Ирландия дала мировой культуре целое созвездие величайших писателей – от Свифта и Бернарда Шоу до Джойса и Бекета. Хватает знаменитостей ирландского происхождения и в сфере рок-музыки: вспомним хотя бы Боно. А вот в джазе ирландцы как-то не на первых и даже не на вторых ролях. Понятно, есть исключения. Одно из них – гитарист и композитор Луис Стюарт (1944-2016). Талантливый самоучка, с 14 лет, когда мать купила ему за семь фунтов первую гитару, Луис старательно изучал музыку Тэла Фарлоу, Барни Кессела, Чарли Крисчена и других гитаристов. В 1960 году он впервые поднялся на профессиональную сцену в Дублине. Тогда он познакомился с пианистом Джимом Доэрти, с которым потом не раз ездил в туры по Ирландии и за рубеж. Успехи и профессиональное мастерство стремительно росли. С Доэрти в 1968 году и с другим коллективом через год Стюарт выступал на знаменитом фестивале в Монтре и оба раза уезжал из Швейцарии с призами. Одним из них была стипендия для учебы в бостонском колледже Беркли, но Стюарт не поехал в Америку. «Джаз можно изучить, но ему нельзя научить» - считал Луис. Вместо этого он выступал с такими звездами, как Бенни Гудмэн или Джордж Ширинг, играл в ансамбле Ронни Скотта в его лондонском клубе. В 1975 году Стюарт записал свой первый альбом Louis the First на первом ирландском джазовом лейбле Livia Records, основанном его другом Джеральдом Дэвисом (кстати, названием лейбл обязщан одной из героинь Джеймса Джойса). На Livia Records в 1977 году был записан и большой сольный альбом Стюарта (единственный в его дискографии), который ныне переиздан с ремастерингом и добавлением нескольких ранее не вошедших в него треков.
Очень разнообразная программа дает широкую панораму гитарных вкусов Луиса Стюарта и отлично иллюстрирует его высокое мастерство, которое критика сравнивала с манерой игры Джо Пасса. Здесь немало треков из, так сказать, обязательной программы любого джазового профессионала: классические стандарты Роджерса и Харта (Spring Is Here), Джерома Керна (I’m Old Fashioned), Янга и Вашингтона (Stella By Starlight). Здесь пьесы современных Луису авторов: Windows Чика Кориа, General Mojo’s Well Laid Plan Стива Суоллоу, Forest Flower Чарльза Ллойда. В единственной в программе собственной композиции Blues Стюарт демонстрирует свои подходы к этому фундаменту джаза. Совершенно уникальна композиция She Moves Through the Fair, где Стюарт переложил на язык джаза традиционную ирландскую мелодию. Критик из Sunday Times Дерек Джюэлл писал об этом альбоме: «Луис раскрывается здесь, как гитарист-виртуоз, уже достигший зрелости. Виртуоз любого джазового языка и… музыкант, о котором можно говорить, как представителе той же лиги, что и Джанго Рейнхардт, Вес Монтгомери или, из современных виртуозов, Джо Пасс.» Думаю, современный слушатель благодаря этому переизданию, сможет оценить талант Луиса Стюарта по достоинству.
Джаз, настоящий полнокровный джаз из Восточной Азии. Всем рекомендую послушать Music for the River Jazz Suite: The Spirit of Love River & Mississippi River и оценить, как это делают на Тайване. Создатель альбома – басист и композитор Винсент Хсу ...
«Варианты» - так назвал свою новую работу уже знакомый нашим читателям по своим предыдущим работам гитарист из Санкт-Петербурга Виталий Овчинников. Сфера его творческих интересов, судя по этим работам (я имею ввиду альбомы Displacements (2021, в ...
Когда в конце 2022 года появился альбом питерского авангардного дуэта Лучанский – Овчинников Language Of Mismatch, это можно было посчитать разовой акцией. Ну, встретились летом 2022 года в стенах кластера «Вавилов Лофт» два известных музыканта, ...
Владимира Михайлова мне впервые довелось услышать в 2020 году на альбоме I Am a Stranger in the Earth его совместного с Иваном Розмаинским проекта Rozmainsky & Mikhaylov Project, чаще именуемого сокращенно RMP. Уже тогда очень приятное впечатление ...
Для нью-йоркского композитора Уэйна Элперна в музыке не бывает низких и высоких жанров. Этот выпускник престижнейших учеьных заведений, вроде колледжа Оберлин или Йельского университета в родном Детройте рос под звуки Motown sound, и, наверное, ...
Скрипач и руководитель ансамбля Hot Pstromi Йейл Стром – не просто музыкант, исполняющий нео-клезмерскую музыку, он еще исследователь и этномузыколог. Свою группу он основал еще в 1981 году и базируется она в основном в Нью-Йорке и Сан-Диего. С тех ...
Экзотическое название этого квинтета и его одноименного проекта тесно связано с японским фольклором. «Ямабико» в дословном переводе с японского – это «эхо». Но так японцы называли горных духов ёкай, передразнивавших на разные голоса путников, ...
Атлантический океан разделяет Америку и Европу. Но в случае с альбомом De Vida y Vuelta он соединил самый южный бразильский штат Риу-Гранди-ду-Сул и принадлежащие Испании Канарские острова. Уроженцем Риу-Гранди-ду-Сул является известный бразильский ...
Странное название у этого ансамбля, не правда ли? Не трудитесь искать перевод в словарях любых европейских языков, там его не будет. Это слово взято из языка индейцев тупи-гуарани, живущих в бассейне Амазонки и содержит в себе сразу четыре понятия: ...
Израильский тромбонист, композитор, аранжировщик и бэнд-лидер Йонатан Пелед устроил настоящую презентацию молодого поколения израильской джазовой диаспоры в Нью-Йорке своим альбомом Everything's For The Best, который должен увидеть свет в конце ...
Повязки на глазах трех почтенных мужей на обложке этого альбома напрямую связаны с его названием. Помните, у Фемиды тоже есть повязка на глазах. Тут иная культура, но смысл тот же: Divan & Divine – это что-то типа «Божественное правосудие», суд ...
27 января – Международный день памяти жертв Холокоста. Я пишу этот текст накануне вечером, и нет другого альбома, рассказ о котором был бы более уместен в этот вечер. А начать рассказ надо с 1979 года, когда в Нью-Хэйвене, Коннектикут психиатр д-р ...