В 2003 году исполнилось сто лет со дня рождения Бикса Байдербека, первого белого музыканта, вошедшего в галерею самых великих музыкантов джаза. Его жизнь оказалась очень короткой: Бикс умер в 1931 году в возрасте всего лишь 28 лет – алкоголизм подточил здоровье музыканта, а в различных составах он записывался всего лишь шесть с половиной лет. В эпоху, когда джаз был преимущественно музыкой темнокожих американцев, а среди белых увлекались этой «низкопробной» музыкой представители итальянской и еврейской диаспор. Бикс, чье настоящее имя звучало, как Леон Бисмарк Байдерберк, выходец из почтенной семьи немецкого происхождения, был во всех смыслах «белой вороной». Это не помешало ему стать выдающимся трубачом-солистом (он играл преимущественно на корнете) и подняться на уровень Луиса Армстронга по мастерству. Наследие Байдербека живо по сей день и его искусство вдохновляет и сегодня музыкантов традиционного джаза.
Музыкант-любитель и успешный бизнесмен Дуг ЛаПоста организовал в честь столетия со дня рождения Бикса коллектив The BIx Centennial All Stars, записавший альбом Celebrating Bix! – прекрасный трибьют Байдербеку. Прошло еще 20 лет. В 2023 году кларнетист и саксофонист Дэн Левинсон вместе с шефом лейбла Turtle Bay Records Скоттом Эйсеном решили не просто переиздать тот альбом-трибьют, но и существенно расширить его, превратив уже в двойной альбом – на компакт-дисках и виниле, за счет не вошедших в первый проект записей. За истекшие двадцать лет некоторых участников того проекта уже нет в живых, сам ЛаПоста умер в 2020 году, так что новое издание стало памятником не только Биксу, но и участникам того проекта.
22 трека на двух дисках – это музыка времен Байдербека, включая единственное известное его сочинение Davenport Blues, музыка, которую он играл в двадцатые годы прошлого века. Левинсон позволил себе только разложить сольные партии его корнета на три голоса: для Джона-Эрика Келсо, Рэнди Райнхарта и Рэнди Сандке. Помимо этих прекрасных музыкантов в записи участвовал цвет современного традиционного джаза: пианист Марк Шейн, басист Винс Джордано, духовики Мартинес и Робинсон, ударник Джо Аскьоне, в одном треке играл на фортепьяно Дик Хаймен. Участвовали в записи и вокалисты – Джеймс Ленгтон, Барбара Розен и The Manhattan Rhythm Kings. В двойном альбоме звучат такие хиты тех времен, как Trumbology Фрэнки Трамбауэра, Royal Garden Blues от Тhe Wolverines, Riverboat Shuffle, China Boy, Blue River и так далее. Слушатель словно окунется в атмосферу столетней давности, и, если он любит традиционный джаз, будет просто очарован ею.
(Jon-Erik Kellso, Randy Reinhart, Randy Sandke – co; Dan Barrett – tb, co; Harvey Tibbs – tb; Dan Levinson, Pete Martinez – cl, C-melody sax; Scott Robinson - cl, ts, C-melody sax; Jack Stuckey - cl, as; Dick Hyman (tk 11), Mark Shane – p; Howard Alden, Matt Munisteri – g; Greg Cohen – b; Vince Giordano – b, bass sax; Joe Ascione – dr; James Langton, Barbara Rosene, The Manhattan Rhythm Kings (Marc Kessler, Brian Nalepka and Hal Shane) – voc;)
Басист – особая фигура в джазе. В любом составе (ну, может быть, кроме свободной импровизации) он «держит» пульс ансамбля, но, с другой стороны, на сольные позиции он выходит редко, а то и вообще ограничивается своими «прямыми обязанностями». ...
Ни разу не встречались мне у живущего в Нью-Йорке турецкого пианиста, композитора и бэнд-лидера Мехмета Али Санлыкола неинтересные альбомы. Каждая его работа несет в себе что-то неожиданное, обращаясь и к разуму, и к чувству слушателя. Не стал ...
Турецкий музыкант и композитор Мехмет Полат играет на уде – струнном родственнике лютни, широко распространенном в традиционной музыке народов всего Ближнего Востока, и в этом качестве добился больших успехов. Надо отметить, что он уделяет большое ...
Альбом Of What Remains для музыканта из Монреаля Мелиссы Пайп – это, конечно, этап. Начинала она с изучения джазового саксофона и композиции. Но постепенно Мелисса ощутила, что ей особенно интересны инструменты, которые джазовые саксофонисты ...
В творчестве американского саксофониста и композитора Мелвина Смита заметна связь с духовной музыкой. Наверняка это объясняется особенностями его биографии. Мелвин родился в Джексонвилле, Флорида, в семье где любили музыку и чтили христианские ...
Конечно, фагот в гораздо большей степени ассоциируется с академической музыкой, а не с джазом. Тем не менее, время от времени этот инструмент использовался в джазе с давних лет. Еще в 20-е годы ХХ века на нем играл иногда Фрэнк Трамбауэр, в 50-х и ...
Еще не начав слушать альбом, а только ознакомившись с его выходными данными, я сразу, по ассоциации, вспомнил легендарную Тошико Акиоши и ее биг-бэнд Toshiko Akiyoshi Jazz Orchestra. Вот, думалось, и подросла наследница традиций, «внучка» Тошико, ...
В 20-х годах прошлого века в Гарлеме были популярны так называемые house rent parties, вечеринки с музыкой, на которых королями были такие выдающиеся мастера стиля страйд-пиано, как Вилли Лайон Смит, Фэтс Уоллер, Джеймс Пи Джонсон. Думаю, если бы с ...
Емкому англоязычному понятию singer-songwriter трудно найти столь же краткий аналог на русском: «исполнитель, поющий песни собственного сочинения» - согласитесь, звучит как-то не так… Но, независимо от определения, все хорошо понимают, что за ним ...
Корни этого проекта уходят в недоброй памяти ковидный 2020 год. Тогда многие музыканты, оказавшись в вынужденном затворничестве во время локдауна, пробовали сочинять музыку, записывать ее в домашних условиях и выкладывать в Сеть. Некоторые пошли еще ...
Альбом Devotion, пятнадцатый студийный альбом в дискографии уже много лет живущей и работающей на испанском курортном острове Ибица австрийской саксофонистки и композитора Мюриэль Гроссман, знаменует ее переход под крыло американского лейбла Third ...
Долгих шесть лет продолжалась работа над этим дебютным альбомом американской вокалистки Нади Вашингтон. Уроженка Далласа, Техас, она, дочь певицы Нельды Вашингтон, с самых юных лет не представляла для себя иной карьеры, кроме певческой. Надя в ...