Забавная случайность: второй раз я обозреваю альбомы австрийского джазмена Давида Хельбока, и второй раз это трибьюты знаменитостям прошлых лет. Трибьюты не прямые, когда вся программа выстраивается из произведений определенного автора, а, скорее, стремление воплотить дух его музыки. Что же касается адресата, то он замаскирован в названии альбома. Десять лет назад это был альбом Think Of Two (прозрачный намек на Телониуса Монка с его композицией Think Of One), а сейчас - Austrian Syndicate (как помнят знатоки джаза Syndicate – название одного из самых известных ансамблей крупнейшего джазового музыканта австрийских кровей Джо Завинула).
Мысль о совпадении отметается уже стартовым треком альбома: Хельбок с его командой исполняют известную пьесу Завинула Money in the Pocket. И если музыки Завинула в альбоме больше не будет, то его дух присутствует в альбоме от начала до конца. Сам Давид, пианист и клавишник, здесь играет только на клавишных и синтезаторах, основных инструментах Джо, а стилистику альбома можно уверенно определить, как тот самый подзабытый фьюжн, который прославил Завинула еще со времен работ с Майлсом Дэвисом. Кстати, в качестве гостя в Money in the Pocket играет и перуанский перкуссионист Алекс Акунья, несколько лет работавший с Завинулом в Weather Report.
Тут самое время поговорить о составе, который записывал этот альбом. Главная фигура здесь, помимо Хельбока, - американский пианист Питер Мадсен. Опытнейший (играл с Гольсоном, Ловано, Черри и многими другими), но не слишком известный музыкант, он в 2001 году переехал в Австрию, где вскоре познакомился с 16-летним Хельбоком и взял его под свое крыло. Сам Давид называет Питера своим главным учителем. В Austrian Syndicate он играет на фортепьяно и является автором нескольких композиций. Колоритная фигура – это и знакомый нашим читателям басист Рафаэль Прёйшль, который здесь играет еще и на необычном инструменте бас-укулеле. Список гостей, помимо упомянутого выше Акуньи, дополняют португальская певица Мария Жоао, вокалист из Туниса Дафер Юссеф, давний партнер Джеймса Брауна, тромбонист Фред Уэсли и джазовая звезда нашего времени, американская саксофонистка Лакеша Бенджамин.
Ну, а теперь можно пройтись по программе, которую мы оставили на первом треке альбома. Далее следует Hymn to Vienna. Гм-м, своеобразный гимн получился на радость тем, кто шумит об исламизации Европы. Здесь солирует Дафер Юссеф, превративший этот трек в нечто наподобие призыва муэдзина к очередной молитве. Короткая пьеса плавно переходит в следующую, TheThird Man, где к голосу Юссефа очень активно добавляются клавиши, да еще с электронными эффектами. Нашлось в альбоме место и для пары фьюжн-баллад, типа Ballad for Schönenbach, также густо приперченных электроникой. Не обойдешь и такую композицию, как Grundbira Dance, где можно услышать традиционную южноиндийскую вокальную технику коннакол. Ну, и конечно, запомнился финал альбома, где мелодию Вольфганга нашего Амадея Моцарта Komm, lieber Mai und mache Мария Жоао при соучастии остальных участников проекта превратила в лихой латинский карнавал. Очень веселый альбом, иначе и не скажешь!
Итальянская скрипачка Лодовика Бартоне родилась в городе Удине на северо-востоке Италии, в области Фриули, где даже говорят на особом, фриуланском диалекте итальянского языка. Она начинала в качестве скрипачки академического стиля, выступала с ...
Дебютный альбом альт-саксофонистки и композитора из Чикаго Мэдди Воглер While We Have Time оставляет приятное впечатление. Это работа зрелого и искушенного музыканта, который знает себе цену. Мэдди заканчивала Университет Иллинойса, а сейчас, помимо ...
Ансамбль Madre Vaca основали в 2005 году четверо друзей-тинейджеров в Джексонвилле, Флорида: ударник Бенджамин Шорстайн, звукоинженер ЖанКарло Мендес, гитарист Джарет Картер и пианист Джона Пьер. Их творческий союз продолжается до настоящего ...
Нидерландский гитарист Марк ван Вугт должен быть памятен нашим читателям и по работе в дуэте Vandoorn, и по совместным альбомам с Инеке ван Доорн уже вне рамок этого проекта и, наконец, по недавнему альбому The Lonely Coyote (2022), закрепившему за ...
Басиста Марчелло Себастьяни можно отнести к ветеранам итальянской джазовой сцены, он родился еще в 1955 году. Начинал он с игры на бас-гитаре в различных рок-группах, преимущественно в сфере прог-рока. Но уже в начале 70-х годов Себастьяни обратился ...
Увы, в полном объеме оценить прелесть проекта бразильского гитариста и композитора Марко Антониу Сантуша About: Silence мы не сможем. Дело в том, что музыка – не единственная, хотя и важная составляющая этой работы, задуманной Марко как симбиоз ...
Трудно найти в российском джазе другой коллектив, открывший и уютно обустроивший для себя нишу, в которой он уже почти четверть века не знает конкурентов. И дело не только в стилистике на плодородном поле между джазом и академической музыкой: наряду ...
Большинство певиц-дебютанток, чьи первые альбомы мне доводилось обозревать для « Jazz -Квадрата», как правило, демонстрируют джаз и «еще что-то». Это «что-то» может быть музыкой соул, фолком, ритм-энд-блюзом, поп-музыкой и так далее. Джаз в «чистом» ...
Как мы обычно представляем себе исполнение госпел или спиричуэллс? Мы предполагаем, что это вокальное исполнение, а исполнитель – мужчина или женщина афроамериканского происхождения. Альбом Gospel Piano разрушит эти стереотипы. Исполнитель в данном ...
Ни одного из участников этого проекта, включая его создателя Марка Ортвейна, я ранее не слышал. И как же приятно удивила эта большая группа незнакомцев! It Was Time, дебютный альбом Ортвейна наглядно демонстрирует, как много креативных идей может ...
Британского авангардного ударника Марка Сандерса доводилось неоднократно слушать (и рассказывать об этом нашим читателям) в самых разных составах с разными конфигурациями, но ни разу - в качестве лидера. Неудивительно: CollapseUncollapse: Time in ...
В отличие от двух предыдущих своих альбомов, знакомый уже нашим постоянным читателям басист Массимо Биолкати в новом, четвертом по счету, проекте On a Misty Night отказался от формата квартета и перешел к еще более камерному варианту: трио. На сей ...