Турецкий музыкант и композитор Мехмет Полат играет на уде – струнном родственнике лютни, широко распространенном в традиционной музыке народов всего Ближнего Востока, и в этом качестве добился больших успехов. Надо отметить, что он уделяет большое внимание не только игре, но и совершенствованию своего инструмента. Мехмет сконструировал уд с двумя дополнительными басовыми струнами, что заметно расширило диапазон возможностей инструмента. Кроме того, он выработал специфическую технику работы левой руки, благодаря чему получил возможность играть весьма сложную и достаточно далекую от ориентальной традиции музыку. С 2007 года Полат живет и работает в Нидерландах. Именно здесь он записывал со своим квартетом и несколькими гостями проекта новый альбом Embodied Poetry, ставший уже шестым в его дискографии.
А вот для нашего сайта Embodied Poetry – приятный повод впервые познакомиться с творчеством этого музыканта. В программе альбома – 12 треков, все они сочинены Полатом и хорошо иллюстрируют его музыкальную философию. Сам он характеризует эту программу, как «калейдоскоп коротких историй выживании, росте, адаптации, самоанализе, горе, принятии, любви, радости и сострадании». Мехмет часто использует размеры, характерные для не европейской музыки, вроде 9/8 или 7/4. Мелодический фундамент многих его пьес строится на основе заимствований из музыки разных культур: индийской (титульная Embodied Poetry, Morning smiles), испанской (For growth, Groove stories), персидской (уже упомянутые выше Morning smiles и For growth). Разумеется, главный солирующий инструмент здесь – это уд, но и фортепьяно (Майк Ролофс) достойно поддерживает лидера, что особенно заметно в таких треках, как Embodied Poetry и Compassion. Никаких претензий не может быть и к ритм-группе ван Хуффелен – Хафизи. Очень удачно Полат вводит в свои композиции гостей. Трубач Гийс Левельт превратил Groove stories в самый джазовый трек программы. В Grounded together прекрасно сочетаются уд и армянский дудук (Вардан Ованисян). Слушая эту пьесу, я невольно подумал: «Дай Бог Армении и Турции такого взаимопонимания, как у Полата с Ованисяном». И совершенно особое впечатление оставила самая длинная композиция альбома, десятиминутная Four phases, где великолепен диалог двух восточных инструментов – уда и продольной флейты ней (Шукру Киртиш). Ней здесь буквально поет, а уд Полата выдает одну из самых выразительных партий в программе (вторая, на мой взгляд, -в Vulnerable gems).
Слышать, как звучит уд, мне доводилось и ранее. Самым ярким мастером игры на этом инструменте я всегда считал живущего в Германии ливанца Раби Абу Халиля. Не собираюсь заниматься некорректными сравнениями (музыка – не спорт), но после Embodied Poetry обязательно запомню еще одно имя: Мехмет Полат.
Даже на фоне удивительно разнообразной издательской программы британского лейбла ARC Music, специализирующегося на этнической музыке со всего мира, этот релиз выделяется своей необычностью. Двойной альбом пианистки и композитора из Шри Ланки Тани ...
Американец Тед Фэлкон влюблен в бразильскую музыку, причем не вообще, а в конкретный ее вид – музыку шоро, родившуюся в ХIХ веке в бедных городских районах Рио-де-Жанейро, музыку где грусть («шоро» в перводе означает «Плач») транслируется ...
Терри Джибс – уникальная личность в джазе. Попробуйте назвать другого из ныне живущих музыкантов, который бы играл с Гиллеспи и Паркером, Томми Дорси и Бенни Гудменом, Коулменом Хокинсом и Роем Элдриджем, Вуди Херманом и Рэем Брауном, Сарой Воэн и ...
Басист из Торонто Арти Рот – заметная личность на местной джазовой сцене уже более двадцати лет. Он много и плодотворно сотрудничал в записях и концертных турах с Ричем Андерхиллом, записывался с Софи Мильман, гастролировал в разных странах с The ...
В 2003 году исполнилось сто лет со дня рождения Бикса Байдербека, первого белого музыканта, вошедшего в галерею самых великих музыкантов джаза. Его жизнь оказалась очень короткой: Бикс умер в 1931 году в возрасте всего лишь 28 лет – алкоголизм ...
The Heavy Hitters – новый джазовый коллектив, который создали старые джазовые друзья. Еще этот секстет впору назвать супер-группой – уж больно известные имена у его участников. Впрочем, все по порядку. Пианист Майк ЛеДонн и тенор-саксофонист Эрик ...
Прежде всего – не путайте этот проект и одноименный альбом с известной во второй половине 80-х –первой половине 90-х и возродившейся в 2020 году одноименной джазовой группой из Лондона. The Jazz Warriors, о которых мы говорим, - это новый проект ...
Мне не раз доводилось слушать и рецензировать музыку израильских джазовых музыкантов. В девяноста процентах случаев их карьера развивалась по одной и той же схеме: учеба и определенный успех на родине – переезд для продолжения учебы в США (чаще ...
The Pacific Jazz Group – новый проект очень многоликого музыканта по имени Дред Скотт. Пианист, продюсер, автор музыки для фильмов, театральных и хореографических постановок, обладатель солидной собственной дискографии, насчитывающей (вместе с ...
Под названием, более приличествующим какому-нибудь death metal бэнду, перед нами предстает со своим седьмым по счету альбомом Nightjar австралийский ансамбль из Сиднея со своей довольно богатой историей и своим подходом к творчеству. Что греха ...
У Тима Рэя богатая джазовая биография. Много лет он сотрудничал с Тони Бенеттом в качестве музыкального директора. Тим играл со многими известными людьми из мира джаза и поп-музыки, участвовал в более, чем ста записях. Любимый формат Рэя – трио, ...
Уроженец Портленда, Орегон Таунер Галахер увлекся музыкой в 9 лет, посмотрев то самое знаменитое шоу Эда Салливена, в котором американцы впервые увидели Beatles. Похоже, самое сильное впечатление на мальчика произвел Ринго Старр, потому что ...