Эксперименты по соединению джаза и поэтического слова не новы. Иногда они были явно неудачными, порой выглядели более или менее органичными. Со всей мощью своего композиторского таланта, со всей неиссякаемой жаждой новизны и, наконец, взяв на вооружение свою блистательную технику игры на флейте и пригласив к участию достойных партнеров, живущая в США уроженка шведского Гетеборга Эльза Нильссон решила приобщиться к этим экспериментам.
Каждый альбом Эльзы интересен, каждый непохож на предыдущий – мне уже доводилось писать об этом. Мне было немножко жаль, что новая работа не в русле объявленной ею после Atlas Of Sound – Coast Redwoods – 41°32’09.8″N 124°04’35.5″W" (2022) серии альбомов «Атлас звуков», экологического джаза, привязанного к конкретным географическим точкам. Что поделать, сейчас Эльзу увлекла иная стихия. Связана она с творчеством афроамериканской поэтессы Майи Энджелоу (1928-2014) и ее поэмой On The Pulse of Morning, которую Майя читала во время инаугурации президента Клинтона 20 января 1993 года. Это страстное поэтическое размышление об Америке, ее проблемах, ее будущем и будущем человечества в целом. Эльзу увлекло не только содержание, но и манера чтения Энджелоу с ее специфическими ритмическими акцентами, с отголосками блюза и музыки соул в ее голосе. Как говорит сама Нильссон, «Чем больше я вслушивалась в каждый интонационный нюанс, тем глубже я слышала связь между ее голосом и голосами любимых музыкантов. В разные моменты чтения ее фразировка звучит, как будто играют Джон Колтрейн, Коулмен Хокинс и Орнетт Коулмен. Она форсирует ритмическую плотность звуков, чтобы создать напряжение точно так, как и в бибоповой фразировке».
И Эльза Нильссон, заручившись разрешением наследников поэтессы, сочинила свою сюиту Pulses, основанную на поэме Энджелоу. При этом она не просто сочинила музыку и вмонтировала в нее запись чтения Майей ее поэмы, а наоборот, строила музыкальную часть альбома вокруг стихов, вокруг ритма голоса Энджелоу. Толчком к началу этой работы три года назад было знакомство с клипом, где Энджелоу выступает на инаугурации. С этим клипом ее познакомил чилийский ударник Родриго Рекабаррен, с которым она тогда сотрудничала в экспериментах с джазом и поэтическим словом. Естественно, собирая Band of Pulses, Эльза пригласила к участию в записи Рекабаррена, а также еще одного латиноамериканца, аргентинского пианиста Сантьяго Лейбсона и уроженца Аляски, басиста Марти Кенни.
Конечно же, в каждом из восьми треков сюиты фронтвумен является сама Нильссон и ее неподражаемая флейта. Как она обыгрывает тексты Энджелоу надо слышать, это трудно описать словами. В музыкальном плане сюита Нильссон – нечто среднее между современной камерной музыкой и новым джазом. Очень достойно выглядят и ее партнеры. Особо отмечу большое соло Кенни в The River, Rock, Tree Reprise. Но сама Нильссон – вне конкуренции. Она в очередной раз удивила своих поклонников, к которым, не скрою, причисляю и себя.
Итальянская скрипачка Лодовика Бартоне родилась в городе Удине на северо-востоке Италии, в области Фриули, где даже говорят на особом, фриуланском диалекте итальянского языка. Она начинала в качестве скрипачки академического стиля, выступала с ...
Дебютный альбом альт-саксофонистки и композитора из Чикаго Мэдди Воглер While We Have Time оставляет приятное впечатление. Это работа зрелого и искушенного музыканта, который знает себе цену. Мэдди заканчивала Университет Иллинойса, а сейчас, помимо ...
Ансамбль Madre Vaca основали в 2005 году четверо друзей-тинейджеров в Джексонвилле, Флорида: ударник Бенджамин Шорстайн, звукоинженер ЖанКарло Мендес, гитарист Джарет Картер и пианист Джона Пьер. Их творческий союз продолжается до настоящего ...
Нидерландский гитарист Марк ван Вугт должен быть памятен нашим читателям и по работе в дуэте Vandoorn, и по совместным альбомам с Инеке ван Доорн уже вне рамок этого проекта и, наконец, по недавнему альбому The Lonely Coyote (2022), закрепившему за ...
Басиста Марчелло Себастьяни можно отнести к ветеранам итальянской джазовой сцены, он родился еще в 1955 году. Начинал он с игры на бас-гитаре в различных рок-группах, преимущественно в сфере прог-рока. Но уже в начале 70-х годов Себастьяни обратился ...
Увы, в полном объеме оценить прелесть проекта бразильского гитариста и композитора Марко Антониу Сантуша About: Silence мы не сможем. Дело в том, что музыка – не единственная, хотя и важная составляющая этой работы, задуманной Марко как симбиоз ...
Трудно найти в российском джазе другой коллектив, открывший и уютно обустроивший для себя нишу, в которой он уже почти четверть века не знает конкурентов. И дело не только в стилистике на плодородном поле между джазом и академической музыкой: наряду ...
Большинство певиц-дебютанток, чьи первые альбомы мне доводилось обозревать для « Jazz -Квадрата», как правило, демонстрируют джаз и «еще что-то». Это «что-то» может быть музыкой соул, фолком, ритм-энд-блюзом, поп-музыкой и так далее. Джаз в «чистом» ...
Как мы обычно представляем себе исполнение госпел или спиричуэллс? Мы предполагаем, что это вокальное исполнение, а исполнитель – мужчина или женщина афроамериканского происхождения. Альбом Gospel Piano разрушит эти стереотипы. Исполнитель в данном ...
Ни одного из участников этого проекта, включая его создателя Марка Ортвейна, я ранее не слышал. И как же приятно удивила эта большая группа незнакомцев! It Was Time, дебютный альбом Ортвейна наглядно демонстрирует, как много креативных идей может ...
Британского авангардного ударника Марка Сандерса доводилось неоднократно слушать (и рассказывать об этом нашим читателям) в самых разных составах с разными конфигурациями, но ни разу - в качестве лидера. Неудивительно: CollapseUncollapse: Time in ...
В отличие от двух предыдущих своих альбомов, знакомый уже нашим постоянным читателям басист Массимо Биолкати в новом, четвертом по счету, проекте On a Misty Night отказался от формата квартета и перешел к еще более камерному варианту: трио. На сей ...