Китай и Западная Африка. Что может быть тут общего? Веками культуры этих регионов развивались обособленно, сталкивались с совершенно не похожими друг на друга проблемами. Но сегодня мир изменился. И, благодаря этому, мы можем слушать удивительный альбом, где одновременно звучат пипа и кора, струнные инструменты из таких разных регионов, альбом, который создали живущая в Нью-Йорке китаянка Гао Хонг и живущий в Лондоне сенегалец Кадиале Койяте.
Оба этих имени должны быть знакомы читателям нашего сайта. Гао Хонг считается сегодня одной из лучших в мире исполнительниц на китайской 4-хструнной лютне пипа. Записанный ею вместе с ее уважаемым учителем Лин Шиченом альбом Hunting Eagles Catching Swans (переиздан в 2020 году ARC Music, мы писали о нем) получил сразу две премии Global Music Award. Гао объездила с гастролями весь мир, она с удовольствием и с большим интересом относится к экспериментам по соединению китайской музыки с музыкой иных культур (она «вторгалась» в мир афроамериканского джаза, еврейского клезмера, в такую разновидность кантри, как блюграсс), так что ее звонок в Лондон с предложением сотрудничества Кадиале был в какой-то степени закономерен. Кадиале Койяте – выходец из семьи потомственных гриотов, певцов-сказителей у народов Западной Африки (сам он из народа мандинка), виртуозный исполнитель на традиционной 21-струнной лютне кора. И он объездил с гастролями множество стран, участвовал в разных мультикультурных проектах (у нас рецензировался альбом такого рода интернациональной группы Rafiki Jazz).
Звонок Гао Хонг стал импульсом к появлению альбома Terri Kunda (в переводе – «Дом дружбы»). Работа оказалась не простой. Как вспоминает Гао, «В студии мы поняли, что проблем гораздо больше, чем мы представляли. Когда я работала с другими инструментами и другими артистами, на первом месте всегда была мелодия, хотя музыкальные шкалы могли отличаться. Но в африканской музыке царствует ритм.» Тем не менее, в альбом попали и полностью сымпровизированные композиции, как Between Stars, и попытки нащупать общий музыкальный язык (стартовая Kora Meets Pipa), и сольные пьесы каждого из участников дуэта (My Musical Journey от Гао Хонг и Luck от Кадиале Койяте), и прекрасные образцы синтеза музыки двух культур (Sun Rising, Fulani Blues). По словам Гао «наша музыка не будет китайской или сенегальской, она будет новой формой world music, соединяющей стили и особенности музыки двух континентов».
В отличие от двух предыдущих своих альбомов, знакомый уже нашим постоянным читателям басист Массимо Биолкати в новом, четвертом по счету, проекте On a Misty Night отказался от формата квартета и перешел к еще более камерному варианту: трио. На сей ...
Гитарист Мэтт Гринвуд родился в городе Хараре. Он - представитель белого меньшинства Зимбабве, который вырос и стал музыкантом в этой стране на юге Африки. На родине он играл с такими местными знаменитостями, как Оливер Мтукудзи и Форвард Квенда. На ...
Очередная вариация на тему «возвращение к корням». Пианист Мэтт Роллингс в начале 80-х годов окончил известный колледж Беркли. Его любимыми музыкантами в те годы были Оскар Питерсон, Рэмзи Льюис, Билл Эванс: вполне себе джазовый круг интересов. Но в ...
Слушая каждый новый альбом басиста и композитора из Чикаго Мэтта Юлери (а мы представляли нашим читателям уже немало его работ), приблизительно представляешь, что тебя ожидает под новой обложкой. Мэтт уже давно занял облюбованную им творческую нишу ...
Басист – особая фигура в джазе. В любом составе (ну, может быть, кроме свободной импровизации) он «держит» пульс ансамбля, но, с другой стороны, на сольные позиции он выходит редко, а то и вообще ограничивается своими «прямыми обязанностями». ...
Ни разу не встречались мне у живущего в Нью-Йорке турецкого пианиста, композитора и бэнд-лидера Мехмета Али Санлыкола неинтересные альбомы. Каждая его работа несет в себе что-то неожиданное, обращаясь и к разуму, и к чувству слушателя. Не стал ...
Турецкий музыкант и композитор Мехмет Полат играет на уде – струнном родственнике лютни, широко распространенном в традиционной музыке народов всего Ближнего Востока, и в этом качестве добился больших успехов. Надо отметить, что он уделяет большое ...
Альбом Of What Remains для музыканта из Монреаля Мелиссы Пайп – это, конечно, этап. Начинала она с изучения джазового саксофона и композиции. Но постепенно Мелисса ощутила, что ей особенно интересны инструменты, которые джазовые саксофонисты ...
В творчестве американского саксофониста и композитора Мелвина Смита заметна связь с духовной музыкой. Наверняка это объясняется особенностями его биографии. Мелвин родился в Джексонвилле, Флорида, в семье где любили музыку и чтили христианские ...
Конечно, фагот в гораздо большей степени ассоциируется с академической музыкой, а не с джазом. Тем не менее, время от времени этот инструмент использовался в джазе с давних лет. Еще в 20-е годы ХХ века на нем играл иногда Фрэнк Трамбауэр, в 50-х и ...
Еще не начав слушать альбом, а только ознакомившись с его выходными данными, я сразу, по ассоциации, вспомнил легендарную Тошико Акиоши и ее биг-бэнд Toshiko Akiyoshi Jazz Orchestra. Вот, думалось, и подросла наследница традиций, «внучка» Тошико, ...
В 20-х годах прошлого века в Гарлеме были популярны так называемые house rent parties, вечеринки с музыкой, на которых королями были такие выдающиеся мастера стиля страйд-пиано, как Вилли Лайон Смит, Фэтс Уоллер, Джеймс Пи Джонсон. Думаю, если бы с ...