Давненько я не слышал Криса Спида. А когда-то, в конце 90-х, я больше всего любил музыку нью-йоркского даунтауна, а в ней – продукцию продвигавшего эту музыку лейбла Knitting Factory Records, а уж в каталоге Knitting Factory особенно выделял работы молодой амбициозной группы Pachora, виртуозно соединявшей свободный джаз с балканским и ближневосточным фольклором. С удовольствием писал я тогда об их альбомах, и о самой группе, и важное место в этих текстах принадлежало игравшему в ней молодому музыканту из Сиэттла Крису Спиду. Приступая к обстоятельному знакомству со свежим альбомом нынешнего трио Криса Спида, я решил, что небольшой отрывок из старой статьи о Pachora будет небезынтересен и сегодня тем, кто захочет получше узнать бэкграунд Криса: «Саксофонист и кларнетист Спид - наиболее эрудированный член квартета, музыкант с ярким композиционным мышлением и один из основных авторов музыки для "Pachora". Еще в 1994г. он получил грант от бостонской Консерватории Новой Англии за свою сюиту, посвященную Элберту Эйлеру. Но его страсть - это не только фри-джаз, но и восточноевропейский, особенно балканский фольклор, и именно в рамках "Pachora" он получил возможность соединить оба своих увлечения. Но Крис работает не только в этих рамках. Он выступает и записывается с целым рядом авангардных коллективов: "Tim Berne's Bloodcount", квинтет Миры Мелфорд, септет Джеймса Эмери. Спид сотрудничал и с такими звездами, как Джон Зорн и Энтони Брэкстон. Есть у него уже и один сольный альбом - "Yeah No" на лейбле "Songlines". Интересно, что в то время, как в других проектах он широко пользуется и тенор- и альт-саксофонами, для "Pachora" Крис играет только на кларнете, стремясь к аутентичному фольклорному звучанию.»
Что же, с тех пор прошло почти четверть века. За это время дискография Спида разрослась до очень внушительных размеров. Он работал с самыми разными коллективами (пожалуй, больше других - с The Claudia Quintet), преимущественно не связанными со straight ahead jazz. В 2021 году Крис вошел в обновленный состав известного квартета The Bad Plus и уже успел поучаствовать в записи его альбома в 2022 году. А вот с одним из основателей The Bad Plus, барабанщиком Дэйвом Кингом, и молодым басистом Крисом Тордини, Спид еще в 2017 году организовал трио, до сих пор отметившееся альбомами Platinum On Tap (Intakt, 2017) и Respect for Your Toughness (Intakt, 2019). Despite Obstacles, выпущенный тем же лейблом и записанный преимущественно весной и летом 2022 года, - третий альбом этого коллектива.
Создавая трио, Крис Спид объяснял свои мотивы так: «Основой идеей трио было исполнение музыки, более ориентированной на свинг, оставаясь в рамках, характерных для мира джазовых трио». Признаться, прочитав эти строки, я несколько загрустил: неужто Спид теперь обратился к стандартному мэйнстриму? Прослушивание Despite Obstacles сомнения развеяли: это не так. Или, по крайней мере, не совсем так. Выдумщику с богатой фантазией Крису Спиду было бы просто неинтересно играть чистый мэйнстрим. Что же, в таком случае, представляет из себя Despite Obstacles? Все восемь композиций альбома – авторская музыка Криса Спида. Мощно и разнообразно играет Кинг – если вам покажется, что отдельные фрагменты близки к рок-музыке, то виноват тут прежде всего он, Дэйв Кинг, съевший зубы на рок-аллюзиях еще со времен первого состава The Bad Plus. На месте и Тардини, ничуть не тушующийся рядом с именитыми коллегами. Его контрабас точно и грамотно держит ритм. Возможно, не больше. Но и не меньше. А царит в музыке трио все же лидер, Крис Спид. Он работает преимущественно на тенор-саксофоне, но не забыт и любимый со времен Pachora кларнет – например, в Amos. Уже со стартовой композиции Advil становится понятным основной принцип игры нынешнего Спида. Начинается все со сравнительно простой темы, которую Крис неторопливо (особо быстрые темпы у него не в чести) и скрупулезно обрабатывает, уносясь на крыльях импровизации довольно далеко от основы, но неизменно к ней возвращаясь. Его тенор нигде не заходится в пароксизме эмоций, нигде техника звукоизвлечения не становится самоцелью. Спид – художник-исследователь, разворачивающий развитие то в одном, то в другом направлении, стремясь выявить все скрытые возможности каждой композиции. Иногда, например, в Sunset Park in July, этакой квази-балладе, он акцентирует романтическое начало, и результат более предсказуем, но в большинстве треков - том же Advil, Uncomfortable Truths или Lone Satellite – за поворотами музыки Спида следишь завороженно, как дети за флейтой Гамельнского крысолова – правда, с гораздо более приятными последствиями. Крис Спид – это, конечно же, добрый волшебник, благодаря которому горизонты наших представлений о джазе только расширяются.
« Возьмите три основных инструмента. Добавьте трех музыкантов и три формы самовыражения. Соедините эти ингредиенты с утроенным чувством взаимопонимания и щедрым музыкальным сопереживанием. Расслабьтесь и слушайте, как успешно возникает единая ...
Последний раз я слушал американского вибрафониста Эльдада Тарму полтора десятка лет назад. Тогда он жил и работал в румынской Тимишоаре и с ансамблем их израильских и румынских музыкантов записал свой тогда шестой по счету, очаровательный альбом ...
Вокалистка албанского происхождения Элина Дуни - желанный гость в каталогах ЕСМ. Достаточно сказать, что A Time To Remember – девятый альбом в ее дискографии и при этом пятый с логотипом ЕСМ. С всемирно известным мюнхенским лейблом Дуни сотрудничает ...
Эксперименты по соединению джаза и поэтического слова не новы. Иногда они были явно неудачными, порой выглядели более или менее органичными. Со всей мощью своего композиторского таланта, со всей неиссякаемой жаждой новизны и, наконец, взяв на ...
Час с небольшим длится этот впечатляющий аудиоспектакль, рассказ о котором мне показалось уместным вести в категориях спектакля обычного. А что мы, как правило, делаем, приходя в театр? Правильно, покупаем программку. В данном случае ее заменяет ...
Много и всегда с удовольствием слушал я итальянского гитариста Энцо Рокко и знакомил с его музыкой наших читателей. Обычно это были дуэтные проекты (когда Рокко встречается со своим земляком Карло Актисом Дато – это вообще «именины сердца»), один ...
Биг-бэнды под руководством женщин давно уже не новость. Достаточно вспомнить два таких блистательных примера, как оркестры Тошико Акиоши или Марии Шнайдер. Приятно, что у них появились наследницы. Собственно говоря, появились они уже довольно давно. ...
Если вы еще с 90-х годов с удовольствием слушали downtown music в релизах Knitting Factory или Tzadik, то любая новая встреча с таким видным представителем этого направления нью-йоркского авангарда, как виолончелист Эрик Фридландер, станет для вас ...
Насколько могу судить, в наших, то есть постсоветских, краях многие любят Эрика Трюффаза. Сухощавый трубач, «белый Майлс», покоряет не только красивым холодноватым звуком своего инструмента, напоминающим его кумира, чей Kind Of Blue юный швейцарец ...
Эсбе не перестает удивлять. С этой британской вокалисткой, выпускницей Королевской академии музыки в Лондоне, мы встречались пару лет назад, рецензируя ее пятый альбом Saqqara, удивительное и необычное сочетание world music с электроникой. В том ...
Корейская пианистка Юнми Ли приехала в Нью-Йорк для учебы в местном университете в 2020 году. Время оказалось не очень удачным. Почти сразу наступил пандемический локдаун и Юнми Ли пришлось учиться в основном он-лайн. Но – не было бы счастья, да ...
У фортепьяно славные традиции в каталонском джазе. Достаточно вспомнить такое известное имя, как Тете Монтулиу. Продолжательницей этих традиций является пианистка и композитор Ева Новоа. Она родилась в Барселоне, начинала, как это часто бывает, с ...