Игорь Яковенко – Макар Новиков – Саша Машин: такое трио записывало этот альбом в конце июня 2022 года в Италии, благо все три музыканта сейчас живут в этой стране. Кстати, и лейбл Rainy Days Records сейчас на своем bandcamp в качестве адреса указывает не Санкт-Петербург, а Тель-Авив. Но все эти обстоятельства места и времени ничуть не отменяют того факта, что все трое – очень заметные и креативные личности в российском джазе. Все трое – обладатели солидного послужного списка, где за каждым числятся и участие в совместных проектах с ведущими джазовыми музыкантами США и Европы, и интересные записи, и многочисленные фестивальные выступления. Тандем Новиков-Машин вообще сложился очень давно и является одной из сильнейших российских ритм-групп, так что альянс с Яковенко только добавит интереса к альбому Hyperfocus у весьма широкого круга ценителей качественного джаза. Но давайте все же поставим в фокус нашего внимания центральную фигуру проекта Hyperfocus – самого Игоря Яковенко.
До Московской консерватории и Академии им. Маймонида, где его педагогом по импровизации был маэстро Игорь Бриль, пианист и композитор Яковенко получил еще и инженерное образование – в аэрокосмическом университете. Игорь написал оперу и записал целый ряд очень крепких альбомов с очень тонким балансом интересов музыканта, как к классике, так и к джазу. Благородное академическое туше на редкость органично сочетается у Яковенко-пианиста с темпераментной импровизацией, а композиторскому мышлению Игоря чужды внешние эффекты и трюкачество. Если его прошлогодний альбом The Process, дуэт с продюсером и диджеем Аликом Христофориди был несколько неожиданным погружением в мир электронной музыки, то сейчас Игорь Яковенко отдал предпочтение чисто акустическому звучанию и классическому джазовому формату фортепьянного трио.
Как обычно, программа альбома полностью авторская: все семь композиций написал сам Игорь. Уже со стартовой пьесы Opening становится понятно, что партнерам он в этом альбоме оставляет не слишком много пространства для самовыражения, фортепьяно царит в Hyperfocus почти безраздельно, если не считать нескольких диалогов с контрабасом. Впрочем, в том же первом треке может показаться, что пианистов двое: каждая рука пианиста ведет свою линию, и этот контрапункт лирики и жесткости придает особую атмосферу пьесе, которую я бы назвал самой драматичной в программе. Впрочем, тут почти каждая пьеса может претендовать на титул «самой». Темповую титульную композицию я бы назвал самой джазовой в программе, а самую объемную по времени звучания, лиричную пьесу с забавным (и, попутно, самым оригинальным!) названием Don't Ask Yakubovich – самой «академической» (нет, это, конечно, тоже джаз, но академические корни Яковенко здесь, на мой взгляд, проявились особенно рельефно). Финальной Foreboding я бы отдал лавры «самой коллективной»: пожалуй, именно здесь трио лучше всего выглядит именно, как единый организм. Ну, а самой красивой композицией в программе назову No Touch – это уже чисто вкусовое впечатление конкретного слушателя.
Что ж, контраст с предыдущей работой в новом альбоме очевиден. От электронно-эмбиентного звучания Игорь Яковенко вернулся здесь к полнокровному джазу. Разумеется, в ряды джазовых ортодоксов Игоря не запишешь. Это не straight-ahead, это вполне себе современный джаз, придуманный и исполненный умным и интересным музыкантом при безукоризненном ассисте более, чем компетентных коллег. Стоит услышать!
Для людей моего и, как минимум, для двух последующих поколений название, помещенное на обложке нового ЕР от Compassionizer, является информацией избыточной: вариация на тему одной из самых знаменитых в мире пластиночных обложек и так ясно указывает, ...
Если театр начинается с вешалки, то альбом, естественно, - с обложки. Выполнил ее, как и все предыдущие у Compassionizer , Вячеслав Потапов, которого вполне можно считать полноправным участником этого проекта питерского музыканта и композитора Ивана ...
Любой релиз такого уважаемого в мире этнической музыки лейбла, как Smithsonian Folkways Recordings, автоматически привлекает внимание. В данном же случае интерес усиливает возможность познакомиться с боснийской музыкой севдах в исполнении одного из ...
Перепробовав в своих предыдущих альбомах различные форматы – трио, соло, квинтет, гитарист из Торонто Дэн Питт возвращается в своем четвертом релизе к истокам, к варианту трио со своими постоянными партнерами Алексом Фурнье (бас) и Ником Фрейзером ...
16 июля 2021 года в нью-йоркской студии Sear Sound собрался очень любопытный квартет. Двое ветеранов авангардной сцены, две легенды – Дэниэл Картер и Уильям Паркер, а также двое очень успешных в Нью-Йорке латиноамериканских джазменов: аргентинец Лео ...
Один из самых интересных альбомов биг-бэндового джаза, который мне довелось услышать в этом году. Open Spaces: Folk Songs Reimagined – второй альбом Daniel Hersog Jazz Orchestra, организованного в 2020 году канадским трубачом, композитором и ...
Италия никого не оставляет равнодушным. Трудно не восторгаться этой страной. Мягкий средиземноморский климат, живописнейшие ландшафты, уникальные памятники культуры, популярная во всем мире кухня и, конечно, сами итальянцы – люди живые, ...
С симпатичной американской вокалисткой Даниэль Верц мы познакомились в 2017 году, рецензируя ее дебютный альбом Intertwined, записанный в дуэте с израильским пианистом Талом Коэном. Очень камерным и весьма приличным для дебюта был тот альбом из ...
Три года назад я с большим удовольствием рецензировал необычный альбом, созданный двумя итальянскими музыкантами, флюгельгорнистом Дарио Савино Доронцо и пианистом Пьетро Галло при поддержке французского коллеги Мишеля Годара (серпент) под названием ...
Да, Дэйв Либмэн не молод. Весьма немолод. Обложка альбома Live In Smalls этого не скрывает. За плечами 76-летнего обладателя высшего в Штатах титула для ныне действующих музыкантов NEA Jazz Master, до сего времени одного из сильнейших ...
3 февраля 2023 года всех многочисленных поклонников таланта очень успешного гитариста и композитора Дэйва Страйкера ждал приятный сюрприз: его солидная дискография пополнилась новым альбомом – Prime. Правда, на обложке вместо привычного имени ...
Забавная случайность: второй раз я обозреваю альбомы австрийского джазмена Давида Хельбока, и второй раз это трибьюты знаменитостям прошлых лет. Трибьюты не прямые, когда вся программа выстраивается из произведений определенного автора, а, скорее, ...