакомил с его музыкой наших читателей. Обычно это были дуэтные проекты (когда Рокко встречается со своим земляком Карло Актисом Дато – это вообще «именины сердца»), один ...
Биг-бэнды под руководством женщин давно уже не новость. Достаточно вспомнить два таких блистательных примера, как оркестры Тошико Акиоши или Марии Шнайдер. Приятно, что у них появились наследницы. Собственно говоря, появились они уже довольно давно. ...
Если вы еще с 90-х годов с удовольствием слушали downtown music в релизах Knitting Factory или Tzadik, то любая новая встреча с таким видным представителем этого направления нью-йоркского авангарда, как виолончелист Эрик Фридландер, станет для вас ...
Насколько могу судить, в наших, то есть постсоветских, краях многие любят Эрика Трюффаза. Сухощавый трубач, «белый Майлс», покоряет не только красивым холодноватым звуком своего инструмента, напоминающим его кумира, чей Kind Of Blue юный швейцарец ...
Эсбе не перестает удивлять. С этой британской вокалисткой, выпускницей Королевской академии музыки в Лондоне, мы встречались пару лет назад, рецензируя ее пятый альбом Saqqara, удивительное и необычное сочетание world music с электроникой. В том ...
Корейская пианистка Юнми Ли приехала в Нью-Йорк для учебы в местном университете в 2020 году. Время оказалось не очень удачным. Почти сразу наступил пандемический локдаун и Юнми Ли пришлось учиться в основном он-лайн. Но – не было бы счастья, да ...
У фортепьяно славные традиции в каталонском джазе. Достаточно вспомнить такое известное имя, как Тете Монтулиу. Продолжательницей этих традиций является пианистка и композитор Ева Новоа. Она родилась в Барселоне, начинала, как это часто бывает, с ...