Еще не начав слушать альбом, а только ознакомившись с его выходными данными, я сразу, по ассоциации, вспомнил легендарную Тошико Акиоши и ее биг-бэнд Toshiko Akiyoshi Jazz Orchestra. Вот, думалось, и подросла наследница традиций, «внучка» Тошико, еще одна японская женщина-композитор и руководительница бэнда, сделавшая карьеру в Штатах. Но и альбом Beyond Orbits, и творческая биография Михо Хазамы (ранее я ничего о ней не знал), убедили, что сходство тут чисто формальное. Хазама – человек совсем другого поколения и с совершенно иным путем в музыке.
Михо Хазама родилась в Токио и с самого нежного возраста посвятила себя музыке. Сначала это была специальная музыкальная школа под покровительством всемогущей Yamaha, потом колледж Кунитачи, где она изучала классическую композицию, а потом, в 2010 году, уже накопив опыт работы со многими японскими оркестрами, 24-х летняя Михо переехала в Нью-Йорк и прошла курс джазовой композиции в Manhattan School of Music. Хотя Михо когда-то начинала с игры на клавишных, она (в отличие от пианистки Акиоши) сразу определилась со своим местом в музыкальном мире: композитор, аранжировщик, но ни в коей мере не исполнитель. В 2012 году Хазама основала камерный оркестр m_unit и записала с ним свой дебютный альбом Journey to Journey. Этот состав стал ее постоянным бэндом, с которым она работает и по сей день, но это не единственная точка приложения ее таланта. В 2017 году Хазама стала постоянным композитором Siena Wind Orchestra, в 2019 году получила пост главного дирижера биг-бэнда Датского радио, вписав свое имя в один ряд с именами таких его прежних руководителей, как Тед Джонс, Боб Брукмейер и ее бывший педагог Джим МакНили. Михо сотрудничала в качестве дирижера с Metropole Orkest, WDR Big Band и другими известными коллективами. Хазама успела снискать уже немало наград, из которых отмечу только награду конкурса джазовых композиций имени Чарли Паркера в 2015 году за сочинение Somnambulant.
Программу для нового альбома Михо Хазама готовила преимущественно в дни ковидного локдауна, а сам альбом Beyond Orbits посвятила десятилетию своего состава m_unit. Запись этой работы состоялась в феврале 2023 года в Нью-Йорке, а сам альбом увидел свет в конце сентября на британском лейбле Edition Records. В альбом вошло восемь композиций, центральное место среди которых занимает «космическая» сюита Exoplanet в трех частях: Elliptical Orbit, Three Sunlights и Planet Nine. Миха Хазама - автор музыки всех пьес, кроме одной. Выбор кавера несколько неожиданный: Михо и ее бэнд записали композицию покойного автора романтических баллад Скипа Скарборо Can't Hide Love, но в аранжировке Хазамы этот трек оказался, пожалуй, самым динамичным и темпераментным во всей программе. Музыку же альбома в целом можно охарактеризовать, как не лишенный изящества гибрид между современным джазом и современной же академической музыкой. Состав ансамбля Хазамы – это, конечно же, не биг-бэнд в полном смысле этого слова: линейка из шести духовиков, в которой, помимо характерных для джаза инструментов наличествует и валторна, струнный квартет, вибрафон и традиционная джазовая ритм-группа. Подобно художнику, акцентирующему те или иные цвета на полотне, Михо, когда ей это необходимо, усиливает звучание тех или иных групп инструментов. Так, в стартовой пьесе сюиты Elliptical Orbit она добавила к струнному квартету по дополнительной скрипке и альту, а еще заменила здесь же басиста. На контрабасе в этой композиции играет очень известный гость: Крисчен МакБрайд. Сама Михо рассказывает очень интересную историю появления Крисчена в проекте, заодно, раскрывающую, на мой взгляд, нюансы ее композиторского мышления: «Я была на концерте Крисчена МакБрайда в Нью-Йорке и услышала, как он играет низкую ноту ми на открытой струне… и все. Меня словно током ударило. С тех пор мне захотелось сочинить что-нибудь, что бы он сыграл ЭТУ ноту. Его звук и грув значат все для этой пьесы! Когда он исполнил это произведение, это стало воплощением мечты - он вывел его на новый потрясающий уровень, которого я никогда раньше не добивалась». Оценить работу Крисчена, как и еще одного знатного гостя, альт-саксофониста Иммануэля Уилкинса в финальной композиции From Life Comes Beauty, «попробовать на зуб» звучание m_unit и уровень идей лидера коллектива Михо Хазавы я рекомендовал бы любителям камерной музыки, не признающим жестких стилистических границ.
(Miho Hazama – cond; Steve Wilson – as, ss, fl; Jeremy Powell – ts, cl (tks 1,3-5); Jason Rigby – ts, cl (tks 2, 6-8); Andrew Gutauskas – bars, bass cl; Jonathan Powell – tp, flg; Adam Unsworth - French horn; Tomoko Akaboshi, Ben Russell – vi; Atsuki Yoshida – viola; Meaghan Burke – cello; Maria Im – vi (tk 3); Matt Consul – viola (tk 3); James Shipp – vibe; Billy Test – p; Sam Anning – b (tks 1, 2,4-8); Jake Goldbas – dr; with Christian McBride – b (tk 3); Immanuel Wilkins – as (tk 8);)
Уроженка французского города Тулуза, джазовая вокалистка Оливия Майзель свои музыкальные дипломы получила в Новом Свете, а сейчас живет и работает в Монреале. В подготовке к дебютному альбому ее консультировала известная певица, номинант Грэмми Кейт ...
Московский ансамбль Paraskeva возник в начале 2021 года. Летом 2022 года коллектив открыл свою дискографию альбомом Spiritual Ecology, а в мае 2023 года, совсем недавно предъявил публике свою новую работу, небольшой ЕР из трех треков с ...
Весьма любопытный проект, возникший во многом благодаря стечению обстоятельств и записанный за один присест в течение одного дня. Правда, все получилось так стремительно, потому что Рик Паркер и Эрнан Гехт знают друг друга уже давно и не раз играли ...
В свое время Чарли Хэйден посоветовал Пэту Мэтини, который часто приносил ему показать ноты своих новых, только что сочиненных, композиций, сразу записывать новые музыкальные идеи. Пэт взял этот совет на вооружение. Обычно новая композиция ...
Альт-саксофонист, композитор, литератор (автор книги Ways & Sounds , 2021) Патрик Бреннан – видная фигура на авангардной джазовой сцене Нью-Йорка вот уже в течение более, чем сорока лет. Проект s0nic 0penings был им основан еще в 1979 году, и все ...
Бруклинский лейбл 577 Records продолжает раскапывать интереснейшие архивные записи британского фри-джаза Made In Bristol. На сей раз в поле зрения издателей попал концерт, который сыграли 1 июля 1989 года в местном зале The Albert Inn трое видных ...
Когда-то, в начале 70-х годов Пол Данмолл играл прог-рок. Сегодня ветеран-саксофонист – один из столпов британского фри-джаза и свободной импровизационной музыки, связующее звено между еще действующими «отцами-основателями» и более молодыми адептами ...
По обложке альбома Wednesday Weld этого не видно, но на фотографиях 75-летний Пол Флаэрти с его длинной белоснежной бородой смотрится весьма колоритно: этакий Гэндальф с саксофоном. С этим инструментом он сроднился еще ребенком, в 10-летнем ...
Душа этого проекта – очень интересная личность. Теодор Кумарцис из греческого портового города Салоники, человек равно влюбленный в музыку и историю античной Греции, основал в своем родном городе уникальный интерактивный музей Seikilo Ancient World ...
В 2019 году в чешском городе Градец Кралове проходил фестиваль Jazz Goes To Town . В рамках этого фестиваля и сформировался спонтанно импровизационный дуэт, в который вошли немецкий ударник Клаус Кугель и чешский саксофонист Павел Хрубы. Их ...
Время звучания этого альбома – чуть меньше академического часа. Мне представляется, что одним из самых эффективных способов донести до современных школьников весь ужас понятия Холокост был бы урок с прослушиванием этого альбома и знакомством с ...
Уроженец Висконсина Пит МакКенн уже более тридцати лет является заметной фигурой джазовой жизни Нью-Йорка. Более всего этого гитариста знают, как прекрасного сайдмена, чей инструмент звучит на более, чем ста альбомах. Пит играл со множеством ...