Спокойная, величественная, местами грустная, местами торжественнаямузыка, строго выдержанная в темпе адажио. В ней практически нет национальных норвежских мотивов, но она сама по своему настроению — север, море, скалы, кричащие чайки, пасмурное небо. Но все это без надрыва и стенаний, скорее,прохладно и отстраненно. Скандинавский импрессионизм.
На память сразу приходят Григ, Сибелиус, Мунк. Хотя, конечно, музыканты играют джаз. Кетил Бьорнстад — сорокапятилетний норвежский пианист,композитор, лидер ансамбля и... довольно известный у себя в стране и за рубежом писатель. (Кстати, его перу принадлежат биографические романы о Григе и Мунке.) Он начинал карьеру как филармонический исполнитель после длительной учебы в Лондоне, Париже и Осло, но встреча с современным джазом в лице альбома «In A Silent Way» Майлса Дэйвиса увела его от классики в мир импровизации и свободных ритмов. Обладая богатой техникой и изощренной фантазией, он, тем не менее, со временем становится все более аскетичным в выразительных средствах, и эта последняя пластинка является почти образцом джазового авангардного минимализма.
Соло Бьорнстада пунктирны и как бы незакончены, а роль лидирующего инструмента часто передается виолончели Давида Дарлинга (David Darling).Ее сдержанное бархатистое вибрато подчеркнуто классично по фразировке, но внутренне свободно — бесконечное элегическое рубато. В состав квартета также входят: электрогитарист Терье Рипдал (Terje Rypdal) и барабанщик Йон Кристенсен (Jon Christensen). Рипдал повторил творческий путь Бьорнстада с точностью до наоборот. Если сперва он играл прогрессивный рок, затем джаз-роковый андерграунд и фри-джаз, то сейчас он много сочиняет для симфонического оркестра, но продолжает принимать участие в самых разнообразных проектах импровизационного характера. Гитара, пожалуй, самый «горячий» инструмент в этом альбоме: ее утрированно электрическое, пропущенное через различные приставки звучание создает тревожную и волнующую атмосферу, причем стилистика Рипдала ни в коей мере не подчинена общей направленности композиций — она совершенно независима и вносит остроту в несколько расслабленный саунд ансамбля.
Кристенсен не похож на традиционного джазового барабанщика тем, что собственно барабаны он использует в минимальном объеме, зато все тарелки, гонги, колокольчики и прочие звонкие штучки под его палочками исполняют легкий и изящный свободный танец, никогда не повторяя в точности ни одной фигуры. Как мне думается, это идеальный партнер для таких музыкантов, как Бьорнстад, которые добиваются полного равноправия всех инструментов в группе. Ударные здесь почти не выполняют свою традиционную метроритмическую функцию, но превращаются в мелодический инструмент. (Из знакомых мне аналогий могу припомнить только Владимира Тарасова, хотя тот будет немного побуйнее и поэмоциональнее.) Норвежская выдержанность и рафинированность Кристенсена придают общему саунду абсолютно завершенный вид. Ну что ж, холодный classical-jazz всегда был «коронкой»фирмы "ECM", и на этот раз она преподнесла нам почти идеальный его образец.
Все логично: начался год Дюка Эллингтона, и мы чтим его, а заодно ивсех, кто был неразрывно связан с ним, с его творчеством. В джазовую палитру Дюк Эллингтон с помощью своего оркестра вписал наиболее яркие краски, основныетона которых принадлежат ...
Альбом открылся древним психоделическим эффектом, где все инструменты играют задом наперед в обратном воспроизведении, точно так, как в "Magical Mystery Tour" "The Beatles". Очевидно, это намек, что время пошло вспять. А далее началась музыка - ...
Это действительно альбом воспоминаний (remembrances), но звучат они совсем не ностальгически. Трубач Джон Фэддис вместе с биг-бэндом Карлоса Францетти (Carlos Franzetti) записали сборник баллад и стандартов в очень прохладной, почти академической ...
Первый раз этот диск попал в мой CD-плэйер в вагоне поезда "Одесса-Минск". И я сразу поймала в его звуках свое тогдашнее настроение: легкая грусть расставания с иронией по этому поводу и оптимизмом будущих встреч. Столь характерное для жизни ...
Это уже четвертый по счету альбом латиноамериканского пианиста, живущего в США. Он смешал в нем в одно целое блюз, боп, восточные мелодии, Стрейхорна, индийские табла, Колтрейна, карибские конги и вокал — и результат этого столпотворения вовсе не ...
Турция и Балканы, которые несколько столетий находились под турецким влиянием, - это регионы, чья музыка послужила источником вдохновения квартета Pachora при записи данного диска. Очень точно выстроил обложку альбома дизайнер Хьялти Карлссон. ...
Каждый по-своему понимает фольклор: для кого-то здесь эталоном служитэстрадный ансамбль, включающий в свой репертуар наиболее массовые фолк-обработки;кто-то молится на профессионализм академических фольклорных коллективов,а кого-то тянет "поближе к ...
Уникальная запись - одно из последних выступлений непревзойденного художника саксофонного звука. За год до смерти "Mister Tone" открыл в голландскомклубе "The Haarlemse Jazz Club" (существующем, кстати, с 1949 года) серию эпохальных концертов ...
Сирил Пахинуи воспевает ночную луну над родным островом Оаху, что входитв группу Гавайских островов. Пахинуи - гитарист-виртуоз, в совершенствевладеющий традиционной гавайской исполнительской техникой, основанной наприменении специального ...
Честно говоря, не известная мне до сих пор дама Джуди Рафат — очень отважная женщина, коль взялась за издание альбома, состоящего сплошь из композиций авторства легендарного Диззи Гиллеспи. Исполнять его музыку— непросто. Петь — задание ...
Стиль джазового валторниста, одного из сегодняшних российских лидеровджаза Аркадия Шилклопера весьма созвучный диссонансной коде тысячелетия,уже достаточно давно и четко определился. Это достаточно своеобразный авторскийджаз, который утвердил на ...
Группа интуитивной импровизации "Князь Мышкин" за девять лет записала уже больше десяти программ, в основном миниатюр, длиной в двадцать пять - тридцать минут. Вся их музыка рождается в "свободном полете"фантазии исполнителей - никаких повторений, ...