Игорь Яковенко – Макар Новиков – Саша Машин: такое трио записывало этот альбом в конце июня 2022 года в Италии, благо все три музыканта сейчас живут в этой стране. Кстати, и лейбл Rainy Days Records сейчас на своем bandcamp в качестве адреса указывает не Санкт-Петербург, а Тель-Авив. Но все эти обстоятельства места и времени ничуть не отменяют того факта, что все трое – очень заметные и креативные личности в российском джазе. Все трое – обладатели солидного послужного списка, где за каждым числятся и участие в совместных проектах с ведущими джазовыми музыкантами США и Европы, и интересные записи, и многочисленные фестивальные выступления. Тандем Новиков-Машин вообще сложился очень давно и является одной из сильнейших российских ритм-групп, так что альянс с Яковенко только добавит интереса к альбому Hyperfocus у весьма широкого круга ценителей качественного джаза. Но давайте все же поставим в фокус нашего внимания центральную фигуру проекта Hyperfocus – самого Игоря Яковенко.
До Московской консерватории и Академии им. Маймонида, где его педагогом по импровизации был маэстро Игорь Бриль, пианист и композитор Яковенко получил еще и инженерное образование – в аэрокосмическом университете. Игорь написал оперу и записал целый ряд очень крепких альбомов с очень тонким балансом интересов музыканта, как к классике, так и к джазу. Благородное академическое туше на редкость органично сочетается у Яковенко-пианиста с темпераментной импровизацией, а композиторскому мышлению Игоря чужды внешние эффекты и трюкачество. Если его прошлогодний альбом The Process, дуэт с продюсером и диджеем Аликом Христофориди был несколько неожиданным погружением в мир электронной музыки, то сейчас Игорь Яковенко отдал предпочтение чисто акустическому звучанию и классическому джазовому формату фортепьянного трио.
Как обычно, программа альбома полностью авторская: все семь композиций написал сам Игорь. Уже со стартовой пьесы Opening становится понятно, что партнерам он в этом альбоме оставляет не слишком много пространства для самовыражения, фортепьяно царит в Hyperfocus почти безраздельно, если не считать нескольких диалогов с контрабасом. Впрочем, в том же первом треке может показаться, что пианистов двое: каждая рука пианиста ведет свою линию, и этот контрапункт лирики и жесткости придает особую атмосферу пьесе, которую я бы назвал самой драматичной в программе. Впрочем, тут почти каждая пьеса может претендовать на титул «самой». Темповую титульную композицию я бы назвал самой джазовой в программе, а самую объемную по времени звучания, лиричную пьесу с забавным (и, попутно, самым оригинальным!) названием Don't Ask Yakubovich – самой «академической» (нет, это, конечно, тоже джаз, но академические корни Яковенко здесь, на мой взгляд, проявились особенно рельефно). Финальной Foreboding я бы отдал лавры «самой коллективной»: пожалуй, именно здесь трио лучше всего выглядит именно, как единый организм. Ну, а самой красивой композицией в программе назову No Touch – это уже чисто вкусовое впечатление конкретного слушателя.
Что ж, контраст с предыдущей работой в новом альбоме очевиден. От электронно-эмбиентного звучания Игорь Яковенко вернулся здесь к полнокровному джазу. Разумеется, в ряды джазовых ортодоксов Игоря не запишешь. Это не straight-ahead, это вполне себе современный джаз, придуманный и исполненный умным и интересным музыкантом при безукоризненном ассисте более, чем компетентных коллег. Стоит услышать!
Британского авангардного ударника Марка Сандерса доводилось неоднократно слушать (и рассказывать об этом нашим читателям) в самых разных составах с разными конфигурациями, но ни разу - в качестве лидера. Неудивительно: CollapseUncollapse: Time in ...
В отличие от двух предыдущих своих альбомов, знакомый уже нашим постоянным читателям басист Массимо Биолкати в новом, четвертом по счету, проекте On a Misty Night отказался от формата квартета и перешел к еще более камерному варианту: трио. На сей ...
Гитарист Мэтт Гринвуд родился в городе Хараре. Он - представитель белого меньшинства Зимбабве, который вырос и стал музыкантом в этой стране на юге Африки. На родине он играл с такими местными знаменитостями, как Оливер Мтукудзи и Форвард Квенда. На ...
Очередная вариация на тему «возвращение к корням». Пианист Мэтт Роллингс в начале 80-х годов окончил известный колледж Беркли. Его любимыми музыкантами в те годы были Оскар Питерсон, Рэмзи Льюис, Билл Эванс: вполне себе джазовый круг интересов. Но в ...
Слушая каждый новый альбом басиста и композитора из Чикаго Мэтта Юлери (а мы представляли нашим читателям уже немало его работ), приблизительно представляешь, что тебя ожидает под новой обложкой. Мэтт уже давно занял облюбованную им творческую нишу ...
Басист – особая фигура в джазе. В любом составе (ну, может быть, кроме свободной импровизации) он «держит» пульс ансамбля, но, с другой стороны, на сольные позиции он выходит редко, а то и вообще ограничивается своими «прямыми обязанностями». ...
Ни разу не встречались мне у живущего в Нью-Йорке турецкого пианиста, композитора и бэнд-лидера Мехмета Али Санлыкола неинтересные альбомы. Каждая его работа несет в себе что-то неожиданное, обращаясь и к разуму, и к чувству слушателя. Не стал ...
Турецкий музыкант и композитор Мехмет Полат играет на уде – струнном родственнике лютни, широко распространенном в традиционной музыке народов всего Ближнего Востока, и в этом качестве добился больших успехов. Надо отметить, что он уделяет большое ...
Альбом Of What Remains для музыканта из Монреаля Мелиссы Пайп – это, конечно, этап. Начинала она с изучения джазового саксофона и композиции. Но постепенно Мелисса ощутила, что ей особенно интересны инструменты, которые джазовые саксофонисты ...
В творчестве американского саксофониста и композитора Мелвина Смита заметна связь с духовной музыкой. Наверняка это объясняется особенностями его биографии. Мелвин родился в Джексонвилле, Флорида, в семье где любили музыку и чтили христианские ...
Конечно, фагот в гораздо большей степени ассоциируется с академической музыкой, а не с джазом. Тем не менее, время от времени этот инструмент использовался в джазе с давних лет. Еще в 20-е годы ХХ века на нем играл иногда Фрэнк Трамбауэр, в 50-х и ...
Еще не начав слушать альбом, а только ознакомившись с его выходными данными, я сразу, по ассоциации, вспомнил легендарную Тошико Акиоши и ее биг-бэнд Toshiko Akiyoshi Jazz Orchestra. Вот, думалось, и подросла наследница традиций, «внучка» Тошико, ...