Еще не начав слушать альбом, а только ознакомившись с его выходными данными, я сразу, по ассоциации, вспомнил легендарную Тошико Акиоши и ее биг-бэнд Toshiko Akiyoshi Jazz Orchestra. Вот, думалось, и подросла наследница традиций, «внучка» Тошико, еще одна японская женщина-композитор и руководительница бэнда, сделавшая карьеру в Штатах. Но и альбом Beyond Orbits, и творческая биография Михо Хазамы (ранее я ничего о ней не знал), убедили, что сходство тут чисто формальное. Хазама – человек совсем другого поколения и с совершенно иным путем в музыке.
Михо Хазама родилась в Токио и с самого нежного возраста посвятила себя музыке. Сначала это была специальная музыкальная школа под покровительством всемогущей Yamaha, потом колледж Кунитачи, где она изучала классическую композицию, а потом, в 2010 году, уже накопив опыт работы со многими японскими оркестрами, 24-х летняя Михо переехала в Нью-Йорк и прошла курс джазовой композиции в Manhattan School of Music. Хотя Михо когда-то начинала с игры на клавишных, она (в отличие от пианистки Акиоши) сразу определилась со своим местом в музыкальном мире: композитор, аранжировщик, но ни в коей мере не исполнитель. В 2012 году Хазама основала камерный оркестр m_unit и записала с ним свой дебютный альбом Journey to Journey. Этот состав стал ее постоянным бэндом, с которым она работает и по сей день, но это не единственная точка приложения ее таланта. В 2017 году Хазама стала постоянным композитором Siena Wind Orchestra, в 2019 году получила пост главного дирижера биг-бэнда Датского радио, вписав свое имя в один ряд с именами таких его прежних руководителей, как Тед Джонс, Боб Брукмейер и ее бывший педагог Джим МакНили. Михо сотрудничала в качестве дирижера с Metropole Orkest, WDR Big Band и другими известными коллективами. Хазама успела снискать уже немало наград, из которых отмечу только награду конкурса джазовых композиций имени Чарли Паркера в 2015 году за сочинение Somnambulant.
Программу для нового альбома Михо Хазама готовила преимущественно в дни ковидного локдауна, а сам альбом Beyond Orbits посвятила десятилетию своего состава m_unit. Запись этой работы состоялась в феврале 2023 года в Нью-Йорке, а сам альбом увидел свет в конце сентября на британском лейбле Edition Records. В альбом вошло восемь композиций, центральное место среди которых занимает «космическая» сюита Exoplanet в трех частях: Elliptical Orbit, Three Sunlights и Planet Nine. Миха Хазама - автор музыки всех пьес, кроме одной. Выбор кавера несколько неожиданный: Михо и ее бэнд записали композицию покойного автора романтических баллад Скипа Скарборо Can't Hide Love, но в аранжировке Хазамы этот трек оказался, пожалуй, самым динамичным и темпераментным во всей программе. Музыку же альбома в целом можно охарактеризовать, как не лишенный изящества гибрид между современным джазом и современной же академической музыкой. Состав ансамбля Хазамы – это, конечно же, не биг-бэнд в полном смысле этого слова: линейка из шести духовиков, в которой, помимо характерных для джаза инструментов наличествует и валторна, струнный квартет, вибрафон и традиционная джазовая ритм-группа. Подобно художнику, акцентирующему те или иные цвета на полотне, Михо, когда ей это необходимо, усиливает звучание тех или иных групп инструментов. Так, в стартовой пьесе сюиты Elliptical Orbit она добавила к струнному квартету по дополнительной скрипке и альту, а еще заменила здесь же басиста. На контрабасе в этой композиции играет очень известный гость: Крисчен МакБрайд. Сама Михо рассказывает очень интересную историю появления Крисчена в проекте, заодно, раскрывающую, на мой взгляд, нюансы ее композиторского мышления: «Я была на концерте Крисчена МакБрайда в Нью-Йорке и услышала, как он играет низкую ноту ми на открытой струне… и все. Меня словно током ударило. С тех пор мне захотелось сочинить что-нибудь, что бы он сыграл ЭТУ ноту. Его звук и грув значат все для этой пьесы! Когда он исполнил это произведение, это стало воплощением мечты - он вывел его на новый потрясающий уровень, которого я никогда раньше не добивалась». Оценить работу Крисчена, как и еще одного знатного гостя, альт-саксофониста Иммануэля Уилкинса в финальной композиции From Life Comes Beauty, «попробовать на зуб» звучание m_unit и уровень идей лидера коллектива Михо Хазавы я рекомендовал бы любителям камерной музыки, не признающим жестких стилистических границ.
(Miho Hazama – cond; Steve Wilson – as, ss, fl; Jeremy Powell – ts, cl (tks 1,3-5); Jason Rigby – ts, cl (tks 2, 6-8); Andrew Gutauskas – bars, bass cl; Jonathan Powell – tp, flg; Adam Unsworth - French horn; Tomoko Akaboshi, Ben Russell – vi; Atsuki Yoshida – viola; Meaghan Burke – cello; Maria Im – vi (tk 3); Matt Consul – viola (tk 3); James Shipp – vibe; Billy Test – p; Sam Anning – b (tks 1, 2,4-8); Jake Goldbas – dr; with Christian McBride – b (tk 3); Immanuel Wilkins – as (tk 8);)
Вокалистка албанского происхождения Элина Дуни - желанный гость в каталогах ЕСМ. Достаточно сказать, что A Time To Remember – девятый альбом в ее дискографии и при этом пятый с логотипом ЕСМ. С всемирно известным мюнхенским лейблом Дуни сотрудничает ...
Эксперименты по соединению джаза и поэтического слова не новы. Иногда они были явно неудачными, порой выглядели более или менее органичными. Со всей мощью своего композиторского таланта, со всей неиссякаемой жаждой новизны и, наконец, взяв на ...
Час с небольшим длится этот впечатляющий аудиоспектакль, рассказ о котором мне показалось уместным вести в категориях спектакля обычного. А что мы, как правило, делаем, приходя в театр? Правильно, покупаем программку. В данном случае ее заменяет ...
Много и всегда с удовольствием слушал я итальянского гитариста Энцо Рокко и знакомил с его музыкой наших читателей. Обычно это были дуэтные проекты (когда Рокко встречается со своим земляком Карло Актисом Дато – это вообще «именины сердца»), один ...
Биг-бэнды под руководством женщин давно уже не новость. Достаточно вспомнить два таких блистательных примера, как оркестры Тошико Акиоши или Марии Шнайдер. Приятно, что у них появились наследницы. Собственно говоря, появились они уже довольно давно. ...
Если вы еще с 90-х годов с удовольствием слушали downtown music в релизах Knitting Factory или Tzadik, то любая новая встреча с таким видным представителем этого направления нью-йоркского авангарда, как виолончелист Эрик Фридландер, станет для вас ...
Насколько могу судить, в наших, то есть постсоветских, краях многие любят Эрика Трюффаза. Сухощавый трубач, «белый Майлс», покоряет не только красивым холодноватым звуком своего инструмента, напоминающим его кумира, чей Kind Of Blue юный швейцарец ...
Эсбе не перестает удивлять. С этой британской вокалисткой, выпускницей Королевской академии музыки в Лондоне, мы встречались пару лет назад, рецензируя ее пятый альбом Saqqara, удивительное и необычное сочетание world music с электроникой. В том ...
Корейская пианистка Юнми Ли приехала в Нью-Йорк для учебы в местном университете в 2020 году. Время оказалось не очень удачным. Почти сразу наступил пандемический локдаун и Юнми Ли пришлось учиться в основном он-лайн. Но – не было бы счастья, да ...
У фортепьяно славные традиции в каталонском джазе. Достаточно вспомнить такое известное имя, как Тете Монтулиу. Продолжательницей этих традиций является пианистка и композитор Ева Новоа. Она родилась в Барселоне, начинала, как это часто бывает, с ...
Когда опирающийся на свои богатые традиции американский постбоповый джаз встречается с европейским новым джазом, это чаще всего выливается в весьма интересные проекты. Именно такова группа Exploding Pig, базирующаяся в австрийском Граце. Обязана она ...
Необычайно плодотворными выдались конец прошлого и начало нынешнего года для белорусского мастера импровизационной музыки, мультиинструменталиста, композитора и поэта Виктора Семашко. В недавнем электронном письме Виктор выслал линки сразу к четырем ...