Канада, как и ее южный сосед, – страна эмигрантов. В этом легко убедиться, просмотрев список участников записи представляемого нами альбома Babylonia Suite. Все они из Торонто, но о совершенно разном этническом бэкграунде музыкантов их имена и фамилии говорят вполне красноречиво. Да и тема альбома во многом связана именно с темой эмиграции. Впрочем, обо всем по порядку.
Автор музыки альбома и один из его продюсеров (вместе с Генри Хейлигом) – барабанщик и композитор из Торонто Илиос Стерианнис (р.1972). Это опытный музыкант, в свое время увлекшийся игрой на ударных под впечатлением от игры ударника Led Zeppelin Джона Бонэма. С годами в эпицентре творческих интересов Илиоса оказался джаз, тонкости которого он изучал, как на родине, так и в известном колледже Беркли в Бостоне. Свой первый авторский альбом Bethany Project Стерианнис записал в 2017 году. Та работа получила весьма теплый прием у джазовой критики. И вот теперь Илиос представляет на суд публики свою новую работу: Babylonia Suite.
По отцовской линии у Илиоса греческие корни, а вот по материнской они уходят вглубь веков, во времена, когда после вавилонского пленения существенная часть уведенных вавилонянами в плен евреев осталась жить в Месопотамии, и в течение почти двух с половиной тысяч лет на этой территории существовала большая и временами преуспевавшая еврейская община. В ХХ веке с территории уже Ирака большинство членов этой общины эмигрировало. Многие оказались во вновь созданном Израиле, но семью бабушки и дедушки Илиоса ждал более сложный путь: Багдад – Мумбаи – Манчестер – и только потом Торонто. Одиссее своей семьи Илиос и посвятил сюиту под названием Babylonia Suite
Ее составили шесть композиций, как бы иллюстрирующих путь родных Илиоса. Вот Babylonia – музыкальный «очерк истории» Двуречья с библейских времен до наших дней, The Cobra, пронизанная ближневосточными мотивами, Zakir – это уже Индия, и тут, естественно, звучат традиционная флейта бансури (Сундар Вишванатан) и табла (Рави Наимпалли). Madchester – британские впечатления Илиоса, навещавшего там своих родных, The Procession – дань памяти ушедшим близким и финальная Nina’s Dance – гимн дочурке Илиоса, продолжательнице рода. Музыкальный язык сюиты очень разнообразен. Стерианнис свободно комбинирует идиомы постбопа с фанком и, разумеется, с этникой, и получается это у него весьма органично. Не могу не отметить и высокое мастерство его коллег, в первую очередь, Пола Пацановски и Тани Джилл. Своеобразным эпилогом к сюите можно считать единственную неавторскую композицию альбома – ставшую фольклорной среди евреев Ирака композицию Ya Nabat Al-Rehan братьев аль-Кувайти, где к ансамблю присоединяется, аккомпанируя себе на классическом арабской лютне уд, вокалист Наврас Надер.
Но альбом на этом не заканчивается. Стерианнис включил в него еще четыре пьесы, связанные уже не с сюитой, а с собственным музыкальным опытом: афро-кубинскую Blue Rumba, напоминающую соул-джаз 60-х Sun Song, нео-фьюжн 400 North и насыщенную фанковым грувом LaPlante. Несколько пестро? Возможно. Но, на мой вкус, разноцветье красок этого альбома можно объединить одним словом: этно-джаз и поздравить Илиоса с этим ярким проектом.
Скоро уже три года, как его нет с нами, а мне все трудно свыкнуться с этой мыслью… У меня особое отношение к этому музыканту. Прошу прощения у читателей за то, что отнимаю у них время этими несколькими строками личных воспоминаний. Чик Кориа был тем ...
Обложка нового альбома Криса Поттера радует яркими и сочными красками, подобными голосу его саксофона. В своем фирменном стиле Крис играет очень длинными нотами, щедро декорируя звук орнаментикой и другими украшениями. Один из лучших, если не ...
Давненько я не слышал Криса Спида. А когда-то, в конце 90-х, я больше всего любил музыку нью-йоркского даунтауна, а в ней – продукцию продвигавшего эту музыку лейбла Knitting Factory Records, а уж в каталоге Knitting Factory особенно выделял работы ...
Пожалуй, американский саксофонист Кристофер МакБрайд пока еще не так известен, как его земляк и коллега по джазу басист Крисчен МакБрайд, но его новый альбом Ramon показывает, что любителям джаза пора запоминать и научиться различать оба этих имени. ...
Не первый год с неослабевающим интересом мы следим за творческим путем необычного итальянского ансамбля Claudio Scolari Project, состоящего из двух пар родственников: отца и сына Сколари и братьев Кавалька. Необычен он отнюдь не только «семейным» ...
Для людей моего и, как минимум, для двух последующих поколений название, помещенное на обложке нового ЕР от Compassionizer, является информацией избыточной: вариация на тему одной из самых знаменитых в мире пластиночных обложек и так ясно указывает, ...
Если театр начинается с вешалки, то альбом, естественно, - с обложки. Выполнил ее, как и все предыдущие у Compassionizer , Вячеслав Потапов, которого вполне можно считать полноправным участником этого проекта питерского музыканта и композитора Ивана ...
Любой релиз такого уважаемого в мире этнической музыки лейбла, как Smithsonian Folkways Recordings, автоматически привлекает внимание. В данном же случае интерес усиливает возможность познакомиться с боснийской музыкой севдах в исполнении одного из ...
Перепробовав в своих предыдущих альбомах различные форматы – трио, соло, квинтет, гитарист из Торонто Дэн Питт возвращается в своем четвертом релизе к истокам, к варианту трио со своими постоянными партнерами Алексом Фурнье (бас) и Ником Фрейзером ...
16 июля 2021 года в нью-йоркской студии Sear Sound собрался очень любопытный квартет. Двое ветеранов авангардной сцены, две легенды – Дэниэл Картер и Уильям Паркер, а также двое очень успешных в Нью-Йорке латиноамериканских джазменов: аргентинец Лео ...
Один из самых интересных альбомов биг-бэндового джаза, который мне довелось услышать в этом году. Open Spaces: Folk Songs Reimagined – второй альбом Daniel Hersog Jazz Orchestra, организованного в 2020 году канадским трубачом, композитором и ...
Италия никого не оставляет равнодушным. Трудно не восторгаться этой страной. Мягкий средиземноморский климат, живописнейшие ландшафты, уникальные памятники культуры, популярная во всем мире кухня и, конечно, сами итальянцы – люди живые, ...