Своими работами композитор и мультиинструменталист из Тольятти Иван Соболев регулярно делится с «Jazz-Квадратом». Это приятно, лестно и ответственно. Очень хочется не только рассказать о музыке, но и передать нашим читателям месседж того или иного проекта Ивана. В наивысшей степени это касается его последнего на сегодняшний день альбома Dream in the River of Time. В данном случае это настолько важно, что я решил пойти на беспрецедентный в нашей практике шаг: ниже вы найдете полный текст авторского комментария к альбому.
Итак, слово Ивану Соболеву:
«Что остается за пределами нашего обыденного восприятия? Какова природа пустоты и следов, которые мы оставляем в этом мире? Что ждет нас после смерти? Эти вопросы, древние и вечные, стали основой для нового альбома, который открывает для слушателей уникальный музыкальный и философский опыт. Альбом "Сон в Реке Времени" - это глубокая работа, рассказывающая о жизненном пути и объединяющая философию дзен-буддизма и экзистенциализма.
Пустота Осязаема
Поездка в мир дзен-буддизма начинается с таинственной пустоты. Внутри этой пустоты осязаемы моменты саморефлексии и размышлений. Пустота - это не отсутствие, а скорее исходное состояние, в котором все является единым целым. Альбом "Сон в Реке Времени" отражает это состояние через звуковые пейзажи, напоминающие бескрайние просторы, где нет четких границ между звуками. В этих атмосферных звучаниях мы можем услышать саму природу пустоты, которая скрыта внутри нас. Монотонные остинато и звук музыкальных шкатулок в первых 3 композициях олицетворяют устойчивость этой пустоты, внушая слушателям мысль о ее вечности. Звук музыкальной шкатулки, внешне монотонный и повторяющийся, служит символом бесконечного времени и бесконечной пустоты.
Следы Событий
Любое событие в нашей жизни оставляет след. Эти следы могут быть как физическими, так и эмоциональными. В альбоме "Сон в Реке Времени" каждая композиция является следом, запечатлевающим определенный момент и моего состояния. Сквозь музыку слушатель может почувствовать метафорический след жизни, отраженный в звуках.
Мелодии и ритмы этого альбома словно переносят нас через временные и эмоциональные слои, позволяя нам пережить моменты автора и соприкоснуться с его философским путешествием. События оставляют свои следы не только в нашей жизни, но и в музыке, которая вдохновлена этими событиями.
Бесконечная Река После Смерти
Смерть - это неизбежный факт жизни, и встреча с ней остается загадкой для всех нас. Философия альбома "Сон в Реке Времени" раскрывает идею о бесконечной реке после смерти. Эта концепция подразумевает, что после физической смерти нашей индивидуальной формы существования, душа переходит в бесконечный поток времени и событий.
Музыка этого альбома, с ее непрерывными звучаниями и пульсирующими ритмами, может помочь слушателям почувствовать бесконечность времени и существования. Она приглашает к размышлениям о смысле жизни и трансформации души после смерти.
Философия на Пересечении Дзен-Буддизма и Экзистенциализма. Этот альбом - это не просто музыка, но и философская рефлексия о смысле бытия. Он соединяет две фундаментальные философские школы - дзен-буддизм и экзистенциализм - для создания уникального искусства, воплощающего внутренний поиск и самоанализ. Дзен-буддизм учит нас смотреть внутрь себя и находить гармонию в моменте, тогда как экзистенциализм ставит вопросы о смысле и свободе в условиях существования.
В альбоме "Сон в Реке Времени" мы можем услышать эти две философские перспективы, объединенные в одну гармоничную композицию. Экзистенциалистские темы смерти и пустоты переплетаются с дзен-буддистской идеей познания себя и момента. Музыка становится средством для исследования этих концепций, открывая новые уровни понимания и вдохновляя к размышлениям.
Завершение Путешествия
Альбом "Сон в Реке Времени" - это искусство, способное перемещать слушателей в глубокие философские просторы и поднимать вопросы, которые вечны и универсальны. Этот музыкальный проект приглашает каждого из нас на путешествие внутрь себя, на края философской мысли, где остаются лишь бескрайние просторы и вечные вопросы. "Сон в Реке Времени" - это не только музыка, это глубокая работа, приглашающая нас рассмотреть философию жизни и смерти на пересечении дзен-буддизма и экзистенциализма. Этот альбом позволяет нам почувствовать осязаемость пустоты, увидеть следы событий и разглядеть бесконечную реку времени.»
Ну, а теперь о собственных впечатлениях. В чисто музыкальном плане альбом электро-акустический. Соболев играет здесь на подготовленном фортепьяно и разных типах синтезаторов. В отдельных треках звучат также гитара с нейлоновыми струнами (в авторском исполнении), скрипка и виолончель. Но это лишь дополнительные штрихи, оттенки красок, к тем звуковым полотнам, которые «пишут» клавишные. Если говорить о стилистике, то, в отличие от прошлогоднего альбома Walking Clouds, где Иван предпочел говорить со слушателем преимущественно на языке современного джаза, Dream in the River of Time – это, на мой взгляд, в первую очередь эмбиент. А эмбиент бывает очень разным: есть эмбиент, который я называю (где-то вычитав эту фразу) «музыкой для стоматологических кабинетов», есть эмбиент, с успехом применяемый в музыкальной терапии, наконец, есть эмбиент, который по силе эмоционального воздействия и глубине содержания становится в один ряд с лучшими образцами академической музыке. Лично мне представляется, что Dream in the River of Time относится именно к этой разновидности, но кто-то может думать совсем иначе. Именно поэтому мне показалось очень важным, чтобы перед прослушиванием этой работы (только не на бегу!) человек прочел авторский текст и познакомился с мыслями, вложенными Иваном в его музыку. Попытка усадить за один стол Будду и Жан-Поля Сартра, Восток и Запад, под очень красивую и одухотворенную музыку, на мой взгляд, - естественная реакция композитора Соболева на те времена, в которых мы сегодня живем, попытка во внутренней свободе и самоусовершенствовании найти щит от внешней мерзости, наконец, это некий тренинг для того, чтобы достойно встретить неизбежную смерть. Оговорюсь: это всего лишь мое впечатление, собственное мнение лучше составить, прослушав Dream in the River of Time, например, здесь: https://zvonko.link/172A1BD.
И в завершение пару слов об обложке альбома: как никогда точно! Все оттенки синего, от небесной голубизны до густо-темного, почти черного присутствуют здесь. А одинокий путник в лодке – возможно, это вы в вечно текущей Реке Времени, а возможно, - это перевозчик Харон, который терпеливо ждет каждого из нас…
Перепробовав в своих предыдущих альбомах различные форматы – трио, соло, квинтет, гитарист из Торонто Дэн Питт возвращается в своем четвертом релизе к истокам, к варианту трио со своими постоянными партнерами Алексом Фурнье (бас) и Ником Фрейзером ...
16 июля 2021 года в нью-йоркской студии Sear Sound собрался очень любопытный квартет. Двое ветеранов авангардной сцены, две легенды – Дэниэл Картер и Уильям Паркер, а также двое очень успешных в Нью-Йорке латиноамериканских джазменов: аргентинец Лео ...
Один из самых интересных альбомов биг-бэндового джаза, который мне довелось услышать в этом году. Open Spaces: Folk Songs Reimagined – второй альбом Daniel Hersog Jazz Orchestra, организованного в 2020 году канадским трубачом, композитором и ...
Италия никого не оставляет равнодушным. Трудно не восторгаться этой страной. Мягкий средиземноморский климат, живописнейшие ландшафты, уникальные памятники культуры, популярная во всем мире кухня и, конечно, сами итальянцы – люди живые, ...
С симпатичной американской вокалисткой Даниэль Верц мы познакомились в 2017 году, рецензируя ее дебютный альбом Intertwined, записанный в дуэте с израильским пианистом Талом Коэном. Очень камерным и весьма приличным для дебюта был тот альбом из ...
музыкальный стиль: академическая музыка, третье течение
Три года назад я с большим удовольствием рецензировал необычный альбом, созданный двумя итальянскими музыкантами, флюгельгорнистом Дарио Савино Доронцо и пианистом Пьетро Галло при поддержке французского коллеги Мишеля Годара (серпент) под названием ...
Да, Дэйв Либмэн не молод. Весьма немолод. Обложка альбома Live In Smalls этого не скрывает. За плечами 76-летнего обладателя высшего в Штатах титула для ныне действующих музыкантов NEA Jazz Master, до сего времени одного из сильнейших ...
3 февраля 2023 года всех многочисленных поклонников таланта очень успешного гитариста и композитора Дэйва Страйкера ждал приятный сюрприз: его солидная дискография пополнилась новым альбомом – Prime. Правда, на обложке вместо привычного имени ...
Забавная случайность: второй раз я обозреваю альбомы австрийского джазмена Давида Хельбока, и второй раз это трибьюты знаменитостям прошлых лет. Трибьюты не прямые, когда вся программа выстраивается из произведений определенного автора, а, скорее, ...
Вокалистка и композитор Дефне Шахин – дитя глобализации нашего мира. Она родилась в Германии в семье, как нетрудно догадаться по ее имени, представителей многочисленной турецкой диаспоры. Музыкальное образование она получила, последовательно ...
Деррик Гарднер – очень опытный американский джазовый трубач. Он играл с Фрэнком Фостером, Диззи Гиллеспи, Нэнси Уилсон, Кларком Терри. Свою дискографию он открыл в 2005 году альбомом Slim Goodie. С 2014 года Гарднер возглавляет большой состав ...
Дхайват Джани: имя этого ударника, таблиста и композитора выдает его индийское происхождение. И действительно, Дхайват родился в Ахмадабаде и уже в пять лет начал обучаться игре на табла и осваивать азы индийской классической музыки. В 16 лет он ...