Нормальный человек, взяв в руки диск группы "Sex Mob" (что значит «Сексуальная шайка» — еще то название!), да потом послушав, что на нем записано, должен сказать: «Черт знает что!» И он будет где-то прав. Первые минуты программы вызывают откровенное возмущение. Под аккомпанемент навязчивого баса труба явно то ли балуется, то ли издевается. Ни джазом, ни музыкой это назвать никак нельзя. Некоторое смущение вызывают только скользящие звуки в верхнем регистре — как известно, исполнение глиссандо на трубе подвластны только мастерам экстра-класса. Но вот вступает саксофон, и все переворачивается. Потому что «это», чему нет названия, звучит в идеальном унисоне. Значит получается, «это», что звучало в начале, было темой, раз они смогли «это» выучить.
А потом начинает звучать вкуснейший ритм-энд-блюз, с хаммондовским тембром электрооргана, перекликающимся с жесткой гитарой, опять с удивительными унисонами трубы и саксофона. И тут выясняется, что это один из хитов Принса, времен, когда он еще был тем самым Принсом. Оказывается, то, что поначалу принимается за баловство и издевку, просто высшая степень свободы — мелодической, гармонической, ритмической — и владения инструментом. И эта свобода существует в предельно четко и даже жестко организованном пространстве. Прекрасная ритм-секция, которую в некоторых композициях усиливают гитары и клавишные, такое пространство для трубы предоставляет.
Молодой нью-йоркский трубач Стивен Бернстайн (Steven Bernstein) уже успел завоевать себе репутацию ниспровергателя правил и устоев. Безусловно, он обладает оригинальнейшим музыкальным мышлением, и слушателю нужно некоторое время, чтобы привыкнуть к его способу излагать музыкальный материал. Но, постигнув его, можно получить огромнейшее удовольствие — именно от необычности. Нет, это еще не есть открытие нового джазового языка. Но, безусловно, — открытие нового, еще малоизученного диалекта.
Этот диск ждали долго, с предвкушением сюрприза: о проекте было объявлено заранее. И надежды оправдались. Совершенно великолепным оказался дуэт трубы Бернстайна с альт-саксофоном Бриггана Краусса (Briggan Krauss). В квартет вошли еще барабанщик Кенни Уоллесен (Kenny Wollesen) и контрабасист Тони Шерр (Toni Scherr).
Большая часть программы написана самим Бернстайном — это самые изощренные темы. Но еще более неожиданными становятся интерпретации тем известных. Кроме Принса, под руку "попались" Эллингтон, Ледбеттер, Кармайкл. Узнать их мудрено. Почему-то исполнителям приглянулась музыка из фильмов о Джеймсе Бонде. Присутствуют сразу две темы — из "Голдфингера" и "Живи и дай умереть". Кстати, автор последней мелодии — сэр Пол Маккартни. Но подлинным шедевром стала версия хита прошлого сезона "Макарена". Из попсового шлягера она превратилась в мрачноватый гимн, сыгранный в темпе траурного марша.
Мы читали столько историй, ставших уже легендами, о том, как Глен Миллер придумывал "кристал корус", а Телониус Монк с друзьями изобретал боп. И невольно вставал вопрос: а что же осталось нашему поколению? Неужели в джазе уже все придумано? Так вот вам, получите! И думайте, как с этим разобраться.
Спокойные и чопорные англичане решили поиграть нечто латиноамериканское и, кажется, увлеклись. Но от духа Альбиона, сидящего глубоко внутри, освободиться полностью им не удалось, и все самбы и румбы получились чуть-чуть недоперченными и ...
Не найдется такой, пусть даже самой краткой энциклопедии блюза, где не упоминался бы Джуниор Уэллс. Я специально подчеркиваю этот факт, чтобы читатель получил представление об уровне музыканта, с которымон встречается, приобретая этот диск. Это ...
"Wolverine Orchestra" Бикса Бейдербека вдохновил не один десяток музыкантов как на прямое подражание, так и на переосмысление своего стиля. В Европе в 50–е — 60–е годы диксиленды были страшно популярны — они попросту переживали вторую молодость. В ...
На обложке — пожилой негр, улыбающийся типично по–американски за рулем очень американской машины (древний корытоподобный открытый кадиллак ярко–красного цвета), сидит в обнимку с верной подружкой — электрогитарой "Фендер Телекастер". В прилагающейся ...
В моем домашнем архиве сохранилась опубликованная в "Литературнойгазете" #28/84 статья советского (очень советского) журналиста В.Симонова "Конец джаза?". В ней автор говорил о кризисе джазав США в целом и его прямо-таки умирании в Новом Орлеане. ...
Важность ритма в джазе хорошо иллюстрирует тот факт, что несть числа джазовым составам, независимо от стиля, где лидером является именно барабанщик: от минского диксиленда "Ренессанс" и до знаменитых "Jazz Messengers". Вот и данное трио возглавляет ...
Фирма "Black Top" из Нового Орлеана и продюсер Фред Джеймс, похоже, взялись за настойчивую и последовательную раскрутку звезд вчерашнего дня. Альбом певца Роско Шелтона удивительно напоминает выпущенный в этом же году диск другого вокалиста — ...
"Bazar Bla" — это трио из Швеции, в составе которого три весьма молодых и, надо сказать, очень любящих свой фольклор парня. Так, Йохан Хедин (Johan Hedin) играет на разнообразных смычковых, различающихся как по своим размерам, так и по тону ...
Отличительная особенность современной музыки — альтернативного джаза, фьюжн, джаз-рока, нью эйджа, world music и т.д. — в том, что она почти вся авторская. Если так пойдет и дальше, то скоро количество композиторов может сравняться с числом ...
Изумительно иллюстрированный компакт-диск представляет нам трио традиционной непальской музыки, исполняющее ее в современной форме,но делающее это очень бережно и доносящее до слушателя сам дух этой очень древней страны. Первые же звуки уводят вас ...
Видите узкую вертикальную полоску в правом нижнем углу обложки? Там написано "Hicher Octave Jazz". Не ищите здесь различий с выходными данными диска. Канадская компания "Sylvan House Music"из Торонто, издавшая альбом своего земляка Брайана Хьюза, в ...
Гитарист Джим Холл — живая джазовая легенда, человек, активно работающий в джазе пятый десяток лет, долго сотрудничавший с Эллой Фитцджеральд, Полом Дезмондом, Сонни Роллинзом. Удивительным образом особо продуктивно Холл начал концертировать и ...