В 2017 году Илья Белоруков и португальский ударник Габриэль Феррандини записали в Санкт-Петербурге совместный альбом Disquiet, увидевший свет в 2019 году. Мы писали об этой работе, там же можно найти и биографическую информацию об участниках дуэта. Поэтому повторяться не будем, хотя информационный повод для этого имеется. Дело в том, что в год выпуска Disquiet Феррандини вновь приехал в Санкт-Петербург, и в мае 2019 года они с Белоруковым записали еще одну импровизационную программу в великолепном по акустическим свойствам пространстве мемориального музея-мастерской скульптора Михаила Аникушина (я сразу по ассоциации вспомнил, сколько замечательных концертов покойного Леонида Нарушевича и его группы «Князь Мышкин» довелось видеть в аналогичной мастерской-музее скульптора Заира Азгура в Минске). Но вернемся к теме сегодняшнего обзора.
Запись 2019 года дуэта Белорукова и Феррандини превратилась в 2023 году в альбом с логичным, исходя из места действия, названием Sculptor под эгидой небольшого американского лейбла экспериментальной музыки Tripticks Tapes из Миллер-Фоллс, Массачусетс. Если с названием альбома все понятно, то своим трем свободным импровизациям (Илья – на альт-саксофоне, Габриэль – на ударных) музыканты никаких названий не дали (это просто три «Части»), предоставляя фантазии слушателей широкое поле без указательных знаков для возможных ассоциаций.
И фантазии есть, где развернуться. Илья и Габриэль, хоть и встречаются уже не в первый раз, начинают осторожно, медленно, как бы нащупывая точки соприкосновения. Ударные словно анализируют пространство, посылая в него отдельные, с большими безмолвными лакунами, звуки-разведчики. Столь же робок и скромен альт-саксофон. Он, правда, изъясняется отдельными фразами, но они также звучат словно бы «на пробу». Но «прощупывание» длится недолго. Пружина импровизации раскручивается все интенсивнее, и уже ко второй минуте первой части между инструментами возникает вполне ощутимое взаимодействие, явный и сложный диалог, следить за которым все интереснее. Искушение, конечно, есть, но переводить свободную импровизацию на язык слов – занятие малоперспективное. Скажу только, что апогея партнеры достигают в третьей части, где альт-саксофон Белорукова воспаряет настолько высоко, что, кажется порой, попадает уже в сферу ультразвука, а ударные неуклонно следуют за ним, постоянно меняя при этом «траекторию полета». В общем, любителям такой музыки я уверенно обещаю полчаса кайфа, негативной стороной которого является только скоротечность программы. Но надо быть милосердными и к музыкантам: общение на таком уровне дается весьма и весьма не просто.
Если театр начинается с вешалки, то альбом, естественно, - с обложки. Выполнил ее, как и все предыдущие у Compassionizer , Вячеслав Потапов, которого вполне можно считать полноправным участником этого проекта питерского музыканта и композитора Ивана ...
Любой релиз такого уважаемого в мире этнической музыки лейбла, как Smithsonian Folkways Recordings, автоматически привлекает внимание. В данном же случае интерес усиливает возможность познакомиться с боснийской музыкой севдах в исполнении одного из ...
Перепробовав в своих предыдущих альбомах различные форматы – трио, соло, квинтет, гитарист из Торонто Дэн Питт возвращается в своем четвертом релизе к истокам, к варианту трио со своими постоянными партнерами Алексом Фурнье (бас) и Ником Фрейзером ...
16 июля 2021 года в нью-йоркской студии Sear Sound собрался очень любопытный квартет. Двое ветеранов авангардной сцены, две легенды – Дэниэл Картер и Уильям Паркер, а также двое очень успешных в Нью-Йорке латиноамериканских джазменов: аргентинец Лео ...
Один из самых интересных альбомов биг-бэндового джаза, который мне довелось услышать в этом году. Open Spaces: Folk Songs Reimagined – второй альбом Daniel Hersog Jazz Orchestra, организованного в 2020 году канадским трубачом, композитором и ...
Италия никого не оставляет равнодушным. Трудно не восторгаться этой страной. Мягкий средиземноморский климат, живописнейшие ландшафты, уникальные памятники культуры, популярная во всем мире кухня и, конечно, сами итальянцы – люди живые, ...
С симпатичной американской вокалисткой Даниэль Верц мы познакомились в 2017 году, рецензируя ее дебютный альбом Intertwined, записанный в дуэте с израильским пианистом Талом Коэном. Очень камерным и весьма приличным для дебюта был тот альбом из ...
Три года назад я с большим удовольствием рецензировал необычный альбом, созданный двумя итальянскими музыкантами, флюгельгорнистом Дарио Савино Доронцо и пианистом Пьетро Галло при поддержке французского коллеги Мишеля Годара (серпент) под названием ...
Да, Дэйв Либмэн не молод. Весьма немолод. Обложка альбома Live In Smalls этого не скрывает. За плечами 76-летнего обладателя высшего в Штатах титула для ныне действующих музыкантов NEA Jazz Master, до сего времени одного из сильнейших ...
3 февраля 2023 года всех многочисленных поклонников таланта очень успешного гитариста и композитора Дэйва Страйкера ждал приятный сюрприз: его солидная дискография пополнилась новым альбомом – Prime. Правда, на обложке вместо привычного имени ...
Забавная случайность: второй раз я обозреваю альбомы австрийского джазмена Давида Хельбока, и второй раз это трибьюты знаменитостям прошлых лет. Трибьюты не прямые, когда вся программа выстраивается из произведений определенного автора, а, скорее, ...
Вокалистка и композитор Дефне Шахин – дитя глобализации нашего мира. Она родилась в Германии в семье, как нетрудно догадаться по ее имени, представителей многочисленной турецкой диаспоры. Музыкальное образование она получила, последовательно ...