Изумительно иллюстрированный компакт-диск представляет нам трио традиционной непальской музыки, исполняющее ее в современной форме,но делающее это очень бережно и доносящее до слушателя сам дух этой очень древней страны. Первые же звуки уводят вас высоко в Гималаи к облакам, струящимся звонким ручьям, седым монастырям, а затем спускают вниз, в жаркие влажные зеленые долины, к людям, начинающим день с молитвы, работающим в поле или вытаскивающим сети с рыбой, рассказывающим вечернюю сказку своим детям...
Музыка действительно завораживает. Прем Рана (Prem Rana) на флейте, Бижайя Вайдия (Bijaya Vaidya) на ситаре и Суренда Шрестха (Surenda Shrestha) на таблах плетут паутину мелодий и ритмов с поистине восточным кропотливым изяществом. Непальская музыка очень похожа на индийскую, и тот, кто слышал классические раги в исполнении Рави Шанкара (Ravi Shankar),хорошо представляет, что это такое. (Фирма "Мелодия" выпускала в свое время его пластинки.) На европейский слух она кажется несколько однообразной, но виноват здесь, как ни странно, восточный изощренный слух, разбивший звукоряд на гораздо большее число нот и вместо двух тональностей— мажорной и минорной — наизобретавший их целую кучу, но меньше отличающихся друг от друга.
Мне кажется, что любители джаза должны быть более подготовленными к таким изощрениям, ведь блюзовые тона тоже выходят за рамки классических, и, вообще, джазменам не привыкать к экспериментаторству. World music в последнее время пользуется в мире все большей популярностью, причиной чему — частые и обширные концертные туры разнообразных исполнителей. Вот и трио Sur Sudha, за десять лет своего существования дало более тысячи (!) концертов в самых разных странах. У себя на родине, в Гималаях, они постоянно ездят из одного селения в другое, собирают образцы народной музыки — свадебной, религиозной, праздничной, траурной — и делают целые сюиты-импровизации на их основе.
На диске записано всего пять композиций, разных по тематике.Здесь есть обработки и народных песен, и медитативных молитвенных мелодий, и импровизаций на классические древние восточные темы. Никакой скидки на "европейское ухо" не делается — современная интерпретация отличается только меньшей строгостью и большим разнообразием приемов. Все три инструмента совершенно равнозначны. Ситар задает как бы фон, канву повествования, направляет его в нужное русло, флейта ведет тему и все они перекликаются с таблой, которая не просто отбивает такт, а исполняет сложную ритмическую мелодию, причем одновременно в высоком и низком регистрах.
Можно назвать это экзотикой и отмахнуться, как от очередного ансамбля народной музыки, а можно вслушаться и открыть притягательный и неведомый доселе мир звуков.
Один из самых знаменитых джазовых лейблов представляет нам CD с архивными записями одного из виднейших тенористов хард–бопа — Бенни Голсона. Здесь перезаписаны на "цифру" материалы двух сессий сорокалетней давности, ноября и декабря 1958 года, ...
Пианист, вокалист и руководитель классического свингового бэнда Бобби Шорт сделал эту программу в честь тридцатилетия выступлений своего оркестра в нью-йоркском "Cafe Carlyle". Его коллектив представляет собой биг-бэнд в миниатюре — три саксофона, ...
Вынужден просто развести руками: я, не слишком горячий поклонник незатейливой, выдержанной в суровой мейнстримовской действительности музыки, в данном случае от прослушивания альбома Ирвина Стокса получил массу удовольствия. Показательно, что это ...
Певец Эрл Гэйнс — "человек из раньшего времени", как любил выражаться незабвенный Михаил Самуэлевич Паниковский. Его первый "золотой" хит "ItТs Love Baby (24 Hours A Day)" появился, страшно подумать, еще в 1955 г. С тех пор Эрл знавал всякие ...
В джазе нет другого инструмента, кроме "Хэммонд"В-3, органа, обладающего таким же мощным, сочным и в то же время нежным звучанием. Вдоволь "накушавшись" синтезаторов, и музыканты, и публика опять начинают возвращаться к первому настоящему ...
6 компакт-дисков составляют альбом, записанный за три вечера в клубе "The Blue Note". Эти концерты были первыми публичными выступлениями нового акустического комбо Чика Кориа. Сам лидер первоначально предполагал использовать клубные пленки только ...
Хуан Карлос Куинтеро описывает на данном альбоме свой путь домой. Буквально с первых тактов становится понятно, что дом музыканта лежит где-то в тех областях, в которых латиноамериканская музыка занимает главенствующее положение, будто старейшина ...
Представьте себе: промозглый зимний день, сильный ветер. Вы идете по бескрайней, заснеженной равнине. И негде ни согреться, ни отдохнуть. Представили? Или представлять особо и не хочется (да в общем–то вам это и не нужно)? Но вряд ли музыка команды ...
Уэйн Хорвиц — музыкант из Сиэттла, за последние десять лет приобретший на американской джазовой сцене немалый авторитет. Хорвица называют "возродителем "Хаммонда". И он действительно вдохнул в этот, казалось, совершенно устаревший инструмент новую ...
Жил да был в городе Гэри, штат Индиана, блюзмэн по имени Лестер "Биг Дэдди" Кинси. И было у него три сына. С малых лет учил "Биг Дэдди" своих детей отцовскому ремеслу. Старшему, Ральфу, отец подарил барабан, среднему, Дональду — гитару, а ...
"Когда я начинаю играть, я просто становлюсь частью контрабаса, а контрабас становится частью меня; я не играю ноты, я играю себя", — это признание Чарльза Мингуса вспоминается, когда слушаешь игру Эдди Гомеза. Он обладает удивительно органичной ...
Стив Лэйси (его настоящее имя — Стивен Лакриц) — американец по рождению, европеец по месту жительства, чуть ли не единственный саксофонист, играющий только на сопрановой разновидности этого инструмента, — считается одним из ...