В 2017 году Илья Белоруков и португальский ударник Габриэль Феррандини записали в Санкт-Петербурге совместный альбом Disquiet, увидевший свет в 2019 году. Мы писали об этой работе, там же можно найти и биографическую информацию об участниках дуэта. Поэтому повторяться не будем, хотя информационный повод для этого имеется. Дело в том, что в год выпуска Disquiet Феррандини вновь приехал в Санкт-Петербург, и в мае 2019 года они с Белоруковым записали еще одну импровизационную программу в великолепном по акустическим свойствам пространстве мемориального музея-мастерской скульптора Михаила Аникушина (я сразу по ассоциации вспомнил, сколько замечательных концертов покойного Леонида Нарушевича и его группы «Князь Мышкин» довелось видеть в аналогичной мастерской-музее скульптора Заира Азгура в Минске). Но вернемся к теме сегодняшнего обзора.
Запись 2019 года дуэта Белорукова и Феррандини превратилась в 2023 году в альбом с логичным, исходя из места действия, названием Sculptor под эгидой небольшого американского лейбла экспериментальной музыки Tripticks Tapes из Миллер-Фоллс, Массачусетс. Если с названием альбома все понятно, то своим трем свободным импровизациям (Илья – на альт-саксофоне, Габриэль – на ударных) музыканты никаких названий не дали (это просто три «Части»), предоставляя фантазии слушателей широкое поле без указательных знаков для возможных ассоциаций.
И фантазии есть, где развернуться. Илья и Габриэль, хоть и встречаются уже не в первый раз, начинают осторожно, медленно, как бы нащупывая точки соприкосновения. Ударные словно анализируют пространство, посылая в него отдельные, с большими безмолвными лакунами, звуки-разведчики. Столь же робок и скромен альт-саксофон. Он, правда, изъясняется отдельными фразами, но они также звучат словно бы «на пробу». Но «прощупывание» длится недолго. Пружина импровизации раскручивается все интенсивнее, и уже ко второй минуте первой части между инструментами возникает вполне ощутимое взаимодействие, явный и сложный диалог, следить за которым все интереснее. Искушение, конечно, есть, но переводить свободную импровизацию на язык слов – занятие малоперспективное. Скажу только, что апогея партнеры достигают в третьей части, где альт-саксофон Белорукова воспаряет настолько высоко, что, кажется порой, попадает уже в сферу ультразвука, а ударные неуклонно следуют за ним, постоянно меняя при этом «траекторию полета». В общем, любителям такой музыки я уверенно обещаю полчаса кайфа, негативной стороной которого является только скоротечность программы. Но надо быть милосердными и к музыкантам: общение на таком уровне дается весьма и весьма не просто.
Ни разу не встречались мне у живущего в Нью-Йорке турецкого пианиста, композитора и бэнд-лидера Мехмета Али Санлыкола неинтересные альбомы. Каждая его работа несет в себе что-то неожиданное, обращаясь и к разуму, и к чувству слушателя. Не стал ...
Турецкий музыкант и композитор Мехмет Полат играет на уде – струнном родственнике лютни, широко распространенном в традиционной музыке народов всего Ближнего Востока, и в этом качестве добился больших успехов. Надо отметить, что он уделяет большое ...
Альбом Of What Remains для музыканта из Монреаля Мелиссы Пайп – это, конечно, этап. Начинала она с изучения джазового саксофона и композиции. Но постепенно Мелисса ощутила, что ей особенно интересны инструменты, которые джазовые саксофонисты ...
В творчестве американского саксофониста и композитора Мелвина Смита заметна связь с духовной музыкой. Наверняка это объясняется особенностями его биографии. Мелвин родился в Джексонвилле, Флорида, в семье где любили музыку и чтили христианские ...
Конечно, фагот в гораздо большей степени ассоциируется с академической музыкой, а не с джазом. Тем не менее, время от времени этот инструмент использовался в джазе с давних лет. Еще в 20-е годы ХХ века на нем играл иногда Фрэнк Трамбауэр, в 50-х и ...
Еще не начав слушать альбом, а только ознакомившись с его выходными данными, я сразу, по ассоциации, вспомнил легендарную Тошико Акиоши и ее биг-бэнд Toshiko Akiyoshi Jazz Orchestra. Вот, думалось, и подросла наследница традиций, «внучка» Тошико, ...
В 20-х годах прошлого века в Гарлеме были популярны так называемые house rent parties, вечеринки с музыкой, на которых королями были такие выдающиеся мастера стиля страйд-пиано, как Вилли Лайон Смит, Фэтс Уоллер, Джеймс Пи Джонсон. Думаю, если бы с ...
Емкому англоязычному понятию singer-songwriter трудно найти столь же краткий аналог на русском: «исполнитель, поющий песни собственного сочинения» - согласитесь, звучит как-то не так… Но, независимо от определения, все хорошо понимают, что за ним ...
Корни этого проекта уходят в недоброй памяти ковидный 2020 год. Тогда многие музыканты, оказавшись в вынужденном затворничестве во время локдауна, пробовали сочинять музыку, записывать ее в домашних условиях и выкладывать в Сеть. Некоторые пошли еще ...
Альбом Devotion, пятнадцатый студийный альбом в дискографии уже много лет живущей и работающей на испанском курортном острове Ибица австрийской саксофонистки и композитора Мюриэль Гроссман, знаменует ее переход под крыло американского лейбла Third ...
Долгих шесть лет продолжалась работа над этим дебютным альбомом американской вокалистки Нади Вашингтон. Уроженка Далласа, Техас, она, дочь певицы Нельды Вашингтон, с самых юных лет не представляла для себя иной карьеры, кроме певческой. Надя в ...
Основатель и руководитель лейбла Outside in Music Ник Финцер – еще и практикующий музыкант, тромбонист, бэндлидер и композитор, причем не рядовой. Он закончил два известных учебных заведения в Нью-Йорке: Eastman School of Music, а затем The ...