Забавная случайность: второй раз я обозреваю альбомы австрийского джазмена Давида Хельбока, и второй раз это трибьюты знаменитостям прошлых лет. Трибьюты не прямые, когда вся программа выстраивается из произведений определенного автора, а, скорее, стремление воплотить дух его музыки. Что же касается адресата, то он замаскирован в названии альбома. Десять лет назад это был альбом Think Of Two (прозрачный намек на Телониуса Монка с его композицией Think Of One), а сейчас - Austrian Syndicate (как помнят знатоки джаза Syndicate – название одного из самых известных ансамблей крупнейшего джазового музыканта австрийских кровей Джо Завинула).
Мысль о совпадении отметается уже стартовым треком альбома: Хельбок с его командой исполняют известную пьесу Завинула Money in the Pocket. И если музыки Завинула в альбоме больше не будет, то его дух присутствует в альбоме от начала до конца. Сам Давид, пианист и клавишник, здесь играет только на клавишных и синтезаторах, основных инструментах Джо, а стилистику альбома можно уверенно определить, как тот самый подзабытый фьюжн, который прославил Завинула еще со времен работ с Майлсом Дэвисом. Кстати, в качестве гостя в Money in the Pocket играет и перуанский перкуссионист Алекс Акунья, несколько лет работавший с Завинулом в Weather Report.
Тут самое время поговорить о составе, который записывал этот альбом. Главная фигура здесь, помимо Хельбока, - американский пианист Питер Мадсен. Опытнейший (играл с Гольсоном, Ловано, Черри и многими другими), но не слишком известный музыкант, он в 2001 году переехал в Австрию, где вскоре познакомился с 16-летним Хельбоком и взял его под свое крыло. Сам Давид называет Питера своим главным учителем. В Austrian Syndicate он играет на фортепьяно и является автором нескольких композиций. Колоритная фигура – это и знакомый нашим читателям басист Рафаэль Прёйшль, который здесь играет еще и на необычном инструменте бас-укулеле. Список гостей, помимо упомянутого выше Акуньи, дополняют португальская певица Мария Жоао, вокалист из Туниса Дафер Юссеф, давний партнер Джеймса Брауна, тромбонист Фред Уэсли и джазовая звезда нашего времени, американская саксофонистка Лакеша Бенджамин.
Ну, а теперь можно пройтись по программе, которую мы оставили на первом треке альбома. Далее следует Hymn to Vienna. Гм-м, своеобразный гимн получился на радость тем, кто шумит об исламизации Европы. Здесь солирует Дафер Юссеф, превративший этот трек в нечто наподобие призыва муэдзина к очередной молитве. Короткая пьеса плавно переходит в следующую, TheThird Man, где к голосу Юссефа очень активно добавляются клавиши, да еще с электронными эффектами. Нашлось в альбоме место и для пары фьюжн-баллад, типа Ballad for Schönenbach, также густо приперченных электроникой. Не обойдешь и такую композицию, как Grundbira Dance, где можно услышать традиционную южноиндийскую вокальную технику коннакол. Ну, и конечно, запомнился финал альбома, где мелодию Вольфганга нашего Амадея Моцарта Komm, lieber Mai und mache Мария Жоао при соучастии остальных участников проекта превратила в лихой латинский карнавал. Очень веселый альбом, иначе и не скажешь!
Интересный гость с нестандартной судьбой сегодня в нашем обзоре. Очевидно, уроженец Стамбула Фуат Туач музыку любил давно, но, как о профессии изначально не думал. Фуат стал юристом, видимо, неплохим, поскольку работал в этом качестве не только в ...
Берт Бакарак, Антониу Карлос Жобим и мексиканский композитор Армандо Манцанеро – на музыке этих авторов вырос музыкант из Мехико Габриэль Эспиноза (р.1952). Подростком он играл на бас-гитаре в семейном ансамбле Los Deltons . Повзрослев, Габриэль ...
Большой сюрприз ожидает тех, кто привык считать бразильский джаз бесконечными вариациями на темы самбы и босса новы. В ауре этого грандиозного по масштабу проекта (двойной альбом, более полутора часов звучания) витает дух скорее не Жобима, а ...
Китай и Западная Африка. Что может быть тут общего? Веками культуры этих регионов развивались обособленно, сталкивались с совершенно не похожими друг на друга проблемами. Но сегодня мир изменился. И, благодаря этому, мы можем слушать удивительный ...
Основатель и шеф чикагского лейбла AFAR Music Ричард Ди Джонсон в своей издательской политике богат на интересные и нестандартные идеи. В 2021 году он выпустил альбом Altoizm, собрав в одной команде трех мастеров игры на альт-саксофоне, разумеется, ...
Саксофонист из Чикаго Джоф Брэдфилд неплохо знаком нашим постоянным читателям. Обзоры целого ряда его работ плюс обзоры альбомов, где он выступал в качестве сайдмена (чаще всего у своих чикагских коллег) можно найти на сайте. Как правило, линки к ...
Проект George и его дебютный альбом Letters To George вызвал бурную реакцию в джазовом мире. Ведущие издания, включая DownBeat и Jazz Times, посвятили этой работе обстоятельные рецензии положительного характера, кто-то называет музыку George будущим ...
Джордж Коулмэн – музыкант, мягко говоря, пожилой. В 2022 году, когда он давал концерт в нью-йоркском клубе Smalls, запись которого выходит сейчас на Cellar Music Group, ему было 87 лет. В том году он отметил также 70-летие своей профессиональной ...
Замечательный альбом и замечательный трибьют. Курт Розенвинкель и шеф лейбла Motéma Яна Герцен сделали достоянием широкого круга любителей джаза запись концерта, который дали 5 сентября 2012 года в парижской филармонии в рамках фестиваля Jazz á la ...
С независимым лейблом Нила Вайса Whaling City Sound ударник, композитор и бэнд-лидер Джерри Джибс по прозвищу Thrasher («Молотильщик») сотрудничает очень давно и весьма плодотворно. Последней его работой здесь был большой двойной альбом Songs From ...
Если вы читали в начале прошлого года наш обзор ЕР Inheritance и вас заинтересовало соединение индийских песен-тумри с музыкой академического европейского оркестра, то этот релиз лейбла Sufiscore – для вас. Inheritance можно рассматривать, как некий ...
В Канаде, как известно, два официальных языка: английский и французский. Группа молодых музыкантов из Монреаля, две девушки и пятеро парней, политкорректно дали сформированному ими в 2019 году ансамблю англоязычное название Greenhouse Ensemble , а ...