Каждый год в дни Рош-Хашана, иудейского Нового года, обычноэто бывает в сентябре, в синагогах всего мира трубят в особый рог — шофар,символизируя, что Господь приступил к оценке деяний людских в прошедшемгоду и определению их судеб на год будущий. Именно этот момент запечатленна обложке CD "Psycho-Semitic". И можно было бы предположить,что здесь записана еврейская религиозная музыка, если бы не странная деталь,придающая всему изображению характер несколько сюрреалистический. Во лбусвященнослужителя вмонтирован третий глаз, сообщая ему сходство с некимбогом из индуистского или буддистского пантеона.
Этот фантастический коллаж словно предупреждает: глубокаятрадиционность здесь невероятным образом соединена с самым изощренным авангардом.И сотворен этот синтез пятеркой музыкантов, назвавших себя "HasidicNew Wave". Лидеры квинтета,
они же сопродюсеры проекта, — это саксофонист Грег Уолл(Greg Wall) и трубач Фрэнк Лондон (Frank London). Они чаще всего солируютв пьесах альбома, и не зря их имена вынесены на обложку. А вот авторствокомпозиций музыканты друг с другом поделили, так что гитарист Дэвид Фьючински(David Fiuczinski), басист Фима Эфрон (Fima Ephron) и барабанщик АаронАлександер (Aaron Alexander) представлены также весьма достойно.
Проект нью-йоркской пятерки оставляет очень сильное иочень цельное впечатление. Чаще всего музыканты берут традиционную мелодию— свадебную, хасидскую застольную (в композиции "Men Trinkt Mashke/PeopleDrink Whiskey" — и на идиш, и на английском это приблизительно эквивалентнорусскому "Люди пьют водку") или религиозный мотив ( в композиции"Transcendence / U'Mipney Khata'Eynu" — из репертуара почтенногокантора Розенблатта) и интенсивно импровизируют на избранную тему во фри-джазовомили джаз-роковом духе, как, к примеру, в жесткой, динамичной пьесе "Ve— Samakhto Dub", на мой взгляд, лучшей на диске. А в заключительной"Men Trinkt..." музыканты пускаются и в вокальную импровизацию,имитируя не слишком стройное пение собравшихся за бутылкой, а затем переходящихк танцу хасидов. Фьючински широко использует уа-уа и другие электронныеэффекты на гитаре, Лондон и Уолл очень изящно то сдваивают, то разводятлинии своих духовых инструментов. Пожалуй, экстраординарной техникой вансамбле не выделяется никто, но вместе "Hasidic New Wave" играютпросто здорово.
А вместо заключения приведу две очень эффектные цитатыиз американской прессы по поводу этого альбома. "Hasidic New Wave"женят хасидскую свадебную музыку на авангардном джазе" ("EntertainmentWeekly"). "Сан Ра встречается с Джими Хендриксом на еврейскойсвадьбе" ("CMJ New Music Report"). Я бы сказал, возможно,чуть иначе. И Сан Ра, и Хендрикс, а иногда и Орнетт Коулмэн посещают нетолько свадьбу, а совершают значительно более обширную экскурсию в миреврейской традиции, и, право, стоит последовать за ними в этом путешествии,творчески весьма убедительном.
℗ ( с ) 1998 Knitting Factory Records
15 tks/56 mins
Уверен, что для большинства любителей джазовой музыкина пост-советском пространстве понятия "Китай" и "джаз" пересекались лишь в связи с шанхайским периодом деятельности оркестра Олега Лундстрема. И вот первая (для автора этих строк) встреча с ...
Если вы питаете слабость к свободной импровизационной музыке, то, возможно, вас заинтересует этот диск. Конечно, это не фри–джаз начала 60–х, а скорее, продукт его эволюции за истекшие сорок лет. А так как эволюционировали за эти годы и ...
Это очень хороший альбом со спокойной, качественной и красивой музыкой,записанный настоящими мастерами своего дела, известными в джазовом мире достаточно давно и широко. Но недаром, характеризуя общее настроение альбома, на первое место я поставил ...
На диске написано: "Фил Минтон — вокал соло". В уголке мелкими буквами добавлено: "Новая музыка / (большей частью) свободная импровизация". Ну, думалось перед прослушиванием, свободная, так свободная — мало ли мы их, различных, слышали. Как ...
Итак, похоже, я могу теперь считать себя полноправным музыкальным обозревателем журнала "JAZZ-квадрат"! Ведь когда тебе доверяют прорецензировать альбом с эйсид-джазом, это можно сравнить со своего рода обрядом инициации, посвящения в настоящие ...
Один из самых знаменитых джазовых лейблов представляет нам CD с архивными записями одного из виднейших тенористов хард–бопа — Бенни Голсона. Здесь перезаписаны на "цифру" материалы двух сессий сорокалетней давности, ноября и декабря 1958 года, ...
Пианист, вокалист и руководитель классического свингового бэнда Бобби Шорт сделал эту программу в честь тридцатилетия выступлений своего оркестра в нью-йоркском "Cafe Carlyle". Его коллектив представляет собой биг-бэнд в миниатюре — три саксофона, ...
Вынужден просто развести руками: я, не слишком горячий поклонник незатейливой, выдержанной в суровой мейнстримовской действительности музыки, в данном случае от прослушивания альбома Ирвина Стокса получил массу удовольствия. Показательно, что это ...
Певец Эрл Гэйнс — "человек из раньшего времени", как любил выражаться незабвенный Михаил Самуэлевич Паниковский. Его первый "золотой" хит "ItТs Love Baby (24 Hours A Day)" появился, страшно подумать, еще в 1955 г. С тех пор Эрл знавал всякие ...
В джазе нет другого инструмента, кроме "Хэммонд"В-3, органа, обладающего таким же мощным, сочным и в то же время нежным звучанием. Вдоволь "накушавшись" синтезаторов, и музыканты, и публика опять начинают возвращаться к первому настоящему ...
6 компакт-дисков составляют альбом, записанный за три вечера в клубе "The Blue Note". Эти концерты были первыми публичными выступлениями нового акустического комбо Чика Кориа. Сам лидер первоначально предполагал использовать клубные пленки только ...
Хуан Карлос Куинтеро описывает на данном альбоме свой путь домой. Буквально с первых тактов становится понятно, что дом музыканта лежит где-то в тех областях, в которых латиноамериканская музыка занимает главенствующее положение, будто старейшина ...