Гитарист Джим Холл — живая джазовая легенда, человек, активно работающий в джазе пятый десяток лет, долго сотрудничавший с Эллой Фитцджеральд, Полом Дезмондом, Сонни Роллинзом. Удивительным образом особо продуктивно Холл начал концертировать и записываться после того, как ему исполнилось 60 лет (9 новых альбомов с 1991 года).
Очередной диск Холла можно без сомнения отнести к жанру «джазовая баллада». Оркестровые партитуры выписаны столь тщательно, что их можно было бы назвать коммерческими, если бы не совершенно необычный состав выбранных инструментов. Струнная группа состоит из шести скрипок и шести виолончелей. Группа духовых выглядит совсем экзотично: один флюгельгорн, две трубы, один французский рожок, два тромбона и одна туба. Кроме того, на диске в качестве гостей присутствуют саксофонисты Джо Ловано (Joe Lovano) и Грэг Осби (Greg Osby), гитарист Пэт Метени (Pat Metheny), трубач Том Харелл (Tom Harrell) и вокальная группа "The New York Voices".
Звучания, которые создает Холл, выверенные, но далеко не сладкие. Много неожиданных жестких и «вкусных» диссонансов, необычных тембровых сочетаний, полифонии. Чувствуется рука мастера, досконально знающего не только джазовые стандарты, но и классическую оркестровку, возможности инструментов и каноны академической музыки. Одна из важнейших ролей почти во всех композициях принадлежит гитаре, что вполне понятно. Совершенно неожиданную краску внесли в композиции великолепные голоса "The New York Voices", которые аранжировщик тоже использует не совсем обычно: вокальные партии выписаны скорее как инструментальные.
Композиции для программы выбраны по определенному принципу. Как правило, это пьесы, в создании или в первой записи которых Джим Холл каким-либо образом принимал участие. Это вещи Монка, Дезмонда, Билла Эванса. Собственных композиций Холла всего лишь две, но они чуть ли не самые интересные в программе. Исключительно интересна пьеса «Джанго» Джона Льюиса, в которой полифонический дуэт акустических гитар Холла и Метени сопровождает пиццикато струнных. Буквально для каждой пьесы Холл нашел какую-то изюминку.
Отдельно стоило бы сказать о техническом исполнении проекта. Что касается звукового баланса, глубины, ревербераций, тщательности передачи тембров — даже на фоне современных «вылизанных» записей альбом выделяется совершенством. Особенно если учесть, что состав инструментов для записи выбран крайне сложный. Эту программу стоило бы рекомендовать на композиторском отделении консерватории в качестве учебного пособия.
Если вы питаете слабость к свободной импровизационной музыке, то, возможно, вас заинтересует этот диск. Конечно, это не фри–джаз начала 60–х, а скорее, продукт его эволюции за истекшие сорок лет. А так как эволюционировали за эти годы и ...
Это очень хороший альбом со спокойной, качественной и красивой музыкой,записанный настоящими мастерами своего дела, известными в джазовом мире достаточно давно и широко. Но недаром, характеризуя общее настроение альбома, на первое место я поставил ...
На диске написано: "Фил Минтон — вокал соло". В уголке мелкими буквами добавлено: "Новая музыка / (большей частью) свободная импровизация". Ну, думалось перед прослушиванием, свободная, так свободная — мало ли мы их, различных, слышали. Как ...
Итак, похоже, я могу теперь считать себя полноправным музыкальным обозревателем журнала "JAZZ-квадрат"! Ведь когда тебе доверяют прорецензировать альбом с эйсид-джазом, это можно сравнить со своего рода обрядом инициации, посвящения в настоящие ...
Один из самых знаменитых джазовых лейблов представляет нам CD с архивными записями одного из виднейших тенористов хард–бопа — Бенни Голсона. Здесь перезаписаны на "цифру" материалы двух сессий сорокалетней давности, ноября и декабря 1958 года, ...
Пианист, вокалист и руководитель классического свингового бэнда Бобби Шорт сделал эту программу в честь тридцатилетия выступлений своего оркестра в нью-йоркском "Cafe Carlyle". Его коллектив представляет собой биг-бэнд в миниатюре — три саксофона, ...
Вынужден просто развести руками: я, не слишком горячий поклонник незатейливой, выдержанной в суровой мейнстримовской действительности музыки, в данном случае от прослушивания альбома Ирвина Стокса получил массу удовольствия. Показательно, что это ...
Певец Эрл Гэйнс — "человек из раньшего времени", как любил выражаться незабвенный Михаил Самуэлевич Паниковский. Его первый "золотой" хит "ItТs Love Baby (24 Hours A Day)" появился, страшно подумать, еще в 1955 г. С тех пор Эрл знавал всякие ...
В джазе нет другого инструмента, кроме "Хэммонд"В-3, органа, обладающего таким же мощным, сочным и в то же время нежным звучанием. Вдоволь "накушавшись" синтезаторов, и музыканты, и публика опять начинают возвращаться к первому настоящему ...
6 компакт-дисков составляют альбом, записанный за три вечера в клубе "The Blue Note". Эти концерты были первыми публичными выступлениями нового акустического комбо Чика Кориа. Сам лидер первоначально предполагал использовать клубные пленки только ...
Хуан Карлос Куинтеро описывает на данном альбоме свой путь домой. Буквально с первых тактов становится понятно, что дом музыканта лежит где-то в тех областях, в которых латиноамериканская музыка занимает главенствующее положение, будто старейшина ...
Представьте себе: промозглый зимний день, сильный ветер. Вы идете по бескрайней, заснеженной равнине. И негде ни согреться, ни отдохнуть. Представили? Или представлять особо и не хочется (да в общем–то вам это и не нужно)? Но вряд ли музыка команды ...