Гитарист Джим Холл — живая джазовая легенда, человек, активно работающий в джазе пятый десяток лет, долго сотрудничавший с Эллой Фитцджеральд, Полом Дезмондом, Сонни Роллинзом. Удивительным образом особо продуктивно Холл начал концертировать и записываться после того, как ему исполнилось 60 лет (9 новых альбомов с 1991 года).
Очередной диск Холла можно без сомнения отнести к жанру «джазовая баллада». Оркестровые партитуры выписаны столь тщательно, что их можно было бы назвать коммерческими, если бы не совершенно необычный состав выбранных инструментов. Струнная группа состоит из шести скрипок и шести виолончелей. Группа духовых выглядит совсем экзотично: один флюгельгорн, две трубы, один французский рожок, два тромбона и одна туба. Кроме того, на диске в качестве гостей присутствуют саксофонисты Джо Ловано (Joe Lovano) и Грэг Осби (Greg Osby), гитарист Пэт Метени (Pat Metheny), трубач Том Харелл (Tom Harrell) и вокальная группа "The New York Voices".
Звучания, которые создает Холл, выверенные, но далеко не сладкие. Много неожиданных жестких и «вкусных» диссонансов, необычных тембровых сочетаний, полифонии. Чувствуется рука мастера, досконально знающего не только джазовые стандарты, но и классическую оркестровку, возможности инструментов и каноны академической музыки. Одна из важнейших ролей почти во всех композициях принадлежит гитаре, что вполне понятно. Совершенно неожиданную краску внесли в композиции великолепные голоса "The New York Voices", которые аранжировщик тоже использует не совсем обычно: вокальные партии выписаны скорее как инструментальные.
Композиции для программы выбраны по определенному принципу. Как правило, это пьесы, в создании или в первой записи которых Джим Холл каким-либо образом принимал участие. Это вещи Монка, Дезмонда, Билла Эванса. Собственных композиций Холла всего лишь две, но они чуть ли не самые интересные в программе. Исключительно интересна пьеса «Джанго» Джона Льюиса, в которой полифонический дуэт акустических гитар Холла и Метени сопровождает пиццикато струнных. Буквально для каждой пьесы Холл нашел какую-то изюминку.
Отдельно стоило бы сказать о техническом исполнении проекта. Что касается звукового баланса, глубины, ревербераций, тщательности передачи тембров — даже на фоне современных «вылизанных» записей альбом выделяется совершенством. Особенно если учесть, что состав инструментов для записи выбран крайне сложный. Эту программу стоило бы рекомендовать на композиторском отделении консерватории в качестве учебного пособия.
Первый «сольник» принято компоновать фифти-фифти: половина джаз-стандартов, которые всегда на слуху, половина корректно исполненных собственных произведений. В итоге получается этакая «рубашка» авторского творчества размер-в-размер с рукавами ...
Господа, со всей ответственностью заявляю, что абсолютное большинство из вас и не подозревает, КАК может звучать саксофонный квартет. Впрочем, и я не подозревал до того момента, как поставил этот диск в проигрыватель.Если вы думаете, что я ...
Знаете, иногда становится жаль, что на компакт-диск вмещается так много(!) композиций. Для некоторых исполнителей такая возможность идет явно во вред. Тридцать-сорок минут для их музыки было бы совершенно достаточно, хотя... это смотря для чего ...
На дворе осень. Не за горами и зима, а с нею — и рождественские праздники, которые мы, в Минске, благодаря законам, принятым в первые годы независимости, имеем возможность отмечать дважды — и по католически-протестантскому, и по ...
Представьте себе филармонический зал: чинная публика,неспешные разговоры, занавес, программки. В них написано: вечер французскогоимпрессионизма, композитор Эрик Сати, исполняет французское же трио — пианистЖак Лузье, контрабасист Бенуа Дюнойе де ...
Мемуары всегда интересны. Интересны в первую очередь индивидуальным, неканоническим отношением автора к событиям и людям, о которых он говорит.Понятно, что и автор должен быть личностью яркой, много повидавшей и способнойподелиться своими ...
Есть особое удовольствие в том, чтобы слушать давно сложившийся джазовый коллектив. Тогда та самая "круговая порука", которую Уиллис Коновер определял как сущность джаза, обретает наиболее осмысленный и привлекательный характер. И потом, в нашей ...
Иногда, слушая музыку, бывает абсолютно невозможно "въехать"в нее с первого раза, как ни старайся. Причем тот факт, что вещь сама по себе классная, сомнений не вызывает, но своеобразная форма, или, если вам угодно, ее отсутствие, не позволяет ...
Круглолицый, здоровенный, добродушнейшего вида негр смножеством мелких косичек и серьгами в ушах, Майкл Хилл обладает мощнейшим голосом, с которым, кажется, можно вполне обойтись и без микрофона. В немнет даже намека на слащавость, он перекрикивает ...
"Yara" — уже десятый альбом знаменитого арабского композитораи исполнителя Раби Абу–Халиля, изданный недавно известной немецкой студией"Enja Records". На самом деле, это саундтрек к совместному турецко–германскомуфильму с таким же названием. Его ...
Несколько странно видеть этот альбом в каталоге техасского блюзового лейбла Antone's Records. Дело в том, что к блюзу он имеет достаточно косвенное отношение, а вот к ритм-энд-блюзу и музыке соул – самое прямое. Сил Джонсон (его настоящее имя ...
Если новый московский джазовый лейбл "Bohema Musik" задался целью художественно обогатить музыкальное пространство СНГ, то ему это вполне удается. "Live In Norway" (вероятно, в продолжение темы диска Аркадия Шилклопера "Live In Grenoble" либо шире — ...