Давненько я не слышал Криса Спида. А когда-то, в конце 90-х, я больше всего любил музыку нью-йоркского даунтауна, а в ней – продукцию продвигавшего эту музыку лейбла Knitting Factory Records, а уж в каталоге Knitting Factory особенно выделял работы молодой амбициозной группы Pachora, виртуозно соединявшей свободный джаз с балканским и ближневосточным фольклором. С удовольствием писал я тогда об их альбомах, и о самой группе, и важное место в этих текстах принадлежало игравшему в ней молодому музыканту из Сиэттла Крису Спиду. Приступая к обстоятельному знакомству со свежим альбомом нынешнего трио Криса Спида, я решил, что небольшой отрывок из старой статьи о Pachora будет небезынтересен и сегодня тем, кто захочет получше узнать бэкграунд Криса: «Саксофонист и кларнетист Спид - наиболее эрудированный член квартета, музыкант с ярким композиционным мышлением и один из основных авторов музыки для "Pachora". Еще в 1994г. он получил грант от бостонской Консерватории Новой Англии за свою сюиту, посвященную Элберту Эйлеру. Но его страсть - это не только фри-джаз, но и восточноевропейский, особенно балканский фольклор, и именно в рамках "Pachora" он получил возможность соединить оба своих увлечения. Но Крис работает не только в этих рамках. Он выступает и записывается с целым рядом авангардных коллективов: "Tim Berne's Bloodcount", квинтет Миры Мелфорд, септет Джеймса Эмери. Спид сотрудничал и с такими звездами, как Джон Зорн и Энтони Брэкстон. Есть у него уже и один сольный альбом - "Yeah No" на лейбле "Songlines". Интересно, что в то время, как в других проектах он широко пользуется и тенор- и альт-саксофонами, для "Pachora" Крис играет только на кларнете, стремясь к аутентичному фольклорному звучанию.»
Что же, с тех пор прошло почти четверть века. За это время дискография Спида разрослась до очень внушительных размеров. Он работал с самыми разными коллективами (пожалуй, больше других - с The Claudia Quintet), преимущественно не связанными со straight ahead jazz. В 2021 году Крис вошел в обновленный состав известного квартета The Bad Plus и уже успел поучаствовать в записи его альбома в 2022 году. А вот с одним из основателей The Bad Plus, барабанщиком Дэйвом Кингом, и молодым басистом Крисом Тордини, Спид еще в 2017 году организовал трио, до сих пор отметившееся альбомами Platinum On Tap (Intakt, 2017) и Respect for Your Toughness (Intakt, 2019). Despite Obstacles, выпущенный тем же лейблом и записанный преимущественно весной и летом 2022 года, - третий альбом этого коллектива.
Создавая трио, Крис Спид объяснял свои мотивы так: «Основой идеей трио было исполнение музыки, более ориентированной на свинг, оставаясь в рамках, характерных для мира джазовых трио». Признаться, прочитав эти строки, я несколько загрустил: неужто Спид теперь обратился к стандартному мэйнстриму? Прослушивание Despite Obstacles сомнения развеяли: это не так. Или, по крайней мере, не совсем так. Выдумщику с богатой фантазией Крису Спиду было бы просто неинтересно играть чистый мэйнстрим. Что же, в таком случае, представляет из себя Despite Obstacles? Все восемь композиций альбома – авторская музыка Криса Спида. Мощно и разнообразно играет Кинг – если вам покажется, что отдельные фрагменты близки к рок-музыке, то виноват тут прежде всего он, Дэйв Кинг, съевший зубы на рок-аллюзиях еще со времен первого состава The Bad Plus. На месте и Тардини, ничуть не тушующийся рядом с именитыми коллегами. Его контрабас точно и грамотно держит ритм. Возможно, не больше. Но и не меньше. А царит в музыке трио все же лидер, Крис Спид. Он работает преимущественно на тенор-саксофоне, но не забыт и любимый со времен Pachora кларнет – например, в Amos. Уже со стартовой композиции Advil становится понятным основной принцип игры нынешнего Спида. Начинается все со сравнительно простой темы, которую Крис неторопливо (особо быстрые темпы у него не в чести) и скрупулезно обрабатывает, уносясь на крыльях импровизации довольно далеко от основы, но неизменно к ней возвращаясь. Его тенор нигде не заходится в пароксизме эмоций, нигде техника звукоизвлечения не становится самоцелью. Спид – художник-исследователь, разворачивающий развитие то в одном, то в другом направлении, стремясь выявить все скрытые возможности каждой композиции. Иногда, например, в Sunset Park in July, этакой квази-балладе, он акцентирует романтическое начало, и результат более предсказуем, но в большинстве треков - том же Advil, Uncomfortable Truths или Lone Satellite – за поворотами музыки Спида следишь завороженно, как дети за флейтой Гамельнского крысолова – правда, с гораздо более приятными последствиями. Крис Спид – это, конечно же, добрый волшебник, благодаря которому горизонты наших представлений о джазе только расширяются.
Пятница – лучший день недели. Белые и синие воротнички блаженно расслабляются после напряженной рабочей пятидневки в предвкушении длинного уикэнда. Неплохим средством отдохновения от недельных стрессов может стать и музыка. Какая? Это уж кому что ...
Короля, как известно, делает свита. Я ничего не знал о каталонском гитаристе и композиторе Жауме де Виала, когда получил письмо из Барселоны с этим альбомом. Но увидев, что со-продюсером Calidoscopi Embruixat выступал живущий в Барселоне сербский ...
В конце июня текущего года Outside In Music выпустила второй альбом тромбониста и композитора Хавьера Неро Kemet: The Black Land. Нашим читателям он знаком по своей первой большой работе Freedom (2020). Уже тогда можно было заметить, что для Хавьера ...
Не самые известные имена, но вполне достойная музыка: это дуэт пианиста Джеффа Бабко и басиста Дэвида Пилча и их совместный альбом The Libretto Show. Джефф – опытный музыкант, преимущественно ассистирующий другим исполнителям, среди которых были ...
Всегда был не равнодушен к низкому басовому звучанию, будь то струнный или духовой инструмент. Возможно, поэтому каждый альбом лучшего тубиста в современном джазе Джима Селфа для меня всегда праздник. До сих пор на нашем сайте было представлено ...
У австралийской вокалистки Джо Лори интересный послужной список. Почти десять лет она выступала и записывалась со Стингом, сотрудничала также с Полом Саймоном и Питером Гэбриэлом – все имена очень достойные, хотя и не джазовые. Но и джаз Джо также ...
У американского ударника (а иногда еще пианиста и вибрафониста и, конечно же, композитора) Джо Чемберса сложилась в джазе своеобразная репутация. Он, если так можно выразиться, хорошо известен, особенно коллегам-музыкантам, но при этом не очень ...
Практически любой список Топ-10 вибрафонистов джаза не обойдется без имени Джо Локка. Этот музыкант, постепенно переходящий в разряд ветеранов (Лок родился в 1959 году), - живое связующее звено между поколением Милта Джексона и Бобби Хатчерсона и ...
В восьмидесятых и девяностых годах прошлого века, и даже в нулевых, и даже в десятых годах века нынешнего альянс между Джо Ловано и ECM Records казался, скажем так, не очень логичным. Один из столпов современного мэйнстрима, выдающийся тенорист с ...
Тот случай, когда сайдмены, ассистирующие лидеру, куда более известны, чем он сам. Только поглядите на этот список имен – заглядение! Джордж Гарцоне, Бен Стрит, Билли Харт, а в одном треке еще и Джерри Бергонци: каждый – это имя в джазе, и имя ...
Хорошее чувство юмора с некоторой долей иронии отражает обложка альбома Джона Даверсы и Тала Коэна The Art Of Duo. Volume 1 с боксирующими джентльменами из XIX века. Впрочем, сами музыканты считают, что с определенной точки зрения в дуэте есть некий ...
Давненько на наших страницах не гостил известный американский саксофонист и композитор Джон Эллис. Последние годы этот музыкант, чей музыкальный стиль формировался под действием ауры двух важнейших для джаза городов, Нью-Йорка и Нового Орлеана, ...