Насколько могу судить, в наших, то есть постсоветских, краях многие любят Эрика Трюффаза. Сухощавый трубач, «белый Майлс», покоряет не только красивым холодноватым звуком своего инструмента, напоминающим его кумира, чей Kind Of Blue юный швейцарец услышал впервые в 16 лет – и влюбился в его музыку, но и неожиданными работами, где он на редкость элегантно вплетал в джаз мотивы драм-энд-бэйс, хип-хопа и этники. В свое время многих (и меня в том числе) поразил неожиданный Arkhangelsk(2007) с мотивами русского Севера. Парадокс: собственно джаз далеко не всегда на первом плане в его работах, но все равно Трюффаза почитают, как одного из самых ярких мастеров французского джаза (он хоть и закончил консерваторию в Женеве, но давно и прочно связал свою жизнь именно с Францией). Это в полной мере относится и к его новой, семнадцатой по счету в дискографии музыканта, работе: альбому Rollin', увидевшему свет в апреле 2023 года, как в виниловом, так и в CD-шном варианте.
История этого проекта уводит нас в 2020 год, когда Трюффаз писал музыку для документального фильма Мари-Франс Бриер. Потом она же пригласила квартет Трюффаза сыграть программу из музыки французского кино на закрытии кинофестиваля в Ангулеме. Киноманам выступление понравилось, как и самому Эрику, причем он настолько вдохновился идеей исполнения киномузыки, что договорился с Blue Note о записи пакета из двух альбомов этой тематики. Rollin' стал первым из них.
К записи альбома Трюффаз привлек своего постоянного партнера и продюсера, басиста Марчелло Джулиани, и пригласил также пианиста, ударника и гитариста. Для двух треков ему понадобились еще и вокалистки. Альбом получился небольшим, всего лишь чуть более получаса звучания, но этого, на мой взгляд, оказалось достаточно, чтобы вызвать сладкую ностальгию у любителей кино воспоминаниями о великих актерах, режиссерах и кинокомпозиторах, а поклонников таланта Эрика Трюффаза порадовать в очередной раз его безукоризненным мастерством.
Rollin' посвящен преимущественно французскому кинематографу, но открывает альбом нежная и чуть сентиментальная версия знаменитой La Strada («Дорога»), сочиненной великим Нино Рота для одноименного раннего фильма великого Федерико Феллини. Трюффаз включил в программу две кинотемы французского композитора Мишеля Маня. Первая из них, Route de Nuit – самая жесткая, фанковая композиция программы, где горячая гитара Матиса Паско работает на контрапункте с неизменно прохладным звучанием трубы Трюффаза – он практически всегда играет в своей излюбленной манере, меняется только антураж вокруг. Вторая же тема в 60-е годы покорила весь Союз: кто тогда не смотрел криминальные комедии про Фантомаса с Маре и Де Фюнесом! Здесь, пожалуй, Трюффаз допускает в свою игру немного загадочности и, конечно же, иронии. А вот и еще один детектив, но теперь уже настоящий «фильм нуар», кинодебют Луи Маля с фильмом «Лифт на эшафот» и музыкой Майлса Дэвиса. Конечно же, Эрик не мог пройти мимо этой музыки и исполняет он ее, на мой вкус, мало отклоняясь от оригинала: обаяние Дэвиса слишком сильно для Трюффаза даже сейчас.
Пора поговорить о вокальных номерах. Они очень разные. Камелия Джордана весьма убедительно перевоплотилась в Мэрилин Монро с ее всесокрушающим эротизмом в One Silver Dollar, песне из американского вестерна River of No Return, снятого Отто Преминджером в 1954 году. А вот очень известная французская актриса и режиссер Сандрин Боннер практически не поет, а мелодекламирует под музыку Филиппа Сарда из фильма «Сезар и Розали». Помимо Нино Рота в альбоме представлен и еще один великий кинокомпозитор, Эннио Морриконе. Трюффаз включил в программу его музыку из фильма Анри Верни 1971 года «Ограбление» с Бельмондо и Омаром Шарифом. Здесь его труба парит над горячечным поединком басиста и гитариста. Ну и, конечно, нельзя пройти мимо мелодии единственного в программе джазового композитора (если забыть на минутку про Майлса Дэвиса) Алена Романа. Его композиция Quel temps fait-il a Paris? взята из старой ленты Жака Тати 1953 года Les Vacances de Monsieur Hulot: ощутимый свинг и диалог гитары и трубы на этом фоне.
Нет под рукой аптекарских весов, чтобы оценить, сколько джаза в новом альбоме Эрика Трюффаза, да и стоит ли этим заниматься? Слушая Rollin', стоит забыть на какое-то время про авангард и традицию, минимализм и постбоп – и просто наслаждаться красивой музыкой в красивом исполнении.
Эксперименты по соединению джаза и поэтического слова не новы. Иногда они были явно неудачными, порой выглядели более или менее органичными. Со всей мощью своего композиторского таланта, со всей неиссякаемой жаждой новизны и, наконец, взяв на ...
Час с небольшим длится этот впечатляющий аудиоспектакль, рассказ о котором мне показалось уместным вести в категориях спектакля обычного. А что мы, как правило, делаем, приходя в театр? Правильно, покупаем программку. В данном случае ее заменяет ...
Много и всегда с удовольствием слушал я итальянского гитариста Энцо Рокко и знакомил с его музыкой наших читателей. Обычно это были дуэтные проекты (когда Рокко встречается со своим земляком Карло Актисом Дато – это вообще «именины сердца»), один ...
Биг-бэнды под руководством женщин давно уже не новость. Достаточно вспомнить два таких блистательных примера, как оркестры Тошико Акиоши или Марии Шнайдер. Приятно, что у них появились наследницы. Собственно говоря, появились они уже довольно давно. ...
Если вы еще с 90-х годов с удовольствием слушали downtown music в релизах Knitting Factory или Tzadik, то любая новая встреча с таким видным представителем этого направления нью-йоркского авангарда, как виолончелист Эрик Фридландер, станет для вас ...
Эсбе не перестает удивлять. С этой британской вокалисткой, выпускницей Королевской академии музыки в Лондоне, мы встречались пару лет назад, рецензируя ее пятый альбом Saqqara, удивительное и необычное сочетание world music с электроникой. В том ...
Корейская пианистка Юнми Ли приехала в Нью-Йорк для учебы в местном университете в 2020 году. Время оказалось не очень удачным. Почти сразу наступил пандемический локдаун и Юнми Ли пришлось учиться в основном он-лайн. Но – не было бы счастья, да ...
У фортепьяно славные традиции в каталонском джазе. Достаточно вспомнить такое известное имя, как Тете Монтулиу. Продолжательницей этих традиций является пианистка и композитор Ева Новоа. Она родилась в Барселоне, начинала, как это часто бывает, с ...
Когда опирающийся на свои богатые традиции американский постбоповый джаз встречается с европейским новым джазом, это чаще всего выливается в весьма интересные проекты. Именно такова группа Exploding Pig, базирующаяся в австрийском Граце. Обязана она ...
Необычайно плодотворными выдались конец прошлого и начало нынешнего года для белорусского мастера импровизационной музыки, мультиинструменталиста, композитора и поэта Виктора Семашко. В недавнем электронном письме Виктор выслал линки сразу к четырем ...
Половина участников этой записи нам уже немного знакома. В 2022 году на страицах сайта публиковалась рецензия на дуэтный альбом двух аргентинцев - саксофониста Мартина Прошиа и басиста Федерико Соломевича Rizoma. То был ярко выраженный авангардный ...
Гитарист и композитор Феликс Телье Пульо живет и работает в Монреале. Он уже достаточно известен на музыкальной сцене этого крупнейшего города франкоязычной Канады. Феликс играет в исполняющей фьюжн группе Upsydaisy и участвовал в записи ее альбома ...