Изумительно иллюстрированный компакт-диск представляет нам трио традиционной непальской музыки, исполняющее ее в современной форме,но делающее это очень бережно и доносящее до слушателя сам дух этой очень древней страны. Первые же звуки уводят вас высоко в Гималаи к облакам, струящимся звонким ручьям, седым монастырям, а затем спускают вниз, в жаркие влажные зеленые долины, к людям, начинающим день с молитвы, работающим в поле или вытаскивающим сети с рыбой, рассказывающим вечернюю сказку своим детям...
Музыка действительно завораживает. Прем Рана (Prem Rana) на флейте, Бижайя Вайдия (Bijaya Vaidya) на ситаре и Суренда Шрестха (Surenda Shrestha) на таблах плетут паутину мелодий и ритмов с поистине восточным кропотливым изяществом. Непальская музыка очень похожа на индийскую, и тот, кто слышал классические раги в исполнении Рави Шанкара (Ravi Shankar),хорошо представляет, что это такое. (Фирма "Мелодия" выпускала в свое время его пластинки.) На европейский слух она кажется несколько однообразной, но виноват здесь, как ни странно, восточный изощренный слух, разбивший звукоряд на гораздо большее число нот и вместо двух тональностей— мажорной и минорной — наизобретавший их целую кучу, но меньше отличающихся друг от друга.
Мне кажется, что любители джаза должны быть более подготовленными к таким изощрениям, ведь блюзовые тона тоже выходят за рамки классических, и, вообще, джазменам не привыкать к экспериментаторству. World music в последнее время пользуется в мире все большей популярностью, причиной чему — частые и обширные концертные туры разнообразных исполнителей. Вот и трио Sur Sudha, за десять лет своего существования дало более тысячи (!) концертов в самых разных странах. У себя на родине, в Гималаях, они постоянно ездят из одного селения в другое, собирают образцы народной музыки — свадебной, религиозной, праздничной, траурной — и делают целые сюиты-импровизации на их основе.
На диске записано всего пять композиций, разных по тематике.Здесь есть обработки и народных песен, и медитативных молитвенных мелодий, и импровизаций на классические древние восточные темы. Никакой скидки на "европейское ухо" не делается — современная интерпретация отличается только меньшей строгостью и большим разнообразием приемов. Все три инструмента совершенно равнозначны. Ситар задает как бы фон, канву повествования, направляет его в нужное русло, флейта ведет тему и все они перекликаются с таблой, которая не просто отбивает такт, а исполняет сложную ритмическую мелодию, причем одновременно в высоком и низком регистрах.
Можно назвать это экзотикой и отмахнуться, как от очередного ансамбля народной музыки, а можно вслушаться и открыть притягательный и неведомый доселе мир звуков.
"Кольца Сатурна", похоже, продолжают здесь космическую эпопею позднего Колтрейна, "Interstellar Space", "Stellar Regions", в которых в свое время принимал жаркое участие и Рашид Али. Его не назовешь просто барабанщиком. Это скорее барабанный ...
Все логично: начался год Дюка Эллингтона, и мы чтим его, а заодно ивсех, кто был неразрывно связан с ним, с его творчеством. В джазовую палитру Дюк Эллингтон с помощью своего оркестра вписал наиболее яркие краски, основныетона которых принадлежат ...
Альбом открылся древним психоделическим эффектом, где все инструменты играют задом наперед в обратном воспроизведении, точно так, как в "Magical Mystery Tour" "The Beatles". Очевидно, это намек, что время пошло вспять. А далее началась музыка - ...
Это действительно альбом воспоминаний (remembrances), но звучат они совсем не ностальгически. Трубач Джон Фэддис вместе с биг-бэндом Карлоса Францетти (Carlos Franzetti) записали сборник баллад и стандартов в очень прохладной, почти академической ...
Первый раз этот диск попал в мой CD-плэйер в вагоне поезда "Одесса-Минск". И я сразу поймала в его звуках свое тогдашнее настроение: легкая грусть расставания с иронией по этому поводу и оптимизмом будущих встреч. Столь характерное для жизни ...
Это уже четвертый по счету альбом латиноамериканского пианиста, живущего в США. Он смешал в нем в одно целое блюз, боп, восточные мелодии, Стрейхорна, индийские табла, Колтрейна, карибские конги и вокал — и результат этого столпотворения вовсе не ...
Турция и Балканы, которые несколько столетий находились под турецким влиянием, - это регионы, чья музыка послужила источником вдохновения квартета Pachora при записи данного диска. Очень точно выстроил обложку альбома дизайнер Хьялти Карлссон. ...
Каждый по-своему понимает фольклор: для кого-то здесь эталоном служитэстрадный ансамбль, включающий в свой репертуар наиболее массовые фолк-обработки;кто-то молится на профессионализм академических фольклорных коллективов,а кого-то тянет "поближе к ...
Уникальная запись - одно из последних выступлений непревзойденного художника саксофонного звука. За год до смерти "Mister Tone" открыл в голландскомклубе "The Haarlemse Jazz Club" (существующем, кстати, с 1949 года) серию эпохальных концертов ...
Сирил Пахинуи воспевает ночную луну над родным островом Оаху, что входитв группу Гавайских островов. Пахинуи - гитарист-виртуоз, в совершенствевладеющий традиционной гавайской исполнительской техникой, основанной наприменении специального ...
Честно говоря, не известная мне до сих пор дама Джуди Рафат — очень отважная женщина, коль взялась за издание альбома, состоящего сплошь из композиций авторства легендарного Диззи Гиллеспи. Исполнять его музыку— непросто. Петь — задание ...
Стиль джазового валторниста, одного из сегодняшних российских лидеровджаза Аркадия Шилклопера весьма созвучный диссонансной коде тысячелетия,уже достаточно давно и четко определился. Это достаточно своеобразный авторскийджаз, который утвердил на ...