В начале прошлого года петербургский музыкант Илья Белоруков, работающий преимущественно в сфере экспериментальной музыки, выпустил удивительный альбом A Fluteophone In The Forest. Впервые я услышал в нем Илью, играющего на флейтофоне, а записи для альбома он делал в лесу рядом с деревенькой Тарасовка в Вологодской области, где стоит дом его бабушки. В этом проекте, не отказываясь от своих творческих принципов, Белоруков создал очень личное, если хотите – глубоко интимное, полотно с совершенно особой аурой.
В еще большей степени все вышесказанное относится и к новой работе Ильи A Fluteophone in the House, которая вместе с A Fluteophone In The Forest теперь составляет своеобразную дилогию, в которой посредством звуков флейтофона и шумов автор не просто создает музыку, но и пытается разобраться в собственной душе. Как рождался этот альбом, Белоруков рассказывает сам в комментариях к выложенной на bandcamp шотландской платформы Scatter работе. Записи для A Fluteophone in the House были выполнены в три июльских дня 2022 года под Санкт-Петербургом, в месте, которое называется Осиновая Роща. Это дачный поселок, сегодня уже вошедший в черту огромного города. Была там в начале 90-х и дача семьи Белоруковых: небольшой однокомнатный домик с кухней и верандой. В начале 2000-х к нему был пристроен новый дом – уже в два этажа с мансардным третьим. Илья не пишет об этом, но подозреваю, что он проводил там гораздо меньше времени, чем старшее поколение семьи Белоруковых. В декабре 2021 года скоропостижно скончался отец Ильи. В 2022-м Илья каждую неделю выезжал в Осиновую Рощу наводить порядок в доме, много лет служившим основным местом пребывания отца музыканта.
И вот в июле 2022 года Илья Белоруков бродит по опустевшим комнатам с флейтофоном и вспоминает… Вспоминает отца, как я понял, большого любителя музыки и коллекционера дисков и записей еще с 80-х годов, вспоминает музыку из его коллекции, вспоминает многое, что связано с этим местом. Каждая из одиннадцати композиций альбома носит очень конкретное название: 3rd floor, Mansard, 2nd floor, Middle Room, 1st floor, Old Kitchen и так далее: Илья делает полный обход всех помещений. Можно только представить, сколько у него воспоминаний и какую гамму чувств они вызывают… Тут мало подходит казенное слово «помещения». Этот дом – целая вселенная, особый космос семьи Белоруковых, он еще живет, наверное, в этих стенах. Вспоминаю в этой связи дом, покинутый на Земле Крисом Кельвином в «Солярисе» Тарковского. И еще я бы сравнил путешествие Ильи Белорукова по дому со странствием джойсовского Леопольда Блума по Дублину. Джойс транслировал в словах поток сознания, мысли Блума во время этих странствий. Белоруков переводит свои мысли и воспоминания в звуки. Большинство треков альбома коротки, в пределах двух минут. Автор признается, что ему было сложно сосредоточиться на больший отрезок времени – и его можно понять. Скорбный, эмоциональный и – еще раз повторю это определение – очень интимный проект. От иных комментариев воздержусь. Пусть слушатель сам оценит эту работу.
В конце июня текущего года Outside In Music выпустила второй альбом тромбониста и композитора Хавьера Неро Kemet: The Black Land. Нашим читателям он знаком по своей первой большой работе Freedom (2020). Уже тогда можно было заметить, что для Хавьера ...
Не самые известные имена, но вполне достойная музыка: это дуэт пианиста Джеффа Бабко и басиста Дэвида Пилча и их совместный альбом The Libretto Show. Джефф – опытный музыкант, преимущественно ассистирующий другим исполнителям, среди которых были ...
Всегда был не равнодушен к низкому басовому звучанию, будь то струнный или духовой инструмент. Возможно, поэтому каждый альбом лучшего тубиста в современном джазе Джима Селфа для меня всегда праздник. До сих пор на нашем сайте было представлено ...
У австралийской вокалистки Джо Лори интересный послужной список. Почти десять лет она выступала и записывалась со Стингом, сотрудничала также с Полом Саймоном и Питером Гэбриэлом – все имена очень достойные, хотя и не джазовые. Но и джаз Джо также ...
У американского ударника (а иногда еще пианиста и вибрафониста и, конечно же, композитора) Джо Чемберса сложилась в джазе своеобразная репутация. Он, если так можно выразиться, хорошо известен, особенно коллегам-музыкантам, но при этом не очень ...
Практически любой список Топ-10 вибрафонистов джаза не обойдется без имени Джо Локка. Этот музыкант, постепенно переходящий в разряд ветеранов (Лок родился в 1959 году), - живое связующее звено между поколением Милта Джексона и Бобби Хатчерсона и ...
В восьмидесятых и девяностых годах прошлого века, и даже в нулевых, и даже в десятых годах века нынешнего альянс между Джо Ловано и ECM Records казался, скажем так, не очень логичным. Один из столпов современного мэйнстрима, выдающийся тенорист с ...
Тот случай, когда сайдмены, ассистирующие лидеру, куда более известны, чем он сам. Только поглядите на этот список имен – заглядение! Джордж Гарцоне, Бен Стрит, Билли Харт, а в одном треке еще и Джерри Бергонци: каждый – это имя в джазе, и имя ...
Хорошее чувство юмора с некоторой долей иронии отражает обложка альбома Джона Даверсы и Тала Коэна The Art Of Duo. Volume 1 с боксирующими джентльменами из XIX века. Впрочем, сами музыканты считают, что с определенной точки зрения в дуэте есть некий ...
Давненько на наших страницах не гостил известный американский саксофонист и композитор Джон Эллис. Последние годы этот музыкант, чей музыкальный стиль формировался под действием ауры двух важнейших для джаза городов, Нью-Йорка и Нового Орлеана, ...
Рождественские праздники неумолимо приближаются и, соответственно все шире поток специализированных рождественских альбомов, и чисто инструментальных, и с вокалом. Это специфическая продукция, которая начинает появляться на рынке осенью и нарастает ...
Начало двадцатых годов этого столетия выдалось трудным для всех из-за пандемии. Но особенно тяжелым это время стало для прекрасного джазового гитариста Джона Стейна. Едва закончился локдаун и музыкальная индустрия начала оживать, как Джона свалила ...