Swell / Tokar / Kugel - For The People Of The Open Heart
23.11.2023
Польский лейбл Fundacia Sluchaj сделал достоянием широкого круга меломанов любопытнейшую запись сессии, состоявшейся в июне 2022 года в Дортмунде, где встретились американский тромбонист и флейтист Стив Свелл, украинский басист Марк Токарь и немецкий ударник Клаус Кугель. Я не знаю, играли ли они все вместе ранее, но вот ритм-группу Токарь – Кугель мне доводилось слышать не раз: они часто работают вместе и являют собой устоявшуюся и одну из сильнейших в европейском авангардном джазе ритм-группу. А вот Стива Свелла ранее мне слышать к сожалению не доводилось, хотя знаю, что это весьма известный музыкант, в молодости игравший мэйнстримс такими мастерами, как Лайонел Хэмптон и Бадди Рич, а потом увлекшийся фри-джазом и здесь поработавший с легендарными людьми – Энтони Брэкстоном, Уильямом Паркером, Сесилом Тейлором. Дискография из более, чем полусотни альбомов, престижные места в анкетах на титул «тромбонист года» - словом, очень рад, что встреча с ним, наконец, состоялась.
Впрочем, почему «с ним»? С ними! Это трио звучало так, словно они играют вместе уже лет двадцать. Блестящее взаимопонимание, яркая креативность, техническое мастерство – это относится ко всем музыкантам. В стартовой (и самой большой – более одиннадцати минут) композиции Let It Grow Свелл сразу показал, почему его считают таким сильным тромбонистом. В Clarion Encounter продолжительное и изобретательное соло продемонстрировал Кугель, после чего к нему с энтузиазмом присоединились партнеры. В Tone Detective с его тихим, почти неслышимым вначале звучанием тромбона, которое, по мере развития пьесы, становилось все мощнее и увереннее при активном ассисте контрабаса, действительно можно усмотреть некий детективный сюжет. В единственной в программе авторской пьесе Child’s Play ее создатель Стив Свелл обнаружил необычайную лиричность. Запомнилась и композиция Other Worlds, где вначале солирует истеричная флейта, затем к ней на помощь спешит не менее нервный тромбон – и все это под энергичный ритм ударных, а в конце вас ждет соло от Марка Токаря: на мой взгляд, это одна из лучших вещей в программе. Правда, конкуренцию ей вполне может составить титульная For The People Of The Open Heart, где запомнился неторопливый диалог тромбона и контрабаса в первой части композиции.
Мне кажется, эта запись способна обаять даже человека, равнодушного к авангардному джазу. Здесь нет каких-то ультра радикальных крайностей, здесь есть высокий профессионализм и безграничная фантазия музыкантов – стоит услышать!
Комментировать этот проект датского саксофониста и композитора Бенджамина Коппеля необходимо, начиная издалека, вспоминая времена Второй мировой войны. На земле, где я живу, в Беларуси, она оставила особо страшный след. Оккупационный нацистский ...
Американец Майкл Лиг в 2004 году основал группу Snarky Puppy, англичанин Билл Лоренс – ее участник с самого первого альбома. Дружат они уже много лет, с того времени, когда студент из Университета Северного Техаса Лиг, путешествуя по Англии, ...
Не раз и в самых различных конфигурациях доводилось мне слушать отменного ударника Брайана Блэйда. Последний такой случай представился меньше недели назад: альбом Perspective , где американская ритм-группа Скотт Колли – Брайан Блэйд (на мой вкус, ...
У кельтов, живущих по противоположным берегам Ирландского моря, много общего в культуре. История Уэльса и Ирландии развивалась по-разному, но общие культурные корни при этом никуда не исчезли, просто порой они запрятаны очень глубоко. Совместный ...
Скоро уже три года, как его нет с нами, а мне все трудно свыкнуться с этой мыслью… У меня особое отношение к этому музыканту. Прошу прощения у читателей за то, что отнимаю у них время этими несколькими строками личных воспоминаний. Чик Кориа был тем ...
Обложка нового альбома Криса Поттера радует яркими и сочными красками, подобными голосу его саксофона. В своем фирменном стиле Крис играет очень длинными нотами, щедро декорируя звук орнаментикой и другими украшениями. Один из лучших, если не ...
Давненько я не слышал Криса Спида. А когда-то, в конце 90-х, я больше всего любил музыку нью-йоркского даунтауна, а в ней – продукцию продвигавшего эту музыку лейбла Knitting Factory Records, а уж в каталоге Knitting Factory особенно выделял работы ...
Пожалуй, американский саксофонист Кристофер МакБрайд пока еще не так известен, как его земляк и коллега по джазу басист Крисчен МакБрайд, но его новый альбом Ramon показывает, что любителям джаза пора запоминать и научиться различать оба этих имени. ...
Не первый год с неослабевающим интересом мы следим за творческим путем необычного итальянского ансамбля Claudio Scolari Project, состоящего из двух пар родственников: отца и сына Сколари и братьев Кавалька. Необычен он отнюдь не только «семейным» ...
Для людей моего и, как минимум, для двух последующих поколений название, помещенное на обложке нового ЕР от Compassionizer, является информацией избыточной: вариация на тему одной из самых знаменитых в мире пластиночных обложек и так ясно указывает, ...
Если театр начинается с вешалки, то альбом, естественно, - с обложки. Выполнил ее, как и все предыдущие у Compassionizer , Вячеслав Потапов, которого вполне можно считать полноправным участником этого проекта питерского музыканта и композитора Ивана ...
Любой релиз такого уважаемого в мире этнической музыки лейбла, как Smithsonian Folkways Recordings, автоматически привлекает внимание. В данном же случае интерес усиливает возможность познакомиться с боснийской музыкой севдах в исполнении одного из ...