В 2017 году Илья Белоруков и португальский ударник Габриэль Феррандини записали в Санкт-Петербурге совместный альбом Disquiet, увидевший свет в 2019 году. Мы писали об этой работе, там же можно найти и биографическую информацию об участниках дуэта. Поэтому повторяться не будем, хотя информационный повод для этого имеется. Дело в том, что в год выпуска Disquiet Феррандини вновь приехал в Санкт-Петербург, и в мае 2019 года они с Белоруковым записали еще одну импровизационную программу в великолепном по акустическим свойствам пространстве мемориального музея-мастерской скульптора Михаила Аникушина (я сразу по ассоциации вспомнил, сколько замечательных концертов покойного Леонида Нарушевича и его группы «Князь Мышкин» довелось видеть в аналогичной мастерской-музее скульптора Заира Азгура в Минске). Но вернемся к теме сегодняшнего обзора.
Запись 2019 года дуэта Белорукова и Феррандини превратилась в 2023 году в альбом с логичным, исходя из места действия, названием Sculptor под эгидой небольшого американского лейбла экспериментальной музыки Tripticks Tapes из Миллер-Фоллс, Массачусетс. Если с названием альбома все понятно, то своим трем свободным импровизациям (Илья – на альт-саксофоне, Габриэль – на ударных) музыканты никаких названий не дали (это просто три «Части»), предоставляя фантазии слушателей широкое поле без указательных знаков для возможных ассоциаций.
И фантазии есть, где развернуться. Илья и Габриэль, хоть и встречаются уже не в первый раз, начинают осторожно, медленно, как бы нащупывая точки соприкосновения. Ударные словно анализируют пространство, посылая в него отдельные, с большими безмолвными лакунами, звуки-разведчики. Столь же робок и скромен альт-саксофон. Он, правда, изъясняется отдельными фразами, но они также звучат словно бы «на пробу». Но «прощупывание» длится недолго. Пружина импровизации раскручивается все интенсивнее, и уже ко второй минуте первой части между инструментами возникает вполне ощутимое взаимодействие, явный и сложный диалог, следить за которым все интереснее. Искушение, конечно, есть, но переводить свободную импровизацию на язык слов – занятие малоперспективное. Скажу только, что апогея партнеры достигают в третьей части, где альт-саксофон Белорукова воспаряет настолько высоко, что, кажется порой, попадает уже в сферу ультразвука, а ударные неуклонно следуют за ним, постоянно меняя при этом «траекторию полета». В общем, любителям такой музыки я уверенно обещаю полчаса кайфа, негативной стороной которого является только скоротечность программы. Но надо быть милосердными и к музыкантам: общение на таком уровне дается весьма и весьма не просто.
Пятница – лучший день недели. Белые и синие воротнички блаженно расслабляются после напряженной рабочей пятидневки в предвкушении длинного уикэнда. Неплохим средством отдохновения от недельных стрессов может стать и музыка. Какая? Это уж кому что ...
Короля, как известно, делает свита. Я ничего не знал о каталонском гитаристе и композиторе Жауме де Виала, когда получил письмо из Барселоны с этим альбомом. Но увидев, что со-продюсером Calidoscopi Embruixat выступал живущий в Барселоне сербский ...
В конце июня текущего года Outside In Music выпустила второй альбом тромбониста и композитора Хавьера Неро Kemet: The Black Land. Нашим читателям он знаком по своей первой большой работе Freedom (2020). Уже тогда можно было заметить, что для Хавьера ...
Не самые известные имена, но вполне достойная музыка: это дуэт пианиста Джеффа Бабко и басиста Дэвида Пилча и их совместный альбом The Libretto Show. Джефф – опытный музыкант, преимущественно ассистирующий другим исполнителям, среди которых были ...
Всегда был не равнодушен к низкому басовому звучанию, будь то струнный или духовой инструмент. Возможно, поэтому каждый альбом лучшего тубиста в современном джазе Джима Селфа для меня всегда праздник. До сих пор на нашем сайте было представлено ...
У австралийской вокалистки Джо Лори интересный послужной список. Почти десять лет она выступала и записывалась со Стингом, сотрудничала также с Полом Саймоном и Питером Гэбриэлом – все имена очень достойные, хотя и не джазовые. Но и джаз Джо также ...
У американского ударника (а иногда еще пианиста и вибрафониста и, конечно же, композитора) Джо Чемберса сложилась в джазе своеобразная репутация. Он, если так можно выразиться, хорошо известен, особенно коллегам-музыкантам, но при этом не очень ...
Практически любой список Топ-10 вибрафонистов джаза не обойдется без имени Джо Локка. Этот музыкант, постепенно переходящий в разряд ветеранов (Лок родился в 1959 году), - живое связующее звено между поколением Милта Джексона и Бобби Хатчерсона и ...
В восьмидесятых и девяностых годах прошлого века, и даже в нулевых, и даже в десятых годах века нынешнего альянс между Джо Ловано и ECM Records казался, скажем так, не очень логичным. Один из столпов современного мэйнстрима, выдающийся тенорист с ...
Тот случай, когда сайдмены, ассистирующие лидеру, куда более известны, чем он сам. Только поглядите на этот список имен – заглядение! Джордж Гарцоне, Бен Стрит, Билли Харт, а в одном треке еще и Джерри Бергонци: каждый – это имя в джазе, и имя ...
Хорошее чувство юмора с некоторой долей иронии отражает обложка альбома Джона Даверсы и Тала Коэна The Art Of Duo. Volume 1 с боксирующими джентльменами из XIX века. Впрочем, сами музыканты считают, что с определенной точки зрения в дуэте есть некий ...
Давненько на наших страницах не гостил известный американский саксофонист и композитор Джон Эллис. Последние годы этот музыкант, чей музыкальный стиль формировался под действием ауры двух важнейших для джаза городов, Нью-Йорка и Нового Орлеана, ...