Музыкальный жанр, предлагаемый квартетом "Rottor", - один из самых сложных для восприятия. Фри-джаз в самом "отъявленном" своем проявлении: ни ритма, ни мелодии, ни гармонии вы здесь не обнаружите.Это музыка тембров, красок, настроений. Этакий музыкальный вариант полотен Кандинского или Фалька. Несведущий, нечаянно забредя в такой музейный или концертный зал, возмущенно пожмет плечами.
Тромбонист Пол Разерфорд последовательно исследует возможности атонального джаза с начала 80-х годов. И уже тогда Пол Роджерс постоянно составлял ему пару. Несколько позже к ним присоединился Кейт Типпетт. Образовавшееся трио немало "хулиганило", постоянно экспериментируя со звуком и формой. И название они себе подобрали подходящее - "Rogues"("Мошенники"). С 1996 года они стали называться "Rotor",а когда к ним присоединилась вокалистка Джулия Типпетт, решено было внести поправку в название: "Rotor" превратился в "Rottor".
Тотальная импровизация, основанная на мгновенной реакции на окружающую атмосферу и на чувствовании друг друга, лежит в основе музыки коллектива. Программа, представленная на диске, представляет две живые записи: одна сделана на европейском джазовом фестивале "du Mans", вторая представляет сольное выступление Разерфорда во время Фестиваля традиций и инноваций в Лондоне.
Трое инструменталистов и вокалистка используют преимущественно короткие,острые фразы, словно складывают пеструю мозаику из разных тембров. В итоге,несмотря на то, что тембры-краски они используют предельно контрастные- например, сочетание высокого женского голоса и тромбона в низком регистре,- звуковое полотно получается прозрачным и воздушным, пульсирующим, словно единый живой организм. Неизбежные короткие тональные цитаты расцветают в этом полотне как прихотливые узоры на пестром восточном ковре. Интуитивно музыканты нащупывают форму - исключительно за счет опыта совместного музицирования они достаточно ясно обозначают экспозицию, разработку, кульминацию и финал.
За десять минут - столько длится вторая композиция на альбоме - Пол Разерфорд показывает все, что можно сделать на тромбоне. Это различные виды техники, глиссандо, стаккато, тончайшая нюансировка - и все это органично укладывается в художественную концепцию пьесы, в ее структуру. Наиболее необычен эффект, когда Разерфорд себе "подпевает" и его фальцет удивительным образом сливается с тембром духового инструмента - порой кажется,что инструмент просто ожил. Похоже, что именно эта пьеса более всего раскрывает секрет популярности и успеха Майкла Разерфорда: он обладает удивительной, парадоксальной музыкальной логикой, которая, несмотря на всю свою необычность, все же остается логикой. Просто она отличается от той музыки, к которой мы более привыкли, как от геометрии Эвклида отличается теория Эйнштейна.
(c) ℗ 1998 Emanem
2 tks / 66 mins
(Paul Rutherford - tb; Julie Tippett - voc; Keith Tippett - p; PaulRogers - b)
Пианист, вокалист и руководитель классического свингового бэнда Бобби Шорт сделал эту программу в честь тридцатилетия выступлений своего оркестра в нью-йоркском "Cafe Carlyle". Его коллектив представляет собой биг-бэнд в миниатюре — три саксофона, ...
Вынужден просто развести руками: я, не слишком горячий поклонник незатейливой, выдержанной в суровой мейнстримовской действительности музыки, в данном случае от прослушивания альбома Ирвина Стокса получил массу удовольствия. Показательно, что это ...
Певец Эрл Гэйнс — "человек из раньшего времени", как любил выражаться незабвенный Михаил Самуэлевич Паниковский. Его первый "золотой" хит "ItТs Love Baby (24 Hours A Day)" появился, страшно подумать, еще в 1955 г. С тех пор Эрл знавал всякие ...
В джазе нет другого инструмента, кроме "Хэммонд"В-3, органа, обладающего таким же мощным, сочным и в то же время нежным звучанием. Вдоволь "накушавшись" синтезаторов, и музыканты, и публика опять начинают возвращаться к первому настоящему ...
6 компакт-дисков составляют альбом, записанный за три вечера в клубе "The Blue Note". Эти концерты были первыми публичными выступлениями нового акустического комбо Чика Кориа. Сам лидер первоначально предполагал использовать клубные пленки только ...
Хуан Карлос Куинтеро описывает на данном альбоме свой путь домой. Буквально с первых тактов становится понятно, что дом музыканта лежит где-то в тех областях, в которых латиноамериканская музыка занимает главенствующее положение, будто старейшина ...
Представьте себе: промозглый зимний день, сильный ветер. Вы идете по бескрайней, заснеженной равнине. И негде ни согреться, ни отдохнуть. Представили? Или представлять особо и не хочется (да в общем–то вам это и не нужно)? Но вряд ли музыка команды ...
Уэйн Хорвиц — музыкант из Сиэттла, за последние десять лет приобретший на американской джазовой сцене немалый авторитет. Хорвица называют "возродителем "Хаммонда". И он действительно вдохнул в этот, казалось, совершенно устаревший инструмент новую ...
Жил да был в городе Гэри, штат Индиана, блюзмэн по имени Лестер "Биг Дэдди" Кинси. И было у него три сына. С малых лет учил "Биг Дэдди" своих детей отцовскому ремеслу. Старшему, Ральфу, отец подарил барабан, среднему, Дональду — гитару, а ...
"Когда я начинаю играть, я просто становлюсь частью контрабаса, а контрабас становится частью меня; я не играю ноты, я играю себя", — это признание Чарльза Мингуса вспоминается, когда слушаешь игру Эдди Гомеза. Он обладает удивительно органичной ...
Стив Лэйси (его настоящее имя — Стивен Лакриц) — американец по рождению, европеец по месту жительства, чуть ли не единственный саксофонист, играющий только на сопрановой разновидности этого инструмента, — считается одним из ...
Спокойные и чопорные англичане решили поиграть нечто латиноамериканское и, кажется, увлеклись. Но от духа Альбиона, сидящего глубоко внутри, освободиться полностью им не удалось, и все самбы и румбы получились чуть-чуть недоперченными и ...