Последний раз я слушал американского вибрафониста Эльдада Тарму полтора десятка лет назад. Тогда он жил и работал в румынской Тимишоаре и с ансамблем их израильских и румынских музыкантов записал свой тогда шестой по счету, очаровательный альбом Songs For The Queen Of Bohemia (2008) джазовую сказку в лучших традициях «третьего течения». К тому времени ученик известного вибрафониста Дэйва Пайка успел пожить и поучиться в Израиле, преподавал в Румынии, много гастролировал, особенно в Восточной Европе и выступил на ряде престижных фестивалей. Сегодня Тарму работает на родине, довел свою дискографию до десяти альбомов и укрепил свои позиции, как одного из оригинальнейших и креативных вибрафонистов и композиторов.
Над названием новой работы Эльдад не размышлял слишком долго в поисках каких-то многозначительных изысков. Она названа просто TarmuJazzQuartet– по числу участников этой записи, которую вместе с Тарму осуществляли его соотечественники – альт-саксофонист Адам Хатчерсон, басист Сэм Бивен и турецкий барабанщик Ченгиз Байсал, учившийся и много работавший в США. Все девять композиций альбома – авторские сочинения Эльдада Тарму. Надо сказать, музыка Тарму в этом проекте заметно отличается от того, что я слышал когда-то, но по-прежнему привлекательна и интересна. Вместо стыка джаза с академической музыкой здесь вас встретит коллекция сравнительно небольших по объему (четыре-пять минут) пьес, выдержанных в не имеющем твердых границ поле между современным необопом и фанком.
Это можно почувствовать уже по первым двум трекам, CafeSole и Self-InflictedWounds, а заодно отметить незаурядное искусство основного солиста квартета Адама Хатчерсона. Ну, а третий номер программы, композиция ElHipnotizador, в полном соответствии с названием завораживает своей медленной и таинственной основной темой, которую ведет альт-саксофон, ассистируемый остальными инструментами. Лучшей же, на мой вкус, пьесой в этой программе я назвал бы BeneaththeGlossandShine: сначала ударные и вибрафон разыгрывают изящное интро, потом следует соло Хатчерсона, затем виртуозный диалог завязывают Тарму и Бивен, чтобы в завершении вновь выйти на соло альт-саксофониста. Лучшей же с точки зрения мастерства Адама Хатчерсона я назвал бы композицию KindaElegant. В программе альбома можно найти и вещи с незаурядным драйвом, например, NoMakeup и более лиричные номера, вроде того же ElHipnotizador или ATaleofDirtandFlowers– Тарму-композитор убедителен и в том, и в другом случае. А в целом TarmuJazzQuartet– отличный образчик живой и энергичной музыки «с мускулами», интересно придуманной и мастерски исполненной.
Басиста Марчелло Себастьяни можно отнести к ветеранам итальянской джазовой сцены, он родился еще в 1955 году. Начинал он с игры на бас-гитаре в различных рок-группах, преимущественно в сфере прог-рока. Но уже в начале 70-х годов Себастьяни обратился ...
Увы, в полном объеме оценить прелесть проекта бразильского гитариста и композитора Марко Антониу Сантуша About: Silence мы не сможем. Дело в том, что музыка – не единственная, хотя и важная составляющая этой работы, задуманной Марко как симбиоз ...
Трудно найти в российском джазе другой коллектив, открывший и уютно обустроивший для себя нишу, в которой он уже почти четверть века не знает конкурентов. И дело не только в стилистике на плодородном поле между джазом и академической музыкой: наряду ...
Большинство певиц-дебютанток, чьи первые альбомы мне доводилось обозревать для « Jazz -Квадрата», как правило, демонстрируют джаз и «еще что-то». Это «что-то» может быть музыкой соул, фолком, ритм-энд-блюзом, поп-музыкой и так далее. Джаз в «чистом» ...
Как мы обычно представляем себе исполнение госпел или спиричуэллс? Мы предполагаем, что это вокальное исполнение, а исполнитель – мужчина или женщина афроамериканского происхождения. Альбом Gospel Piano разрушит эти стереотипы. Исполнитель в данном ...
Ни одного из участников этого проекта, включая его создателя Марка Ортвейна, я ранее не слышал. И как же приятно удивила эта большая группа незнакомцев! It Was Time, дебютный альбом Ортвейна наглядно демонстрирует, как много креативных идей может ...
Британского авангардного ударника Марка Сандерса доводилось неоднократно слушать (и рассказывать об этом нашим читателям) в самых разных составах с разными конфигурациями, но ни разу - в качестве лидера. Неудивительно: CollapseUncollapse: Time in ...
В отличие от двух предыдущих своих альбомов, знакомый уже нашим постоянным читателям басист Массимо Биолкати в новом, четвертом по счету, проекте On a Misty Night отказался от формата квартета и перешел к еще более камерному варианту: трио. На сей ...
Гитарист Мэтт Гринвуд родился в городе Хараре. Он - представитель белого меньшинства Зимбабве, который вырос и стал музыкантом в этой стране на юге Африки. На родине он играл с такими местными знаменитостями, как Оливер Мтукудзи и Форвард Квенда. На ...
Очередная вариация на тему «возвращение к корням». Пианист Мэтт Роллингс в начале 80-х годов окончил известный колледж Беркли. Его любимыми музыкантами в те годы были Оскар Питерсон, Рэмзи Льюис, Билл Эванс: вполне себе джазовый круг интересов. Но в ...
Слушая каждый новый альбом басиста и композитора из Чикаго Мэтта Юлери (а мы представляли нашим читателям уже немало его работ), приблизительно представляешь, что тебя ожидает под новой обложкой. Мэтт уже давно занял облюбованную им творческую нишу ...
Басист – особая фигура в джазе. В любом составе (ну, может быть, кроме свободной импровизации) он «держит» пульс ансамбля, но, с другой стороны, на сольные позиции он выходит редко, а то и вообще ограничивается своими «прямыми обязанностями». ...