Скоро уже три года, как его нет с нами, а мне все трудно свыкнуться с этой мыслью… У меня особое отношение к этому музыканту. Прошу прощения у читателей за то, что отнимаю у них время этими несколькими строками личных воспоминаний. Чик Кориа был тем человеком, который своими альбомами Return To Forever и Hymn of the Seventh Galaxy протоптал для меня тропинку к стране джаза, бесконечной стране, географию которой я до сих пор с удовольствием исследую. Именно о нем я написал первую в своей жизни большую статью для давно уже не существующего журнала. С белой завистью слушал рассказ коллеги по минскому джаз-клубу, которому в 1982 году удалось побывать на концерте Кориа и Бертона в Спасо-хаузе, резиденции посла США в Москве. Каждый новый альбом Чика всегда был для меня огромным праздником.
Так я воспринимаю и этот огромный концертный альбом (3 LP или 2 CD), вышедший в ноябре текущего года на Candid Records, последний альбом, программу которого отбирал и продюсировал (вместе с Дэйвом Веклом) издание сам Чик Кориа. Chick Corea Elektric Band возник в середине 80-х. Время расцвета музыки фьюжн вроде бы уже давно ушло, а фьюжн стал вырождаться в пустоватые коммерческие поделки. Но Чик, создав этот коллектив, начал процесс реанимации интереса к качественному фьюжн на новом уровне. Ему уже не тридцать, как в годы Return To Forever, а все сорок пять – время расцвета физических и творческих сил. В новую команду он отбирает молодых (всем им еще нет и тридцати) талантливых одногодков: басиста Джона Патитуччи, ударника Дэйва Векла, саксофониста Эрика Мариенталя и гитариста австралийского происхождения Фрэнка Гэмбэйла (или Гамбали, учитывая его итальянские, как и у Чика, и у Патитуччи, корни). С 1986 по 1993 год Chick Corea Elektric Band записывает шесть отличных студийных альбомов, а потом Чика увлекают новые идеи. Он еще записывает один альбом с новым составом группы, но потом прочно переходит к другим проектам.
Своими проектами, неизменно высокопрофессиональными, но не всегда столь же интересными в творческом плане (Эрик Мариенталь вообще впал во смус-джазовый грех) занялись и его музыканты. Так продолжалось довольно долго. А потом они соскучились друг по другу. Вот как вспоминает об этом сам Кориа: «Как мы воссоединились? Где-то в 2015 году Векл написал электронное письмо, разослав его всем участникам нашего ансамбля. Он писал: «Эй, ребята, как дела? Чем занимаетесь? Я прослушивал наши прежние вещи. Это классно! Что случилось? Давайте что-нибудь устроим». И я вижу, как один за другим, откликается Эрик, откликается Джон, откликается Фрэнк, и все говорят: эй, давайте соберемся вместе опять. И мы сделали это».
И они сделали это. С 2016 по 2018 год возрожденный в оригинальном составе Chick Corea Elektric Band гастролирует по стране и за рубежом, дает с неизменным успехом большие концерты. Из этих-то материалов (концерты в Нью-Йорке, Токио, Сономе и два выступления в Лос-Анджелесе в разные годы) Кориа, Векл и звукоинженер Берни Кирш, работавший над всеми предыдущими альбомами Elektric Band, собрали программу альбома с ярким и философским названием The Future Is Now. Пожалуй, я воздержусь от описания своих эмоций от услышанного, бессмысленно описывать, как солировали Гамбали, Мариенталь или Патитуччи, и как хорошо работал за клавишами Кориа и за ударными Векл. Поклонники музыки Чика Кориа хорошо представляют себе это сами. А вот композиции, вошедшие в альбом, перечислю, их всего девять (думаю фэнам Кориа это интересно): Charged Particles, Trance Dance, Cta, Jocelyn - The Commander, Beneath the Mask, Ished, Alan Corday, Johnny's Landing, Got a Match. Да, всего девять на двухчасовой альбом – не забывайте, что это концертные записи, и, скажем, Trance Dance (мой персональный фаворит альбома) звучит более пятнадцати минут, а Johnny's Landing и Got a Match – почти двадцать каждый трек. И не забывайте, что время неумолимо, и на этих записях партнерам Чика под шестьдесят, а он сам уже перешагнул семидесятипятилетний рубеж. Поверить в это, слушая The Future Is Now, наслаждаясь длинными сольными партиями музыкантов, их ювелирно точными диалогами трудновато. Время, конечно же, неумолимо, именно оно гораздо раньше, чем можно было представить, отняло у нас Армандо Антонио «Чика» Кориа, но вот над его музыкой, в том числе прозвучавшей в The Future Is Now, оно все же не властно.
Проект George и его дебютный альбом Letters To George вызвал бурную реакцию в джазовом мире. Ведущие издания, включая DownBeat и Jazz Times, посвятили этой работе обстоятельные рецензии положительного характера, кто-то называет музыку George будущим ...
Джордж Коулмэн – музыкант, мягко говоря, пожилой. В 2022 году, когда он давал концерт в нью-йоркском клубе Smalls, запись которого выходит сейчас на Cellar Music Group, ему было 87 лет. В том году он отметил также 70-летие своей профессиональной ...
Замечательный альбом и замечательный трибьют. Курт Розенвинкель и шеф лейбла Motéma Яна Герцен сделали достоянием широкого круга любителей джаза запись концерта, который дали 5 сентября 2012 года в парижской филармонии в рамках фестиваля Jazz á la ...
С независимым лейблом Нила Вайса Whaling City Sound ударник, композитор и бэнд-лидер Джерри Джибс по прозвищу Thrasher («Молотильщик») сотрудничает очень давно и весьма плодотворно. Последней его работой здесь был большой двойной альбом Songs From ...
Если вы читали в начале прошлого года наш обзор ЕР Inheritance и вас заинтересовало соединение индийских песен-тумри с музыкой академического европейского оркестра, то этот релиз лейбла Sufiscore – для вас. Inheritance можно рассматривать, как некий ...
В Канаде, как известно, два официальных языка: английский и французский. Группа молодых музыкантов из Монреаля, две девушки и пятеро парней, политкорректно дали сформированному ими в 2019 году ансамблю англоязычное название Greenhouse Ensemble , а ...
Грегори Льюис – не новое имя для нашего сайта, но, так как последние встречи с ним прошли довольно давно, имеет смысл повторить базовые факты его творческой биографии. Льюис рос в Нью-Йорке, и первыми джазовыми дисками, которые он слушал, были ...
Творческие пути-дороги американской вокалистки Гретчен Парлато и гитариста из африканского государства Бенин Лионеля Луэке частенько пересекались. Мир музыки стал наследственным даром для уроженки Лос-Анджелеса Гретчен Парлато: ее отец играл на басу ...
Музыканты со вкусом к авангардным поискам экспериментируют с разнообразными электронными звучаниями по всему миру. На сей раз представляем нашим читателям результат одного из таких экспериментов из Южной Америки, точнее – из Уругвая. Альбом Sierra ...
Канадская вокалистка из Торонто Хезер Лакхарт поет преимущественно песни собственного сочинения. В англоязычном мире такое сочетание принято называть singer-songwriter. Но у песен и манеры исполнения Хезер есть вполне четкая стилистическая ...
Финский авангардный гитарист и композитор Хейкки Руокангас (р.1987) живет и работает в городе Оулу. Надо сказать, авангардист он своеобразный, поскольку отнюдь не отвергает сложившиеся джазовые традиции и, одновременно, во многом опирается в своих ...
Аргентинский джазмен Эрнан Кассиба (р.1989), выпускник консерватории им. Мануэля де Фалья, хорошо известен прежде всего у себя в стране. Басист, композитор и аранжировщик, он участвует в многочисленных коллаборациях с отечественными и зарубежными ...