Турецкий музыкант и композитор Мехмет Полат играет на уде – струнном родственнике лютни, широко распространенном в традиционной музыке народов всего Ближнего Востока, и в этом качестве добился больших успехов. Надо отметить, что он уделяет большое внимание не только игре, но и совершенствованию своего инструмента. Мехмет сконструировал уд с двумя дополнительными басовыми струнами, что заметно расширило диапазон возможностей инструмента. Кроме того, он выработал специфическую технику работы левой руки, благодаря чему получил возможность играть весьма сложную и достаточно далекую от ориентальной традиции музыку. С 2007 года Полат живет и работает в Нидерландах. Именно здесь он записывал со своим квартетом и несколькими гостями проекта новый альбом Embodied Poetry, ставший уже шестым в его дискографии.
А вот для нашего сайта Embodied Poetry – приятный повод впервые познакомиться с творчеством этого музыканта. В программе альбома – 12 треков, все они сочинены Полатом и хорошо иллюстрируют его музыкальную философию. Сам он характеризует эту программу, как «калейдоскоп коротких историй выживании, росте, адаптации, самоанализе, горе, принятии, любви, радости и сострадании». Мехмет часто использует размеры, характерные для не европейской музыки, вроде 9/8 или 7/4. Мелодический фундамент многих его пьес строится на основе заимствований из музыки разных культур: индийской (титульная Embodied Poetry, Morning smiles), испанской (For growth, Groove stories), персидской (уже упомянутые выше Morning smiles и For growth). Разумеется, главный солирующий инструмент здесь – это уд, но и фортепьяно (Майк Ролофс) достойно поддерживает лидера, что особенно заметно в таких треках, как Embodied Poetry и Compassion. Никаких претензий не может быть и к ритм-группе ван Хуффелен – Хафизи. Очень удачно Полат вводит в свои композиции гостей. Трубач Гийс Левельт превратил Groove stories в самый джазовый трек программы. В Grounded together прекрасно сочетаются уд и армянский дудук (Вардан Ованисян). Слушая эту пьесу, я невольно подумал: «Дай Бог Армении и Турции такого взаимопонимания, как у Полата с Ованисяном». И совершенно особое впечатление оставила самая длинная композиция альбома, десятиминутная Four phases, где великолепен диалог двух восточных инструментов – уда и продольной флейты ней (Шукру Киртиш). Ней здесь буквально поет, а уд Полата выдает одну из самых выразительных партий в программе (вторая, на мой взгляд, -в Vulnerable gems).
Слышать, как звучит уд, мне доводилось и ранее. Самым ярким мастером игры на этом инструменте я всегда считал живущего в Германии ливанца Раби Абу Халиля. Не собираюсь заниматься некорректными сравнениями (музыка – не спорт), но после Embodied Poetry обязательно запомню еще одно имя: Мехмет Полат.
Мне не раз доводилось слушать и рецензировать музыку израильских джазовых музыкантов. В девяноста процентах случаев их карьера развивалась по одной и той же схеме: учеба и определенный успех на родине – переезд для продолжения учебы в США (чаще ...
The Pacific Jazz Group – новый проект очень многоликого музыканта по имени Дред Скотт. Пианист, продюсер, автор музыки для фильмов, театральных и хореографических постановок, обладатель солидной собственной дискографии, насчитывающей (вместе с ...
Под названием, более приличествующим какому-нибудь death metal бэнду, перед нами предстает со своим седьмым по счету альбомом Nightjar австралийский ансамбль из Сиднея со своей довольно богатой историей и своим подходом к творчеству. Что греха ...
У Тима Рэя богатая джазовая биография. Много лет он сотрудничал с Тони Бенеттом в качестве музыкального директора. Тим играл со многими известными людьми из мира джаза и поп-музыки, участвовал в более, чем ста записях. Любимый формат Рэя – трио, ...
Уроженец Портленда, Орегон Таунер Галахер увлекся музыкой в 9 лет, посмотрев то самое знаменитое шоу Эда Салливена, в котором американцы впервые увидели Beatles. Похоже, самое сильное впечатление на мальчика произвел Ринго Старр, потому что ...
Ручаюсь, вы не таким представляли себе эстонский фолк! Трио Trad.Attack! разрушает до основания все стереотипы – и с большим успехом. У этой группы, образовавшейся в 2013 году, на счету аж 29 различных музыкальных наград в своей стране и четыре ...
Новейший релиз немецкого лейбла Nemu Records, который еще только должен состояться. Название проекта полностью отражает его характер – формат ансамбля действительно квинтет, и квинтет этот действительно трансатлантический. Две его трети представляют ...
Вторая для нашего сайта встреча с вьетнамским музыкантом Три Нгуеном – и разительно непохожая на первую и по инструментарию, и по контенту, и по настроению. Альбом The Art of the Vietnamese Zither – ĐànTranh был издан ARC Music в 2019 году и ...
Примерно год назад мне уже доводилось комментировать на этих электронных страницах альбом трио Тайшона Сори Mesmerism (2022). Желающие могут найти на сайте тот текст и познакомиться с некоторыми подробностями творческой биографии весьма заметного ...
Приходят порой на сайт линки, открывающие для тебя целую неизведанную страну, обширную, с богатой историей и кипучей современностью. Так получилось и в данном случае. Российские коллективы и отдельные исполнители – не редкие у нас гости, но с ...
Джаз, настоящий полнокровный джаз из Восточной Азии. Всем рекомендую послушать Music for the River Jazz Suite: The Spirit of Love River & Mississippi River и оценить, как это делают на Тайване. Создатель альбома – басист и композитор Винсент Хсу ...
«Варианты» - так назвал свою новую работу уже знакомый нашим читателям по своим предыдущим работам гитарист из Санкт-Петербурга Виталий Овчинников. Сфера его творческих интересов, судя по этим работам (я имею ввиду альбомы Displacements (2021, в ...