Пожалуй, американский саксофонист Кристофер МакБрайд пока еще не так известен, как его земляк и коллега по джазу басист Крисчен МакБрайд, но его новый альбом Ramon показывает, что любителям джаза пора запоминать и научиться различать оба этих имени. Кристофер родился и вырос в Чикаго, там в 2007 году впервые вышел на профессиональную сцену. В 2012 году он выпустил дебютный альбом Quatuor de Force, а уже через год перебрался в Нью-Йорк. Здесь он окунулся в бурную джазовую жизнь Большого Яблока в качестве музыканта и педагога. МакБрайд работал, в частности, с Роем Харгроувом, Джимми Хитом, Билли Престоном, участвовал в записи биг-бэндового альбома Generation Gap Orchestra, получившего Грэмми. Но вот для записи нового собственного альбома дело дошло только сейчас.
Ramon – полностью авторская работа музыканта, для записи которой он задействовал большую группу коллег по нью-йоркской сцене. По ней можно сказать, что Кристофер МакБрайд продолжает афроамериканскую линию в джазе, тесно связанную с такими иными направлениями черной музыки, как ритм-энд-блюз или хип-хоп. Стилистически его музыка близка к современному необоповому мэйнстриму. Звучание Кристофера пресса сравнивает с Кэннонболлом Оддерли, но когда я слушал стартовую пьесу альбома Lady D, то вспоминал скорее более раннего джазового гения – Чарли Паркера. Интересно, что эту очень энергичную композицию с искрометным звучанием саксофона МакБрайд посвятил своей матери. Как он сам отмечает, обычно такие вещи носят сентиментально-балладный характер, но, учитывая характер своей мамы, он решил сделать посвящение именно таким. Еще один нестандартный ход МакБрайда – это представление своего ансамбля (Welcome), которое он поставил не первым, а вторым треком альбома. Далее Кристофер совершает целое путешествие по джазовым центрам черной музыки в США. В композиции Bronx Unchained, на мой вкус, из числа лучших в альбоме, он воспевает известный черный район Нью-Йорка, родину хип-хопа, Dope (For the steppers) – это гимн родному Чикаго, а в Girl Get ‘Em отправляется в Новый Орлеан. В этом, втором на мой взгляд, пике альбома очень уместен оказался гость проекта – Кенни Бентли на тубе, как бы воскрешающий звук знаменитых уличных оркестров легендарного города.
Центральное место в альбоме заняла сюита МакБрайда из трех частей Stand Your Ground, посвященная потрясшему Америку в 2012 году убийству во Флориде 17-летнего афроамериканского подростка Трейвона Мартина человеком, действовавшим, по его словам, в целях самообороны и позднее оправданным судом присяжных. Название сюиты связано с действующим во многих штатах, включая Флориду, праве граждан на самооборону («Стой на своем»). Особенно сильно выглядит первая часть сюиты с басовым соло Ноа Джексона, словно из саундтрека фильма в жанре нуар и финальный реквием памяти погибшего.
Что сказать об альбоме в целом? Зрелый мастер, отличный саксофонист, талантливый композитор Кристофер МакБрайд: знакомьтесь!
Ни разу не встречались мне у живущего в Нью-Йорке турецкого пианиста, композитора и бэнд-лидера Мехмета Али Санлыкола неинтересные альбомы. Каждая его работа несет в себе что-то неожиданное, обращаясь и к разуму, и к чувству слушателя. Не стал ...
Турецкий музыкант и композитор Мехмет Полат играет на уде – струнном родственнике лютни, широко распространенном в традиционной музыке народов всего Ближнего Востока, и в этом качестве добился больших успехов. Надо отметить, что он уделяет большое ...
Альбом Of What Remains для музыканта из Монреаля Мелиссы Пайп – это, конечно, этап. Начинала она с изучения джазового саксофона и композиции. Но постепенно Мелисса ощутила, что ей особенно интересны инструменты, которые джазовые саксофонисты ...
В творчестве американского саксофониста и композитора Мелвина Смита заметна связь с духовной музыкой. Наверняка это объясняется особенностями его биографии. Мелвин родился в Джексонвилле, Флорида, в семье где любили музыку и чтили христианские ...
Конечно, фагот в гораздо большей степени ассоциируется с академической музыкой, а не с джазом. Тем не менее, время от времени этот инструмент использовался в джазе с давних лет. Еще в 20-е годы ХХ века на нем играл иногда Фрэнк Трамбауэр, в 50-х и ...
Еще не начав слушать альбом, а только ознакомившись с его выходными данными, я сразу, по ассоциации, вспомнил легендарную Тошико Акиоши и ее биг-бэнд Toshiko Akiyoshi Jazz Orchestra. Вот, думалось, и подросла наследница традиций, «внучка» Тошико, ...
В 20-х годах прошлого века в Гарлеме были популярны так называемые house rent parties, вечеринки с музыкой, на которых королями были такие выдающиеся мастера стиля страйд-пиано, как Вилли Лайон Смит, Фэтс Уоллер, Джеймс Пи Джонсон. Думаю, если бы с ...
Емкому англоязычному понятию singer-songwriter трудно найти столь же краткий аналог на русском: «исполнитель, поющий песни собственного сочинения» - согласитесь, звучит как-то не так… Но, независимо от определения, все хорошо понимают, что за ним ...
Корни этого проекта уходят в недоброй памяти ковидный 2020 год. Тогда многие музыканты, оказавшись в вынужденном затворничестве во время локдауна, пробовали сочинять музыку, записывать ее в домашних условиях и выкладывать в Сеть. Некоторые пошли еще ...
Альбом Devotion, пятнадцатый студийный альбом в дискографии уже много лет живущей и работающей на испанском курортном острове Ибица австрийской саксофонистки и композитора Мюриэль Гроссман, знаменует ее переход под крыло американского лейбла Third ...
Долгих шесть лет продолжалась работа над этим дебютным альбомом американской вокалистки Нади Вашингтон. Уроженка Далласа, Техас, она, дочь певицы Нельды Вашингтон, с самых юных лет не представляла для себя иной карьеры, кроме певческой. Надя в ...
Основатель и руководитель лейбла Outside in Music Ник Финцер – еще и практикующий музыкант, тромбонист, бэндлидер и композитор, причем не рядовой. Он закончил два известных учебных заведения в Нью-Йорке: Eastman School of Music, а затем The ...