Музыкальный жанр, предлагаемый квартетом "Rottor", - один из самых сложных для восприятия. Фри-джаз в самом "отъявленном" своем проявлении: ни ритма, ни мелодии, ни гармонии вы здесь не обнаружите.Это музыка тембров, красок, настроений. Этакий музыкальный вариант полотен Кандинского или Фалька. Несведущий, нечаянно забредя в такой музейный или концертный зал, возмущенно пожмет плечами.
Тромбонист Пол Разерфорд последовательно исследует возможности атонального джаза с начала 80-х годов. И уже тогда Пол Роджерс постоянно составлял ему пару. Несколько позже к ним присоединился Кейт Типпетт. Образовавшееся трио немало "хулиганило", постоянно экспериментируя со звуком и формой. И название они себе подобрали подходящее - "Rogues"("Мошенники"). С 1996 года они стали называться "Rotor",а когда к ним присоединилась вокалистка Джулия Типпетт, решено было внести поправку в название: "Rotor" превратился в "Rottor".
Тотальная импровизация, основанная на мгновенной реакции на окружающую атмосферу и на чувствовании друг друга, лежит в основе музыки коллектива. Программа, представленная на диске, представляет две живые записи: одна сделана на европейском джазовом фестивале "du Mans", вторая представляет сольное выступление Разерфорда во время Фестиваля традиций и инноваций в Лондоне.
Трое инструменталистов и вокалистка используют преимущественно короткие,острые фразы, словно складывают пеструю мозаику из разных тембров. В итоге,несмотря на то, что тембры-краски они используют предельно контрастные- например, сочетание высокого женского голоса и тромбона в низком регистре,- звуковое полотно получается прозрачным и воздушным, пульсирующим, словно единый живой организм. Неизбежные короткие тональные цитаты расцветают в этом полотне как прихотливые узоры на пестром восточном ковре. Интуитивно музыканты нащупывают форму - исключительно за счет опыта совместного музицирования они достаточно ясно обозначают экспозицию, разработку, кульминацию и финал.
За десять минут - столько длится вторая композиция на альбоме - Пол Разерфорд показывает все, что можно сделать на тромбоне. Это различные виды техники, глиссандо, стаккато, тончайшая нюансировка - и все это органично укладывается в художественную концепцию пьесы, в ее структуру. Наиболее необычен эффект, когда Разерфорд себе "подпевает" и его фальцет удивительным образом сливается с тембром духового инструмента - порой кажется,что инструмент просто ожил. Похоже, что именно эта пьеса более всего раскрывает секрет популярности и успеха Майкла Разерфорда: он обладает удивительной, парадоксальной музыкальной логикой, которая, несмотря на всю свою необычность, все же остается логикой. Просто она отличается от той музыки, к которой мы более привыкли, как от геометрии Эвклида отличается теория Эйнштейна.
(c) ℗ 1998 Emanem
2 tks / 66 mins
(Paul Rutherford - tb; Julie Tippett - voc; Keith Tippett - p; PaulRogers - b)
Бесценный, замечательный подарок для нас, сентиментальных и патриотичных"совочков", — внушительная, красиво оформленная коробочка с двумя компакт–дисками, вкладышем внутри с подробной информацией и торжественной подписью снаружи: "Юрий Саульский ...
Боюсь навлечь на себя праведный гнев больших любителей творчества Джорджа Дюка, но, тем не менее и ради правды, и ничего, кроме правды, обязан сказать:Джордж Дюк — не "мой" музыкант. То есть это, конечно, джаз, нов такой попсовой упаковке, что его ...
Весьма оригинальный проект, представляющий собой worldmusic в очень нестандартной упаковке из самых современных компьютерных звучаний в сочетании со старинными европейскими или экзотическими народными инструментами стран Азии и Южной Америки. Под ...
Под эту ласковую и успокаивающую музыку, созданную в уютной атмосфере московского "М-бара", нужно отдыхать, эпизодически она может служить даже фоном для неторопливой беседы. Встречается здесь, правда, и джаз-роковая тема, и спиричуэлс, но все это ...
Проекты, посвященные памяти ушедших гигантов, не новостьв мире джаза. Достаточно вспомнить хотя бы альбом и концертный тур, сделанныемузыкантами, работавшими с Майлсом Дэвисом. Идея представить слушателям"Наследие Арта Блэйка" (название данного ...
Не очень продолжительная по времени, но содержательная программа молодого, 1968 года рождения, барабанщика, который не только лидер коллектива, что само по себе и не ново, но и автор всего записанного репертуара. А вотэто уже - явление редкое. ...
Этот альбом издан в любопытной серии записей исполнителей на фортепиано,которая, судя по всему, должна представлять творчество музыкантов, работающихв разных стилях. Иными словами, серия, об объемах которой можно пока толькодогадываться, задумана ...
Итальянского пианиста Антонио Фарао (р.1965) мне до сих пор доводилосьслышать лишь однажды — на пластинке трубача Франко Амброзетти "LightBreeze". И вот — новая встреча, где Антонио выступает уже не в качествесайдмена, а как автор всех ...
Если назвать джазфэну фамилию Коулмен, то ему, конечноже, сразу в голову придет образ великолепного и неувядаемого Орнетта. Новедь есть еще и Джордж Коулмен, и в связи с новым его альбомом у нас естьповод вспомнить о нем. Тенор- и ...
Этот альбом Джейка Ханны — прекрасный подарок любителям музыки не слишком сложной, веселой и энергичной. О характере записанной музыки знатоку джаза может сказать уже само название программы, которое явно перекликается с одной из не очень известных ...
Фирму-издателя в отношении этого альбома можно упрекнуть, пожалуй, лишь в одном. Для тех любителей музыки, которые прежде всего настроены на коллекционирование концертных записей, особо важным представляется дата, когда данная запись была сделана. ...
Новый альбом одного из самых ярких и известных исполнителей афро-кубинского джаза. Бэнд Пончо Санчеса вошел в прошлом году в пятерку лучших латиноамериканских групп при определении победителей новой джазовой премии "New YorkJazz Award". Название ...