Вокалистка албанского происхождения Элина Дуни - желанный гость в каталогах ЕСМ. Достаточно сказать, что A Time To Remember – девятый альбом в ее дискографии и при этом пятый с логотипом ЕСМ. С всемирно известным мюнхенским лейблом Дуни сотрудничает с 2012 года. Дуни родилась в музыкальной семье в Тиране еще в годы правления Энвера Ходжи. После падения коммунистического режима мать Дуни с десятилетней тогда девочкой смогла перебраться в Швейцарию, где Элина получила образование и работала долгие годы. Сейчас она обитает в Лондоне вместе со своим партнером по жизни и музыке, британским гитаристом Робом Лафтом.
Вместе с Лафтом, а также с другим английским музыкантом, Фредом Томасом, известным своими творческими переработками музыки Баха, а также швейцарским джазовым духовиком, флюгельгорнистом Матье Мишелем, в 2020 году Дуни выпустила на ЕСМ альбом Lost Ships, продолжением и развитием которого можно считать созданный тем же составом A Time To Remember. В Lost Ships программа альбома состояла из традиционных албанских песен (именно фольклором своей страны она покорила в свое время сердце шефа ЕСМ Манфреда Айхера), собственных песен, сочиненных вместе с Лафтом, джазовых стандартов и качественных образцов поп-музыки (главным хитом в Lost Ships стала ее интерпретация Hier Encore Шарля Азнавура). Пела Дуни на английском, французском и албанском языках. Ровно из тех же компонентов сложена и программа A Time To Remember. Вот разве что, социальные мотивы (тема мигрантов), присутствовавшие в песнях Элины, на сей раз уступили место впечатлениям от путешествий по Синайской пустыне и берегам Красного моря. Правда, в программе из 12 треков собственных песен стало меньше (только пять), джазовых стандартов здесь три - First Song Чарли Хэйдена и Эбби Линкольн, Send In The Clowns Стивена Зондхайма и I'll Be Seeing You Сэмми Файна и Ирвина Кахала, а остальные композиции заимствованы из албанского и косоварского фольклора и авторской музыки. Поет Элина по-прежнему на нескольких языках и поет так, как умеет только она.
О своем вокале и своих партнерах Дуни говорит так: «Я никогда не хотела быть просто вокалисткой с аккомпанирующим трио. С самого начала я предоставляла музыкантам много места для импровизации, а также экспериментировала со своим голосом. Это просто еще один инструмент. Со временем мы пришли к такому взаимопониманию, которое позволяет нам двигаться в любом направлении». И вот тут я бы с Элиной немного поспорил. На мой взгляд, секрет ее успеха в другом: она любое направление делает собственным. Ее интерпретации джазовых стандартов решительно не похожи на американские оригиналы: окутывая известные темы в минорную вуаль, Элина Дуни поет их в свойственной ей очень симпатичной полу-эстрадной, полу-фолковой манере. Ровно также она «присваивает» и любой иной репертуар. Мастерство же высококлассных инструменталистов – и Лафта, и Томаса, и, особенно, на мой взгляд, Мишеля – помогает удерживать зримую связь с джазом за счет импровизации, точных инструментальных реплик, а иногда и контрапункта с вокалом. Если говорить о новом альбоме, то тут я бы назвал наиболее удачными примерами такого подхода исполнение песни албанского композитора Рашида Красники Mallëngjimi («Ностальгия») и сочиненную Дуни и Луфтом композицию Évasion на стихи бельгийско-израильской поэтессы Эстер Гранек. Объективности ради упомяну, что критики, как обычно тепло отозвавшиеся на новую работу Элины Дуни, дружно хвалят ее версию Send In The Clowns. Предоставим читателям и потенциальным слушателям самостоятельно расставить своих фаворитов в этой программе, а уж то, что ее стоит услышать, мне кажется несомненным.
Обложка этого альбома кажется выполненной по лекалам ЕСМ: минималистичность, экзистенциальная статика, холод. Но обложки бывают обманчивы: в музыке, которая спрятана под этой обложкой много света и тепла, много динамики, много воздуха, много типично ...
Свой предыдущий альбом Whenever You’re Starting From пианист и композитор из Чикаго Роб Клирфилд выпустил еще в доковидную эру, в 2018 году. Тот альбом сольных фортепьянных импровизаций мне довелось обозревать для нашего сайта и, среди прочего, там ...
Впервые «Парад мошенников» (именно так переводится название группы чикагского альт-саксофониста и композитора Грега Уорда) мы наблюдали в 2019 году, когда увидел свет альбом Stomping Off From Greenwood. Издан он был лейблом Greenleaf Music. Новый ...
С молодой вокалисткой из Монреаля Роксаной Редди наши читатели уже имели возможность познакомиться совсем недавно по дебютному альбому ансамбля Greenhouse Ensemble под названием Rez-de-chaussée. И вот, почти сразу подоспел уже сольный дебют Редди – ...
«Можно считать, что теперь у Roz Vitalis – как у Кино и Metallica – тоже есть «Чёрный альбом», только не студийный, а «живой», гордо сообщает пресс-релиз в связи с выходом нового альбома петербургской группы Roz Vitalis. Запись эта была сделана на ...
Вроде бы немало работ петербургского ансамбля Roz Vitalis довелось мне слушать и обозревать в последние годы, но к собственному удивлению я обнаружил, что среди них пока не было ни одного студийного альбома. Даже знаковый юбилейный 20 Years – Alive ...
Имя «Рубим де Толедо» сразу выдает латинское происхождение его владельца. И действительно, корни этого музыканта – бразильские, но вырос и работает Рубим в Эдмонтоне, канадская провинция Альберта. Уже в 17 лет в качестве басиста он начал ...
По факту Subduing the Silence – дебютный альбом Рэйчи Ванг, но, слушая альбом, в это трудно поверить. Перед нами зрелая, оригинальная и очень интересная работа вокалистки с вполне сложившимся видением целей, которые она ставит на своем творческом ...
Еще древний грек Гераклит объяснил нам, что в одну и ту же реку невозможно войти дважды. Можно ли считать деятельность трио Rymden попыткой опровергнуть это утверждение? На первый и не очень внимательный взгляд такая мысль может промелькнуть, но на ...
Столь громкие имена на обложке уже сами по себе привлекают внимание к проекту и заставляют ждать от Cosmic Unconsciousness Unplugged чего-то любопытного. Сразу скажу, в данном случае ожидания не будут напрасными. Сэм Ньюсам (р.1965) стабильно входит ...
Для ливанско-канадской барабанщицы и композитора Сана Кадуры Duality – уже второй альбом с собственным именем на обложке. Получив музыкальное образование в США и Канаде, Сана получила определенную известность на североамериканской джазовой сцене, ...
Имя швейцарской саксофонистки и композитора Сары Чаксэд уже встречалось на наших страницах, но Сара лишь упоминалась, как одна из основательниц в Базеле независимого лейбла Clap Your Hands Records. Но Чаксэд еще и весьма заметная фигура в ...