В последние годы появляется все больше и больше джазменов, "новообращенных"из академических исполнителей. Однако тенденция, и причем тенденция отрадная.Исполнители не стесняются своей академической школы, играя джаз, не прячутее и обогащают музыку новыми звучаниями и неожиданными ходами.
В этом смысле первый альбом "Ничего не скрывая" трио финскогопианиста Ленни-Калле Тайпале даже названием подчеркивает свою направленность.Ленни всего 21 год, и джаз он начал играть в 1995 году после того, каквпервые услышал выступление... Чика Кориа. До этого молодое дарование серьезноготовилось к академической карьере и вполне могло преуспеть в этом: еготехника и музыкальное чувство действительно безупречны.
Поворот к джазу сопровождался быстрым и впечатляющим прогрессом - ужев 1997 году трио Кайпале выиграло финскую часть музыкального конкурса "NordicTalent" и получило второй приз на общескандинавском финале этого мероприятияв Осло. Сам Ленни был признан музыкантом года после фестиваля в Пори -одного из крупнейших в Европе.
Надо сказать, после прослушивания этого диска остатки скептическогопоначалу настроения ("Подумаешь, финский джаз... да еще целиком авторский...какой-то явный студент на фотографии...") развеялись как утреннийтуман, не оставив даже следа. На память сразу пришла наша джазовая молодежь...м-да, сравнение было не в ее пользу, увы. Стиль Кайпале (а его игру характеризуетдействительно индивидуальный, яркий стиль, несмотря на крайнюю молодость)находится ровно посередине между академическим виртуозно-импровизационным направлением (Лист, Скрябин) и поэтически-выразительным джазовым мейнстримом(Флэнеган, Баррон). Самое главное, что от обеих сторон финн взял самоелучшее, и в итоге в его манере слышен одновременно и свинг, и строгая,стройная, но совсем не холодная размеренность.
Это, наверное, можно считать образцом, неким эталоном современного скандинавскогоджаза (не будем сейчас вспоминать об ECM и Гарбареке: они все же чересчурспецифичны и являются, скорее, некоей "вещью в себе"). Нет, конечно,не хочется обижать других скандинавов-джазменов, среди них полно превосходныхмузыкантов, но Кайпале выделяется из всех счастливым сочетанием исключительногочувства формы, стиля, нет, даже многих стилей, и блестящего воплощенияэтой формы. А ко всему этому у него и незаурядный композиторский талант- такие пьесы, как "First Peace" или "Kokhaus", могутукрасить репертуар любой джазовой звезды.
Короче говоря, не проходите мимо финского джаза вообще, а уж мимо Ленни-КаллеТайпале тем паче.
(c) ℗ 1998 HNH International/Naxos Jazz
11 tks / 59 min
(L.K.Taipale - p, kb; Sami Jarvinen - dr, perc; Timo Tuppirainen - b)
Проекты, посвященные памяти ушедших гигантов, не новостьв мире джаза. Достаточно вспомнить хотя бы альбом и концертный тур, сделанныемузыкантами, работавшими с Майлсом Дэвисом. Идея представить слушателям"Наследие Арта Блэйка" (название данного ...
Не очень продолжительная по времени, но содержательная программа молодого, 1968 года рождения, барабанщика, который не только лидер коллектива, что само по себе и не ново, но и автор всего записанного репертуара. А вотэто уже - явление редкое. ...
Этот альбом издан в любопытной серии записей исполнителей на фортепиано,которая, судя по всему, должна представлять творчество музыкантов, работающихв разных стилях. Иными словами, серия, об объемах которой можно пока толькодогадываться, задумана ...
Итальянского пианиста Антонио Фарао (р.1965) мне до сих пор доводилосьслышать лишь однажды — на пластинке трубача Франко Амброзетти "LightBreeze". И вот — новая встреча, где Антонио выступает уже не в качествесайдмена, а как автор всех ...
Если назвать джазфэну фамилию Коулмен, то ему, конечноже, сразу в голову придет образ великолепного и неувядаемого Орнетта. Новедь есть еще и Джордж Коулмен, и в связи с новым его альбомом у нас естьповод вспомнить о нем. Тенор- и ...
Этот альбом Джейка Ханны — прекрасный подарок любителям музыки не слишком сложной, веселой и энергичной. О характере записанной музыки знатоку джаза может сказать уже само название программы, которое явно перекликается с одной из не очень известных ...
Фирму-издателя в отношении этого альбома можно упрекнуть, пожалуй, лишь в одном. Для тех любителей музыки, которые прежде всего настроены на коллекционирование концертных записей, особо важным представляется дата, когда данная запись была сделана. ...
Новый альбом одного из самых ярких и известных исполнителей афро-кубинского джаза. Бэнд Пончо Санчеса вошел в прошлом году в пятерку лучших латиноамериканских групп при определении победителей новой джазовой премии "New YorkJazz Award". Название ...
Компания "Rounder Records" на своем лэйбле "Easydisc"выпустила уже несколько десятков сборных блюзовых альбомов. Некоторые изних уже обозревались в "JK" #2(4) и #3(5), и вот поступил очередной диск. Количество превосходных певцов, гитаристов и ...
Две акустические гитары, легко узнаваемые красивые мелодии,четко различимый джазовый колорит, непринужденное свободное исполнение,и все это дуэт минского клуба гитаристов Владимир Угольник и Татьяна Копенкова.В альбоме собран поистине беспроигрышный ...
Откуда у хлопцев испанская грусть? Так, чуть перефразируя Михаила Светлова, хочется спросить, прослушав альбом "Flamenco Dreams".А также — откуда испанская страстность, испанская нежность, испанское изящество?" Хлопцы"-то отнюдь не из Кордовы ...
"Кого не тронут сладкие созвучья?.." Это — шекспировская строка. В оригинале вопросительного знака нет. Речь идет о том, что тот, кого не тронут сладкие созвучья, способен на... в общем, на плохие поступки. Когда слушаешь "сладкие созвучья" записей ...