В последние годы появляется все больше и больше джазменов, "новообращенных"из академических исполнителей. Однако тенденция, и причем тенденция отрадная.Исполнители не стесняются своей академической школы, играя джаз, не прячутее и обогащают музыку новыми звучаниями и неожиданными ходами.
В этом смысле первый альбом "Ничего не скрывая" трио финскогопианиста Ленни-Калле Тайпале даже названием подчеркивает свою направленность.Ленни всего 21 год, и джаз он начал играть в 1995 году после того, каквпервые услышал выступление... Чика Кориа. До этого молодое дарование серьезноготовилось к академической карьере и вполне могло преуспеть в этом: еготехника и музыкальное чувство действительно безупречны.
Поворот к джазу сопровождался быстрым и впечатляющим прогрессом - ужев 1997 году трио Кайпале выиграло финскую часть музыкального конкурса "NordicTalent" и получило второй приз на общескандинавском финале этого мероприятияв Осло. Сам Ленни был признан музыкантом года после фестиваля в Пори -одного из крупнейших в Европе.
Надо сказать, после прослушивания этого диска остатки скептическогопоначалу настроения ("Подумаешь, финский джаз... да еще целиком авторский...какой-то явный студент на фотографии...") развеялись как утреннийтуман, не оставив даже следа. На память сразу пришла наша джазовая молодежь...м-да, сравнение было не в ее пользу, увы. Стиль Кайпале (а его игру характеризуетдействительно индивидуальный, яркий стиль, несмотря на крайнюю молодость)находится ровно посередине между академическим виртуозно-импровизационным направлением (Лист, Скрябин) и поэтически-выразительным джазовым мейнстримом(Флэнеган, Баррон). Самое главное, что от обеих сторон финн взял самоелучшее, и в итоге в его манере слышен одновременно и свинг, и строгая,стройная, но совсем не холодная размеренность.
Это, наверное, можно считать образцом, неким эталоном современного скандинавскогоджаза (не будем сейчас вспоминать об ECM и Гарбареке: они все же чересчурспецифичны и являются, скорее, некоей "вещью в себе"). Нет, конечно,не хочется обижать других скандинавов-джазменов, среди них полно превосходныхмузыкантов, но Кайпале выделяется из всех счастливым сочетанием исключительногочувства формы, стиля, нет, даже многих стилей, и блестящего воплощенияэтой формы. А ко всему этому у него и незаурядный композиторский талант- такие пьесы, как "First Peace" или "Kokhaus", могутукрасить репертуар любой джазовой звезды.
Короче говоря, не проходите мимо финского джаза вообще, а уж мимо Ленни-КаллеТайпале тем паче.
(c) ℗ 1998 HNH International/Naxos Jazz
11 tks / 59 min
(L.K.Taipale - p, kb; Sami Jarvinen - dr, perc; Timo Tuppirainen - b)
Игра Боба Уилбера (альт-саксофон) и Дика Хаймана ("Хаммонд"-орган)сразу же воскрешает в памяти неподражаемую пару Джонни Ходжес — Уайлд Билл Дэвис. Даже составы их оркестров почти идентичны: альт-сакс — орган — тромбон— гитара — бас — ударные. У ...
Количество превосходных эпитетов, которыми снабжает западнаяпресса американского гитариста Джо Морриса, не может не производить впечатление."Наиболее впечатляющий и смелый гитарист последнего десятилетия","революционер гитары", "один из самых ...
Спокойная, величественная, местами грустная, местами торжественнаямузыка, строго выдержанная в темпе адажио. В ней практически нет национальных норвежских мотивов, но она сама по своему настроению — север, море, скалы, кричащие чайки, пасмурное ...
Абсолютно спонтанная импровизационная работа британского трио Джон Маршалл (ударные), Тео Трэвис (саксофоны, флейта) и Марк Вуд(гитара). История самого трио весьма любопытна и так же случайна, как имузыка, которую оно исполняет. Изначально это был ...
Билли Кобэм — живая легенда совсем недавних времен джаз–рока и фьюжн.Он успел переиграть чуть ли не со всеми, кто создавал этот стиль: первыйсостав "Махавишну окестра", знаменитые диски Майлса Дэйвиса,Питера Гэбриела, Херби Хэнкока, Джорджа Бенсона. ...
Молдавский джаз еще в советские времена был достаточно большой загадкой даже для знатоков, которые посещали многочисленные в 80-ые годы фестивали. Но даже тогда из этой южной республики очень редко выплывали музыканты, к которым приходила ...
Вы когда–нибудь купались в шампанском? Я тоже нет. Однако, думаю, связанное с подобным купанием ощущение сверхизысканной роскоши где–то сродни чувствам,которые переполнят душу любого поклонника джаза после прослушивания этого ...
"Эл Грэй не РАБОТАЕТ на сцене — он ИГРАЕТ",— так говорят про него те, кто его видел. Как мне кажется, это в полной мере можно ощутить и в записи. Его глубоко засурдиненный тромбон беседует со слушателем — то напевает мелодию, то ворчит, то бормочет, ...
Воистину, отсутствие патриотизма дает иногда поразительные результаты.Направленность творческого мышления "человека планеты" АнатолияГерасимова ушла так далеко от привычных нам стилей (опираясь, впрочем,на их элементы) и так близко подошла к порогу ...
Администрация молодой звукозаписывающей фирмы "Stubborn Records" (существует с 1993 года) глубоко убеждена в том, что регги и ска — это киты, на которых держится вся современная рок-музыка. Об этом она говорит в своем программном заявлении на ...
Этот диск интересен прежде всего необычным сочетанием инструментов, голосов и музыкальной тематики. Одним из компонентов музыки является тембр- окраска звука, его характер, зависящий в первую очередь от того, какие гармонические созвуки и в какой ...
Небезынтересный диск для тех, кто хочет знать, как же сложились взаимоотношения у Сивки с крутыми горками. Двадцать пять-тридцать лет назад рослый длинноволосый альбинос из Техаса Джонни Уинтер был весьма колоритной фигурой на американской ...