Swell / Tokar / Kugel - For The People Of The Open Heart
23.11.2023
Польский лейбл Fundacia Sluchaj сделал достоянием широкого круга меломанов любопытнейшую запись сессии, состоявшейся в июне 2022 года в Дортмунде, где встретились американский тромбонист и флейтист Стив Свелл, украинский басист Марк Токарь и немецкий ударник Клаус Кугель. Я не знаю, играли ли они все вместе ранее, но вот ритм-группу Токарь – Кугель мне доводилось слышать не раз: они часто работают вместе и являют собой устоявшуюся и одну из сильнейших в европейском авангардном джазе ритм-группу. А вот Стива Свелла ранее мне слышать к сожалению не доводилось, хотя знаю, что это весьма известный музыкант, в молодости игравший мэйнстримс такими мастерами, как Лайонел Хэмптон и Бадди Рич, а потом увлекшийся фри-джазом и здесь поработавший с легендарными людьми – Энтони Брэкстоном, Уильямом Паркером, Сесилом Тейлором. Дискография из более, чем полусотни альбомов, престижные места в анкетах на титул «тромбонист года» - словом, очень рад, что встреча с ним, наконец, состоялась.
Впрочем, почему «с ним»? С ними! Это трио звучало так, словно они играют вместе уже лет двадцать. Блестящее взаимопонимание, яркая креативность, техническое мастерство – это относится ко всем музыкантам. В стартовой (и самой большой – более одиннадцати минут) композиции Let It Grow Свелл сразу показал, почему его считают таким сильным тромбонистом. В Clarion Encounter продолжительное и изобретательное соло продемонстрировал Кугель, после чего к нему с энтузиазмом присоединились партнеры. В Tone Detective с его тихим, почти неслышимым вначале звучанием тромбона, которое, по мере развития пьесы, становилось все мощнее и увереннее при активном ассисте контрабаса, действительно можно усмотреть некий детективный сюжет. В единственной в программе авторской пьесе Child’s Play ее создатель Стив Свелл обнаружил необычайную лиричность. Запомнилась и композиция Other Worlds, где вначале солирует истеричная флейта, затем к ней на помощь спешит не менее нервный тромбон – и все это под энергичный ритм ударных, а в конце вас ждет соло от Марка Токаря: на мой взгляд, это одна из лучших вещей в программе. Правда, конкуренцию ей вполне может составить титульная For The People Of The Open Heart, где запомнился неторопливый диалог тромбона и контрабаса в первой части композиции.
Мне кажется, эта запись способна обаять даже человека, равнодушного к авангардному джазу. Здесь нет каких-то ультра радикальных крайностей, здесь есть высокий профессионализм и безграничная фантазия музыкантов – стоит услышать!
Эти коллективы – почти ровесники: джазовое LRK Trio образовалось в 2015 году, а академический OpensoundOrchestra появился в 2018-м. За прошедшее, достаточно небольшое, время оба ансамбля громко заявили о себе. LRK Trio превратилось в один из самых ...
Итальянская скрипачка Лодовика Бартоне родилась в городе Удине на северо-востоке Италии, в области Фриули, где даже говорят на особом, фриуланском диалекте итальянского языка. Она начинала в качестве скрипачки академического стиля, выступала с ...
Дебютный альбом альт-саксофонистки и композитора из Чикаго Мэдди Воглер While We Have Time оставляет приятное впечатление. Это работа зрелого и искушенного музыканта, который знает себе цену. Мэдди заканчивала Университет Иллинойса, а сейчас, помимо ...
Ансамбль Madre Vaca основали в 2005 году четверо друзей-тинейджеров в Джексонвилле, Флорида: ударник Бенджамин Шорстайн, звукоинженер ЖанКарло Мендес, гитарист Джарет Картер и пианист Джона Пьер. Их творческий союз продолжается до настоящего ...
Нидерландский гитарист Марк ван Вугт должен быть памятен нашим читателям и по работе в дуэте Vandoorn, и по совместным альбомам с Инеке ван Доорн уже вне рамок этого проекта и, наконец, по недавнему альбому The Lonely Coyote (2022), закрепившему за ...
Басиста Марчелло Себастьяни можно отнести к ветеранам итальянской джазовой сцены, он родился еще в 1955 году. Начинал он с игры на бас-гитаре в различных рок-группах, преимущественно в сфере прог-рока. Но уже в начале 70-х годов Себастьяни обратился ...
Увы, в полном объеме оценить прелесть проекта бразильского гитариста и композитора Марко Антониу Сантуша About: Silence мы не сможем. Дело в том, что музыка – не единственная, хотя и важная составляющая этой работы, задуманной Марко как симбиоз ...
Трудно найти в российском джазе другой коллектив, открывший и уютно обустроивший для себя нишу, в которой он уже почти четверть века не знает конкурентов. И дело не только в стилистике на плодородном поле между джазом и академической музыкой: наряду ...
Большинство певиц-дебютанток, чьи первые альбомы мне доводилось обозревать для « Jazz -Квадрата», как правило, демонстрируют джаз и «еще что-то». Это «что-то» может быть музыкой соул, фолком, ритм-энд-блюзом, поп-музыкой и так далее. Джаз в «чистом» ...
Как мы обычно представляем себе исполнение госпел или спиричуэллс? Мы предполагаем, что это вокальное исполнение, а исполнитель – мужчина или женщина афроамериканского происхождения. Альбом Gospel Piano разрушит эти стереотипы. Исполнитель в данном ...
Ни одного из участников этого проекта, включая его создателя Марка Ортвейна, я ранее не слышал. И как же приятно удивила эта большая группа незнакомцев! It Was Time, дебютный альбом Ортвейна наглядно демонстрирует, как много креативных идей может ...
Британского авангардного ударника Марка Сандерса доводилось неоднократно слушать (и рассказывать об этом нашим читателям) в самых разных составах с разными конфигурациями, но ни разу - в качестве лидера. Неудивительно: CollapseUncollapse: Time in ...