Gaia Wilmer Large Ensemble - Folia: The Music of Egberto Gismonti
05.04.2023
Большой сюрприз ожидает тех, кто привык считать бразильский джаз бесконечными вариациями на темы самбы и босса новы. В ауре этого грандиозного по масштабу проекта (двойной альбом, более полутора часов звучания) витает дух скорее не Жобима, а главного классика бразильской академической музыки Эйтора Вила Лобоса. Да и «виновник торжества», гитарист-самоучка, пианист и композитор с сицилийско-ливанскими корнями (Бразилия – плавильный котел в не меньшей степени, чем США) Эгиберту Жизмонти (р.1947), уже полвека являющийся виднейшей фигурой на бразильской музыкальной сцене, в свое время учился в Париже у выдающегося музыкального педагога академической школы Нади Буланже.
Проницательный наставник, Буланже рекомендовала своему ученику впитывать в своем творчестве весь разнообразный опыт бразильской музыки (аналогичным образом она помогла найти свой путь в музыке и другому латиноамериканцу, Астору Пьяццоле). Эгиберту внял совету. Вернувшись на родину, он сочинял и исполнял самую разную музыку – для камерных составов, для театральных и танцевальных постановок, для кино. И весьма существенное место в его творчестве заняли и фольклор индейцев Амазонии, и весьма продвинутый джаз – в дуэте с известным соотечественником, перкуссионистом Наной Вашконселушем и в трио с Чарли Хэйденом и Яном Гарбареком, в представлении не нуждающихся. Для уже нескольких поколений бразильских музыкантов творчество Жизмонти является маяком и источником собственного вдохновения. Среди них и организатор этого проекта – Гайя Вилмер.
Музыку Жизмонти уроженка Флорианополиса, штат Санта-Катарина (это юг страны) любила с детства, еще в те времена, когда и не помышляла о собственной музыкальной карьере. Университетскую степень бакалавра она получила по специальности «международные отношения». Но затем оказалось, что музыка для Гайи стала интереснее тонкостей политики. Резко поменяв жизненный курс, она отправилась в Рио, чтобы учиться музыке и выступать на сцене. Через какое-то время она стала альт- саксофонисткой в ансамбле духовых инструментов Corações Futuristas. Коллектив часто сотрудничал с Жизмонти, что позволило Гайе познакомиться, а затем и подружиться с мэтром бразильской музыки. После четырех лет в Рио, Вилмер отправилась в Мекку джазового образования – бостонский колледж Беркли (Жизмонти написал для нее рекомендательное письмо). После Бостона пришел черед Консерватории Новой Англии, где она получила степень магистра. Еще в годы учебы Гайя сделала акцент на композицию и аранжировку, что не помешало ей организовать и руководить целым рядом коллективов: октетом, секстетом, ансамблем Rama Trio (саксофон-испанская гитара-контрабас) и, наконец, Gaia Wilmer Large Ensemble.
Это действительно большой коллектив (20 человек) с мощными духовыми секциями и ритм-группой, словом полноценный биг-бэнд. С ним Вилмер подготовила программу из музыки Эгиберту Жизмонти в честь его семидесятилетия и с успехом представила ее в нескольких городах Бразилии, где к ее оркестру присоединялись именитые гости, включая самого юбиляра. В Сан-Паулу этот тур завершился в 2018 году записью альбома Folia: The Music of Egberto Gismonti. Признаюсь, практически все имена музыкантов Gaia Wilmer Large Ensemble мне не знакомы. Исключение – ударник Лоуренсу Вашконселуш: не нашел нигде информации, но, похоже, это сын того самого Наны Вашконселуша. А вот гости проекта – люди знаменитые. Конечно, это сам Жизмонти, играющий на фортепьяно в пьесах 7 Anéis и Karatê, это очень известный виолончелист Жакиз Морелебау (он много работал с Жизмонти, а с Вилмер у них на подходе еще один альбом-трибьют, на этот раз Каэтану Велозу) и, наконец, это Габриэль Гросси, мирового класса исполнитель на губной гармонике и также звезда бразильского джаза и популярной музыки.
Десять композиций Жизмонти в аранжировках Гайи Вилмер. Попытка найти новый подход к каждой пьесе, сохранить основу и отыскать нечто свое, переложить музыку для каждой из секций оркестра, сбалансировать их работу. Сам Жизмонти высоко оценил труд Гайи. По его мнению, внесенные Вилмер изменения и регармонизация столь значительны, что ее вполне можно назвать не просто аранжировщиком, но и со-автором.
Солидная, по-академически выстроенная форма композиций не мешает образцовой в джазовом смысле работе секций, коротким, но выразительным соло духовых и, самое главное, сохраняет дух музыки Жизмонти. Это и танцевальные фольклорные ритмы в 7 Anéis с сольной партией автора, и перекличка голосов вкупе с ближневосточными ритмами в Cego Aderaldo, и красивейшая мелодия, в стремительном темпе исполняемая в Baião Malandro , и яркое соло Морелебау в Infância, и нежная лирика Bianca, которую Эгиберту когда-то написал в честь своей маленькой дочки. Конечно, в идеале перед прослушиванием альбома Вилмер было бы здорово услышать Em Família (1981), самый любимыйГайейальбом Жизмонти, из программы которого она заимствовала большинство композиций для Folia, но и сам по себе ее проект-трибьют производит сильное впечатление.
«Парадокс пастора» (так называется альбом) – это вовсе не об абстрактном священнослужителе протестантского вероисповедания. В данном случае речь идет о вполне конкретном человеке. Его имя – Мартин Лютер Кинг. Этот человек оказал влияние на целые ...
Blazing/Freezing – уже второй альбом команды Astroturf Noise на лейбле 577 Records, первый, носивший название группы, был издан в 2020 году. Astroturf Noise – трио, образовалось оно в 2017 году в Бруклине, где сегодня живут все его участники. ...
Эффектная обложка предваряет EP работающего в Нидерландах итало-турецко-швейцарского трио AVA Trio. Несколько лет назад мы знакомили наших читателей с его вторым альбомом Digging The Sand, любопытной смесью новоджазового авангарда и этники. И вот ...
Ави Грэнит – канадский гитарист, который уже довольно давно живет и работает в Нью-Йорке. Здесь он играет в составе квартета Verse, а также с экспериментальным проектом Graphic Tongue. Но не теряет Ави контактов и со своим родным домом. В Торонто он ...
Три года, разделили выпуск альбомов The Doors Are Open и Expectations саксофониста из Казани Азата Баязитова. За это время произошло много событий, в том числе и в личной биографии музыканта. Главное, видимо, это релокация из Нью-Йорка, где ...
Впервые наши читатели встретились с ансамблем из Лондона с озорным названием Balamuc (что-то типа «Дурдом» по-румынски) на его первом альбоме Yedi Kedi (2021), выпущенном спустя три года после его создания по инициативе вокалистки и скрипачки из ...
Лейбл известного электро-акустического гитариста из Филадельфии Тима Мотцера 1K Recordings выпустил любопытный EP. Его история восходит к изданному им же в 2017 году альбому Goldbug – Naacal. Участники той записи – тек же люди, имена которых мы ...
Они встретились в Монреале в 2021 году - четверо музыкантов с разным бэкграундом из трех разных стран. Тенор-саксофонистка Клер Девлин родилась в столице Канады Оттаве, но уже давно работала в Монреале. Альт-саксофонистка Эллисон Бурик – американка ...
Уроженец Питтсбурга Бен Шер – уважаемый в джазовых кругах ветеран, отличный гитарист, композитор и педагог (он преподает сразу в нескольких учебных заведениях, включая бостонский Беркли). Много лет Бен живет в Нью-Йорке, выступал, наверное, во всех ...
Саксофонист и композитор Бен Уэндел родился в Канаде, в Ванкувере в 1976 году, но уже с детства живет в США, рос он в Калифорнии. Семья Уэнделов была музыкальной: мама музыканта, лирическое сопрано, пела в опере Лос-Анджелеса. Сам же Бен был влюблен ...
После сорока лет в джазе и десяти авторских альбомов басисту и композитору Бену Вулфу уже не надо ничего никому доказывать. Особенно высока репутация Бена – композитора. Как написал о музыке Вулфа маститый Бен Ратлифф из The New York Times, это ...
Комментировать этот проект датского саксофониста и композитора Бенджамина Коппеля необходимо, начиная издалека, вспоминая времена Второй мировой войны. На земле, где я живу, в Беларуси, она оставила особо страшный след. Оккупационный нацистский ...