Various Artists - Charles Earland's Jazz Organ Summit
05.02.1997
В джазе нет другого инструмента, кроме "Хэммонд"В-3, органа, обладающего таким же мощным, сочным и в то же время нежным звучанием. Вдоволь "накушавшись" синтезаторов, и музыканты, и публика опять начинают возвращаться к первому настоящему электронному клавишномуинструменту. Он опять в моде, многие фирмы звукозаписи издают и переиздают записи мэтров джазового и блюзового электрооргана. Этот альбом как раз из их числа.
В мае 1997 г. в Чикагском музее афро-американской истории состоялся уникальный концерт. В одном зале на сцене сошлись четыре мастера, которые олицетворяют собой эпоху расцвета популярности "Хэммонд"-органа в джазе. Все они начинали играть на этом инструменте в шестидесятые годы, перед этим испытав себя в другом амплуа. Впрочем, давайте по порядку.
Представление начинает своим выступлением Доктор Лонни Смит (Dr. Lonnie Smith) c типично боповской пьесой "Cherokee".Ему помогает небольшая группа музыкантов (труба, гитара и ударные), и вчетверомони после краткого лирического вступления выдают целую серию неспешных,ритмичных, но напряженных и взрывных соло. Орган Доктора Смита одновременнои блюзовый, и джазовый, очень темпераментный и заводящий публику, котораято и дело разражается криками и аплодисментами. Кстати, в 1969 году он был лучшим органистом по опросам журнала "Downbeat".
Следом за ним за инструмент садится Джонни "Хаммонд"Смит (Johnny "Hammond" Smith). (Поистине, фамилия Смит в джазе зарезервирована за органом. Вспомните легендарного Джимми Смита (JimmySmith), который и сейчас не желает ни в чем уступать молодым.) Джонни —старейшина среди всех четверых. Он корифей джазовой баллады, классичный и техничный, играл две композиции, одна из которых — его обработка "Summertime",впервые исполненная еще в 1960 году — по-прежнему пользуется успехом на всех выступлениях. В манере "Хэммонд" Смита чувствуется некаястрогость и сухость, и, забравшись в аннотацию к диску, я с удовлетворением обнаружил, что он, оказывается, сочинял и академическую музыку.
Полной противоположностью Джонни Смита является ЧарльзЭрланд (Charles Earland). Его стиль очень "горячий" и почти рок-н-ролльный,а небольшой оркестр, используя повторяющиеся риффы и брейки, создает чуть ли не биг-бэндовое звучание. Похоже, что Эрланд — любимец аудитории: она часто поддерживает ритм и хлопает ему в такт во время выступления. Впрочем,публика не обделила вниманием никого из выступающих.
Джимми Макгрифф (Jimmy McGriff) — самый блюзовый органистиз всех четырех. Медленный и средний темп, по-прежнему не выходящие измоды "подвывающие" интонации и "раскачивающие" музыкудо бесконечности повторяющиеся вариации коротких фраз — вроде бы стандартная схема, но в блюзе ценится не безудержная фантазия, а особое внутреннее состояние, которое достигается внешне простыми средствами. Вот только уодних эти средства дают в результате сплошное занудство, а у настоящих музыкантов те же самые приемы заставляют слушателя забыть обо всем и в экстазе притопывать ногами.
Возможно, концертные варианты блюзов на этом диске отличаются некоторой затянутостью (пьесы по 10-12 минут не редкость), но скучными они от этого явно не становятся.
Музыкальные ‘медитации" — штука не новая, но для российского джаза, скажем прямо, нехарактерная. А жаль. Жаль еще» что приходится очередной раз доказывать, что Борис Прусаков — один из лучших наших джазовых пианистов, тонко чувствующий музыку, ...
Концертные альбомы крайне редки в дискографии Дюка Робилларда, и было бы странно, если бы, представляя отечественному любителю блюза практически всего Робилларда из каталога канадской компании Stony Plain, лицензионное соглашение не коснулось бы ...
Ничего не стану говорить о "звездности" и легендарности участников квартета — об этом достаточно красноречиво говорит обложка диска. Но, как это ни странно, содержание в полной мере соответствует форме — музыка и впрямь очень хороша. Как сказано в ...
Когда берешь в руки этот альбом, имена композиторов, которые можно увидеть на его обложке, говорят сами за себя: Клод Дебюсси (Claude Debussy), Эрик Сати (Erik Satie), Гэбриел Форе (Gabriel Faure), Морис Равель (Maurice Ravel). Ensemble Giverny ...
Вы слышали безмолвную песнь матери-земли? Вы ощущали биение ее пульса? Вы прикасались когда-нибудь к дикой, первозданной природе? Обязательно послушайте "Orenda", потому что это песнь, идущая от самых корней существования, обнажённая музыка ...
Название альбома подчеркивает его концептуальность: если для Баха в его "Хорошо темперированном клавире" важным условием для правильного исполнения и восприятия была темперированность строя инструмента, то для Джона Вольфа Бреннана так же важна ...
Московское переиздание удивительного, нестандартного альбома-дебюта молооой певицы, родившейся в Мексике и записавшей свои песни в Канаде вместе с франко-канадскими музыкантами. Поет Ласа Де Села по-испански, собственный и традиционный ...
Перед вами — интернациональный (даже интерконтинентальный) совместный проект лучшего польского вокалиста на протяжении последних десяти лет Марека Балаты, американского пианиста Арта Ланде и австрийского флейтиста Гюнтера Вехингера. Запись была ...
Если фамилия «Штокгаузен» входит в малый джентльменский набор для лиц, стремящихся слыть интеллектуалами, то Маурисио Кагеля знают лишь те, кто действительно интересуется современным академическим авангардом. А уж в этих узких кругах ...
Этот альбом сделал пианистку и певицу из Чикаго знаменитой. Если уж за раскрутку артиста берется лейбл "Blue Note", то можете быть уверены — в мире джаза этот музыкант не останется незамеченным. Однако с первого взгляда музыка может показаться ...
Бразильский" проект швейцарского трубача — одна из его неисчислимых музыкальных ипостасей. Отличительная особенность Питера Шерли, какой бы джаз они ни играл — авангардный или популярный — исключительное внимание к мелодии. И здесь, в атмосфере ...
Выбросите музыку из ленты Эмира Кустурицы «Черная кошка, белый кот» — фильм умрет. Поставьте в CD - плэйер этот переизданный в Москве диск с записью звуковой дорожки к фильму — и музыка легко заставит вас воссоздать в памяти ...