Swell / Tokar / Kugel - For The People Of The Open Heart
23.11.2023
Польский лейбл Fundacia Sluchaj сделал достоянием широкого круга меломанов любопытнейшую запись сессии, состоявшейся в июне 2022 года в Дортмунде, где встретились американский тромбонист и флейтист Стив Свелл, украинский басист Марк Токарь и немецкий ударник Клаус Кугель. Я не знаю, играли ли они все вместе ранее, но вот ритм-группу Токарь – Кугель мне доводилось слышать не раз: они часто работают вместе и являют собой устоявшуюся и одну из сильнейших в европейском авангардном джазе ритм-группу. А вот Стива Свелла ранее мне слышать к сожалению не доводилось, хотя знаю, что это весьма известный музыкант, в молодости игравший мэйнстримс такими мастерами, как Лайонел Хэмптон и Бадди Рич, а потом увлекшийся фри-джазом и здесь поработавший с легендарными людьми – Энтони Брэкстоном, Уильямом Паркером, Сесилом Тейлором. Дискография из более, чем полусотни альбомов, престижные места в анкетах на титул «тромбонист года» - словом, очень рад, что встреча с ним, наконец, состоялась.
Впрочем, почему «с ним»? С ними! Это трио звучало так, словно они играют вместе уже лет двадцать. Блестящее взаимопонимание, яркая креативность, техническое мастерство – это относится ко всем музыкантам. В стартовой (и самой большой – более одиннадцати минут) композиции Let It Grow Свелл сразу показал, почему его считают таким сильным тромбонистом. В Clarion Encounter продолжительное и изобретательное соло продемонстрировал Кугель, после чего к нему с энтузиазмом присоединились партнеры. В Tone Detective с его тихим, почти неслышимым вначале звучанием тромбона, которое, по мере развития пьесы, становилось все мощнее и увереннее при активном ассисте контрабаса, действительно можно усмотреть некий детективный сюжет. В единственной в программе авторской пьесе Child’s Play ее создатель Стив Свелл обнаружил необычайную лиричность. Запомнилась и композиция Other Worlds, где вначале солирует истеричная флейта, затем к ней на помощь спешит не менее нервный тромбон – и все это под энергичный ритм ударных, а в конце вас ждет соло от Марка Токаря: на мой взгляд, это одна из лучших вещей в программе. Правда, конкуренцию ей вполне может составить титульная For The People Of The Open Heart, где запомнился неторопливый диалог тромбона и контрабаса в первой части композиции.
Мне кажется, эта запись способна обаять даже человека, равнодушного к авангардному джазу. Здесь нет каких-то ультра радикальных крайностей, здесь есть высокий профессионализм и безграничная фантазия музыкантов – стоит услышать!
Слушая каждый новый альбом басиста и композитора из Чикаго Мэтта Юлери (а мы представляли нашим читателям уже немало его работ), приблизительно представляешь, что тебя ожидает под новой обложкой. Мэтт уже давно занял облюбованную им творческую нишу ...
Басист – особая фигура в джазе. В любом составе (ну, может быть, кроме свободной импровизации) он «держит» пульс ансамбля, но, с другой стороны, на сольные позиции он выходит редко, а то и вообще ограничивается своими «прямыми обязанностями». ...
Ни разу не встречались мне у живущего в Нью-Йорке турецкого пианиста, композитора и бэнд-лидера Мехмета Али Санлыкола неинтересные альбомы. Каждая его работа несет в себе что-то неожиданное, обращаясь и к разуму, и к чувству слушателя. Не стал ...
Турецкий музыкант и композитор Мехмет Полат играет на уде – струнном родственнике лютни, широко распространенном в традиционной музыке народов всего Ближнего Востока, и в этом качестве добился больших успехов. Надо отметить, что он уделяет большое ...
Альбом Of What Remains для музыканта из Монреаля Мелиссы Пайп – это, конечно, этап. Начинала она с изучения джазового саксофона и композиции. Но постепенно Мелисса ощутила, что ей особенно интересны инструменты, которые джазовые саксофонисты ...
В творчестве американского саксофониста и композитора Мелвина Смита заметна связь с духовной музыкой. Наверняка это объясняется особенностями его биографии. Мелвин родился в Джексонвилле, Флорида, в семье где любили музыку и чтили христианские ...
Конечно, фагот в гораздо большей степени ассоциируется с академической музыкой, а не с джазом. Тем не менее, время от времени этот инструмент использовался в джазе с давних лет. Еще в 20-е годы ХХ века на нем играл иногда Фрэнк Трамбауэр, в 50-х и ...
Еще не начав слушать альбом, а только ознакомившись с его выходными данными, я сразу, по ассоциации, вспомнил легендарную Тошико Акиоши и ее биг-бэнд Toshiko Akiyoshi Jazz Orchestra. Вот, думалось, и подросла наследница традиций, «внучка» Тошико, ...
В 20-х годах прошлого века в Гарлеме были популярны так называемые house rent parties, вечеринки с музыкой, на которых королями были такие выдающиеся мастера стиля страйд-пиано, как Вилли Лайон Смит, Фэтс Уоллер, Джеймс Пи Джонсон. Думаю, если бы с ...
Емкому англоязычному понятию singer-songwriter трудно найти столь же краткий аналог на русском: «исполнитель, поющий песни собственного сочинения» - согласитесь, звучит как-то не так… Но, независимо от определения, все хорошо понимают, что за ним ...
Корни этого проекта уходят в недоброй памяти ковидный 2020 год. Тогда многие музыканты, оказавшись в вынужденном затворничестве во время локдауна, пробовали сочинять музыку, записывать ее в домашних условиях и выкладывать в Сеть. Некоторые пошли еще ...
Альбом Devotion, пятнадцатый студийный альбом в дискографии уже много лет живущей и работающей на испанском курортном острове Ибица австрийской саксофонистки и композитора Мюриэль Гроссман, знаменует ее переход под крыло американского лейбла Third ...