Спокойная, величественная, местами грустная, местами торжественнаямузыка, строго выдержанная в темпе адажио. В ней практически нет национальных норвежских мотивов, но она сама по своему настроению — север, море, скалы, кричащие чайки, пасмурное небо. Но все это без надрыва и стенаний, скорее,прохладно и отстраненно. Скандинавский импрессионизм.
На память сразу приходят Григ, Сибелиус, Мунк. Хотя, конечно, музыканты играют джаз. Кетил Бьорнстад — сорокапятилетний норвежский пианист,композитор, лидер ансамбля и... довольно известный у себя в стране и за рубежом писатель. (Кстати, его перу принадлежат биографические романы о Григе и Мунке.) Он начинал карьеру как филармонический исполнитель после длительной учебы в Лондоне, Париже и Осло, но встреча с современным джазом в лице альбома «In A Silent Way» Майлса Дэйвиса увела его от классики в мир импровизации и свободных ритмов. Обладая богатой техникой и изощренной фантазией, он, тем не менее, со временем становится все более аскетичным в выразительных средствах, и эта последняя пластинка является почти образцом джазового авангардного минимализма.
Соло Бьорнстада пунктирны и как бы незакончены, а роль лидирующего инструмента часто передается виолончели Давида Дарлинга (David Darling).Ее сдержанное бархатистое вибрато подчеркнуто классично по фразировке, но внутренне свободно — бесконечное элегическое рубато. В состав квартета также входят: электрогитарист Терье Рипдал (Terje Rypdal) и барабанщик Йон Кристенсен (Jon Christensen). Рипдал повторил творческий путь Бьорнстада с точностью до наоборот. Если сперва он играл прогрессивный рок, затем джаз-роковый андерграунд и фри-джаз, то сейчас он много сочиняет для симфонического оркестра, но продолжает принимать участие в самых разнообразных проектах импровизационного характера. Гитара, пожалуй, самый «горячий» инструмент в этом альбоме: ее утрированно электрическое, пропущенное через различные приставки звучание создает тревожную и волнующую атмосферу, причем стилистика Рипдала ни в коей мере не подчинена общей направленности композиций — она совершенно независима и вносит остроту в несколько расслабленный саунд ансамбля.
Кристенсен не похож на традиционного джазового барабанщика тем, что собственно барабаны он использует в минимальном объеме, зато все тарелки, гонги, колокольчики и прочие звонкие штучки под его палочками исполняют легкий и изящный свободный танец, никогда не повторяя в точности ни одной фигуры. Как мне думается, это идеальный партнер для таких музыкантов, как Бьорнстад, которые добиваются полного равноправия всех инструментов в группе. Ударные здесь почти не выполняют свою традиционную метроритмическую функцию, но превращаются в мелодический инструмент. (Из знакомых мне аналогий могу припомнить только Владимира Тарасова, хотя тот будет немного побуйнее и поэмоциональнее.) Норвежская выдержанность и рафинированность Кристенсена придают общему саунду абсолютно завершенный вид. Ну что ж, холодный classical-jazz всегда был «коронкой»фирмы "ECM", и на этот раз она преподнесла нам почти идеальный его образец.
Калейдоскоп стилей: от джаз-роковой пульсации до откровенно эстрадной баллады. Маркус Миллер за свою недолгую жизнь столько успел, что почти невозможно предположить, на каком музыкальном направлении он остановился бы для студийной записи своего ...
Музыка-рефлексия, музыка-воспоминание, музыка-ассоциация... ну и, само собой, музыка-импровизация — все это и есть "Концерт в Гренобле" Михаила Альперина и Аркадия Шилклопера. Два музыканта, обладающие уникальным опытом и знаниями, включающими в ...
Антон Шварц — молодой музыкант, которого в американской прессе уже сегодня оценивают достаточно высоко. Он родился в 1967 году, закончил Гарвардский университет, заняв место за пультом в университетском бэнде после Дона Брэйдена и перед ...
Это российское переиздание появилось на прилавках в сентябре-октябре 2001 года. Исходя из своих высоконравственных принципов, компания. переиздавшая этот великолепный альбом, не поместила на обложке ни года издания, ни названия лэйбла, ни ...
Неизвестной российской компанией издан замечательный диск Red Sky Beat (Ритм Красного Неба) австрийского дуэта Blue Chip Orchestra, первоначально изданный в 1998 году американской компанией Hearts Of Space. Не стоит заблуждаться насчет ...
Борис Лебединский ("Профессору" совсем не родственник!) произрастал в советском Ленинграде под коротковолновым радиоизлучением "Голоса Америки". И даже помехи глушилок не смогли отвадить его от Веса Монтгомери и Кенни Баррела, то и дело проникавших ...
Музыкальные ‘медитации" — штука не новая, но для российского джаза, скажем прямо, нехарактерная. А жаль. Жаль еще» что приходится очередной раз доказывать, что Борис Прусаков — один из лучших наших джазовых пианистов, тонко чувствующий музыку, ...
Концертные альбомы крайне редки в дискографии Дюка Робилларда, и было бы странно, если бы, представляя отечественному любителю блюза практически всего Робилларда из каталога канадской компании Stony Plain, лицензионное соглашение не коснулось бы ...
Ничего не стану говорить о "звездности" и легендарности участников квартета — об этом достаточно красноречиво говорит обложка диска. Но, как это ни странно, содержание в полной мере соответствует форме — музыка и впрямь очень хороша. Как сказано в ...
Когда берешь в руки этот альбом, имена композиторов, которые можно увидеть на его обложке, говорят сами за себя: Клод Дебюсси (Claude Debussy), Эрик Сати (Erik Satie), Гэбриел Форе (Gabriel Faure), Морис Равель (Maurice Ravel). Ensemble Giverny ...
Вы слышали безмолвную песнь матери-земли? Вы ощущали биение ее пульса? Вы прикасались когда-нибудь к дикой, первозданной природе? Обязательно послушайте "Orenda", потому что это песнь, идущая от самых корней существования, обнажённая музыка ...
Название альбома подчеркивает его концептуальность: если для Баха в его "Хорошо темперированном клавире" важным условием для правильного исполнения и восприятия была темперированность строя инструмента, то для Джона Вольфа Бреннана так же важна ...