Enrico Pieranunzi / Bert Joris / Frankfurt Radio Big Band - Chet Remembered
01.09.2023
Час с небольшим длится этот впечатляющий аудиоспектакль, рассказ о котором мне показалось уместным вести в категориях спектакля обычного. А что мы, как правило, делаем, приходя в театр? Правильно, покупаем программку. В данном случае ее заменяет обложка. Что тут скажешь? Пять баллов (или, если угодно, звездочек): стильно, лаконично, очень удачно в плане контраста цветов – нидерландскому лейблу Challenge Records есть, чем гордиться уже на этом этапе.
Пора переходить к «действующим лицам и исполнителям». Действующее лицо тут одно: Chet Remembered – это, конечно же, альбом-трибьют Чету Бейкеру (1929-1988), выдающемуся американскому джазовому трубачу, вокалисту и бэнд-лидеру, так безвременно и трагически покончившему счеты с жизнью под окнами амстердамского отеля. С той даты прошло уже почти сорок лет, а поток посвящений этому музыканту в виде отдельных пьес и целых альбомов не иссякает – верная примета подлинности таланта и значимости следа, который он оставил в истории джаза. Давно замечено: смерть, особенно трагическая, всегда вызывает всплеск интереса к данной персоне, но этот всплеск постепенно затихает: через пол-года, много – через пару лет. Чет Бейкер в этом смысле попал в один ряд с Колтрейном, Паркером, Мингусом, Эллингтоном – теми, кого не забывают. Интернациональный проект Chet Remembered – еще одно тому свидетельство.
Теперь об исполнителях. Frankfurt Radio Big Band – это «экспортное» название коллектива, который дома, в Германии, чаще называют HR Big Band, то есть биг-бэнд Гессенского радио. Начинавший, как оркестр, исполнявший танцевальную и легкую музыку, он с годами стремительно прогрессирует и, похоже, скоро станет в один ряд с самыми прославленными немецкими джазовыми биг-бэндами: Оркестром Северогерманского радио (NDR Big Band) из Гамбурга и Оркестром западногерманского радио (WDR Big Band) из Кельна. В прошлом году Frankfurt Radio Big Band под руководством американца Джима МакНили и с Крисом Поттером в качестве главного солиста записал великолепный альбом Rituals, посвященный музыке Стравинского. И вот, в году нынешнем, новый значительный проект. Только теперь у руля оркестра стал бельгиец Берт Йорис (р.1957), очень опытный музыкант, трубач и композитор с европейским именем. Ему выпала нелегкая задача. Берт совместил в этом проекте позиции дирижера, аранжировщика и солиста-трубача. И в последнем качестве ему приходилось… нет, не имитировать, это бесполезно, а стараться воплотить дух трубы Бейкера, передать его характерный мягкий лиричный звук. По-моему, Берт справился. И, наконец, о том, чье имя стоит на обложке первым: итальянский пианист и композитор Энрико Пьеранунци (р.1949), еще один именитый джазовый европеец, лауреат многочисленных премий на родине и за ее пределами, музыкант, игравший с Ли Конитцем, Джимом Холлом, Кенни Кларком, Артом Фармером. И - Четом Бейкером. С 1979 года Пьеранунци часто работал с Бейкером в его различных европейских комбо. Он был не только пианистом в этих составах, но и часто сочинял музыку, которую они исполняли вместе. Его композиции и вошли в программу альбома.
А теперь – о самом «спектакле». Большую часть программы составили пьесы Пьеранунци, написанные им непосредственно для Бейкера. Soft Journey, Fairy Flowers, Brown Cat Dance и Night Bird входили в альбом Soft Journey (1979), титульная композиция-посвящение с красноречивым названием From E. to C. также была сочинена в ранний период их сотрудничества. Пьеса Echoes была включена в альбом Чарли Хэйдена Silence (1987), в записи которого участвовали и Энрико, и Чет. А помимо них в альбоме звучат пьесы Пьеранунци, которые Бейкер уже никогда не мог услышать, например, Chet и The Real You. Особо можно отметить Chet с прекрасными соло Пьеранунци и Йориса, а также басиста Ханса Главишника. Последний, наряду с альт-саксофонистом Хайнцом-Дитером Зауэрборном, показался мне одним из самых заметных исполнителей в составе биг-бэнда. Еще и еще раз хочется отметить работу Берта Йориса. Ему не привыкать руководить большими составами и писать для них собственные сочинения или аранжировки. Но в Chet Remembered была дополнительная сложность: Бейкер в Европе работал в основном с малыми группами, и пьесы Пьеранунци также были рассчитаны на такие составы. Йорису пришлось переложить эту музыку для оркестра, тщательно расписать работу секций, да еще и «сыграть» в «спектакле» роль Бейкера, «одного из самых чистых талантов в истории джаза», по мнению Энрико Пьеранунци. На мой вкус, у Энрико, Берта и их немецких коллег все получилось.
В конце июня текущего года Outside In Music выпустила второй альбом тромбониста и композитора Хавьера Неро Kemet: The Black Land. Нашим читателям он знаком по своей первой большой работе Freedom (2020). Уже тогда можно было заметить, что для Хавьера ...
Не самые известные имена, но вполне достойная музыка: это дуэт пианиста Джеффа Бабко и басиста Дэвида Пилча и их совместный альбом The Libretto Show. Джефф – опытный музыкант, преимущественно ассистирующий другим исполнителям, среди которых были ...
Всегда был не равнодушен к низкому басовому звучанию, будь то струнный или духовой инструмент. Возможно, поэтому каждый альбом лучшего тубиста в современном джазе Джима Селфа для меня всегда праздник. До сих пор на нашем сайте было представлено ...
У австралийской вокалистки Джо Лори интересный послужной список. Почти десять лет она выступала и записывалась со Стингом, сотрудничала также с Полом Саймоном и Питером Гэбриэлом – все имена очень достойные, хотя и не джазовые. Но и джаз Джо также ...
У американского ударника (а иногда еще пианиста и вибрафониста и, конечно же, композитора) Джо Чемберса сложилась в джазе своеобразная репутация. Он, если так можно выразиться, хорошо известен, особенно коллегам-музыкантам, но при этом не очень ...
Практически любой список Топ-10 вибрафонистов джаза не обойдется без имени Джо Локка. Этот музыкант, постепенно переходящий в разряд ветеранов (Лок родился в 1959 году), - живое связующее звено между поколением Милта Джексона и Бобби Хатчерсона и ...
В восьмидесятых и девяностых годах прошлого века, и даже в нулевых, и даже в десятых годах века нынешнего альянс между Джо Ловано и ECM Records казался, скажем так, не очень логичным. Один из столпов современного мэйнстрима, выдающийся тенорист с ...
Тот случай, когда сайдмены, ассистирующие лидеру, куда более известны, чем он сам. Только поглядите на этот список имен – заглядение! Джордж Гарцоне, Бен Стрит, Билли Харт, а в одном треке еще и Джерри Бергонци: каждый – это имя в джазе, и имя ...
Хорошее чувство юмора с некоторой долей иронии отражает обложка альбома Джона Даверсы и Тала Коэна The Art Of Duo. Volume 1 с боксирующими джентльменами из XIX века. Впрочем, сами музыканты считают, что с определенной точки зрения в дуэте есть некий ...
Давненько на наших страницах не гостил известный американский саксофонист и композитор Джон Эллис. Последние годы этот музыкант, чей музыкальный стиль формировался под действием ауры двух важнейших для джаза городов, Нью-Йорка и Нового Орлеана, ...
Рождественские праздники неумолимо приближаются и, соответственно все шире поток специализированных рождественских альбомов, и чисто инструментальных, и с вокалом. Это специфическая продукция, которая начинает появляться на рынке осенью и нарастает ...
Начало двадцатых годов этого столетия выдалось трудным для всех из-за пандемии. Но особенно тяжелым это время стало для прекрасного джазового гитариста Джона Стейна. Едва закончился локдаун и музыкальная индустрия начала оживать, как Джона свалила ...