Было приятно получить линк от одного из наиболее уважаемых лейблов в сфере этнической музыки – некоммерческого Smithsonian Folkways Recordings, работающего при Смитсоновском Институте в Вашингтоне. Да и сам альбом в высшей степени необычен. Это дебютный релиз коллектива под названием Aga Khan Master Musicians, секстета, объединившего музыкантов из Центральной Азии, Китая, Ближнего Востока и Северной Африки – сочетание, согласитесь, удивительное. Их свела вместе в Швейцарии специальная музыкальная программа, спонсируемая Ага-ханом IV, многолетним лидером всемирного объединения исмаилитов-низаритов, богатейшим инвестором и благотворителем, – отсюда и название ансамбля.
Кто эти шестеро? У Мэн (единственная в секстете, которую доводилось слышать ранее) – одна из ведущих в Китае мастеров игры на традиционной лютне пипа, постоянная участница известной группы Silk Road Ensemble. Сириец из Алеппо (сейчас он живет в Женеве) Базель Раджуб играет на вполне современном саксофоне, работает с разными коллективами, включая Soriana Project. Сироджиддин Юраев – музыкант из Таджикистана, он родился в Худжанде, виртуоз игры на двухструнной местной лютне дутар, композитор, аранжировщик и, кстати, также участник Soriana Project. Фераз Чарестан – еще один сириец (ныне живет в Стокгольме), исполнитель на традиционной восточной цитре трапециевидных очертаний – канун. Аббос Косимов – потомственный музыкант из узбекского Ташкента, мастер игры на рамном традиционном барабане дойра, работал с такими выдающимися музыкантами, как Закир Хуссейн и Стиви Уандер. Наконец, тунисец Ясир Хадж Юссеф, изучавший, как традиционную арабскую, так и классическую музыку. Он играет на старинном европейском струнном инструменте эпохи барокко виоль д’амур.
Разные культуры, разный бэкграунд. Традиционные инструменты разных стран, «западный» саксофон и также «западная», да вдобавок старинная виоль д’амур… Не слишком ли причудливо это сочетание, не слишком ли надумано соединение всех этих людей в одном коллективе? Как ни странно – нет, и музыканты убедительно доказывают это своей игрой в проекте, получившем название по традиционному у иранских и тюркских народов весеннему новогоднему празднику: Nowruz. Обычно, в каждой пьесе солирует один из инструментов, а остальные весбма креативно его поддерживают. И так яркий, как местное солнце, Tashkent сменяется изысканным, почти ощущаемым физически, ароматом чайной церемонии в Teahouse, а виоль д’амур вполне уверенно чувствует себя в окружении азиатских инструментов в Cadence. Этническая ли это музыка, коль она не принадлежит полностью ни одной культуре? Да, это подлинная world music, этника эпохи глобализации – и очень даже привлекательная!
Басиста Марчелло Себастьяни можно отнести к ветеранам итальянской джазовой сцены, он родился еще в 1955 году. Начинал он с игры на бас-гитаре в различных рок-группах, преимущественно в сфере прог-рока. Но уже в начале 70-х годов Себастьяни обратился ...
Увы, в полном объеме оценить прелесть проекта бразильского гитариста и композитора Марко Антониу Сантуша About: Silence мы не сможем. Дело в том, что музыка – не единственная, хотя и важная составляющая этой работы, задуманной Марко как симбиоз ...
Трудно найти в российском джазе другой коллектив, открывший и уютно обустроивший для себя нишу, в которой он уже почти четверть века не знает конкурентов. И дело не только в стилистике на плодородном поле между джазом и академической музыкой: наряду ...
Большинство певиц-дебютанток, чьи первые альбомы мне доводилось обозревать для « Jazz -Квадрата», как правило, демонстрируют джаз и «еще что-то». Это «что-то» может быть музыкой соул, фолком, ритм-энд-блюзом, поп-музыкой и так далее. Джаз в «чистом» ...
Как мы обычно представляем себе исполнение госпел или спиричуэллс? Мы предполагаем, что это вокальное исполнение, а исполнитель – мужчина или женщина афроамериканского происхождения. Альбом Gospel Piano разрушит эти стереотипы. Исполнитель в данном ...
Ни одного из участников этого проекта, включая его создателя Марка Ортвейна, я ранее не слышал. И как же приятно удивила эта большая группа незнакомцев! It Was Time, дебютный альбом Ортвейна наглядно демонстрирует, как много креативных идей может ...
Британского авангардного ударника Марка Сандерса доводилось неоднократно слушать (и рассказывать об этом нашим читателям) в самых разных составах с разными конфигурациями, но ни разу - в качестве лидера. Неудивительно: CollapseUncollapse: Time in ...
В отличие от двух предыдущих своих альбомов, знакомый уже нашим постоянным читателям басист Массимо Биолкати в новом, четвертом по счету, проекте On a Misty Night отказался от формата квартета и перешел к еще более камерному варианту: трио. На сей ...
Гитарист Мэтт Гринвуд родился в городе Хараре. Он - представитель белого меньшинства Зимбабве, который вырос и стал музыкантом в этой стране на юге Африки. На родине он играл с такими местными знаменитостями, как Оливер Мтукудзи и Форвард Квенда. На ...
Очередная вариация на тему «возвращение к корням». Пианист Мэтт Роллингс в начале 80-х годов окончил известный колледж Беркли. Его любимыми музыкантами в те годы были Оскар Питерсон, Рэмзи Льюис, Билл Эванс: вполне себе джазовый круг интересов. Но в ...
Слушая каждый новый альбом басиста и композитора из Чикаго Мэтта Юлери (а мы представляли нашим читателям уже немало его работ), приблизительно представляешь, что тебя ожидает под новой обложкой. Мэтт уже давно занял облюбованную им творческую нишу ...
Басист – особая фигура в джазе. В любом составе (ну, может быть, кроме свободной импровизации) он «держит» пульс ансамбля, но, с другой стороны, на сольные позиции он выходит редко, а то и вообще ограничивается своими «прямыми обязанностями». ...