Нидерландский гитарист Марк ван Вугт должен быть памятен нашим читателям и по работе в дуэте Vandoorn, и по совместным альбомам с Инеке ван Доорн уже вне рамок этого проекта и, наконец, по недавнему альбому The Lonely Coyote (2022), закрепившему за Марком репутацию одного из сильнейших акустических гитаристов своей страны. Альбом тот – полностью сольная работа: в записи присутствуют только Марк и его гитары, каждую из которых он перечислил в исходных данных альбома и каждой посвятил свою историю, почему альбом имел еще и подзаголовок Guitar Tales.
И вот – настал час для продолжения. 21 февраля 2024 года выходит второй сольный акустический альбом гитарной музыки Марка ван Вугта, уже как Guitar Tales II. Это тоже подзаголовок, а основное название альбома, как и в первом случае, связано с живностью, зафиксированной камерой Марка во время поездок в Канаду. Вслед за The Lonely Coyote идет The Curious Badger, при этом на обложке мы видим и койота, и нового героя: барсука. Вообще, это во всех отношениях продолжение первого проекта, только с 12 новыми композициями от Марка ван Вугта. Сам он говорит о новом проекта, да и о своем творчестве в целом так: «С тех пор, как я впервые разучил и сыграл на гитаре песню Пола Саймона «Сесилия», я понял, что все, что я хочу, — это использовать все, чему я научился, для написания и исполнения своих собственных песен. Из любопытства и всегда в поисках неожиданного я решил создать свой собственный музыкальный мир. В The Curious Badger я продолжаю поиски того, что было бы, если бы я отказался от иной музыки и просто позволил гитарам говорить со мной, без большого ансамбля для оркестровки, без других музыкантов, с которыми можно было бы работать, а только я и мои гитары. Это похоже на договор, который я заключил со всеми этими девятью гитарами. Чудесное сочетание, подобное барсуку и койоту, которые иногда решают объединиться в стаю, чтобы вместе охотиться».
Новая коллекция инструментальных песен Марка демонстрирует, кажется, весь диапазон возможностей гитарной музыки. Начиная программу энергичной титульной композицией, он затем позволяет слушателю уловить ностальгические нотки в Back to the Market Square, восхититься трогательной искренностью музыки в On the Mountain или испытать драматические эмоции в Eight Hours of Sleep. И, как и ранее, Марк тщательно расписывает, на каком инструменте в какой композиции он играет. При записи он использовал девять различных гитар, предварительно подготовленную цитру (как и в The Lonely Coyote), а в одной из композиции еще и перкуссию. Иногда музыкант предпочитал всю пьесу играть на одном инструменте: например, в Back to the Market Square (мой персональный фаворит альбома) звучит только баритоновая гитара со стальными струнами марки Lowden 2008 года изготовления. Порой же в записи композиции ван Вугту требуется несколько инструментов, чтобы передать различные оттенки требуемого звучания. Рекордсменом здесь является пьеса The Coyote and the Badger, при записи которой Марк играл на пяти различных гитарах, а также на той самой цитре и с добавлением перкуссии.
Композиции Марка ван Вугта невелики по объему: преимущественно три-пять минут звучания, но каждая из них – это небольшая, но очень яркая и образная история, которой делятся с нами Марк ван Вугт и все его гитары.
Трудно найти в российском джазе другой коллектив, открывший и уютно обустроивший для себя нишу, в которой он уже почти четверть века не знает конкурентов. И дело не только в стилистике на плодородном поле между джазом и академической музыкой: наряду ...
Большинство певиц-дебютанток, чьи первые альбомы мне доводилось обозревать для « Jazz -Квадрата», как правило, демонстрируют джаз и «еще что-то». Это «что-то» может быть музыкой соул, фолком, ритм-энд-блюзом, поп-музыкой и так далее. Джаз в «чистом» ...
Как мы обычно представляем себе исполнение госпел или спиричуэллс? Мы предполагаем, что это вокальное исполнение, а исполнитель – мужчина или женщина афроамериканского происхождения. Альбом Gospel Piano разрушит эти стереотипы. Исполнитель в данном ...
Ни одного из участников этого проекта, включая его создателя Марка Ортвейна, я ранее не слышал. И как же приятно удивила эта большая группа незнакомцев! It Was Time, дебютный альбом Ортвейна наглядно демонстрирует, как много креативных идей может ...
Британского авангардного ударника Марка Сандерса доводилось неоднократно слушать (и рассказывать об этом нашим читателям) в самых разных составах с разными конфигурациями, но ни разу - в качестве лидера. Неудивительно: CollapseUncollapse: Time in ...
В отличие от двух предыдущих своих альбомов, знакомый уже нашим постоянным читателям басист Массимо Биолкати в новом, четвертом по счету, проекте On a Misty Night отказался от формата квартета и перешел к еще более камерному варианту: трио. На сей ...
Гитарист Мэтт Гринвуд родился в городе Хараре. Он - представитель белого меньшинства Зимбабве, который вырос и стал музыкантом в этой стране на юге Африки. На родине он играл с такими местными знаменитостями, как Оливер Мтукудзи и Форвард Квенда. На ...
Очередная вариация на тему «возвращение к корням». Пианист Мэтт Роллингс в начале 80-х годов окончил известный колледж Беркли. Его любимыми музыкантами в те годы были Оскар Питерсон, Рэмзи Льюис, Билл Эванс: вполне себе джазовый круг интересов. Но в ...
Слушая каждый новый альбом басиста и композитора из Чикаго Мэтта Юлери (а мы представляли нашим читателям уже немало его работ), приблизительно представляешь, что тебя ожидает под новой обложкой. Мэтт уже давно занял облюбованную им творческую нишу ...
Басист – особая фигура в джазе. В любом составе (ну, может быть, кроме свободной импровизации) он «держит» пульс ансамбля, но, с другой стороны, на сольные позиции он выходит редко, а то и вообще ограничивается своими «прямыми обязанностями». ...
Ни разу не встречались мне у живущего в Нью-Йорке турецкого пианиста, композитора и бэнд-лидера Мехмета Али Санлыкола неинтересные альбомы. Каждая его работа несет в себе что-то неожиданное, обращаясь и к разуму, и к чувству слушателя. Не стал ...
Турецкий музыкант и композитор Мехмет Полат играет на уде – струнном родственнике лютни, широко распространенном в традиционной музыке народов всего Ближнего Востока, и в этом качестве добился больших успехов. Надо отметить, что он уделяет большое ...