В начале прошлого года петербургский музыкант Илья Белоруков, работающий преимущественно в сфере экспериментальной музыки, выпустил удивительный альбом A Fluteophone In The Forest. Впервые я услышал в нем Илью, играющего на флейтофоне, а записи для альбома он делал в лесу рядом с деревенькой Тарасовка в Вологодской области, где стоит дом его бабушки. В этом проекте, не отказываясь от своих творческих принципов, Белоруков создал очень личное, если хотите – глубоко интимное, полотно с совершенно особой аурой.
В еще большей степени все вышесказанное относится и к новой работе Ильи A Fluteophone in the House, которая вместе с A Fluteophone In The Forest теперь составляет своеобразную дилогию, в которой посредством звуков флейтофона и шумов автор не просто создает музыку, но и пытается разобраться в собственной душе. Как рождался этот альбом, Белоруков рассказывает сам в комментариях к выложенной на bandcamp шотландской платформы Scatter работе. Записи для A Fluteophone in the House были выполнены в три июльских дня 2022 года под Санкт-Петербургом, в месте, которое называется Осиновая Роща. Это дачный поселок, сегодня уже вошедший в черту огромного города. Была там в начале 90-х и дача семьи Белоруковых: небольшой однокомнатный домик с кухней и верандой. В начале 2000-х к нему был пристроен новый дом – уже в два этажа с мансардным третьим. Илья не пишет об этом, но подозреваю, что он проводил там гораздо меньше времени, чем старшее поколение семьи Белоруковых. В декабре 2021 года скоропостижно скончался отец Ильи. В 2022-м Илья каждую неделю выезжал в Осиновую Рощу наводить порядок в доме, много лет служившим основным местом пребывания отца музыканта.
И вот в июле 2022 года Илья Белоруков бродит по опустевшим комнатам с флейтофоном и вспоминает… Вспоминает отца, как я понял, большого любителя музыки и коллекционера дисков и записей еще с 80-х годов, вспоминает музыку из его коллекции, вспоминает многое, что связано с этим местом. Каждая из одиннадцати композиций альбома носит очень конкретное название: 3rd floor, Mansard, 2nd floor, Middle Room, 1st floor, Old Kitchen и так далее: Илья делает полный обход всех помещений. Можно только представить, сколько у него воспоминаний и какую гамму чувств они вызывают… Тут мало подходит казенное слово «помещения». Этот дом – целая вселенная, особый космос семьи Белоруковых, он еще живет, наверное, в этих стенах. Вспоминаю в этой связи дом, покинутый на Земле Крисом Кельвином в «Солярисе» Тарковского. И еще я бы сравнил путешествие Ильи Белорукова по дому со странствием джойсовского Леопольда Блума по Дублину. Джойс транслировал в словах поток сознания, мысли Блума во время этих странствий. Белоруков переводит свои мысли и воспоминания в звуки. Большинство треков альбома коротки, в пределах двух минут. Автор признается, что ему было сложно сосредоточиться на больший отрезок времени – и его можно понять. Скорбный, эмоциональный и – еще раз повторю это определение – очень интимный проект. От иных комментариев воздержусь. Пусть слушатель сам оценит эту работу.
Много и всегда с удовольствием слушал я итальянского гитариста Энцо Рокко и знакомил с его музыкой наших читателей. Обычно это были дуэтные проекты (когда Рокко встречается со своим земляком Карло Актисом Дато – это вообще «именины сердца»), один ...
Биг-бэнды под руководством женщин давно уже не новость. Достаточно вспомнить два таких блистательных примера, как оркестры Тошико Акиоши или Марии Шнайдер. Приятно, что у них появились наследницы. Собственно говоря, появились они уже довольно давно. ...
Если вы еще с 90-х годов с удовольствием слушали downtown music в релизах Knitting Factory или Tzadik, то любая новая встреча с таким видным представителем этого направления нью-йоркского авангарда, как виолончелист Эрик Фридландер, станет для вас ...
Насколько могу судить, в наших, то есть постсоветских, краях многие любят Эрика Трюффаза. Сухощавый трубач, «белый Майлс», покоряет не только красивым холодноватым звуком своего инструмента, напоминающим его кумира, чей Kind Of Blue юный швейцарец ...
Эсбе не перестает удивлять. С этой британской вокалисткой, выпускницей Королевской академии музыки в Лондоне, мы встречались пару лет назад, рецензируя ее пятый альбом Saqqara, удивительное и необычное сочетание world music с электроникой. В том ...
Корейская пианистка Юнми Ли приехала в Нью-Йорк для учебы в местном университете в 2020 году. Время оказалось не очень удачным. Почти сразу наступил пандемический локдаун и Юнми Ли пришлось учиться в основном он-лайн. Но – не было бы счастья, да ...
У фортепьяно славные традиции в каталонском джазе. Достаточно вспомнить такое известное имя, как Тете Монтулиу. Продолжательницей этих традиций является пианистка и композитор Ева Новоа. Она родилась в Барселоне, начинала, как это часто бывает, с ...
Когда опирающийся на свои богатые традиции американский постбоповый джаз встречается с европейским новым джазом, это чаще всего выливается в весьма интересные проекты. Именно такова группа Exploding Pig, базирующаяся в австрийском Граце. Обязана она ...
Необычайно плодотворными выдались конец прошлого и начало нынешнего года для белорусского мастера импровизационной музыки, мультиинструменталиста, композитора и поэта Виктора Семашко. В недавнем электронном письме Виктор выслал линки сразу к четырем ...
Половина участников этой записи нам уже немного знакома. В 2022 году на страицах сайта публиковалась рецензия на дуэтный альбом двух аргентинцев - саксофониста Мартина Прошиа и басиста Федерико Соломевича Rizoma. То был ярко выраженный авангардный ...
Гитарист и композитор Феликс Телье Пульо живет и работает в Монреале. Он уже достаточно известен на музыкальной сцене этого крупнейшего города франкоязычной Канады. Феликс играет в исполняющей фьюжн группе Upsydaisy и участвовал в записи ее альбома ...
Порой рассказ об очередном альбоме превращается в замысловатый квест. До знакомства с Ataraxia я никогда ничего не слышал о гитаристе и композиторе со звучным именем Франсиско Лела де Ларреа. «Явки и пароли» (читай – линк к bandcamp музыканта, где я ...