Пожалуй, американский саксофонист Кристофер МакБрайд пока еще не так известен, как его земляк и коллега по джазу басист Крисчен МакБрайд, но его новый альбом Ramon показывает, что любителям джаза пора запоминать и научиться различать оба этих имени. Кристофер родился и вырос в Чикаго, там в 2007 году впервые вышел на профессиональную сцену. В 2012 году он выпустил дебютный альбом Quatuor de Force, а уже через год перебрался в Нью-Йорк. Здесь он окунулся в бурную джазовую жизнь Большого Яблока в качестве музыканта и педагога. МакБрайд работал, в частности, с Роем Харгроувом, Джимми Хитом, Билли Престоном, участвовал в записи биг-бэндового альбома Generation Gap Orchestra, получившего Грэмми. Но вот для записи нового собственного альбома дело дошло только сейчас.
Ramon – полностью авторская работа музыканта, для записи которой он задействовал большую группу коллег по нью-йоркской сцене. По ней можно сказать, что Кристофер МакБрайд продолжает афроамериканскую линию в джазе, тесно связанную с такими иными направлениями черной музыки, как ритм-энд-блюз или хип-хоп. Стилистически его музыка близка к современному необоповому мэйнстриму. Звучание Кристофера пресса сравнивает с Кэннонболлом Оддерли, но когда я слушал стартовую пьесу альбома Lady D, то вспоминал скорее более раннего джазового гения – Чарли Паркера. Интересно, что эту очень энергичную композицию с искрометным звучанием саксофона МакБрайд посвятил своей матери. Как он сам отмечает, обычно такие вещи носят сентиментально-балладный характер, но, учитывая характер своей мамы, он решил сделать посвящение именно таким. Еще один нестандартный ход МакБрайда – это представление своего ансамбля (Welcome), которое он поставил не первым, а вторым треком альбома. Далее Кристофер совершает целое путешествие по джазовым центрам черной музыки в США. В композиции Bronx Unchained, на мой вкус, из числа лучших в альбоме, он воспевает известный черный район Нью-Йорка, родину хип-хопа, Dope (For the steppers) – это гимн родному Чикаго, а в Girl Get ‘Em отправляется в Новый Орлеан. В этом, втором на мой взгляд, пике альбома очень уместен оказался гость проекта – Кенни Бентли на тубе, как бы воскрешающий звук знаменитых уличных оркестров легендарного города.
Центральное место в альбоме заняла сюита МакБрайда из трех частей Stand Your Ground, посвященная потрясшему Америку в 2012 году убийству во Флориде 17-летнего афроамериканского подростка Трейвона Мартина человеком, действовавшим, по его словам, в целях самообороны и позднее оправданным судом присяжных. Название сюиты связано с действующим во многих штатах, включая Флориду, праве граждан на самооборону («Стой на своем»). Особенно сильно выглядит первая часть сюиты с басовым соло Ноа Джексона, словно из саундтрека фильма в жанре нуар и финальный реквием памяти погибшего.
Что сказать об альбоме в целом? Зрелый мастер, отличный саксофонист, талантливый композитор Кристофер МакБрайд: знакомьтесь!
Московский ансамбль Paraskeva возник в начале 2021 года. Летом 2022 года коллектив открыл свою дискографию альбомом Spiritual Ecology, а в мае 2023 года, совсем недавно предъявил публике свою новую работу, небольшой ЕР из трех треков с ...
Весьма любопытный проект, возникший во многом благодаря стечению обстоятельств и записанный за один присест в течение одного дня. Правда, все получилось так стремительно, потому что Рик Паркер и Эрнан Гехт знают друг друга уже давно и не раз играли ...
В свое время Чарли Хэйден посоветовал Пэту Мэтини, который часто приносил ему показать ноты своих новых, только что сочиненных, композиций, сразу записывать новые музыкальные идеи. Пэт взял этот совет на вооружение. Обычно новая композиция ...
Альт-саксофонист, композитор, литератор (автор книги Ways & Sounds , 2021) Патрик Бреннан – видная фигура на авангардной джазовой сцене Нью-Йорка вот уже в течение более, чем сорока лет. Проект s0nic 0penings был им основан еще в 1979 году, и все ...
Бруклинский лейбл 577 Records продолжает раскапывать интереснейшие архивные записи британского фри-джаза Made In Bristol. На сей раз в поле зрения издателей попал концерт, который сыграли 1 июля 1989 года в местном зале The Albert Inn трое видных ...
Когда-то, в начале 70-х годов Пол Данмолл играл прог-рок. Сегодня ветеран-саксофонист – один из столпов британского фри-джаза и свободной импровизационной музыки, связующее звено между еще действующими «отцами-основателями» и более молодыми адептами ...
По обложке альбома Wednesday Weld этого не видно, но на фотографиях 75-летний Пол Флаэрти с его длинной белоснежной бородой смотрится весьма колоритно: этакий Гэндальф с саксофоном. С этим инструментом он сроднился еще ребенком, в 10-летнем ...
Душа этого проекта – очень интересная личность. Теодор Кумарцис из греческого портового города Салоники, человек равно влюбленный в музыку и историю античной Греции, основал в своем родном городе уникальный интерактивный музей Seikilo Ancient World ...
Время звучания этого альбома – чуть меньше академического часа. Мне представляется, что одним из самых эффективных способов донести до современных школьников весь ужас понятия Холокост был бы урок с прослушиванием этого альбома и знакомством с ...
Уроженец Висконсина Пит МакКенн уже более тридцати лет является заметной фигурой джазовой жизни Нью-Йорка. Более всего этого гитариста знают, как прекрасного сайдмена, чей инструмент звучит на более, чем ста альбомах. Пит играл со множеством ...
Британский гитарный проект Пита Оксли и Николаса Мейера (он швейцарец, но уже давно живет и работает в Англии) выпускает в мае свой пятый по счету альбом Mercurial Indigo. Наши читатели уже имели удовольствие встречаться с предыдущими работами Оксли ...
Новая встреча с музыкантом, уже «светившимся» на наших страницах. Петролио – это артистический ник итальянского музыканта Энрико Черрато, под которым он выступает в 2015 года. Петролио – частый участник разнообразных фестивалей авангардной музыки, ...