Рассказ об этом релизе приходится начинать не с музыки, а с истории, географии и этнографии. Lowcountry или «Низкая страна» (почти Нидерланды) – так называют в США участок побережья от юга Северной Каролины до севера Флориды с прилегающими островами. Когда-то он был отделен от остального материка цепью болот. Здесь сформировался особый афроамериканский субэтнос под названием галэ со своим особым вариантом креольского английского, в котором очень много африканизмов. Галэ – потомки рабов, когда-то выращивавших на этих землях рис. Плантаторы сами старались здесь не жить из-за распространенной в тех местах малярии и желтой лихорадки, и только наведывались время от времени с «инспекциями». Среди известных афроамериканцев к галэ принадлежат, например, экс-чемпион мира по боксу в тяжелом весе Джо Фрезер и Мишель Обама, супруга бывшего президента США. У субэтноса галэ сложились и свои культурные особенности, которые все стремительнее размываются с каждым десятилетием.
Проект Lowcountry направлен на поддержку культуры галэ. Благодаря гранту Фонда Гугенхайма композитор и трубач Мэтт Уайт и ударник Квентин Бакстер объединили в нем настоящих галэ: вокальную группу St. Helena Island Singers и Рона Дайса в качестве рассказчика, а также большую группу музыкантов, среди которых выделяются уроженцы Южной Каролины, известный тенор-саксофонист Крис Поттер и трубач Чарлтон Синглтон. Девять треков альбома включают в себя наравне с музыкой воспоминания галэ о прежних временах, трогательные вокальные партии на фоне очень достойного джазового сопровождения. Welcome/Buzzard Lope напоминает старую афроамериканскую традицию рабочих песен call and response («призыв и ответ»), Raise the Hymn, Watchman и Were You There? – традиции духовных песнопений, а Cheraw посвящена еще одному уроженцу Южной Каролины, великолепному Диззи Гиллеспи. Помимо очевидного этнографического интереса, этот необычный альбом слушаешь и просто, как качественный и очень достойный джаз.
В отличие от двух предыдущих своих альбомов, знакомый уже нашим постоянным читателям басист Массимо Биолкати в новом, четвертом по счету, проекте On a Misty Night отказался от формата квартета и перешел к еще более камерному варианту: трио. На сей ...
Гитарист Мэтт Гринвуд родился в городе Хараре. Он - представитель белого меньшинства Зимбабве, который вырос и стал музыкантом в этой стране на юге Африки. На родине он играл с такими местными знаменитостями, как Оливер Мтукудзи и Форвард Квенда. На ...
Очередная вариация на тему «возвращение к корням». Пианист Мэтт Роллингс в начале 80-х годов окончил известный колледж Беркли. Его любимыми музыкантами в те годы были Оскар Питерсон, Рэмзи Льюис, Билл Эванс: вполне себе джазовый круг интересов. Но в ...
Слушая каждый новый альбом басиста и композитора из Чикаго Мэтта Юлери (а мы представляли нашим читателям уже немало его работ), приблизительно представляешь, что тебя ожидает под новой обложкой. Мэтт уже давно занял облюбованную им творческую нишу ...
Басист – особая фигура в джазе. В любом составе (ну, может быть, кроме свободной импровизации) он «держит» пульс ансамбля, но, с другой стороны, на сольные позиции он выходит редко, а то и вообще ограничивается своими «прямыми обязанностями». ...
Ни разу не встречались мне у живущего в Нью-Йорке турецкого пианиста, композитора и бэнд-лидера Мехмета Али Санлыкола неинтересные альбомы. Каждая его работа несет в себе что-то неожиданное, обращаясь и к разуму, и к чувству слушателя. Не стал ...
Турецкий музыкант и композитор Мехмет Полат играет на уде – струнном родственнике лютни, широко распространенном в традиционной музыке народов всего Ближнего Востока, и в этом качестве добился больших успехов. Надо отметить, что он уделяет большое ...
Альбом Of What Remains для музыканта из Монреаля Мелиссы Пайп – это, конечно, этап. Начинала она с изучения джазового саксофона и композиции. Но постепенно Мелисса ощутила, что ей особенно интересны инструменты, которые джазовые саксофонисты ...
В творчестве американского саксофониста и композитора Мелвина Смита заметна связь с духовной музыкой. Наверняка это объясняется особенностями его биографии. Мелвин родился в Джексонвилле, Флорида, в семье где любили музыку и чтили христианские ...
Конечно, фагот в гораздо большей степени ассоциируется с академической музыкой, а не с джазом. Тем не менее, время от времени этот инструмент использовался в джазе с давних лет. Еще в 20-е годы ХХ века на нем играл иногда Фрэнк Трамбауэр, в 50-х и ...
Еще не начав слушать альбом, а только ознакомившись с его выходными данными, я сразу, по ассоциации, вспомнил легендарную Тошико Акиоши и ее биг-бэнд Toshiko Akiyoshi Jazz Orchestra. Вот, думалось, и подросла наследница традиций, «внучка» Тошико, ...
В 20-х годах прошлого века в Гарлеме были популярны так называемые house rent parties, вечеринки с музыкой, на которых королями были такие выдающиеся мастера стиля страйд-пиано, как Вилли Лайон Смит, Фэтс Уоллер, Джеймс Пи Джонсон. Думаю, если бы с ...