Эксперименты по соединению джаза и поэтического слова не новы. Иногда они были явно неудачными, порой выглядели более или менее органичными. Со всей мощью своего композиторского таланта, со всей неиссякаемой жаждой новизны и, наконец, взяв на вооружение свою блистательную технику игры на флейте и пригласив к участию достойных партнеров, живущая в США уроженка шведского Гетеборга Эльза Нильссон решила приобщиться к этим экспериментам.
Каждый альбом Эльзы интересен, каждый непохож на предыдущий – мне уже доводилось писать об этом. Мне было немножко жаль, что новая работа не в русле объявленной ею после Atlas Of Sound – Coast Redwoods – 41°32’09.8″N 124°04’35.5″W" (2022) серии альбомов «Атлас звуков», экологического джаза, привязанного к конкретным географическим точкам. Что поделать, сейчас Эльзу увлекла иная стихия. Связана она с творчеством афроамериканской поэтессы Майи Энджелоу (1928-2014) и ее поэмой On The Pulse of Morning, которую Майя читала во время инаугурации президента Клинтона 20 января 1993 года. Это страстное поэтическое размышление об Америке, ее проблемах, ее будущем и будущем человечества в целом. Эльзу увлекло не только содержание, но и манера чтения Энджелоу с ее специфическими ритмическими акцентами, с отголосками блюза и музыки соул в ее голосе. Как говорит сама Нильссон, «Чем больше я вслушивалась в каждый интонационный нюанс, тем глубже я слышала связь между ее голосом и голосами любимых музыкантов. В разные моменты чтения ее фразировка звучит, как будто играют Джон Колтрейн, Коулмен Хокинс и Орнетт Коулмен. Она форсирует ритмическую плотность звуков, чтобы создать напряжение точно так, как и в бибоповой фразировке».
И Эльза Нильссон, заручившись разрешением наследников поэтессы, сочинила свою сюиту Pulses, основанную на поэме Энджелоу. При этом она не просто сочинила музыку и вмонтировала в нее запись чтения Майей ее поэмы, а наоборот, строила музыкальную часть альбома вокруг стихов, вокруг ритма голоса Энджелоу. Толчком к началу этой работы три года назад было знакомство с клипом, где Энджелоу выступает на инаугурации. С этим клипом ее познакомил чилийский ударник Родриго Рекабаррен, с которым она тогда сотрудничала в экспериментах с джазом и поэтическим словом. Естественно, собирая Band of Pulses, Эльза пригласила к участию в записи Рекабаррена, а также еще одного латиноамериканца, аргентинского пианиста Сантьяго Лейбсона и уроженца Аляски, басиста Марти Кенни.
Конечно же, в каждом из восьми треков сюиты фронтвумен является сама Нильссон и ее неподражаемая флейта. Как она обыгрывает тексты Энджелоу надо слышать, это трудно описать словами. В музыкальном плане сюита Нильссон – нечто среднее между современной камерной музыкой и новым джазом. Очень достойно выглядят и ее партнеры. Особо отмечу большое соло Кенни в The River, Rock, Tree Reprise. Но сама Нильссон – вне конкуренции. Она в очередной раз удивила своих поклонников, к которым, не скрою, причисляю и себя.
Обложка этого альбома кажется выполненной по лекалам ЕСМ: минималистичность, экзистенциальная статика, холод. Но обложки бывают обманчивы: в музыке, которая спрятана под этой обложкой много света и тепла, много динамики, много воздуха, много типично ...
Свой предыдущий альбом Whenever You’re Starting From пианист и композитор из Чикаго Роб Клирфилд выпустил еще в доковидную эру, в 2018 году. Тот альбом сольных фортепьянных импровизаций мне довелось обозревать для нашего сайта и, среди прочего, там ...
Впервые «Парад мошенников» (именно так переводится название группы чикагского альт-саксофониста и композитора Грега Уорда) мы наблюдали в 2019 году, когда увидел свет альбом Stomping Off From Greenwood. Издан он был лейблом Greenleaf Music. Новый ...
С молодой вокалисткой из Монреаля Роксаной Редди наши читатели уже имели возможность познакомиться совсем недавно по дебютному альбому ансамбля Greenhouse Ensemble под названием Rez-de-chaussée. И вот, почти сразу подоспел уже сольный дебют Редди – ...
«Можно считать, что теперь у Roz Vitalis – как у Кино и Metallica – тоже есть «Чёрный альбом», только не студийный, а «живой», гордо сообщает пресс-релиз в связи с выходом нового альбома петербургской группы Roz Vitalis. Запись эта была сделана на ...
Вроде бы немало работ петербургского ансамбля Roz Vitalis довелось мне слушать и обозревать в последние годы, но к собственному удивлению я обнаружил, что среди них пока не было ни одного студийного альбома. Даже знаковый юбилейный 20 Years – Alive ...
Имя «Рубим де Толедо» сразу выдает латинское происхождение его владельца. И действительно, корни этого музыканта – бразильские, но вырос и работает Рубим в Эдмонтоне, канадская провинция Альберта. Уже в 17 лет в качестве басиста он начал ...
По факту Subduing the Silence – дебютный альбом Рэйчи Ванг, но, слушая альбом, в это трудно поверить. Перед нами зрелая, оригинальная и очень интересная работа вокалистки с вполне сложившимся видением целей, которые она ставит на своем творческом ...
Еще древний грек Гераклит объяснил нам, что в одну и ту же реку невозможно войти дважды. Можно ли считать деятельность трио Rymden попыткой опровергнуть это утверждение? На первый и не очень внимательный взгляд такая мысль может промелькнуть, но на ...
Столь громкие имена на обложке уже сами по себе привлекают внимание к проекту и заставляют ждать от Cosmic Unconsciousness Unplugged чего-то любопытного. Сразу скажу, в данном случае ожидания не будут напрасными. Сэм Ньюсам (р.1965) стабильно входит ...
Для ливанско-канадской барабанщицы и композитора Сана Кадуры Duality – уже второй альбом с собственным именем на обложке. Получив музыкальное образование в США и Канаде, Сана получила определенную известность на североамериканской джазовой сцене, ...
Имя швейцарской саксофонистки и композитора Сары Чаксэд уже встречалось на наших страницах, но Сара лишь упоминалась, как одна из основательниц в Базеле независимого лейбла Clap Your Hands Records. Но Чаксэд еще и весьма заметная фигура в ...