Канада, как и ее южный сосед, – страна эмигрантов. В этом легко убедиться, просмотрев список участников записи представляемого нами альбома Babylonia Suite. Все они из Торонто, но о совершенно разном этническом бэкграунде музыкантов их имена и фамилии говорят вполне красноречиво. Да и тема альбома во многом связана именно с темой эмиграции. Впрочем, обо всем по порядку.
Автор музыки альбома и один из его продюсеров (вместе с Генри Хейлигом) – барабанщик и композитор из Торонто Илиос Стерианнис (р.1972). Это опытный музыкант, в свое время увлекшийся игрой на ударных под впечатлением от игры ударника Led Zeppelin Джона Бонэма. С годами в эпицентре творческих интересов Илиоса оказался джаз, тонкости которого он изучал, как на родине, так и в известном колледже Беркли в Бостоне. Свой первый авторский альбом Bethany Project Стерианнис записал в 2017 году. Та работа получила весьма теплый прием у джазовой критики. И вот теперь Илиос представляет на суд публики свою новую работу: Babylonia Suite.
По отцовской линии у Илиоса греческие корни, а вот по материнской они уходят вглубь веков, во времена, когда после вавилонского пленения существенная часть уведенных вавилонянами в плен евреев осталась жить в Месопотамии, и в течение почти двух с половиной тысяч лет на этой территории существовала большая и временами преуспевавшая еврейская община. В ХХ веке с территории уже Ирака большинство членов этой общины эмигрировало. Многие оказались во вновь созданном Израиле, но семью бабушки и дедушки Илиоса ждал более сложный путь: Багдад – Мумбаи – Манчестер – и только потом Торонто. Одиссее своей семьи Илиос и посвятил сюиту под названием Babylonia Suite
Ее составили шесть композиций, как бы иллюстрирующих путь родных Илиоса. Вот Babylonia – музыкальный «очерк истории» Двуречья с библейских времен до наших дней, The Cobra, пронизанная ближневосточными мотивами, Zakir – это уже Индия, и тут, естественно, звучат традиционная флейта бансури (Сундар Вишванатан) и табла (Рави Наимпалли). Madchester – британские впечатления Илиоса, навещавшего там своих родных, The Procession – дань памяти ушедшим близким и финальная Nina’s Dance – гимн дочурке Илиоса, продолжательнице рода. Музыкальный язык сюиты очень разнообразен. Стерианнис свободно комбинирует идиомы постбопа с фанком и, разумеется, с этникой, и получается это у него весьма органично. Не могу не отметить и высокое мастерство его коллег, в первую очередь, Пола Пацановски и Тани Джилл. Своеобразным эпилогом к сюите можно считать единственную неавторскую композицию альбома – ставшую фольклорной среди евреев Ирака композицию Ya Nabat Al-Rehan братьев аль-Кувайти, где к ансамблю присоединяется, аккомпанируя себе на классическом арабской лютне уд, вокалист Наврас Надер.
Но альбом на этом не заканчивается. Стерианнис включил в него еще четыре пьесы, связанные уже не с сюитой, а с собственным музыкальным опытом: афро-кубинскую Blue Rumba, напоминающую соул-джаз 60-х Sun Song, нео-фьюжн 400 North и насыщенную фанковым грувом LaPlante. Несколько пестро? Возможно. Но, на мой вкус, разноцветье красок этого альбома можно объединить одним словом: этно-джаз и поздравить Илиоса с этим ярким проектом.
Если вы – поклонник строгих джазовых канонов, то молодой канадский вокалист, мультиинструменталист и композитор из Торонто Джексон Велчнер явно не ваш случай. Велчнер, похоже, абсолютно равнодушен к каким-то определенным стилистическим ярлычкам и ...
Джаз из Канады, джаз по-монреальски. Любопытно, что всех участников записи альбома Жака Кубы Сегена Parfum #1, включая давно живущего в Монреале французского пианиста Жана-Мишеля Пилца, слушать ранее доводилось, а что касается басиста Реми-Жана ...
После прослушивания двух последних альбомов этого музыканта я, кажется, начал что-то понимать про Джеймса Брэндона Льюиса. В этих работах он – не только саксофонист, композитор и бэнд-лидер, он еще и историк, афроамериканский историк. Только ...
До сих пор отличного саксофониста Джареда Симса доводилось слушать только в составе каких-то иных коллективов, и вот – первая встреча «лицом к лицу», авторский альбом Джареда, при этом весьма необычный. Но сначала – немного о самом Джареде Симсе. Он ...
Из всех четырех альбомов американского скрипача Джейсона Као Хвана, которые я слушал за последние четыре года, пожалуй, именно самый новый, Book of Stories, пришелся мне по сердцу больше всего. Он сделан в формате трио, как и Human Rites Trio в 2020 ...
Пятница – лучший день недели. Белые и синие воротнички блаженно расслабляются после напряженной рабочей пятидневки в предвкушении длинного уикэнда. Неплохим средством отдохновения от недельных стрессов может стать и музыка. Какая? Это уж кому что ...
Короля, как известно, делает свита. Я ничего не знал о каталонском гитаристе и композиторе Жауме де Виала, когда получил письмо из Барселоны с этим альбомом. Но увидев, что со-продюсером Calidoscopi Embruixat выступал живущий в Барселоне сербский ...
В конце июня текущего года Outside In Music выпустила второй альбом тромбониста и композитора Хавьера Неро Kemet: The Black Land. Нашим читателям он знаком по своей первой большой работе Freedom (2020). Уже тогда можно было заметить, что для Хавьера ...
Не самые известные имена, но вполне достойная музыка: это дуэт пианиста Джеффа Бабко и басиста Дэвида Пилча и их совместный альбом The Libretto Show. Джефф – опытный музыкант, преимущественно ассистирующий другим исполнителям, среди которых были ...
Всегда был не равнодушен к низкому басовому звучанию, будь то струнный или духовой инструмент. Возможно, поэтому каждый альбом лучшего тубиста в современном джазе Джима Селфа для меня всегда праздник. До сих пор на нашем сайте было представлено ...
У австралийской вокалистки Джо Лори интересный послужной список. Почти десять лет она выступала и записывалась со Стингом, сотрудничала также с Полом Саймоном и Питером Гэбриэлом – все имена очень достойные, хотя и не джазовые. Но и джаз Джо также ...
У американского ударника (а иногда еще пианиста и вибрафониста и, конечно же, композитора) Джо Чемберса сложилась в джазе своеобразная репутация. Он, если так можно выразиться, хорошо известен, особенно коллегам-музыкантам, но при этом не очень ...