В последние годы появляется все больше и больше джазменов, "новообращенных"из академических исполнителей. Однако тенденция, и причем тенденция отрадная.Исполнители не стесняются своей академической школы, играя джаз, не прячутее и обогащают музыку новыми звучаниями и неожиданными ходами.
В этом смысле первый альбом "Ничего не скрывая" трио финскогопианиста Ленни-Калле Тайпале даже названием подчеркивает свою направленность.Ленни всего 21 год, и джаз он начал играть в 1995 году после того, каквпервые услышал выступление... Чика Кориа. До этого молодое дарование серьезноготовилось к академической карьере и вполне могло преуспеть в этом: еготехника и музыкальное чувство действительно безупречны.
Поворот к джазу сопровождался быстрым и впечатляющим прогрессом - ужев 1997 году трио Кайпале выиграло финскую часть музыкального конкурса "NordicTalent" и получило второй приз на общескандинавском финале этого мероприятияв Осло. Сам Ленни был признан музыкантом года после фестиваля в Пори -одного из крупнейших в Европе.
Надо сказать, после прослушивания этого диска остатки скептическогопоначалу настроения ("Подумаешь, финский джаз... да еще целиком авторский...какой-то явный студент на фотографии...") развеялись как утреннийтуман, не оставив даже следа. На память сразу пришла наша джазовая молодежь...м-да, сравнение было не в ее пользу, увы. Стиль Кайпале (а его игру характеризуетдействительно индивидуальный, яркий стиль, несмотря на крайнюю молодость)находится ровно посередине между академическим виртуозно-импровизационным направлением (Лист, Скрябин) и поэтически-выразительным джазовым мейнстримом(Флэнеган, Баррон). Самое главное, что от обеих сторон финн взял самоелучшее, и в итоге в его манере слышен одновременно и свинг, и строгая,стройная, но совсем не холодная размеренность.
Это, наверное, можно считать образцом, неким эталоном современного скандинавскогоджаза (не будем сейчас вспоминать об ECM и Гарбареке: они все же чересчурспецифичны и являются, скорее, некоей "вещью в себе"). Нет, конечно,не хочется обижать других скандинавов-джазменов, среди них полно превосходныхмузыкантов, но Кайпале выделяется из всех счастливым сочетанием исключительногочувства формы, стиля, нет, даже многих стилей, и блестящего воплощенияэтой формы. А ко всему этому у него и незаурядный композиторский талант- такие пьесы, как "First Peace" или "Kokhaus", могутукрасить репертуар любой джазовой звезды.
Короче говоря, не проходите мимо финского джаза вообще, а уж мимо Ленни-КаллеТайпале тем паче.
(c) ℗ 1998 HNH International/Naxos Jazz
11 tks / 59 min
(L.K.Taipale - p, kb; Sami Jarvinen - dr, perc; Timo Tuppirainen - b)
Альбом во многом неожиданный, явно способный удивить и даже поразить не одного не только любителя, но и знатока современного вокального искусства. И это несмотря даже на то, что пока мало известная в наших краях вокалистка Фэй Виктор взялась за ...
Московская "Богема" продолжает радовать не только отдельнымиработами джазменов со всего постсоветского пространства, но и целыми "собраниямисочинений". Вслед за "Арсеналом" и "Квадро" насталчеред, к вящему удовольствию поклонников Германа Лукьянова, ...
Ну очень любят в Европе полуфилармонический, околоджазовый авангард, ничего тут не поделаешь. Во всяком случае, рекомендовать этотдиск поклонникам чистого джаза можно только в том случае, если они любятеще и современную классику. Потому как "Мед и ...
Пит Мэйес (1938-2008) посвятил блюзу всю свою жизнь. И это не просто фигура речи. В последние годы гитарист и певец из Техаса тяжело болел. Ему ампутировали ноги, руки уже не могли держать гитару, но, сидя в инвалидном кресле, Пит, как и раньше, пел ...
Если вдуматься, то что мы знаем о Кубе (не беря в расчет политику)?Вспоминаются слова "кубинский ром" и, конечно же, "кубинскиесигары". И наш путь лежит на местные табачные поля, в сторону от крупныхгородов. Именно там, в сельской местности сего ...
Один из лучших малых составов в современном джазе, трио Рэя Брауна — сравнительно частый гость в нашем "CD-обзоре". Но данный альбом — случай совсем особый. Это часть большого, "многосерийного" проекта, который Рэй Браун реализует с 1994 ...
С легкой руки Майкла Джексона мы привыкли в последнее время к выбеленным с помощью хитроумных воздействий на организм, приведеннымс подмогой косметических ухищрений к некоему европеизированному стандартулицам певцов и музыкантов, манекенщиц и ...
Долгожданное издание, которое во многом подводит итог10-летнего существования коллектива. Этим скорее всего и объясняется репертуар альбома, который включает в себя как давно известные "фирменные" композицииэтой очень необычной вокальной группы ...
Если вы слушаете рок и блюз не один десяток лет, ваше сердце скорее всего сладко защемит при звуках голоса, когда-то исполнявшего Spinning Wheel и Hi De Ho. Да, это все тот же Дэвид Клейтон-Томас, это его неповторимые интонации, когда-то покорившие ...
Этот альбом из разряда тех, которые описать очень сложно.Наиболее точной характеристикой применительно к этому диску будет слово"авангард" — порой переходящий к джазу, порой уходящий в эмбиент,и при этом с мотивами, напоминающими Роберта Фриппа ...
Эх, и зачем же мне этот диск попался! Рискую в результате обидеть поклонников (коих, не сомневаюсь, множество) Кейко Мацуи. И ведь долго ждал, когда же, наконец, выйдет новый альбом этой безусловно талантливой исполнительницы, мне очень хотелось его ...
На европейской джазовой сцене появляются все новые и новыемолодые исполнители. Если присмотреться повнимательнее, то музыкальные корни многих из них частично находятся в Америке, и это дает в результате совершенно новый саунд, который можно назвать ...