Изумительно иллюстрированный компакт-диск представляет нам трио традиционной непальской музыки, исполняющее ее в современной форме,но делающее это очень бережно и доносящее до слушателя сам дух этой очень древней страны. Первые же звуки уводят вас высоко в Гималаи к облакам, струящимся звонким ручьям, седым монастырям, а затем спускают вниз, в жаркие влажные зеленые долины, к людям, начинающим день с молитвы, работающим в поле или вытаскивающим сети с рыбой, рассказывающим вечернюю сказку своим детям...
Музыка действительно завораживает. Прем Рана (Prem Rana) на флейте, Бижайя Вайдия (Bijaya Vaidya) на ситаре и Суренда Шрестха (Surenda Shrestha) на таблах плетут паутину мелодий и ритмов с поистине восточным кропотливым изяществом. Непальская музыка очень похожа на индийскую, и тот, кто слышал классические раги в исполнении Рави Шанкара (Ravi Shankar),хорошо представляет, что это такое. (Фирма "Мелодия" выпускала в свое время его пластинки.) На европейский слух она кажется несколько однообразной, но виноват здесь, как ни странно, восточный изощренный слух, разбивший звукоряд на гораздо большее число нот и вместо двух тональностей— мажорной и минорной — наизобретавший их целую кучу, но меньше отличающихся друг от друга.
Мне кажется, что любители джаза должны быть более подготовленными к таким изощрениям, ведь блюзовые тона тоже выходят за рамки классических, и, вообще, джазменам не привыкать к экспериментаторству. World music в последнее время пользуется в мире все большей популярностью, причиной чему — частые и обширные концертные туры разнообразных исполнителей. Вот и трио Sur Sudha, за десять лет своего существования дало более тысячи (!) концертов в самых разных странах. У себя на родине, в Гималаях, они постоянно ездят из одного селения в другое, собирают образцы народной музыки — свадебной, религиозной, праздничной, траурной — и делают целые сюиты-импровизации на их основе.
На диске записано всего пять композиций, разных по тематике.Здесь есть обработки и народных песен, и медитативных молитвенных мелодий, и импровизаций на классические древние восточные темы. Никакой скидки на "европейское ухо" не делается — современная интерпретация отличается только меньшей строгостью и большим разнообразием приемов. Все три инструмента совершенно равнозначны. Ситар задает как бы фон, канву повествования, направляет его в нужное русло, флейта ведет тему и все они перекликаются с таблой, которая не просто отбивает такт, а исполняет сложную ритмическую мелодию, причем одновременно в высоком и низком регистрах.
Можно назвать это экзотикой и отмахнуться, как от очередного ансамбля народной музыки, а можно вслушаться и открыть притягательный и неведомый доселе мир звуков.
Музыкальный жанр, предлагаемый квартетом "Rottor", - один из самых сложных для восприятия. Фри-джаз в самом "отъявленном" своем проявлении: ни ритма, ни мелодии, ни гармонии вы здесь не обнаружите.Это музыка тембров, красок, настроений. Этакий ...
"Мвендо дава" — удивительное название для квартета, которыйорганизовала шведская пианистка Сусанна Линдеборг, взято из языка суахилии означает "дорога в особенном направлении" или "путь, вконце которого есть цель". Из этого сразу ясно, что ...
Этот проект был просто обязан рано или поздно появиться. Могу даже предположить, почему он появился скорее позже (через 22 года после смерти выдающегося мастера блюза Хаулин Вульфа), чем раньше. Слишком уж уникальным, штучным, неповторимым был его ...
Просто уверен: эта сборка гитарной музыки способна увлечьне только горячего любителя фламенко, но и всякого другого слушателя, которыйспособен услышать настоящую музыку. 12 исполнителей представлены на альбоме под несколько странно-вызывающим ...
Последний альбом известнейшего гитариста стал одновременно его дебютом на не менее известной фирме. Однако ничего принципиально нового слушатель здесь не найдет. Ди Меола верен себе, и его сегодняшние композиции выдержаны в том же русле, что и ...
Яркий, сочный образец современного андерграундного американского фри-джаза. Бригган Краус — один из самых неутомимых и изобретательных саксофонистов на сцене Нью-Йорка и Сиэттла, его родного города. Но при всем его радикализме нельзя не признать, ...
Когда человек уходит, остается то, что он успел сделать. Если речь идет о наследии джазмэна, пусть даже выдающегося композитора, ноты иллюстрируют лишь часть им сделанного: слишком важно в джазе живое исполнение, непосредственная импровизация. ...
Феликс Джей - один из тех исполнителей, чья музыка совершенно не укладывается в какой-то определенный стиль, не "влазит" в какие-то рамки. Несмотря на то, что этот его альбом (последний на сегодняшний день) вышел на уважаемом джазовом лейбле FMR, ...
Ференц Шнетбергер родился в бедной цыганской семье в Венгрии в 1957 году. Его отец — очень известный гитарист, которого частенько сравнивали с Джанго Рейнхардтом. Не мудрено, что папа передал свое мастерство сыну, при этом отправив его набираться ...
Музыка, на которой истинно отдыхает душа, но в то же время совершенно не расслабляющая и не уходящая далеко от джаза. В ней сплелись воедино джазовые ритмы, академическая фортепианная традиция и ньюэйджевская философичность. В этом альбоме ничто не ...
Замечательно, когда человек правильно определяется, чем ему лучше заниматься, ориентируясь при этом более на свои возможности, чем на свои желания. Вот обаятельные братья Ивановы оказались очень удачливыми организаторами— судя по их проектам, ...
"Магнифишент седьмой" — это семь белых американцев,играющих в теперь уже считающейся строгой и классической манере "модернсвинг". Йон-Эрик Келсо (Jon-Eric Kellso) — корнет, Дэн Баррет (DanBarrett) — тромбон, Рик Фэй (Rick Fay) — тенор- и ...