Повязки на глазах трех почтенных мужей на обложке этого альбома напрямую связаны с его названием. Помните, у Фемиды тоже есть повязка на глазах. Тут иная культура, но смысл тот же: Divan & Divine – это что-то типа «Божественное правосудие», суд честный и беспристрастный, суд Божий. Справедливости люди хотели и хотят всегда, в разных странах и в разные эпохи. На сей раз, альбомом Divan & Divine эту тему поднял турецкий певец и мультиинструменталист Зейнел (его полное имя Зейнел Гюнбек).
Более десяти лет уроженец Стамбула Зейнел работал звукоинженером с турецкими рок-группами и прекрасно знает этот мир. Но в собственном творчестве его интересы лежат в другой плоскости. С детства Зейнел интересовался турецким, а точнее – анатолийским, фольклором, ныне изучает музыкологию в стамбульском техническом университете. Он старается продолжать в наши дни традиции средневековых анатолийских ашиков / озанов.
В альбоме Divan & Divine большинство композиций связано с творческим наследием замечательных ашиков тех времен: Сеида Имадеддина Несими и Пир Султана Абдала. Оба они обличали несправедливость османских властей, оба придерживались диссидентских религиозных воззрений, суфи и алави, оба приняли мучительную смерть: с первого живьем содрали кожу, второй был повешен. Сегодня оба считаются классиками тюркоязычной поэзии, а Несими считается национальным поэтом Азербайджана. Кроме того, в Divan & Divine Зейнел включил и собственную композицию Sevmedi Beni Sevmeyi (He Didn’t Love To Love Me), где он поднимает голос протеста против унижений и насилия над женщинами в современном турецком обществе, а последний трек Epilogue – Story Of Divan включает и речь профессора Бельмы Огюль, подводящей итог длинной истории несправедливостей и выражающей, вместе с Зейнелом надежду на лучшие времена в будущем. Интересно, что, наряду с высоким голосом Зейнела в альбоме звучат преимущественно современные общераспространенные инструменты, каких-то специальных ориентальных акцентов в музыке автора альбома практически нет – здесь все подчинено содержанию текстов – непрекращающейся борьбе за справедливость.
Берт Бакарак, Антониу Карлос Жобим и мексиканский композитор Армандо Манцанеро – на музыке этих авторов вырос музыкант из Мехико Габриэль Эспиноза (р.1952). Подростком он играл на бас-гитаре в семейном ансамбле Los Deltons . Повзрослев, Габриэль ...
Большой сюрприз ожидает тех, кто привык считать бразильский джаз бесконечными вариациями на темы самбы и босса новы. В ауре этого грандиозного по масштабу проекта (двойной альбом, более полутора часов звучания) витает дух скорее не Жобима, а ...
Китай и Западная Африка. Что может быть тут общего? Веками культуры этих регионов развивались обособленно, сталкивались с совершенно не похожими друг на друга проблемами. Но сегодня мир изменился. И, благодаря этому, мы можем слушать удивительный ...
Основатель и шеф чикагского лейбла AFAR Music Ричард Ди Джонсон в своей издательской политике богат на интересные и нестандартные идеи. В 2021 году он выпустил альбом Altoizm, собрав в одной команде трех мастеров игры на альт-саксофоне, разумеется, ...
Саксофонист из Чикаго Джоф Брэдфилд неплохо знаком нашим постоянным читателям. Обзоры целого ряда его работ плюс обзоры альбомов, где он выступал в качестве сайдмена (чаще всего у своих чикагских коллег) можно найти на сайте. Как правило, линки к ...
Проект George и его дебютный альбом Letters To George вызвал бурную реакцию в джазовом мире. Ведущие издания, включая DownBeat и Jazz Times, посвятили этой работе обстоятельные рецензии положительного характера, кто-то называет музыку George будущим ...
Джордж Коулмэн – музыкант, мягко говоря, пожилой. В 2022 году, когда он давал концерт в нью-йоркском клубе Smalls, запись которого выходит сейчас на Cellar Music Group, ему было 87 лет. В том году он отметил также 70-летие своей профессиональной ...
Замечательный альбом и замечательный трибьют. Курт Розенвинкель и шеф лейбла Motéma Яна Герцен сделали достоянием широкого круга любителей джаза запись концерта, который дали 5 сентября 2012 года в парижской филармонии в рамках фестиваля Jazz á la ...
С независимым лейблом Нила Вайса Whaling City Sound ударник, композитор и бэнд-лидер Джерри Джибс по прозвищу Thrasher («Молотильщик») сотрудничает очень давно и весьма плодотворно. Последней его работой здесь был большой двойной альбом Songs From ...
Если вы читали в начале прошлого года наш обзор ЕР Inheritance и вас заинтересовало соединение индийских песен-тумри с музыкой академического европейского оркестра, то этот релиз лейбла Sufiscore – для вас. Inheritance можно рассматривать, как некий ...
В Канаде, как известно, два официальных языка: английский и французский. Группа молодых музыкантов из Монреаля, две девушки и пятеро парней, политкорректно дали сформированному ими в 2019 году ансамблю англоязычное название Greenhouse Ensemble , а ...
Грегори Льюис – не новое имя для нашего сайта, но, так как последние встречи с ним прошли довольно давно, имеет смысл повторить базовые факты его творческой биографии. Льюис рос в Нью-Йорке, и первыми джазовыми дисками, которые он слушал, были ...