В последние годы появляется все больше и больше джазменов, "новообращенных"из академических исполнителей. Однако тенденция, и причем тенденция отрадная.Исполнители не стесняются своей академической школы, играя джаз, не прячутее и обогащают музыку новыми звучаниями и неожиданными ходами.
В этом смысле первый альбом "Ничего не скрывая" трио финскогопианиста Ленни-Калле Тайпале даже названием подчеркивает свою направленность.Ленни всего 21 год, и джаз он начал играть в 1995 году после того, каквпервые услышал выступление... Чика Кориа. До этого молодое дарование серьезноготовилось к академической карьере и вполне могло преуспеть в этом: еготехника и музыкальное чувство действительно безупречны.
Поворот к джазу сопровождался быстрым и впечатляющим прогрессом - ужев 1997 году трио Кайпале выиграло финскую часть музыкального конкурса "NordicTalent" и получило второй приз на общескандинавском финале этого мероприятияв Осло. Сам Ленни был признан музыкантом года после фестиваля в Пори -одного из крупнейших в Европе.
Надо сказать, после прослушивания этого диска остатки скептическогопоначалу настроения ("Подумаешь, финский джаз... да еще целиком авторский...какой-то явный студент на фотографии...") развеялись как утреннийтуман, не оставив даже следа. На память сразу пришла наша джазовая молодежь...м-да, сравнение было не в ее пользу, увы. Стиль Кайпале (а его игру характеризуетдействительно индивидуальный, яркий стиль, несмотря на крайнюю молодость)находится ровно посередине между академическим виртуозно-импровизационным направлением (Лист, Скрябин) и поэтически-выразительным джазовым мейнстримом(Флэнеган, Баррон). Самое главное, что от обеих сторон финн взял самоелучшее, и в итоге в его манере слышен одновременно и свинг, и строгая,стройная, но совсем не холодная размеренность.
Это, наверное, можно считать образцом, неким эталоном современного скандинавскогоджаза (не будем сейчас вспоминать об ECM и Гарбареке: они все же чересчурспецифичны и являются, скорее, некоей "вещью в себе"). Нет, конечно,не хочется обижать других скандинавов-джазменов, среди них полно превосходныхмузыкантов, но Кайпале выделяется из всех счастливым сочетанием исключительногочувства формы, стиля, нет, даже многих стилей, и блестящего воплощенияэтой формы. А ко всему этому у него и незаурядный композиторский талант- такие пьесы, как "First Peace" или "Kokhaus", могутукрасить репертуар любой джазовой звезды.
Короче говоря, не проходите мимо финского джаза вообще, а уж мимо Ленни-КаллеТайпале тем паче.
(c) ℗ 1998 HNH International/Naxos Jazz
11 tks / 59 min
(L.K.Taipale - p, kb; Sami Jarvinen - dr, perc; Timo Tuppirainen - b)
Честно говоря, не известная мне до сих пор дама Джуди Рафат — очень отважная женщина, коль взялась за издание альбома, состоящего сплошь из композиций авторства легендарного Диззи Гиллеспи. Исполнять его музыку— непросто. Петь — задание ...
Стиль джазового валторниста, одного из сегодняшних российских лидеровджаза Аркадия Шилклопера весьма созвучный диссонансной коде тысячелетия,уже достаточно давно и четко определился. Это достаточно своеобразный авторскийджаз, который утвердил на ...
Группа интуитивной импровизации "Князь Мышкин" за девять лет записала уже больше десяти программ, в основном миниатюр, длиной в двадцать пять - тридцать минут. Вся их музыка рождается в "свободном полете"фантазии исполнителей - никаких повторений, ...
При всяком отсутствии внешней связи этот альбом американской пианисткиДжери Аллен почему–то напомнил мне последний прижизненный альбом ДжонаЛеннона — "Double Fantasy". И та, и другая работы посвящены темелюбви и словно пронизаны этим ...
Четырнадцать блюзовых команд отдали дань памяти своему коллеге, другу и вдохновителю Теодору "Hound Dog" Тэйлору. Онникогда не был так широко известен, как Мадди Уотерс или Альберт Кинг,но в Чикаго, где он провел на сцене разных блюзовых баров и ...
Smooth jazz, или оджазованная поп–музыка. Затрудняюсь с подбором инойдефиниции для проекта, где в соответствующей обработке звучат композиции Леннона и Маккартни ("Michelle"), Стиви Уандера ("Girl Blue"),Берта Бакарака ("The Look Of Love"). ...
Уверен, что для большинства любителей джазовой музыкина пост-советском пространстве понятия "Китай" и "джаз" пересекались лишь в связи с шанхайским периодом деятельности оркестра Олега Лундстрема. И вот первая (для автора этих строк) встреча с ...
Если вы питаете слабость к свободной импровизационной музыке, то, возможно, вас заинтересует этот диск. Конечно, это не фри–джаз начала 60–х, а скорее, продукт его эволюции за истекшие сорок лет. А так как эволюционировали за эти годы и ...
Это очень хороший альбом со спокойной, качественной и красивой музыкой,записанный настоящими мастерами своего дела, известными в джазовом мире достаточно давно и широко. Но недаром, характеризуя общее настроение альбома, на первое место я поставил ...
На диске написано: "Фил Минтон — вокал соло". В уголке мелкими буквами добавлено: "Новая музыка / (большей частью) свободная импровизация". Ну, думалось перед прослушиванием, свободная, так свободная — мало ли мы их, различных, слышали. Как ...
Итак, похоже, я могу теперь считать себя полноправным музыкальным обозревателем журнала "JAZZ-квадрат"! Ведь когда тебе доверяют прорецензировать альбом с эйсид-джазом, это можно сравнить со своего рода обрядом инициации, посвящения в настоящие ...
Один из самых знаменитых джазовых лейблов представляет нам CD с архивными записями одного из виднейших тенористов хард–бопа — Бенни Голсона. Здесь перезаписаны на "цифру" материалы двух сессий сорокалетней давности, ноября и декабря 1958 года, ...