Ирландия дала мировой культуре целое созвездие величайших писателей – от Свифта и Бернарда Шоу до Джойса и Бекета. Хватает знаменитостей ирландского происхождения и в сфере рок-музыки: вспомним хотя бы Боно. А вот в джазе ирландцы как-то не на первых и даже не на вторых ролях. Понятно, есть исключения. Одно из них – гитарист и композитор Луис Стюарт (1944-2016). Талантливый самоучка, с 14 лет, когда мать купила ему за семь фунтов первую гитару, Луис старательно изучал музыку Тэла Фарлоу, Барни Кессела, Чарли Крисчена и других гитаристов. В 1960 году он впервые поднялся на профессиональную сцену в Дублине. Тогда он познакомился с пианистом Джимом Доэрти, с которым потом не раз ездил в туры по Ирландии и за рубеж. Успехи и профессиональное мастерство стремительно росли. С Доэрти в 1968 году и с другим коллективом через год Стюарт выступал на знаменитом фестивале в Монтре и оба раза уезжал из Швейцарии с призами. Одним из них была стипендия для учебы в бостонском колледже Беркли, но Стюарт не поехал в Америку. «Джаз можно изучить, но ему нельзя научить» - считал Луис. Вместо этого он выступал с такими звездами, как Бенни Гудмэн или Джордж Ширинг, играл в ансамбле Ронни Скотта в его лондонском клубе. В 1975 году Стюарт записал свой первый альбом Louis the First на первом ирландском джазовом лейбле Livia Records, основанном его другом Джеральдом Дэвисом (кстати, названием лейбл обязщан одной из героинь Джеймса Джойса). На Livia Records в 1977 году был записан и большой сольный альбом Стюарта (единственный в его дискографии), который ныне переиздан с ремастерингом и добавлением нескольких ранее не вошедших в него треков.
Очень разнообразная программа дает широкую панораму гитарных вкусов Луиса Стюарта и отлично иллюстрирует его высокое мастерство, которое критика сравнивала с манерой игры Джо Пасса. Здесь немало треков из, так сказать, обязательной программы любого джазового профессионала: классические стандарты Роджерса и Харта (Spring Is Here), Джерома Керна (I’m Old Fashioned), Янга и Вашингтона (Stella By Starlight). Здесь пьесы современных Луису авторов: Windows Чика Кориа, General Mojo’s Well Laid Plan Стива Суоллоу, Forest Flower Чарльза Ллойда. В единственной в программе собственной композиции Blues Стюарт демонстрирует свои подходы к этому фундаменту джаза. Совершенно уникальна композиция She Moves Through the Fair, где Стюарт переложил на язык джаза традиционную ирландскую мелодию. Критик из Sunday Times Дерек Джюэлл писал об этом альбоме: «Луис раскрывается здесь, как гитарист-виртуоз, уже достигший зрелости. Виртуоз любого джазового языка и… музыкант, о котором можно говорить, как представителе той же лиги, что и Джанго Рейнхардт, Вес Монтгомери или, из современных виртуозов, Джо Пасс.» Думаю, современный слушатель благодаря этому переизданию, сможет оценить талант Луиса Стюарта по достоинству.
« Возьмите три основных инструмента. Добавьте трех музыкантов и три формы самовыражения. Соедините эти ингредиенты с утроенным чувством взаимопонимания и щедрым музыкальным сопереживанием. Расслабьтесь и слушайте, как успешно возникает единая ...
Последний раз я слушал американского вибрафониста Эльдада Тарму полтора десятка лет назад. Тогда он жил и работал в румынской Тимишоаре и с ансамблем их израильских и румынских музыкантов записал свой тогда шестой по счету, очаровательный альбом ...
Вокалистка албанского происхождения Элина Дуни - желанный гость в каталогах ЕСМ. Достаточно сказать, что A Time To Remember – девятый альбом в ее дискографии и при этом пятый с логотипом ЕСМ. С всемирно известным мюнхенским лейблом Дуни сотрудничает ...
Эксперименты по соединению джаза и поэтического слова не новы. Иногда они были явно неудачными, порой выглядели более или менее органичными. Со всей мощью своего композиторского таланта, со всей неиссякаемой жаждой новизны и, наконец, взяв на ...
Час с небольшим длится этот впечатляющий аудиоспектакль, рассказ о котором мне показалось уместным вести в категориях спектакля обычного. А что мы, как правило, делаем, приходя в театр? Правильно, покупаем программку. В данном случае ее заменяет ...
Много и всегда с удовольствием слушал я итальянского гитариста Энцо Рокко и знакомил с его музыкой наших читателей. Обычно это были дуэтные проекты (когда Рокко встречается со своим земляком Карло Актисом Дато – это вообще «именины сердца»), один ...
Биг-бэнды под руководством женщин давно уже не новость. Достаточно вспомнить два таких блистательных примера, как оркестры Тошико Акиоши или Марии Шнайдер. Приятно, что у них появились наследницы. Собственно говоря, появились они уже довольно давно. ...
Если вы еще с 90-х годов с удовольствием слушали downtown music в релизах Knitting Factory или Tzadik, то любая новая встреча с таким видным представителем этого направления нью-йоркского авангарда, как виолончелист Эрик Фридландер, станет для вас ...
Насколько могу судить, в наших, то есть постсоветских, краях многие любят Эрика Трюффаза. Сухощавый трубач, «белый Майлс», покоряет не только красивым холодноватым звуком своего инструмента, напоминающим его кумира, чей Kind Of Blue юный швейцарец ...
Эсбе не перестает удивлять. С этой британской вокалисткой, выпускницей Королевской академии музыки в Лондоне, мы встречались пару лет назад, рецензируя ее пятый альбом Saqqara, удивительное и необычное сочетание world music с электроникой. В том ...
Корейская пианистка Юнми Ли приехала в Нью-Йорк для учебы в местном университете в 2020 году. Время оказалось не очень удачным. Почти сразу наступил пандемический локдаун и Юнми Ли пришлось учиться в основном он-лайн. Но – не было бы счастья, да ...
У фортепьяно славные традиции в каталонском джазе. Достаточно вспомнить такое известное имя, как Тете Монтулиу. Продолжательницей этих традиций является пианистка и композитор Ева Новоа. Она родилась в Барселоне, начинала, как это часто бывает, с ...