Вокалистка албанского происхождения Элина Дуни - желанный гость в каталогах ЕСМ. Достаточно сказать, что A Time To Remember – девятый альбом в ее дискографии и при этом пятый с логотипом ЕСМ. С всемирно известным мюнхенским лейблом Дуни сотрудничает с 2012 года. Дуни родилась в музыкальной семье в Тиране еще в годы правления Энвера Ходжи. После падения коммунистического режима мать Дуни с десятилетней тогда девочкой смогла перебраться в Швейцарию, где Элина получила образование и работала долгие годы. Сейчас она обитает в Лондоне вместе со своим партнером по жизни и музыке, британским гитаристом Робом Лафтом.
Вместе с Лафтом, а также с другим английским музыкантом, Фредом Томасом, известным своими творческими переработками музыки Баха, а также швейцарским джазовым духовиком, флюгельгорнистом Матье Мишелем, в 2020 году Дуни выпустила на ЕСМ альбом Lost Ships, продолжением и развитием которого можно считать созданный тем же составом A Time To Remember. В Lost Ships программа альбома состояла из традиционных албанских песен (именно фольклором своей страны она покорила в свое время сердце шефа ЕСМ Манфреда Айхера), собственных песен, сочиненных вместе с Лафтом, джазовых стандартов и качественных образцов поп-музыки (главным хитом в Lost Ships стала ее интерпретация Hier Encore Шарля Азнавура). Пела Дуни на английском, французском и албанском языках. Ровно из тех же компонентов сложена и программа A Time To Remember. Вот разве что, социальные мотивы (тема мигрантов), присутствовавшие в песнях Элины, на сей раз уступили место впечатлениям от путешествий по Синайской пустыне и берегам Красного моря. Правда, в программе из 12 треков собственных песен стало меньше (только пять), джазовых стандартов здесь три - First Song Чарли Хэйдена и Эбби Линкольн, Send In The Clowns Стивена Зондхайма и I'll Be Seeing You Сэмми Файна и Ирвина Кахала, а остальные композиции заимствованы из албанского и косоварского фольклора и авторской музыки. Поет Элина по-прежнему на нескольких языках и поет так, как умеет только она.
О своем вокале и своих партнерах Дуни говорит так: «Я никогда не хотела быть просто вокалисткой с аккомпанирующим трио. С самого начала я предоставляла музыкантам много места для импровизации, а также экспериментировала со своим голосом. Это просто еще один инструмент. Со временем мы пришли к такому взаимопониманию, которое позволяет нам двигаться в любом направлении». И вот тут я бы с Элиной немного поспорил. На мой взгляд, секрет ее успеха в другом: она любое направление делает собственным. Ее интерпретации джазовых стандартов решительно не похожи на американские оригиналы: окутывая известные темы в минорную вуаль, Элина Дуни поет их в свойственной ей очень симпатичной полу-эстрадной, полу-фолковой манере. Ровно также она «присваивает» и любой иной репертуар. Мастерство же высококлассных инструменталистов – и Лафта, и Томаса, и, особенно, на мой взгляд, Мишеля – помогает удерживать зримую связь с джазом за счет импровизации, точных инструментальных реплик, а иногда и контрапункта с вокалом. Если говорить о новом альбоме, то тут я бы назвал наиболее удачными примерами такого подхода исполнение песни албанского композитора Рашида Красники Mallëngjimi («Ностальгия») и сочиненную Дуни и Луфтом композицию Évasion на стихи бельгийско-израильской поэтессы Эстер Гранек. Объективности ради упомяну, что критики, как обычно тепло отозвавшиеся на новую работу Элины Дуни, дружно хвалят ее версию Send In The Clowns. Предоставим читателям и потенциальным слушателям самостоятельно расставить своих фаворитов в этой программе, а уж то, что ее стоит услышать, мне кажется несомненным.
Если театр начинается с вешалки, то альбом, естественно, - с обложки. Выполнил ее, как и все предыдущие у Compassionizer , Вячеслав Потапов, которого вполне можно считать полноправным участником этого проекта питерского музыканта и композитора Ивана ...
Любой релиз такого уважаемого в мире этнической музыки лейбла, как Smithsonian Folkways Recordings, автоматически привлекает внимание. В данном же случае интерес усиливает возможность познакомиться с боснийской музыкой севдах в исполнении одного из ...
Перепробовав в своих предыдущих альбомах различные форматы – трио, соло, квинтет, гитарист из Торонто Дэн Питт возвращается в своем четвертом релизе к истокам, к варианту трио со своими постоянными партнерами Алексом Фурнье (бас) и Ником Фрейзером ...
16 июля 2021 года в нью-йоркской студии Sear Sound собрался очень любопытный квартет. Двое ветеранов авангардной сцены, две легенды – Дэниэл Картер и Уильям Паркер, а также двое очень успешных в Нью-Йорке латиноамериканских джазменов: аргентинец Лео ...
Один из самых интересных альбомов биг-бэндового джаза, который мне довелось услышать в этом году. Open Spaces: Folk Songs Reimagined – второй альбом Daniel Hersog Jazz Orchestra, организованного в 2020 году канадским трубачом, композитором и ...
Италия никого не оставляет равнодушным. Трудно не восторгаться этой страной. Мягкий средиземноморский климат, живописнейшие ландшафты, уникальные памятники культуры, популярная во всем мире кухня и, конечно, сами итальянцы – люди живые, ...
С симпатичной американской вокалисткой Даниэль Верц мы познакомились в 2017 году, рецензируя ее дебютный альбом Intertwined, записанный в дуэте с израильским пианистом Талом Коэном. Очень камерным и весьма приличным для дебюта был тот альбом из ...
Три года назад я с большим удовольствием рецензировал необычный альбом, созданный двумя итальянскими музыкантами, флюгельгорнистом Дарио Савино Доронцо и пианистом Пьетро Галло при поддержке французского коллеги Мишеля Годара (серпент) под названием ...
Да, Дэйв Либмэн не молод. Весьма немолод. Обложка альбома Live In Smalls этого не скрывает. За плечами 76-летнего обладателя высшего в Штатах титула для ныне действующих музыкантов NEA Jazz Master, до сего времени одного из сильнейших ...
3 февраля 2023 года всех многочисленных поклонников таланта очень успешного гитариста и композитора Дэйва Страйкера ждал приятный сюрприз: его солидная дискография пополнилась новым альбомом – Prime. Правда, на обложке вместо привычного имени ...
Забавная случайность: второй раз я обозреваю альбомы австрийского джазмена Давида Хельбока, и второй раз это трибьюты знаменитостям прошлых лет. Трибьюты не прямые, когда вся программа выстраивается из произведений определенного автора, а, скорее, ...
Вокалистка и композитор Дефне Шахин – дитя глобализации нашего мира. Она родилась в Германии в семье, как нетрудно догадаться по ее имени, представителей многочисленной турецкой диаспоры. Музыкальное образование она получила, последовательно ...