Гитарист Джим Холл — живая джазовая легенда, человек, активно работающий в джазе пятый десяток лет, долго сотрудничавший с Эллой Фитцджеральд, Полом Дезмондом, Сонни Роллинзом. Удивительным образом особо продуктивно Холл начал концертировать и записываться после того, как ему исполнилось 60 лет (9 новых альбомов с 1991 года).
Очередной диск Холла можно без сомнения отнести к жанру «джазовая баллада». Оркестровые партитуры выписаны столь тщательно, что их можно было бы назвать коммерческими, если бы не совершенно необычный состав выбранных инструментов. Струнная группа состоит из шести скрипок и шести виолончелей. Группа духовых выглядит совсем экзотично: один флюгельгорн, две трубы, один французский рожок, два тромбона и одна туба. Кроме того, на диске в качестве гостей присутствуют саксофонисты Джо Ловано (Joe Lovano) и Грэг Осби (Greg Osby), гитарист Пэт Метени (Pat Metheny), трубач Том Харелл (Tom Harrell) и вокальная группа "The New York Voices".
Звучания, которые создает Холл, выверенные, но далеко не сладкие. Много неожиданных жестких и «вкусных» диссонансов, необычных тембровых сочетаний, полифонии. Чувствуется рука мастера, досконально знающего не только джазовые стандарты, но и классическую оркестровку, возможности инструментов и каноны академической музыки. Одна из важнейших ролей почти во всех композициях принадлежит гитаре, что вполне понятно. Совершенно неожиданную краску внесли в композиции великолепные голоса "The New York Voices", которые аранжировщик тоже использует не совсем обычно: вокальные партии выписаны скорее как инструментальные.
Композиции для программы выбраны по определенному принципу. Как правило, это пьесы, в создании или в первой записи которых Джим Холл каким-либо образом принимал участие. Это вещи Монка, Дезмонда, Билла Эванса. Собственных композиций Холла всего лишь две, но они чуть ли не самые интересные в программе. Исключительно интересна пьеса «Джанго» Джона Льюиса, в которой полифонический дуэт акустических гитар Холла и Метени сопровождает пиццикато струнных. Буквально для каждой пьесы Холл нашел какую-то изюминку.
Отдельно стоило бы сказать о техническом исполнении проекта. Что касается звукового баланса, глубины, ревербераций, тщательности передачи тембров — даже на фоне современных «вылизанных» записей альбом выделяется совершенством. Особенно если учесть, что состав инструментов для записи выбран крайне сложный. Эту программу стоило бы рекомендовать на композиторском отделении консерватории в качестве учебного пособия.
Весь альбом построен на тотальных ассоциациях и не менее тотальной импульсивности высказывания, спонтанной импровизации. Как это надоело! Хотя и с громадным уважением отношусь ко всем таким музыкантам, многих из которых знаю лично и давно. Несмотря ...
С искрометными ритмами "Gypsy Rain" ("Цыганского дождя") эта музыка втекает в дом и, похватывая тебя, закруживает в танце целительных мелодий. В ней и страсть, и потаенная печаль одинокого сердца, и не вызванная ничем радость жизни. Просто жизнь, ...
Фортепианное трио — неувядающий, популярнейший до сихпор состав в джазе. Американский пианист Боб Деген — очередной, но далеконе последний мастер своего инструмента, старающийся выразить себя в этойдостаточно традиционной, но скрывающей так много ...
В свое время Модест Мусоргский под впечатлением работхудожника Гартмана создал цикл музыкальных пьес под названием "Картинки с выставки", которые вошли в золотой фонд музыкальной классики. Относительно недавно на рихтеровском фестивале "Декабрьские ...
Ой, давненько уж не попадался в руки такой живой, непосредственный, задорный, молодой и в то же время традиционный, коренной "черный"блюз. Крис Томас Кинг, 29–летний сын знаменитого блюзмена из Луизианы ТэббиТомаса (Tabby Thomas) придает ...
Говоря по существу, данную программу в качестве джазовой рассматривать если вообще нельзя, то во всяком случае — сложно. И хотя многие темы Барта Бахараха время от времени и используются джазменами в качестве основ для импровизаций, совместная ...
Для многих творческих людей из британских доминионов путьк международному успеху можно изобразить, перефразируя Михал Михалыча Жванецкого :нужно "окончить", скажем, Новую Зеландию, затем "поступить"в Англию, "закончить" ее, "поступить" в США и там ...
Альбом Питера Фэнда, название которого означает «Посвящение», представляет собой редкостный экземпляр медитативной музыки. Музыкант играетна kora. Эта древняя, очень своеобразно звучащая двадцатиоднострунная (!)лютня пришла к нам из Западной Африки. ...
Знаете, я слышал традиционный джаз в самых разнообразнейших аранжировках и исполнениях и как-то привык, что ничего нового никому там сказать уже не удастся. К счастью, я ошибался. Самое забавное как раз заключается в том, что и музыка, и песенный ...
Интереснейший альбом, название которого, на мой взгляд, точнее бы отражалоего суть в таком виде: "Visions Of Music. World + Jazz". Слушательне найдет здесь обзора того, как играют, скажем, джазовый мейнстрим, традициюили авангард в Нью-Йорке, Москве ...
Вам наверняка знакома такая ситуация: случайно попавшийв руки журнал — то ли в вокзальном зале ожидания, то ли в захолустной библиотекезаштатного дома отдыха. А в журнале — интереснейшая проза, захватывающая,умная, но... опубликованная ...
Не знаю, как оценивает прошедший год сам Вячеслав Горский, но, глядясо стороны, нельзя не признать его весьма урожайным в творческом плане.Во всяком случае, те планы, которыми делился музыкант в своем интервью"Jazz–квадрату" (см. #8/98), в ...