Главная»обзоры»издано в 2023 г.»Zisl Slepovitch Ensemble & Sasha Lurje - Shotns – Shadows. Songs from Testimonies in the Fortunoff Video Archive, Volume III
Zisl Slepovitch Ensemble & Sasha Lurje - Shotns – Shadows. Songs from Testimonies in the Fortunoff Video Archive, Volume III
27 января – Международный день памяти жертв Холокоста. Я пишу этот текст накануне вечером, и нет другого альбома, рассказ о котором был бы более уместен в этот вечер. А начать рассказ надо с 1979 года, когда в Нью-Хэйвене, Коннектикут психиатр д-р Дори Лауб и тележурналист Лорел Влок начали собирать и записывать свидетельства людей, переживших Холокост. Так возник Holocaust Survivors Film Project. В 1981 году эта видеоколлекция попала в Йельский университет и уже там превратилась в Fortunoff Video Archive for Holocaust Testimonies. Сегодня в этом архиве хранится более 4400 таких свидетельств, 12000 часов записей, сделанных в разных странах и на разных языках. Большинства этих свидетелей Холокоста уже нет с нами в силу естественных причин, но память о пережитом ими ужасе жива и воплощена в этих пленках. Люди вспоминали свою довоенную жизнь, жизнь в гетто и лагерях, рассказывали о том, как им удалось выжить и как сложилась их судьба после войны. Многие вспоминали песни, звучавшие в гетто и лагерях – они помогали узникам преодолеть отчаяние. Более 60 этих видеозаписей содержат песни – иногда в почти профессиональном исполнении, иногда лишь несколько неловких строк. Fortunoff Video Archive решил дать новую жизнь этим песням. Душой проекта – его арт-директором, продюсером, аранжировщиком, переводчиком текстов и исполнителем стал Дмитрий Зисл Слепович, с 2008 года живущий в США бывший минчанин, музыкант, возрождавший музыку клезмеров, и этномузыколог, получивший степень в Белорусской Академии музыки и неустанно изучавший историю музыкальной культуры белорусского еврейства. Этим же, только в гораздо более широких масштабах, затрагивающих идишскую культуру в целом, он продолжает заниматься и в Штатах.
Со своим Zisl Slepovitch Ensemble и с участием вокалистки Саши Лурье, бывшей рижанки, Зисл и Fortunoff Video Archive выпустили уже два альбома в рамках проекта Songs From Testimonies. Мне посчастливилось познакомиться с этим потрясающим проектом на третьем альбоме, который называется Shotns – Shadows («Тени» на идиш и на английском) и увидел свет в 2023 году. Состав Zisl Slepovitch Ensemble с аккордеонистом Джошуа Кемпом, басистом Дмитрием Ишенко и скрипачом Крэйгом Юдельманом остается неизменным во всех трех альбомах проекта. В Shotns – Shadows вошло тринадцать композиций, часть из которых имеет конкретных авторов, а часть представляет собой обработки традиционных еврейских мелодий и песен. Тут есть песни, где вспоминается довоенная жизнь, кажущаяся нереальной на фоне уничтоженных штетлов и общин с их веками складывавшимся бытом и культурой: Loy luni из польского Шидловца, Muestra tierra из греческих Салоник или очаровательная ашкеназская свадебная тема Bin ikh mit dir broygez, под которую танцевали вместе матери жениха и невесты. Есть песни, родившиеся непосредственно в гетто, картинки анти-жизни, в которую были ввергнуты миллионы европейских евреев: Di Bone (о талонах на еду в Варшавском гетто, лишившись которых человек обрекался на голодную смерть), Yinete prosklitiryo ke stavrou voutira (о коллаборационистах, сотрудничавших с нацистами в гетто в Салониках) или полная горького сарказма Geto, getunyu, написанная узником лодзинского гетто Янкеле Гершковичем. Особая часть программы – композиции, соль которых в контрапункте между известными старыми мелодиями и новым страшным текстом: титульная Shotns со стихами Лейба Розенталя из гетто в Вильнюсе, та же Yinete prosklitiryo ke stavrou voutira, текст которой сочинил неизвестный обитатель гетто в Салониках на мотив широко популярной в годы войны по обе стороны фронта Lili Marleen, написанная до войны Ярославом Ежеком, отцом чехословацкого джаза, Pochod neutral с ее страстным проклятием войне, которую пели узники «образцового» гетто в чешском Терезине. Обрамляют эту коллекцию песен две инструментальные темы, хасидские ниггуним (песни без слов) из Шидловца: Szdłowiec Nign и Odom harishon nign.
Программа эта сделана Zisl Slepovitch Ensemble в традициях классического клезмера с большим тактом и высоким мастерством всех музыкантов. Сам Слепович проявил себя здесь еще и как мультиинструменталист, игравший на нескольких разновидностях кларнета и саксофона. И отдельно надо сказать о Саше Лурье. Без ее таланта и ее души, вложенной в каждую песню, альбом неизбежно потускнел бы. Саша поет здесь песни на шести языках: идише, ладино, иврите, польском, чешском и греческом. Ничего не могу сказать об ее песнях на иврите и ладино, но ее песни на идиш воскресили далекие детские воспоминания о гастролях в Минске или старых пластинках с песнями Анны Гузик, Нехамы Лифшиц или исполнении еврейских песен Ирмой Яунзем: Саша – достойная продолжательница их дела. Не могу не сказать несколько слов и о самом издании. Вступительные тексты директора Fortunoff Video Archive for Holocaust Testimonies Стивена Нарона, исследователя из Лондона Ширли Джилберт и, прежде всего, liner notes Зисла Слеповича с подробнейшим рассказом об истории каждой песни и о людях, чьи музыкальные свидетельства стали основой альбома, превращают Shotns – Shadows и проект в целом и в научное исследование, и в большой моральной силы документ – оружие в борьбе с вновь подымающим голову чудовищем антисемитизма.
Ансамбль Madre Vaca основали в 2005 году четверо друзей-тинейджеров в Джексонвилле, Флорида: ударник Бенджамин Шорстайн, звукоинженер ЖанКарло Мендес, гитарист Джарет Картер и пианист Джона Пьер. Их творческий союз продолжается до настоящего ...
Нидерландский гитарист Марк ван Вугт должен быть памятен нашим читателям и по работе в дуэте Vandoorn, и по совместным альбомам с Инеке ван Доорн уже вне рамок этого проекта и, наконец, по недавнему альбому The Lonely Coyote (2022), закрепившему за ...
Басиста Марчелло Себастьяни можно отнести к ветеранам итальянской джазовой сцены, он родился еще в 1955 году. Начинал он с игры на бас-гитаре в различных рок-группах, преимущественно в сфере прог-рока. Но уже в начале 70-х годов Себастьяни обратился ...
Увы, в полном объеме оценить прелесть проекта бразильского гитариста и композитора Марко Антониу Сантуша About: Silence мы не сможем. Дело в том, что музыка – не единственная, хотя и важная составляющая этой работы, задуманной Марко как симбиоз ...
Трудно найти в российском джазе другой коллектив, открывший и уютно обустроивший для себя нишу, в которой он уже почти четверть века не знает конкурентов. И дело не только в стилистике на плодородном поле между джазом и академической музыкой: наряду ...
Большинство певиц-дебютанток, чьи первые альбомы мне доводилось обозревать для « Jazz -Квадрата», как правило, демонстрируют джаз и «еще что-то». Это «что-то» может быть музыкой соул, фолком, ритм-энд-блюзом, поп-музыкой и так далее. Джаз в «чистом» ...
Как мы обычно представляем себе исполнение госпел или спиричуэллс? Мы предполагаем, что это вокальное исполнение, а исполнитель – мужчина или женщина афроамериканского происхождения. Альбом Gospel Piano разрушит эти стереотипы. Исполнитель в данном ...
Ни одного из участников этого проекта, включая его создателя Марка Ортвейна, я ранее не слышал. И как же приятно удивила эта большая группа незнакомцев! It Was Time, дебютный альбом Ортвейна наглядно демонстрирует, как много креативных идей может ...
Британского авангардного ударника Марка Сандерса доводилось неоднократно слушать (и рассказывать об этом нашим читателям) в самых разных составах с разными конфигурациями, но ни разу - в качестве лидера. Неудивительно: CollapseUncollapse: Time in ...
В отличие от двух предыдущих своих альбомов, знакомый уже нашим постоянным читателям басист Массимо Биолкати в новом, четвертом по счету, проекте On a Misty Night отказался от формата квартета и перешел к еще более камерному варианту: трио. На сей ...
Гитарист Мэтт Гринвуд родился в городе Хараре. Он - представитель белого меньшинства Зимбабве, который вырос и стал музыкантом в этой стране на юге Африки. На родине он играл с такими местными знаменитостями, как Оливер Мтукудзи и Форвард Квенда. На ...
Очередная вариация на тему «возвращение к корням». Пианист Мэтт Роллингс в начале 80-х годов окончил известный колледж Беркли. Его любимыми музыкантами в те годы были Оскар Питерсон, Рэмзи Льюис, Билл Эванс: вполне себе джазовый круг интересов. Но в ...