Насколько могу судить, в наших, то есть постсоветских, краях многие любят Эрика Трюффаза. Сухощавый трубач, «белый Майлс», покоряет не только красивым холодноватым звуком своего инструмента, напоминающим его кумира, чей Kind Of Blue юный швейцарец услышал впервые в 16 лет – и влюбился в его музыку, но и неожиданными работами, где он на редкость элегантно вплетал в джаз мотивы драм-энд-бэйс, хип-хопа и этники. В свое время многих (и меня в том числе) поразил неожиданный Arkhangelsk(2007) с мотивами русского Севера. Парадокс: собственно джаз далеко не всегда на первом плане в его работах, но все равно Трюффаза почитают, как одного из самых ярких мастеров французского джаза (он хоть и закончил консерваторию в Женеве, но давно и прочно связал свою жизнь именно с Францией). Это в полной мере относится и к его новой, семнадцатой по счету в дискографии музыканта, работе: альбому Rollin', увидевшему свет в апреле 2023 года, как в виниловом, так и в CD-шном варианте.
История этого проекта уводит нас в 2020 год, когда Трюффаз писал музыку для документального фильма Мари-Франс Бриер. Потом она же пригласила квартет Трюффаза сыграть программу из музыки французского кино на закрытии кинофестиваля в Ангулеме. Киноманам выступление понравилось, как и самому Эрику, причем он настолько вдохновился идеей исполнения киномузыки, что договорился с Blue Note о записи пакета из двух альбомов этой тематики. Rollin' стал первым из них.
К записи альбома Трюффаз привлек своего постоянного партнера и продюсера, басиста Марчелло Джулиани, и пригласил также пианиста, ударника и гитариста. Для двух треков ему понадобились еще и вокалистки. Альбом получился небольшим, всего лишь чуть более получаса звучания, но этого, на мой взгляд, оказалось достаточно, чтобы вызвать сладкую ностальгию у любителей кино воспоминаниями о великих актерах, режиссерах и кинокомпозиторах, а поклонников таланта Эрика Трюффаза порадовать в очередной раз его безукоризненным мастерством.
Rollin' посвящен преимущественно французскому кинематографу, но открывает альбом нежная и чуть сентиментальная версия знаменитой La Strada («Дорога»), сочиненной великим Нино Рота для одноименного раннего фильма великого Федерико Феллини. Трюффаз включил в программу две кинотемы французского композитора Мишеля Маня. Первая из них, Route de Nuit – самая жесткая, фанковая композиция программы, где горячая гитара Матиса Паско работает на контрапункте с неизменно прохладным звучанием трубы Трюффаза – он практически всегда играет в своей излюбленной манере, меняется только антураж вокруг. Вторая же тема в 60-е годы покорила весь Союз: кто тогда не смотрел криминальные комедии про Фантомаса с Маре и Де Фюнесом! Здесь, пожалуй, Трюффаз допускает в свою игру немного загадочности и, конечно же, иронии. А вот и еще один детектив, но теперь уже настоящий «фильм нуар», кинодебют Луи Маля с фильмом «Лифт на эшафот» и музыкой Майлса Дэвиса. Конечно же, Эрик не мог пройти мимо этой музыки и исполняет он ее, на мой вкус, мало отклоняясь от оригинала: обаяние Дэвиса слишком сильно для Трюффаза даже сейчас.
Пора поговорить о вокальных номерах. Они очень разные. Камелия Джордана весьма убедительно перевоплотилась в Мэрилин Монро с ее всесокрушающим эротизмом в One Silver Dollar, песне из американского вестерна River of No Return, снятого Отто Преминджером в 1954 году. А вот очень известная французская актриса и режиссер Сандрин Боннер практически не поет, а мелодекламирует под музыку Филиппа Сарда из фильма «Сезар и Розали». Помимо Нино Рота в альбоме представлен и еще один великий кинокомпозитор, Эннио Морриконе. Трюффаз включил в программу его музыку из фильма Анри Верни 1971 года «Ограбление» с Бельмондо и Омаром Шарифом. Здесь его труба парит над горячечным поединком басиста и гитариста. Ну и, конечно, нельзя пройти мимо мелодии единственного в программе джазового композитора (если забыть на минутку про Майлса Дэвиса) Алена Романа. Его композиция Quel temps fait-il a Paris? взята из старой ленты Жака Тати 1953 года Les Vacances de Monsieur Hulot: ощутимый свинг и диалог гитары и трубы на этом фоне.
Нет под рукой аптекарских весов, чтобы оценить, сколько джаза в новом альбоме Эрика Трюффаза, да и стоит ли этим заниматься? Слушая Rollin', стоит забыть на какое-то время про авангард и традицию, минимализм и постбоп – и просто наслаждаться красивой музыкой в красивом исполнении.
В конце июня текущего года Outside In Music выпустила второй альбом тромбониста и композитора Хавьера Неро Kemet: The Black Land. Нашим читателям он знаком по своей первой большой работе Freedom (2020). Уже тогда можно было заметить, что для Хавьера ...
Не самые известные имена, но вполне достойная музыка: это дуэт пианиста Джеффа Бабко и басиста Дэвида Пилча и их совместный альбом The Libretto Show. Джефф – опытный музыкант, преимущественно ассистирующий другим исполнителям, среди которых были ...
Всегда был не равнодушен к низкому басовому звучанию, будь то струнный или духовой инструмент. Возможно, поэтому каждый альбом лучшего тубиста в современном джазе Джима Селфа для меня всегда праздник. До сих пор на нашем сайте было представлено ...
У австралийской вокалистки Джо Лори интересный послужной список. Почти десять лет она выступала и записывалась со Стингом, сотрудничала также с Полом Саймоном и Питером Гэбриэлом – все имена очень достойные, хотя и не джазовые. Но и джаз Джо также ...
У американского ударника (а иногда еще пианиста и вибрафониста и, конечно же, композитора) Джо Чемберса сложилась в джазе своеобразная репутация. Он, если так можно выразиться, хорошо известен, особенно коллегам-музыкантам, но при этом не очень ...
Практически любой список Топ-10 вибрафонистов джаза не обойдется без имени Джо Локка. Этот музыкант, постепенно переходящий в разряд ветеранов (Лок родился в 1959 году), - живое связующее звено между поколением Милта Джексона и Бобби Хатчерсона и ...
В восьмидесятых и девяностых годах прошлого века, и даже в нулевых, и даже в десятых годах века нынешнего альянс между Джо Ловано и ECM Records казался, скажем так, не очень логичным. Один из столпов современного мэйнстрима, выдающийся тенорист с ...
Тот случай, когда сайдмены, ассистирующие лидеру, куда более известны, чем он сам. Только поглядите на этот список имен – заглядение! Джордж Гарцоне, Бен Стрит, Билли Харт, а в одном треке еще и Джерри Бергонци: каждый – это имя в джазе, и имя ...
Хорошее чувство юмора с некоторой долей иронии отражает обложка альбома Джона Даверсы и Тала Коэна The Art Of Duo. Volume 1 с боксирующими джентльменами из XIX века. Впрочем, сами музыканты считают, что с определенной точки зрения в дуэте есть некий ...
Давненько на наших страницах не гостил известный американский саксофонист и композитор Джон Эллис. Последние годы этот музыкант, чей музыкальный стиль формировался под действием ауры двух важнейших для джаза городов, Нью-Йорка и Нового Орлеана, ...
Рождественские праздники неумолимо приближаются и, соответственно все шире поток специализированных рождественских альбомов, и чисто инструментальных, и с вокалом. Это специфическая продукция, которая начинает появляться на рынке осенью и нарастает ...
Начало двадцатых годов этого столетия выдалось трудным для всех из-за пандемии. Но особенно тяжелым это время стало для прекрасного джазового гитариста Джона Стейна. Едва закончился локдаун и музыкальная индустрия начала оживать, как Джона свалила ...