Забавная случайность: второй раз я обозреваю альбомы австрийского джазмена Давида Хельбока, и второй раз это трибьюты знаменитостям прошлых лет. Трибьюты не прямые, когда вся программа выстраивается из произведений определенного автора, а, скорее, стремление воплотить дух его музыки. Что же касается адресата, то он замаскирован в названии альбома. Десять лет назад это был альбом Think Of Two (прозрачный намек на Телониуса Монка с его композицией Think Of One), а сейчас - Austrian Syndicate (как помнят знатоки джаза Syndicate – название одного из самых известных ансамблей крупнейшего джазового музыканта австрийских кровей Джо Завинула).
Мысль о совпадении отметается уже стартовым треком альбома: Хельбок с его командой исполняют известную пьесу Завинула Money in the Pocket. И если музыки Завинула в альбоме больше не будет, то его дух присутствует в альбоме от начала до конца. Сам Давид, пианист и клавишник, здесь играет только на клавишных и синтезаторах, основных инструментах Джо, а стилистику альбома можно уверенно определить, как тот самый подзабытый фьюжн, который прославил Завинула еще со времен работ с Майлсом Дэвисом. Кстати, в качестве гостя в Money in the Pocket играет и перуанский перкуссионист Алекс Акунья, несколько лет работавший с Завинулом в Weather Report.
Тут самое время поговорить о составе, который записывал этот альбом. Главная фигура здесь, помимо Хельбока, - американский пианист Питер Мадсен. Опытнейший (играл с Гольсоном, Ловано, Черри и многими другими), но не слишком известный музыкант, он в 2001 году переехал в Австрию, где вскоре познакомился с 16-летним Хельбоком и взял его под свое крыло. Сам Давид называет Питера своим главным учителем. В Austrian Syndicate он играет на фортепьяно и является автором нескольких композиций. Колоритная фигура – это и знакомый нашим читателям басист Рафаэль Прёйшль, который здесь играет еще и на необычном инструменте бас-укулеле. Список гостей, помимо упомянутого выше Акуньи, дополняют португальская певица Мария Жоао, вокалист из Туниса Дафер Юссеф, давний партнер Джеймса Брауна, тромбонист Фред Уэсли и джазовая звезда нашего времени, американская саксофонистка Лакеша Бенджамин.
Ну, а теперь можно пройтись по программе, которую мы оставили на первом треке альбома. Далее следует Hymn to Vienna. Гм-м, своеобразный гимн получился на радость тем, кто шумит об исламизации Европы. Здесь солирует Дафер Юссеф, превративший этот трек в нечто наподобие призыва муэдзина к очередной молитве. Короткая пьеса плавно переходит в следующую, TheThird Man, где к голосу Юссефа очень активно добавляются клавиши, да еще с электронными эффектами. Нашлось в альбоме место и для пары фьюжн-баллад, типа Ballad for Schönenbach, также густо приперченных электроникой. Не обойдешь и такую композицию, как Grundbira Dance, где можно услышать традиционную южноиндийскую вокальную технику коннакол. Ну, и конечно, запомнился финал альбома, где мелодию Вольфганга нашего Амадея Моцарта Komm, lieber Mai und mache Мария Жоао при соучастии остальных участников проекта превратила в лихой латинский карнавал. Очень веселый альбом, иначе и не скажешь!
Большинство певиц-дебютанток, чьи первые альбомы мне доводилось обозревать для « Jazz -Квадрата», как правило, демонстрируют джаз и «еще что-то». Это «что-то» может быть музыкой соул, фолком, ритм-энд-блюзом, поп-музыкой и так далее. Джаз в «чистом» ...
Ни одного из участников этого проекта, включая его создателя Марка Ортвейна, я ранее не слышал. И как же приятно удивила эта большая группа незнакомцев! It Was Time, дебютный альбом Ортвейна наглядно демонстрирует, как много креативных идей может ...
Британского авангардного ударника Марка Сандерса доводилось неоднократно слушать (и рассказывать об этом нашим читателям) в самых разных составах с разными конфигурациями, но ни разу - в качестве лидера. Неудивительно: CollapseUncollapse: Time in ...
В отличие от двух предыдущих своих альбомов, знакомый уже нашим постоянным читателям басист Массимо Биолкати в новом, четвертом по счету, проекте On a Misty Night отказался от формата квартета и перешел к еще более камерному варианту: трио. На сей ...
Гитарист Мэтт Гринвуд родился в городе Хараре. Он - представитель белого меньшинства Зимбабве, который вырос и стал музыкантом в этой стране на юге Африки. На родине он играл с такими местными знаменитостями, как Оливер Мтукудзи и Форвард Квенда. На ...
Очередная вариация на тему «возвращение к корням». Пианист Мэтт Роллингс в начале 80-х годов окончил известный колледж Беркли. Его любимыми музыкантами в те годы были Оскар Питерсон, Рэмзи Льюис, Билл Эванс: вполне себе джазовый круг интересов. Но в ...
музыкальный стиль: академическая музыка, третье течение, современный джаз
Слушая каждый новый альбом басиста и композитора из Чикаго Мэтта Юлери (а мы представляли нашим читателям уже немало его работ), приблизительно представляешь, что тебя ожидает под новой обложкой. Мэтт уже давно занял облюбованную им творческую нишу ...
Басист – особая фигура в джазе. В любом составе (ну, может быть, кроме свободной импровизации) он «держит» пульс ансамбля, но, с другой стороны, на сольные позиции он выходит редко, а то и вообще ограничивается своими «прямыми обязанностями». ...
страна: Аргентина, Израиль, Мексика, Пуэрто-Рико, США, Турция
музыкальный стиль: академическая музыка, кроссовер, фьюжн
Ни разу не встречались мне у живущего в Нью-Йорке турецкого пианиста, композитора и бэнд-лидера Мехмета Али Санлыкола неинтересные альбомы. Каждая его работа несет в себе что-то неожиданное, обращаясь и к разуму, и к чувству слушателя. Не стал ...
Альбом Of What Remains для музыканта из Монреаля Мелиссы Пайп – это, конечно, этап. Начинала она с изучения джазового саксофона и композиции. Но постепенно Мелисса ощутила, что ей особенно интересны инструменты, которые джазовые саксофонисты ...
В творчестве американского саксофониста и композитора Мелвина Смита заметна связь с духовной музыкой. Наверняка это объясняется особенностями его биографии. Мелвин родился в Джексонвилле, Флорида, в семье где любили музыку и чтили христианские ...
Конечно, фагот в гораздо большей степени ассоциируется с академической музыкой, а не с джазом. Тем не менее, время от времени этот инструмент использовался в джазе с давних лет. Еще в 20-е годы ХХ века на нем играл иногда Фрэнк Трамбауэр, в 50-х и ...