Gaia Wilmer Large Ensemble - Folia: The Music of Egberto Gismonti
05.04.2023
Большой сюрприз ожидает тех, кто привык считать бразильский джаз бесконечными вариациями на темы самбы и босса новы. В ауре этого грандиозного по масштабу проекта (двойной альбом, более полутора часов звучания) витает дух скорее не Жобима, а главного классика бразильской академической музыки Эйтора Вила Лобоса. Да и «виновник торжества», гитарист-самоучка, пианист и композитор с сицилийско-ливанскими корнями (Бразилия – плавильный котел в не меньшей степени, чем США) Эгиберту Жизмонти (р.1947), уже полвека являющийся виднейшей фигурой на бразильской музыкальной сцене, в свое время учился в Париже у выдающегося музыкального педагога академической школы Нади Буланже.
Проницательный наставник, Буланже рекомендовала своему ученику впитывать в своем творчестве весь разнообразный опыт бразильской музыки (аналогичным образом она помогла найти свой путь в музыке и другому латиноамериканцу, Астору Пьяццоле). Эгиберту внял совету. Вернувшись на родину, он сочинял и исполнял самую разную музыку – для камерных составов, для театральных и танцевальных постановок, для кино. И весьма существенное место в его творчестве заняли и фольклор индейцев Амазонии, и весьма продвинутый джаз – в дуэте с известным соотечественником, перкуссионистом Наной Вашконселушем и в трио с Чарли Хэйденом и Яном Гарбареком, в представлении не нуждающихся. Для уже нескольких поколений бразильских музыкантов творчество Жизмонти является маяком и источником собственного вдохновения. Среди них и организатор этого проекта – Гайя Вилмер.
Музыку Жизмонти уроженка Флорианополиса, штат Санта-Катарина (это юг страны) любила с детства, еще в те времена, когда и не помышляла о собственной музыкальной карьере. Университетскую степень бакалавра она получила по специальности «международные отношения». Но затем оказалось, что музыка для Гайи стала интереснее тонкостей политики. Резко поменяв жизненный курс, она отправилась в Рио, чтобы учиться музыке и выступать на сцене. Через какое-то время она стала альт- саксофонисткой в ансамбле духовых инструментов Corações Futuristas. Коллектив часто сотрудничал с Жизмонти, что позволило Гайе познакомиться, а затем и подружиться с мэтром бразильской музыки. После четырех лет в Рио, Вилмер отправилась в Мекку джазового образования – бостонский колледж Беркли (Жизмонти написал для нее рекомендательное письмо). После Бостона пришел черед Консерватории Новой Англии, где она получила степень магистра. Еще в годы учебы Гайя сделала акцент на композицию и аранжировку, что не помешало ей организовать и руководить целым рядом коллективов: октетом, секстетом, ансамблем Rama Trio (саксофон-испанская гитара-контрабас) и, наконец, Gaia Wilmer Large Ensemble.
Это действительно большой коллектив (20 человек) с мощными духовыми секциями и ритм-группой, словом полноценный биг-бэнд. С ним Вилмер подготовила программу из музыки Эгиберту Жизмонти в честь его семидесятилетия и с успехом представила ее в нескольких городах Бразилии, где к ее оркестру присоединялись именитые гости, включая самого юбиляра. В Сан-Паулу этот тур завершился в 2018 году записью альбома Folia: The Music of Egberto Gismonti. Признаюсь, практически все имена музыкантов Gaia Wilmer Large Ensemble мне не знакомы. Исключение – ударник Лоуренсу Вашконселуш: не нашел нигде информации, но, похоже, это сын того самого Наны Вашконселуша. А вот гости проекта – люди знаменитые. Конечно, это сам Жизмонти, играющий на фортепьяно в пьесах 7 Anéis и Karatê, это очень известный виолончелист Жакиз Морелебау (он много работал с Жизмонти, а с Вилмер у них на подходе еще один альбом-трибьют, на этот раз Каэтану Велозу) и, наконец, это Габриэль Гросси, мирового класса исполнитель на губной гармонике и также звезда бразильского джаза и популярной музыки.
Десять композиций Жизмонти в аранжировках Гайи Вилмер. Попытка найти новый подход к каждой пьесе, сохранить основу и отыскать нечто свое, переложить музыку для каждой из секций оркестра, сбалансировать их работу. Сам Жизмонти высоко оценил труд Гайи. По его мнению, внесенные Вилмер изменения и регармонизация столь значительны, что ее вполне можно назвать не просто аранжировщиком, но и со-автором.
Солидная, по-академически выстроенная форма композиций не мешает образцовой в джазовом смысле работе секций, коротким, но выразительным соло духовых и, самое главное, сохраняет дух музыки Жизмонти. Это и танцевальные фольклорные ритмы в 7 Anéis с сольной партией автора, и перекличка голосов вкупе с ближневосточными ритмами в Cego Aderaldo, и красивейшая мелодия, в стремительном темпе исполняемая в Baião Malandro , и яркое соло Морелебау в Infância, и нежная лирика Bianca, которую Эгиберту когда-то написал в честь своей маленькой дочки. Конечно, в идеале перед прослушиванием альбома Вилмер было бы здорово услышать Em Família (1981), самый любимыйГайейальбом Жизмонти, из программы которого она заимствовала большинство композиций для Folia, но и сам по себе ее проект-трибьют производит сильное впечатление.
Биг-бэнды под руководством женщин давно уже не новость. Достаточно вспомнить два таких блистательных примера, как оркестры Тошико Акиоши или Марии Шнайдер. Приятно, что у них появились наследницы. Собственно говоря, появились они уже довольно давно. ...
Если вы еще с 90-х годов с удовольствием слушали downtown music в релизах Knitting Factory или Tzadik, то любая новая встреча с таким видным представителем этого направления нью-йоркского авангарда, как виолончелист Эрик Фридландер, станет для вас ...
Насколько могу судить, в наших, то есть постсоветских, краях многие любят Эрика Трюффаза. Сухощавый трубач, «белый Майлс», покоряет не только красивым холодноватым звуком своего инструмента, напоминающим его кумира, чей Kind Of Blue юный швейцарец ...
Эсбе не перестает удивлять. С этой британской вокалисткой, выпускницей Королевской академии музыки в Лондоне, мы встречались пару лет назад, рецензируя ее пятый альбом Saqqara, удивительное и необычное сочетание world music с электроникой. В том ...
Корейская пианистка Юнми Ли приехала в Нью-Йорк для учебы в местном университете в 2020 году. Время оказалось не очень удачным. Почти сразу наступил пандемический локдаун и Юнми Ли пришлось учиться в основном он-лайн. Но – не было бы счастья, да ...
У фортепьяно славные традиции в каталонском джазе. Достаточно вспомнить такое известное имя, как Тете Монтулиу. Продолжательницей этих традиций является пианистка и композитор Ева Новоа. Она родилась в Барселоне, начинала, как это часто бывает, с ...
Когда опирающийся на свои богатые традиции американский постбоповый джаз встречается с европейским новым джазом, это чаще всего выливается в весьма интересные проекты. Именно такова группа Exploding Pig, базирующаяся в австрийском Граце. Обязана она ...
Необычайно плодотворными выдались конец прошлого и начало нынешнего года для белорусского мастера импровизационной музыки, мультиинструменталиста, композитора и поэта Виктора Семашко. В недавнем электронном письме Виктор выслал линки сразу к четырем ...
Половина участников этой записи нам уже немного знакома. В 2022 году на страицах сайта публиковалась рецензия на дуэтный альбом двух аргентинцев - саксофониста Мартина Прошиа и басиста Федерико Соломевича Rizoma. То был ярко выраженный авангардный ...
Гитарист и композитор Феликс Телье Пульо живет и работает в Монреале. Он уже достаточно известен на музыкальной сцене этого крупнейшего города франкоязычной Канады. Феликс играет в исполняющей фьюжн группе Upsydaisy и участвовал в записи ее альбома ...
Порой рассказ об очередном альбоме превращается в замысловатый квест. До знакомства с Ataraxia я никогда ничего не слышал о гитаристе и композиторе со звучным именем Франсиско Лела де Ларреа. «Явки и пароли» (читай – линк к bandcamp музыканта, где я ...
Последний раз мы встречались с камерунским гитаристом и композитором Фрэнком Бийонгом в 2022 году на альбоме Kunde. Позволю себе небольшую цитату из той рецензии: «…Kunde практически лишен этнических признаков. Такая музыка могла с равным успехом ...