nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Chris Speed Trio - Despite Obstacles

Chris Speed Trio - Despite Obstacles

Давненько я не слышал Криса Спида. А когда-то, в конце 90-х, я больше всего любил музыку нью-йоркского даунтауна, а в ней – продукцию продвигавшего эту музыку лейбла Knitting Factory Records, а уж в каталоге Knitting Factory особенно выделял работы молодой амбициозной группы Pachora, виртуозно соединявшей свободный джаз с балканским и ближневосточным фольклором. С удовольствием писал я тогда об их альбомах, и о самой группе, и важное место в этих текстах принадлежало игравшему в ней молодому музыканту из Сиэттла Крису Спиду. Приступая к обстоятельному знакомству со свежим альбомом нынешнего трио Криса Спида, я решил, что небольшой отрывок из старой статьи о Pachora будет небезынтересен и сегодня тем, кто захочет получше узнать бэкграунд Криса: «Саксофонист и кларнетист Спид - наиболее эрудированный член квартета, музыкант с ярким композиционным мышлением и один из основных авторов музыки для "Pachora". Еще в 1994г. он получил грант от бостонской Консерватории Новой Англии за свою сюиту, посвященную Элберту Эйлеру. Но его страсть - это не только фри-джаз, но и восточноевропейский, особенно балканский фольклор, и именно в рамках "Pachora" он получил возможность соединить оба своих увлечения. Но Крис работает не только в этих рамках. Он выступает и записывается с целым рядом авангардных коллективов: "Tim Berne's Bloodcount", квинтет Миры Мелфорд, септет Джеймса Эмери. Спид сотрудничал и с такими звездами, как Джон Зорн и Энтони Брэкстон. Есть у него уже и один сольный альбом - "Yeah No" на лейбле "Songlines". Интересно, что в то время, как в других проектах он широко пользуется и тенор- и альт-саксофонами, для "Pachora" Крис играет только на кларнете, стремясь к аутентичному фольклорному звучанию.»

Что же, с тех пор прошло почти четверть века. За это время дискография Спида разрослась до очень внушительных размеров. Он работал с самыми разными коллективами (пожалуй, больше других - с The Claudia Quintet), преимущественно не связанными со straight ahead jazz. В 2021 году Крис вошел в обновленный состав известного квартета The Bad Plus и уже успел поучаствовать в записи его альбома в 2022 году. А вот с одним из основателей The Bad Plus, барабанщиком Дэйвом Кингом, и молодым басистом Крисом Тордини, Спид еще в 2017 году организовал трио, до сих пор отметившееся альбомами Platinum On Tap (Intakt, 2017) и Respect for Your Toughness (Intakt, 2019). Despite Obstacles, выпущенный тем же лейблом и записанный преимущественно весной и летом 2022 года, - третий альбом этого коллектива.

Создавая трио, Крис Спид объяснял свои мотивы так: «Основой идеей трио было исполнение музыки, более ориентированной на свинг, оставаясь в рамках, характерных для мира джазовых трио». Признаться, прочитав эти строки, я несколько загрустил: неужто Спид теперь обратился к стандартному мэйнстриму? Прослушивание Despite Obstacles сомнения развеяли: это не так. Или, по крайней мере, не совсем так. Выдумщику с богатой фантазией Крису Спиду было бы просто неинтересно играть чистый мэйнстрим. Что же, в таком случае, представляет из себя Despite Obstacles? Все восемь композиций альбома – авторская музыка Криса Спида. Мощно и разнообразно играет Кинг – если вам покажется, что отдельные фрагменты близки к рок-музыке, то виноват тут прежде всего он, Дэйв Кинг, съевший зубы на рок-аллюзиях еще со времен первого состава The Bad Plus. На месте и Тардини, ничуть не тушующийся рядом с именитыми коллегами. Его контрабас точно и грамотно держит ритм. Возможно, не больше. Но и не меньше. А царит в музыке трио все же лидер, Крис Спид. Он работает преимущественно на тенор-саксофоне, но не забыт и любимый со времен Pachora кларнет – например, в Amos. Уже со стартовой композиции Advil становится понятным основной принцип игры нынешнего Спида. Начинается все со сравнительно простой темы, которую Крис неторопливо (особо быстрые темпы у него не в чести) и скрупулезно обрабатывает, уносясь на крыльях импровизации довольно далеко от основы, но неизменно к ней возвращаясь. Его тенор нигде не заходится в пароксизме эмоций, нигде техника звукоизвлечения не становится самоцелью. Спид – художник-исследователь, разворачивающий развитие то в одном, то в другом направлении, стремясь выявить все скрытые возможности каждой композиции. Иногда, например, в Sunset Park in July, этакой квази-балладе, он акцентирует романтическое начало, и результат более предсказуем, но в большинстве треков - том же Advil, Uncomfortable Truths или Lone Satellite – за поворотами музыки Спида следишь завороженно, как дети за флейтой Гамельнского крысолова – правда, с гораздо более приятными последствиями. Крис Спид – это, конечно же, добрый волшебник, благодаря которому горизонты наших представлений о джазе только расширяются.

© & (p) 2023 Intakt Records

8 tks / 36 mins

(Chris Speed – ts, cl; Chris Tordini – b; Dave King – dr;)

Линк предоставлен Jazzist

Леонид АУСКЕРН

(первая публикация - Jazzist Club, https://jazzist.ru/chris-speed-trio-despite-obstacles/)



стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
США
музыкальный стиль
мэйнстрим, фьюжн





Ещё из раздела издано в 2023 г.

  • стиль: джаз
Британского авангардного ударника Марка Сандерса доводилось неоднократно слушать (и рассказывать об этом нашим читателям) в самых разных составах с разными конфигурациями, но ни разу - в качестве лидера. Неудивительно: CollapseUncollapse: Time in ...
  • стиль: джаз
В отличие от двух предыдущих своих альбомов, знакомый уже нашим постоянным читателям басист Массимо Биолкати в новом, четвертом по счету, проекте On a Misty Night отказался от формата квартета и перешел к еще более камерному варианту: трио. На сей ...
  • стиль: джаз
Гитарист Мэтт Гринвуд родился в городе Хараре. Он - представитель белого меньшинства Зимбабве, который вырос и стал музыкантом в этой стране на юге Африки. На родине он играл с такими местными знаменитостями, как Оливер Мтукудзи и Форвард Квенда. На ...
  • стиль: джаз
Очередная вариация на тему «возвращение к корням». Пианист Мэтт Роллингс в начале 80-х годов окончил известный колледж Беркли. Его любимыми музыкантами в те годы были Оскар Питерсон, Рэмзи Льюис, Билл Эванс: вполне себе джазовый круг интересов. Но в ...
  • стиль: джаз
Слушая каждый новый альбом басиста и композитора из Чикаго Мэтта Юлери (а мы представляли нашим читателям уже немало его работ), приблизительно представляешь, что тебя ожидает под новой обложкой. Мэтт уже давно занял облюбованную им творческую нишу ...
  • стиль: джаз
Басист – особая фигура в джазе. В любом составе (ну, может быть, кроме свободной импровизации) он «держит» пульс ансамбля, но, с другой стороны, на сольные позиции он выходит редко, а то и вообще ограничивается своими «прямыми обязанностями». ...
  • стиль: джаз
Ни разу не встречались мне у живущего в Нью-Йорке турецкого пианиста, композитора и бэнд-лидера Мехмета Али Санлыкола неинтересные альбомы. Каждая его работа несет в себе что-то неожиданное, обращаясь и к разуму, и к чувству слушателя. Не стал ...
  • стиль: этно
Турецкий музыкант и композитор Мехмет Полат играет на уде – струнном родственнике лютни, широко распространенном в традиционной музыке народов всего Ближнего Востока, и в этом качестве добился больших успехов. Надо отметить, что он уделяет большое ...
  • стиль: джаз
Альбом Of What Remains для музыканта из Монреаля Мелиссы Пайп – это, конечно, этап. Начинала она с изучения джазового саксофона и композиции. Но постепенно Мелисса ощутила, что ей особенно интересны инструменты, которые джазовые саксофонисты ...
  • стиль: джаз
В творчестве американского саксофониста и композитора Мелвина Смита заметна связь с духовной музыкой. Наверняка это объясняется особенностями его биографии. Мелвин родился в Джексонвилле, Флорида, в семье где любили музыку и чтили христианские ...
  • стиль: джаз
Конечно, фагот в гораздо большей степени ассоциируется с академической музыкой, а не с джазом. Тем не менее, время от времени этот инструмент использовался в джазе с давних лет. Еще в 20-е годы ХХ века на нем играл иногда Фрэнк Трамбауэр, в 50-х и ...
  • стиль: джаз
Еще не начав слушать альбом, а только ознакомившись с его выходными данными, я сразу, по ассоциации, вспомнил легендарную Тошико Акиоши и ее биг-бэнд Toshiko Akiyoshi Jazz Orchestra. Вот, думалось, и подросла наследница традиций, «внучка» Тошико, ...
© 2012-2025 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com