Насколько могу судить, в наших, то есть постсоветских, краях многие любят Эрика Трюффаза. Сухощавый трубач, «белый Майлс», покоряет не только красивым холодноватым звуком своего инструмента, напоминающим его кумира, чей Kind Of Blue юный швейцарец услышал впервые в 16 лет – и влюбился в его музыку, но и неожиданными работами, где он на редкость элегантно вплетал в джаз мотивы драм-энд-бэйс, хип-хопа и этники. В свое время многих (и меня в том числе) поразил неожиданный Arkhangelsk(2007) с мотивами русского Севера. Парадокс: собственно джаз далеко не всегда на первом плане в его работах, но все равно Трюффаза почитают, как одного из самых ярких мастеров французского джаза (он хоть и закончил консерваторию в Женеве, но давно и прочно связал свою жизнь именно с Францией). Это в полной мере относится и к его новой, семнадцатой по счету в дискографии музыканта, работе: альбому Rollin', увидевшему свет в апреле 2023 года, как в виниловом, так и в CD-шном варианте.
История этого проекта уводит нас в 2020 год, когда Трюффаз писал музыку для документального фильма Мари-Франс Бриер. Потом она же пригласила квартет Трюффаза сыграть программу из музыки французского кино на закрытии кинофестиваля в Ангулеме. Киноманам выступление понравилось, как и самому Эрику, причем он настолько вдохновился идеей исполнения киномузыки, что договорился с Blue Note о записи пакета из двух альбомов этой тематики. Rollin' стал первым из них.
К записи альбома Трюффаз привлек своего постоянного партнера и продюсера, басиста Марчелло Джулиани, и пригласил также пианиста, ударника и гитариста. Для двух треков ему понадобились еще и вокалистки. Альбом получился небольшим, всего лишь чуть более получаса звучания, но этого, на мой взгляд, оказалось достаточно, чтобы вызвать сладкую ностальгию у любителей кино воспоминаниями о великих актерах, режиссерах и кинокомпозиторах, а поклонников таланта Эрика Трюффаза порадовать в очередной раз его безукоризненным мастерством.
Rollin' посвящен преимущественно французскому кинематографу, но открывает альбом нежная и чуть сентиментальная версия знаменитой La Strada («Дорога»), сочиненной великим Нино Рота для одноименного раннего фильма великого Федерико Феллини. Трюффаз включил в программу две кинотемы французского композитора Мишеля Маня. Первая из них, Route de Nuit – самая жесткая, фанковая композиция программы, где горячая гитара Матиса Паско работает на контрапункте с неизменно прохладным звучанием трубы Трюффаза – он практически всегда играет в своей излюбленной манере, меняется только антураж вокруг. Вторая же тема в 60-е годы покорила весь Союз: кто тогда не смотрел криминальные комедии про Фантомаса с Маре и Де Фюнесом! Здесь, пожалуй, Трюффаз допускает в свою игру немного загадочности и, конечно же, иронии. А вот и еще один детектив, но теперь уже настоящий «фильм нуар», кинодебют Луи Маля с фильмом «Лифт на эшафот» и музыкой Майлса Дэвиса. Конечно же, Эрик не мог пройти мимо этой музыки и исполняет он ее, на мой вкус, мало отклоняясь от оригинала: обаяние Дэвиса слишком сильно для Трюффаза даже сейчас.
Пора поговорить о вокальных номерах. Они очень разные. Камелия Джордана весьма убедительно перевоплотилась в Мэрилин Монро с ее всесокрушающим эротизмом в One Silver Dollar, песне из американского вестерна River of No Return, снятого Отто Преминджером в 1954 году. А вот очень известная французская актриса и режиссер Сандрин Боннер практически не поет, а мелодекламирует под музыку Филиппа Сарда из фильма «Сезар и Розали». Помимо Нино Рота в альбоме представлен и еще один великий кинокомпозитор, Эннио Морриконе. Трюффаз включил в программу его музыку из фильма Анри Верни 1971 года «Ограбление» с Бельмондо и Омаром Шарифом. Здесь его труба парит над горячечным поединком басиста и гитариста. Ну и, конечно, нельзя пройти мимо мелодии единственного в программе джазового композитора (если забыть на минутку про Майлса Дэвиса) Алена Романа. Его композиция Quel temps fait-il a Paris? взята из старой ленты Жака Тати 1953 года Les Vacances de Monsieur Hulot: ощутимый свинг и диалог гитары и трубы на этом фоне.
Нет под рукой аптекарских весов, чтобы оценить, сколько джаза в новом альбоме Эрика Трюффаза, да и стоит ли этим заниматься? Слушая Rollin', стоит забыть на какое-то время про авангард и традицию, минимализм и постбоп – и просто наслаждаться красивой музыкой в красивом исполнении.
Не первый год с неослабевающим интересом мы следим за творческим путем необычного итальянского ансамбля Claudio Scolari Project, состоящего из двух пар родственников: отца и сына Сколари и братьев Кавалька. Необычен он отнюдь не только «семейным» ...
Для людей моего и, как минимум, для двух последующих поколений название, помещенное на обложке нового ЕР от Compassionizer, является информацией избыточной: вариация на тему одной из самых знаменитых в мире пластиночных обложек и так ясно указывает, ...
Если театр начинается с вешалки, то альбом, естественно, - с обложки. Выполнил ее, как и все предыдущие у Compassionizer , Вячеслав Потапов, которого вполне можно считать полноправным участником этого проекта питерского музыканта и композитора Ивана ...
Любой релиз такого уважаемого в мире этнической музыки лейбла, как Smithsonian Folkways Recordings, автоматически привлекает внимание. В данном же случае интерес усиливает возможность познакомиться с боснийской музыкой севдах в исполнении одного из ...
Перепробовав в своих предыдущих альбомах различные форматы – трио, соло, квинтет, гитарист из Торонто Дэн Питт возвращается в своем четвертом релизе к истокам, к варианту трио со своими постоянными партнерами Алексом Фурнье (бас) и Ником Фрейзером ...
16 июля 2021 года в нью-йоркской студии Sear Sound собрался очень любопытный квартет. Двое ветеранов авангардной сцены, две легенды – Дэниэл Картер и Уильям Паркер, а также двое очень успешных в Нью-Йорке латиноамериканских джазменов: аргентинец Лео ...
Один из самых интересных альбомов биг-бэндового джаза, который мне довелось услышать в этом году. Open Spaces: Folk Songs Reimagined – второй альбом Daniel Hersog Jazz Orchestra, организованного в 2020 году канадским трубачом, композитором и ...
Италия никого не оставляет равнодушным. Трудно не восторгаться этой страной. Мягкий средиземноморский климат, живописнейшие ландшафты, уникальные памятники культуры, популярная во всем мире кухня и, конечно, сами итальянцы – люди живые, ...
С симпатичной американской вокалисткой Даниэль Верц мы познакомились в 2017 году, рецензируя ее дебютный альбом Intertwined, записанный в дуэте с израильским пианистом Талом Коэном. Очень камерным и весьма приличным для дебюта был тот альбом из ...
Три года назад я с большим удовольствием рецензировал необычный альбом, созданный двумя итальянскими музыкантами, флюгельгорнистом Дарио Савино Доронцо и пианистом Пьетро Галло при поддержке французского коллеги Мишеля Годара (серпент) под названием ...
Да, Дэйв Либмэн не молод. Весьма немолод. Обложка альбома Live In Smalls этого не скрывает. За плечами 76-летнего обладателя высшего в Штатах титула для ныне действующих музыкантов NEA Jazz Master, до сего времени одного из сильнейших ...
3 февраля 2023 года всех многочисленных поклонников таланта очень успешного гитариста и композитора Дэйва Страйкера ждал приятный сюрприз: его солидная дискография пополнилась новым альбомом – Prime. Правда, на обложке вместо привычного имени ...