В начале прошлого года петербургский музыкант Илья Белоруков, работающий преимущественно в сфере экспериментальной музыки, выпустил удивительный альбом A Fluteophone In The Forest. Впервые я услышал в нем Илью, играющего на флейтофоне, а записи для альбома он делал в лесу рядом с деревенькой Тарасовка в Вологодской области, где стоит дом его бабушки. В этом проекте, не отказываясь от своих творческих принципов, Белоруков создал очень личное, если хотите – глубоко интимное, полотно с совершенно особой аурой.
В еще большей степени все вышесказанное относится и к новой работе Ильи A Fluteophone in the House, которая вместе с A Fluteophone In The Forest теперь составляет своеобразную дилогию, в которой посредством звуков флейтофона и шумов автор не просто создает музыку, но и пытается разобраться в собственной душе. Как рождался этот альбом, Белоруков рассказывает сам в комментариях к выложенной на bandcamp шотландской платформы Scatter работе. Записи для A Fluteophone in the House были выполнены в три июльских дня 2022 года под Санкт-Петербургом, в месте, которое называется Осиновая Роща. Это дачный поселок, сегодня уже вошедший в черту огромного города. Была там в начале 90-х и дача семьи Белоруковых: небольшой однокомнатный домик с кухней и верандой. В начале 2000-х к нему был пристроен новый дом – уже в два этажа с мансардным третьим. Илья не пишет об этом, но подозреваю, что он проводил там гораздо меньше времени, чем старшее поколение семьи Белоруковых. В декабре 2021 года скоропостижно скончался отец Ильи. В 2022-м Илья каждую неделю выезжал в Осиновую Рощу наводить порядок в доме, много лет служившим основным местом пребывания отца музыканта.
И вот в июле 2022 года Илья Белоруков бродит по опустевшим комнатам с флейтофоном и вспоминает… Вспоминает отца, как я понял, большого любителя музыки и коллекционера дисков и записей еще с 80-х годов, вспоминает музыку из его коллекции, вспоминает многое, что связано с этим местом. Каждая из одиннадцати композиций альбома носит очень конкретное название: 3rd floor, Mansard, 2nd floor, Middle Room, 1st floor, Old Kitchen и так далее: Илья делает полный обход всех помещений. Можно только представить, сколько у него воспоминаний и какую гамму чувств они вызывают… Тут мало подходит казенное слово «помещения». Этот дом – целая вселенная, особый космос семьи Белоруковых, он еще живет, наверное, в этих стенах. Вспоминаю в этой связи дом, покинутый на Земле Крисом Кельвином в «Солярисе» Тарковского. И еще я бы сравнил путешествие Ильи Белорукова по дому со странствием джойсовского Леопольда Блума по Дублину. Джойс транслировал в словах поток сознания, мысли Блума во время этих странствий. Белоруков переводит свои мысли и воспоминания в звуки. Большинство треков альбома коротки, в пределах двух минут. Автор признается, что ему было сложно сосредоточиться на больший отрезок времени – и его можно понять. Скорбный, эмоциональный и – еще раз повторю это определение – очень интимный проект. От иных комментариев воздержусь. Пусть слушатель сам оценит эту работу.
В свое время Чарли Хэйден посоветовал Пэту Мэтини, который часто приносил ему показать ноты своих новых, только что сочиненных, композиций, сразу записывать новые музыкальные идеи. Пэт взял этот совет на вооружение. Обычно новая композиция ...
Альт-саксофонист, композитор, литератор (автор книги Ways & Sounds , 2021) Патрик Бреннан – видная фигура на авангардной джазовой сцене Нью-Йорка вот уже в течение более, чем сорока лет. Проект s0nic 0penings был им основан еще в 1979 году, и все ...
Бруклинский лейбл 577 Records продолжает раскапывать интереснейшие архивные записи британского фри-джаза Made In Bristol. На сей раз в поле зрения издателей попал концерт, который сыграли 1 июля 1989 года в местном зале The Albert Inn трое видных ...
Когда-то, в начале 70-х годов Пол Данмолл играл прог-рок. Сегодня ветеран-саксофонист – один из столпов британского фри-джаза и свободной импровизационной музыки, связующее звено между еще действующими «отцами-основателями» и более молодыми адептами ...
По обложке альбома Wednesday Weld этого не видно, но на фотографиях 75-летний Пол Флаэрти с его длинной белоснежной бородой смотрится весьма колоритно: этакий Гэндальф с саксофоном. С этим инструментом он сроднился еще ребенком, в 10-летнем ...
Душа этого проекта – очень интересная личность. Теодор Кумарцис из греческого портового города Салоники, человек равно влюбленный в музыку и историю античной Греции, основал в своем родном городе уникальный интерактивный музей Seikilo Ancient World ...
В 2019 году в чешском городе Градец Кралове проходил фестиваль Jazz Goes To Town . В рамках этого фестиваля и сформировался спонтанно импровизационный дуэт, в который вошли немецкий ударник Клаус Кугель и чешский саксофонист Павел Хрубы. Их ...
Время звучания этого альбома – чуть меньше академического часа. Мне представляется, что одним из самых эффективных способов донести до современных школьников весь ужас понятия Холокост был бы урок с прослушиванием этого альбома и знакомством с ...
Уроженец Висконсина Пит МакКенн уже более тридцати лет является заметной фигурой джазовой жизни Нью-Йорка. Более всего этого гитариста знают, как прекрасного сайдмена, чей инструмент звучит на более, чем ста альбомах. Пит играл со множеством ...
Британский гитарный проект Пита Оксли и Николаса Мейера (он швейцарец, но уже давно живет и работает в Англии) выпускает в мае свой пятый по счету альбом Mercurial Indigo. Наши читатели уже имели удовольствие встречаться с предыдущими работами Оксли ...
Новая встреча с музыкантом, уже «светившимся» на наших страницах. Петролио – это артистический ник итальянского музыканта Энрико Черрато, под которым он выступает в 2015 года. Петролио – частый участник разнообразных фестивалей авангардной музыки, ...
Боюсь, в этом тексте история заметно потеснит музыку – уж больно специфична тематика альбома The Irish Revolution , нового релиза в каталоге британского лейбла ARC Music . Его история такова. В 2019 году ирландское телевидение показало ...