Эксперименты по соединению джаза и поэтического слова не новы. Иногда они были явно неудачными, порой выглядели более или менее органичными. Со всей мощью своего композиторского таланта, со всей неиссякаемой жаждой новизны и, наконец, взяв на вооружение свою блистательную технику игры на флейте и пригласив к участию достойных партнеров, живущая в США уроженка шведского Гетеборга Эльза Нильссон решила приобщиться к этим экспериментам.
Каждый альбом Эльзы интересен, каждый непохож на предыдущий – мне уже доводилось писать об этом. Мне было немножко жаль, что новая работа не в русле объявленной ею после Atlas Of Sound – Coast Redwoods – 41°32’09.8″N 124°04’35.5″W" (2022) серии альбомов «Атлас звуков», экологического джаза, привязанного к конкретным географическим точкам. Что поделать, сейчас Эльзу увлекла иная стихия. Связана она с творчеством афроамериканской поэтессы Майи Энджелоу (1928-2014) и ее поэмой On The Pulse of Morning, которую Майя читала во время инаугурации президента Клинтона 20 января 1993 года. Это страстное поэтическое размышление об Америке, ее проблемах, ее будущем и будущем человечества в целом. Эльзу увлекло не только содержание, но и манера чтения Энджелоу с ее специфическими ритмическими акцентами, с отголосками блюза и музыки соул в ее голосе. Как говорит сама Нильссон, «Чем больше я вслушивалась в каждый интонационный нюанс, тем глубже я слышала связь между ее голосом и голосами любимых музыкантов. В разные моменты чтения ее фразировка звучит, как будто играют Джон Колтрейн, Коулмен Хокинс и Орнетт Коулмен. Она форсирует ритмическую плотность звуков, чтобы создать напряжение точно так, как и в бибоповой фразировке».
И Эльза Нильссон, заручившись разрешением наследников поэтессы, сочинила свою сюиту Pulses, основанную на поэме Энджелоу. При этом она не просто сочинила музыку и вмонтировала в нее запись чтения Майей ее поэмы, а наоборот, строила музыкальную часть альбома вокруг стихов, вокруг ритма голоса Энджелоу. Толчком к началу этой работы три года назад было знакомство с клипом, где Энджелоу выступает на инаугурации. С этим клипом ее познакомил чилийский ударник Родриго Рекабаррен, с которым она тогда сотрудничала в экспериментах с джазом и поэтическим словом. Естественно, собирая Band of Pulses, Эльза пригласила к участию в записи Рекабаррена, а также еще одного латиноамериканца, аргентинского пианиста Сантьяго Лейбсона и уроженца Аляски, басиста Марти Кенни.
Конечно же, в каждом из восьми треков сюиты фронтвумен является сама Нильссон и ее неподражаемая флейта. Как она обыгрывает тексты Энджелоу надо слышать, это трудно описать словами. В музыкальном плане сюита Нильссон – нечто среднее между современной камерной музыкой и новым джазом. Очень достойно выглядят и ее партнеры. Особо отмечу большое соло Кенни в The River, Rock, Tree Reprise. Но сама Нильссон – вне конкуренции. Она в очередной раз удивила своих поклонников, к которым, не скрою, причисляю и себя.
В свое время Чарли Хэйден посоветовал Пэту Мэтини, который часто приносил ему показать ноты своих новых, только что сочиненных, композиций, сразу записывать новые музыкальные идеи. Пэт взял этот совет на вооружение. Обычно новая композиция ...
Альт-саксофонист, композитор, литератор (автор книги Ways & Sounds , 2021) Патрик Бреннан – видная фигура на авангардной джазовой сцене Нью-Йорка вот уже в течение более, чем сорока лет. Проект s0nic 0penings был им основан еще в 1979 году, и все ...
Бруклинский лейбл 577 Records продолжает раскапывать интереснейшие архивные записи британского фри-джаза Made In Bristol. На сей раз в поле зрения издателей попал концерт, который сыграли 1 июля 1989 года в местном зале The Albert Inn трое видных ...
Когда-то, в начале 70-х годов Пол Данмолл играл прог-рок. Сегодня ветеран-саксофонист – один из столпов британского фри-джаза и свободной импровизационной музыки, связующее звено между еще действующими «отцами-основателями» и более молодыми адептами ...
По обложке альбома Wednesday Weld этого не видно, но на фотографиях 75-летний Пол Флаэрти с его длинной белоснежной бородой смотрится весьма колоритно: этакий Гэндальф с саксофоном. С этим инструментом он сроднился еще ребенком, в 10-летнем ...
Душа этого проекта – очень интересная личность. Теодор Кумарцис из греческого портового города Салоники, человек равно влюбленный в музыку и историю античной Греции, основал в своем родном городе уникальный интерактивный музей Seikilo Ancient World ...
В 2019 году в чешском городе Градец Кралове проходил фестиваль Jazz Goes To Town . В рамках этого фестиваля и сформировался спонтанно импровизационный дуэт, в который вошли немецкий ударник Клаус Кугель и чешский саксофонист Павел Хрубы. Их ...
Время звучания этого альбома – чуть меньше академического часа. Мне представляется, что одним из самых эффективных способов донести до современных школьников весь ужас понятия Холокост был бы урок с прослушиванием этого альбома и знакомством с ...
Уроженец Висконсина Пит МакКенн уже более тридцати лет является заметной фигурой джазовой жизни Нью-Йорка. Более всего этого гитариста знают, как прекрасного сайдмена, чей инструмент звучит на более, чем ста альбомах. Пит играл со множеством ...
Британский гитарный проект Пита Оксли и Николаса Мейера (он швейцарец, но уже давно живет и работает в Англии) выпускает в мае свой пятый по счету альбом Mercurial Indigo. Наши читатели уже имели удовольствие встречаться с предыдущими работами Оксли ...
Новая встреча с музыкантом, уже «светившимся» на наших страницах. Петролио – это артистический ник итальянского музыканта Энрико Черрато, под которым он выступает в 2015 года. Петролио – частый участник разнообразных фестивалей авангардной музыки, ...
Боюсь, в этом тексте история заметно потеснит музыку – уж больно специфична тематика альбома The Irish Revolution , нового релиза в каталоге британского лейбла ARC Music . Его история такова. В 2019 году ирландское телевидение показало ...