Было приятно получить линк от одного из наиболее уважаемых лейблов в сфере этнической музыки – некоммерческого Smithsonian Folkways Recordings, работающего при Смитсоновском Институте в Вашингтоне. Да и сам альбом в высшей степени необычен. Это дебютный релиз коллектива под названием Aga Khan Master Musicians, секстета, объединившего музыкантов из Центральной Азии, Китая, Ближнего Востока и Северной Африки – сочетание, согласитесь, удивительное. Их свела вместе в Швейцарии специальная музыкальная программа, спонсируемая Ага-ханом IV, многолетним лидером всемирного объединения исмаилитов-низаритов, богатейшим инвестором и благотворителем, – отсюда и название ансамбля.
Кто эти шестеро? У Мэн (единственная в секстете, которую доводилось слышать ранее) – одна из ведущих в Китае мастеров игры на традиционной лютне пипа, постоянная участница известной группы Silk Road Ensemble. Сириец из Алеппо (сейчас он живет в Женеве) Базель Раджуб играет на вполне современном саксофоне, работает с разными коллективами, включая Soriana Project. Сироджиддин Юраев – музыкант из Таджикистана, он родился в Худжанде, виртуоз игры на двухструнной местной лютне дутар, композитор, аранжировщик и, кстати, также участник Soriana Project. Фераз Чарестан – еще один сириец (ныне живет в Стокгольме), исполнитель на традиционной восточной цитре трапециевидных очертаний – канун. Аббос Косимов – потомственный музыкант из узбекского Ташкента, мастер игры на рамном традиционном барабане дойра, работал с такими выдающимися музыкантами, как Закир Хуссейн и Стиви Уандер. Наконец, тунисец Ясир Хадж Юссеф, изучавший, как традиционную арабскую, так и классическую музыку. Он играет на старинном европейском струнном инструменте эпохи барокко виоль д’амур.
Разные культуры, разный бэкграунд. Традиционные инструменты разных стран, «западный» саксофон и также «западная», да вдобавок старинная виоль д’амур… Не слишком ли причудливо это сочетание, не слишком ли надумано соединение всех этих людей в одном коллективе? Как ни странно – нет, и музыканты убедительно доказывают это своей игрой в проекте, получившем название по традиционному у иранских и тюркских народов весеннему новогоднему празднику: Nowruz. Обычно, в каждой пьесе солирует один из инструментов, а остальные весбма креативно его поддерживают. И так яркий, как местное солнце, Tashkent сменяется изысканным, почти ощущаемым физически, ароматом чайной церемонии в Teahouse, а виоль д’амур вполне уверенно чувствует себя в окружении азиатских инструментов в Cadence. Этническая ли это музыка, коль она не принадлежит полностью ни одной культуре? Да, это подлинная world music, этника эпохи глобализации – и очень даже привлекательная!
Эти коллективы – почти ровесники: джазовое LRK Trio образовалось в 2015 году, а академический OpensoundOrchestra появился в 2018-м. За прошедшее, достаточно небольшое, время оба ансамбля громко заявили о себе. LRK Trio превратилось в один из самых ...
Итальянская скрипачка Лодовика Бартоне родилась в городе Удине на северо-востоке Италии, в области Фриули, где даже говорят на особом, фриуланском диалекте итальянского языка. Она начинала в качестве скрипачки академического стиля, выступала с ...
Дебютный альбом альт-саксофонистки и композитора из Чикаго Мэдди Воглер While We Have Time оставляет приятное впечатление. Это работа зрелого и искушенного музыканта, который знает себе цену. Мэдди заканчивала Университет Иллинойса, а сейчас, помимо ...
Ансамбль Madre Vaca основали в 2005 году четверо друзей-тинейджеров в Джексонвилле, Флорида: ударник Бенджамин Шорстайн, звукоинженер ЖанКарло Мендес, гитарист Джарет Картер и пианист Джона Пьер. Их творческий союз продолжается до настоящего ...
Нидерландский гитарист Марк ван Вугт должен быть памятен нашим читателям и по работе в дуэте Vandoorn, и по совместным альбомам с Инеке ван Доорн уже вне рамок этого проекта и, наконец, по недавнему альбому The Lonely Coyote (2022), закрепившему за ...
Басиста Марчелло Себастьяни можно отнести к ветеранам итальянской джазовой сцены, он родился еще в 1955 году. Начинал он с игры на бас-гитаре в различных рок-группах, преимущественно в сфере прог-рока. Но уже в начале 70-х годов Себастьяни обратился ...
Увы, в полном объеме оценить прелесть проекта бразильского гитариста и композитора Марко Антониу Сантуша About: Silence мы не сможем. Дело в том, что музыка – не единственная, хотя и важная составляющая этой работы, задуманной Марко как симбиоз ...
Трудно найти в российском джазе другой коллектив, открывший и уютно обустроивший для себя нишу, в которой он уже почти четверть века не знает конкурентов. И дело не только в стилистике на плодородном поле между джазом и академической музыкой: наряду ...
Большинство певиц-дебютанток, чьи первые альбомы мне доводилось обозревать для « Jazz -Квадрата», как правило, демонстрируют джаз и «еще что-то». Это «что-то» может быть музыкой соул, фолком, ритм-энд-блюзом, поп-музыкой и так далее. Джаз в «чистом» ...
Как мы обычно представляем себе исполнение госпел или спиричуэллс? Мы предполагаем, что это вокальное исполнение, а исполнитель – мужчина или женщина афроамериканского происхождения. Альбом Gospel Piano разрушит эти стереотипы. Исполнитель в данном ...
Ни одного из участников этого проекта, включая его создателя Марка Ортвейна, я ранее не слышал. И как же приятно удивила эта большая группа незнакомцев! It Was Time, дебютный альбом Ортвейна наглядно демонстрирует, как много креативных идей может ...
Британского авангардного ударника Марка Сандерса доводилось неоднократно слушать (и рассказывать об этом нашим читателям) в самых разных составах с разными конфигурациями, но ни разу - в качестве лидера. Неудивительно: CollapseUncollapse: Time in ...