Спокойная, величественная, местами грустная, местами торжественнаямузыка, строго выдержанная в темпе адажио. В ней практически нет национальных норвежских мотивов, но она сама по своему настроению — север, море, скалы, кричащие чайки, пасмурное небо. Но все это без надрыва и стенаний, скорее,прохладно и отстраненно. Скандинавский импрессионизм.
На память сразу приходят Григ, Сибелиус, Мунк. Хотя, конечно, музыканты играют джаз. Кетил Бьорнстад — сорокапятилетний норвежский пианист,композитор, лидер ансамбля и... довольно известный у себя в стране и за рубежом писатель. (Кстати, его перу принадлежат биографические романы о Григе и Мунке.) Он начинал карьеру как филармонический исполнитель после длительной учебы в Лондоне, Париже и Осло, но встреча с современным джазом в лице альбома «In A Silent Way» Майлса Дэйвиса увела его от классики в мир импровизации и свободных ритмов. Обладая богатой техникой и изощренной фантазией, он, тем не менее, со временем становится все более аскетичным в выразительных средствах, и эта последняя пластинка является почти образцом джазового авангардного минимализма.
Соло Бьорнстада пунктирны и как бы незакончены, а роль лидирующего инструмента часто передается виолончели Давида Дарлинга (David Darling).Ее сдержанное бархатистое вибрато подчеркнуто классично по фразировке, но внутренне свободно — бесконечное элегическое рубато. В состав квартета также входят: электрогитарист Терье Рипдал (Terje Rypdal) и барабанщик Йон Кристенсен (Jon Christensen). Рипдал повторил творческий путь Бьорнстада с точностью до наоборот. Если сперва он играл прогрессивный рок, затем джаз-роковый андерграунд и фри-джаз, то сейчас он много сочиняет для симфонического оркестра, но продолжает принимать участие в самых разнообразных проектах импровизационного характера. Гитара, пожалуй, самый «горячий» инструмент в этом альбоме: ее утрированно электрическое, пропущенное через различные приставки звучание создает тревожную и волнующую атмосферу, причем стилистика Рипдала ни в коей мере не подчинена общей направленности композиций — она совершенно независима и вносит остроту в несколько расслабленный саунд ансамбля.
Кристенсен не похож на традиционного джазового барабанщика тем, что собственно барабаны он использует в минимальном объеме, зато все тарелки, гонги, колокольчики и прочие звонкие штучки под его палочками исполняют легкий и изящный свободный танец, никогда не повторяя в точности ни одной фигуры. Как мне думается, это идеальный партнер для таких музыкантов, как Бьорнстад, которые добиваются полного равноправия всех инструментов в группе. Ударные здесь почти не выполняют свою традиционную метроритмическую функцию, но превращаются в мелодический инструмент. (Из знакомых мне аналогий могу припомнить только Владимира Тарасова, хотя тот будет немного побуйнее и поэмоциональнее.) Норвежская выдержанность и рафинированность Кристенсена придают общему саунду абсолютно завершенный вид. Ну что ж, холодный classical-jazz всегда был «коронкой»фирмы "ECM", и на этот раз она преподнесла нам почти идеальный его образец.
Каждый год в дни Рош-Хашана, иудейского Нового года, обычноэто бывает в сентябре, в синагогах всего мира трубят в особый рог — шофар,символизируя, что Господь приступил к оценке деяний людских в прошедшемгоду и определению их судеб на год ...
Прославленный пионер "ЕСМ", норвежский саксофонист Ян Гарбарек создал великолепный двойной музыкальный монумент к 30–летнему юбилею самого производительного издательства тончайших и красивейших звуков современной музыки. Как известно, Ян Гарбарек ...
Этот альбом представляет творчество семейного дуэта гитаристов — отцаБаки и сына Джона Пиццарелли. Как написал в предисловии к альбому знаменитыйгитарист Тони Моттола, многолетний аккомпаниатор Фрэнка Синатры и ПерриКомо, "Баки играет стильно и с ...
Это уже пятый альбом британской вокалистки Тины Мэй, вышедший на фирме "33 Records". Так получилось, что мы имеем возможность проследить практически за всем ее творчеством (первые три альбома рецензировались в "JK" # 1(1) и 2(4)), и, надо ...
Этот альбом записан еще в конце 80–х: звуки mini moog’a, "Rhodes" piano и подвывание электрогитары в медленных композициях — все вызываетсладкую ностальгию. А бодрящие ритмы, имитирующие технократизацию окружающего мира! А названия: "Цитадель", ...
Нет, нет, не женская это музыка, да простят меня поборники равенства,а также аккордеонистка (и пианистка) Андреа Паркинс... К черту равенство,да я и не имею в виду способности музыканта - женщины играют не хуже мужчин- просто больно уж концепция у ...
Одно из усилий организаторов нового подлейбла "Jazzland" ("Русская серия") на московской фирме "Landy Star" по заполнению "белых пятен" в истории уже известных коллективов увенчались выходом первой записи дуэта, ставшего тогда основой проекта ...
На обложке данного альбома начертана упреждающая надпись:"For Promotional Use Only. Not For Sale". Иными словами, переднами — сигнальный экземпляр альбома. Отсюда и тот минимум информации, помещенной на обложках альбома, на которых не напечатаны ...
Гильермо Веркейро (Guilherme Vergueiro) — известный бразильский пианист, композитор и аранжировщик. На альбоме "Molambo" он представляет свои интерпретации традиционной самбы. Гильермо родом из Сан-Паулу. Он из артистической семьи :отец Гильермо — ...
На обратной стороне этого диска честно написано: «NewMusic / Free Improvisation». Надпись даже выделена красным цветом. Надосказать, совершенно нелишнее предупреждение, потому что музыку британскогодуэта Коксхилл (сопрано-саксофон) — Уэстон ...
Музыкальный язык этого альбома весьма непрост, но в то же время — неутомляет искусственными экспериментами в области барабанных перепонок.При этом следует заметить, что изданная музыка безусловно заслуживает большого внимания как одно из достаточно ...
Серьезно, серьезно и еще серьезнее — так можно вкратцеописать стиль этого типично европейского биг-бэнда. Признаю, деление на европейское и американское звучание уже изрядно набило оскомину, но всеже традиции различаются, и никуда от этого не ...