Альбом Of What Remains для музыканта из Монреаля Мелиссы Пайп – это, конечно, этап. Начинала она с изучения джазового саксофона и композиции. Но постепенно Мелисса ощутила, что ей особенно интересны инструменты, которые джазовые саксофонисты используют дополнительно – флейта, кларнет, бас-кларнет, а затем и фагот, совсем уж редкий гость в джазе, пришедший из академической музыки. Постепенно она начала с удовольствием играть и сочинять музыку для фагота. В 2013 году она интервьюировала Юсефа Латифа, часто игравшего на «неконвенциональных» инструментах – эта беседа очень много дала для ее творческого развития. Пайп организовала специальный ансамбль Misterioso Bassoon Quartet, для которого писала и аранжировала музыку. А в 2014 году была удостоена чести исполнять свои аранжировки музыки Мингуса в известном нью-йоркском клубе Jazz Standard в составе квартета фаготов, где ее партнерами стали такие «зубры», как Майкл Рабинович, Пол Хенсен и Марк Ортвейн. При все при этом Мелисса, как настоящий профессионал, продолжала выступать в разных составах, исполняя различную музыку – от хип-хопа до академической.
И вот – первый собственный альбом, который Мелисса Пайп записала со своим секстетом. Состав секстета отражает ее представления о необходимом саунде. Сама Мелисса играет здесь на баритон-саксофоне и фаготе. Рядом с ней – трубач Лекс Френч и играющий на тенор-саксофоне и бас-кларнете Филипп Коте. В нескольких треках Пайп усиливает «низы», пригласив гостя Майкла Санделла, играющего на контрфаготе. Это духовое сообщество работает при поддержке стандартной джазовой ритм-группы: фортепьяно – контрабас-ударные.
Программа альбома из девяти треков состоит почти полностью из ее собственных сочинений, за исключением одного кавера в ее аранжировке. Сама Мелисса очень красноречиво рассказывает о своей музыке: «Инструментовки для секстета требовали от меня сочинять и в традиционной для джазового ансамбля конфигурации (труба и саксофоны с ритм-секцией), и в формате «камерного джаза». Дополнительные краски, тембр и оркестровые возможности фагота и бас-кларнета особенно эффективны для введения в пьесу академических и фольклорных элементов». В моем восприятии музыка секстета – это, все-таки именно камерный джаз, современная музыка, далеко ушедшая от джазовой традиции. Особенно я выделил бы такие пьесы, как Apothecium и Day. Но послушаем Мелиссу еще: «Я сочиняю то, что слышу. Иногда все начинается с басовой линии, с прогрессии. Иногда – это мелодия. Пьесы альбома написаны с использованием различных джазовых и классических композиторских техник и инструментов, но за пределами теоретических рамок, которые я использую для построения структур, гармоний, текстур и так далее, самым важным для меня является, чтобы в этой музыке чувствовалась душа. Это должно быть нечто, что приятно для моего уха. Порой это может быть нечто более модерновое, а иногда меня тянет к джазовой традиции: это не связано для меня с жанрами, это все о душе композиции». Что ж, прослушав Of What Remains, могу только поздравить Мелиссу Пайп с дебютом – с душой здесь все в порядке.
Еще древний грек Гераклит объяснил нам, что в одну и ту же реку невозможно войти дважды. Можно ли считать деятельность трио Rymden попыткой опровергнуть это утверждение? На первый и не очень внимательный взгляд такая мысль может промелькнуть, но на ...
Столь громкие имена на обложке уже сами по себе привлекают внимание к проекту и заставляют ждать от Cosmic Unconsciousness Unplugged чего-то любопытного. Сразу скажу, в данном случае ожидания не будут напрасными. Сэм Ньюсам (р.1965) стабильно входит ...
Для ливанско-канадской барабанщицы и композитора Сана Кадуры Duality – уже второй альбом с собственным именем на обложке. Получив музыкальное образование в США и Канаде, Сана получила определенную известность на североамериканской джазовой сцене, ...
Имя швейцарской саксофонистки и композитора Сары Чаксэд уже встречалось на наших страницах, но Сара лишь упоминалась, как одна из основательниц в Базеле независимого лейбла Clap Your Hands Records. Но Чаксэд еще и весьма заметная фигура в ...
Мне кажется, одно присутствие в составе ансамбля Scatter такого мастера, как Фил Минтон, должно привлечь внимание поклонников свободной импровизационной музыки. Минтон (р.1940) – яркий представитель первой волны британского джазового авангарда, ...
И стиль оформления обложки, и большой звездный состав участников проекта, и тот же лейбл, подтверждают генетическую связь нового альбома басиста, композитора и продюсера из США Скотта Петито Many Worlds с его предыдущей работой Rainbow Gravity ...
2023-й год выдался весьма плодотворным для чикагского саксофониста и композитора Шона Максвелла. Весной он выпустил альбом Story at Eleven (его, как и многие другие из предыдущих десяти альбомов Максвелла мы комментировали на сайте и эти обзоры ...
Саксофонист и композитор из Чикаго Шон Максвелл нашим читателям хорошо знаком – мы освещаем его работы еще с самого первого альбома Originals , выпущенного в 2005 году. Но что значит «хорошо знаком»? Креативность музыканта и определяется тем, что в ...
За все время существования «Jazz – Квадрата» и в бумажной, и в электронной версии мы впервые представляем нашим читателям исполнительницу из Монголии. При этом в альбоме Rising Sun вы не найдете какой-то экзотики типа популярного у народов ...
Ансамбль с забавным названием Sick Boss работает в Ванкувере, крупнейшем городе канадской провинции Британская Колумбия. Его лидером является гитарист и композитор Коул Шмидт. Все участники этого секстета – опытные музыканты, хорошо известные не ...
Гитарист и композитор Сильвен Жорей сегодня живет и работает в Нью-Йорке, но свой второй по счету и первый на лейбле Ubuntu Music альбом под названием Updraft записывал все-таки в родной Швейцарии, в одной из студий Базеля. Это уже опытный мастер, ...
Что может быть органичнее, чем во время праздника хануки, одного из самых светлых и радостных праздников в еврейском религиозном календаре, празднике света и огней, слушать и делиться своими впечатлениями от посвященного именно этому празднику ...