Various Artists - Charles Earland's Jazz Organ Summit
05.02.1997
В джазе нет другого инструмента, кроме "Хэммонд"В-3, органа, обладающего таким же мощным, сочным и в то же время нежным звучанием. Вдоволь "накушавшись" синтезаторов, и музыканты, и публика опять начинают возвращаться к первому настоящему электронному клавишномуинструменту. Он опять в моде, многие фирмы звукозаписи издают и переиздают записи мэтров джазового и блюзового электрооргана. Этот альбом как раз из их числа.
В мае 1997 г. в Чикагском музее афро-американской истории состоялся уникальный концерт. В одном зале на сцене сошлись четыре мастера, которые олицетворяют собой эпоху расцвета популярности "Хэммонд"-органа в джазе. Все они начинали играть на этом инструменте в шестидесятые годы, перед этим испытав себя в другом амплуа. Впрочем, давайте по порядку.
Представление начинает своим выступлением Доктор Лонни Смит (Dr. Lonnie Smith) c типично боповской пьесой "Cherokee".Ему помогает небольшая группа музыкантов (труба, гитара и ударные), и вчетверомони после краткого лирического вступления выдают целую серию неспешных,ритмичных, но напряженных и взрывных соло. Орган Доктора Смита одновременнои блюзовый, и джазовый, очень темпераментный и заводящий публику, котораято и дело разражается криками и аплодисментами. Кстати, в 1969 году он был лучшим органистом по опросам журнала "Downbeat".
Следом за ним за инструмент садится Джонни "Хаммонд"Смит (Johnny "Hammond" Smith). (Поистине, фамилия Смит в джазе зарезервирована за органом. Вспомните легендарного Джимми Смита (JimmySmith), который и сейчас не желает ни в чем уступать молодым.) Джонни —старейшина среди всех четверых. Он корифей джазовой баллады, классичный и техничный, играл две композиции, одна из которых — его обработка "Summertime",впервые исполненная еще в 1960 году — по-прежнему пользуется успехом на всех выступлениях. В манере "Хэммонд" Смита чувствуется некаястрогость и сухость, и, забравшись в аннотацию к диску, я с удовлетворением обнаружил, что он, оказывается, сочинял и академическую музыку.
Полной противоположностью Джонни Смита является ЧарльзЭрланд (Charles Earland). Его стиль очень "горячий" и почти рок-н-ролльный,а небольшой оркестр, используя повторяющиеся риффы и брейки, создает чуть ли не биг-бэндовое звучание. Похоже, что Эрланд — любимец аудитории: она часто поддерживает ритм и хлопает ему в такт во время выступления. Впрочем,публика не обделила вниманием никого из выступающих.
Джимми Макгрифф (Jimmy McGriff) — самый блюзовый органистиз всех четырех. Медленный и средний темп, по-прежнему не выходящие измоды "подвывающие" интонации и "раскачивающие" музыкудо бесконечности повторяющиеся вариации коротких фраз — вроде бы стандартная схема, но в блюзе ценится не безудержная фантазия, а особое внутреннее состояние, которое достигается внешне простыми средствами. Вот только уодних эти средства дают в результате сплошное занудство, а у настоящих музыкантов те же самые приемы заставляют слушателя забыть обо всем и в экстазе притопывать ногами.
Возможно, концертные варианты блюзов на этом диске отличаются некоторой затянутостью (пьесы по 10-12 минут не редкость), но скучными они от этого явно не становятся.
Господа, со всей ответственностью заявляю, что абсолютное большинство из вас и не подозревает, КАК может звучать саксофонный квартет. Впрочем, и я не подозревал до того момента, как поставил этот диск в проигрыватель.Если вы думаете, что я ...
Знаете, иногда становится жаль, что на компакт-диск вмещается так много(!) композиций. Для некоторых исполнителей такая возможность идет явно во вред. Тридцать-сорок минут для их музыки было бы совершенно достаточно, хотя... это смотря для чего ...
На дворе осень. Не за горами и зима, а с нею — и рождественские праздники, которые мы, в Минске, благодаря законам, принятым в первые годы независимости, имеем возможность отмечать дважды — и по католически-протестантскому, и по ...
Представьте себе филармонический зал: чинная публика,неспешные разговоры, занавес, программки. В них написано: вечер французскогоимпрессионизма, композитор Эрик Сати, исполняет французское же трио — пианистЖак Лузье, контрабасист Бенуа Дюнойе де ...
Мемуары всегда интересны. Интересны в первую очередь индивидуальным, неканоническим отношением автора к событиям и людям, о которых он говорит.Понятно, что и автор должен быть личностью яркой, много повидавшей и способнойподелиться своими ...
Есть особое удовольствие в том, чтобы слушать давно сложившийся джазовый коллектив. Тогда та самая "круговая порука", которую Уиллис Коновер определял как сущность джаза, обретает наиболее осмысленный и привлекательный характер. И потом, в нашей ...
Иногда, слушая музыку, бывает абсолютно невозможно "въехать"в нее с первого раза, как ни старайся. Причем тот факт, что вещь сама по себе классная, сомнений не вызывает, но своеобразная форма, или, если вам угодно, ее отсутствие, не позволяет ...
Круглолицый, здоровенный, добродушнейшего вида негр смножеством мелких косичек и серьгами в ушах, Майкл Хилл обладает мощнейшим голосом, с которым, кажется, можно вполне обойтись и без микрофона. В немнет даже намека на слащавость, он перекрикивает ...
"Yara" — уже десятый альбом знаменитого арабского композитораи исполнителя Раби Абу–Халиля, изданный недавно известной немецкой студией"Enja Records". На самом деле, это саундтрек к совместному турецко–германскомуфильму с таким же названием. Его ...
Несколько странно видеть этот альбом в каталоге техасского блюзового лейбла Antone's Records. Дело в том, что к блюзу он имеет достаточно косвенное отношение, а вот к ритм-энд-блюзу и музыке соул – самое прямое. Сил Джонсон (его настоящее имя ...
Если новый московский джазовый лейбл "Bohema Musik" задался целью художественно обогатить музыкальное пространство СНГ, то ему это вполне удается. "Live In Norway" (вероятно, в продолжение темы диска Аркадия Шилклопера "Live In Grenoble" либо шире — ...
К какому напряженному мыслительному процессу приглашают нас музыканты, если в списке пьес их альбома то и дело натыкаешься на "Передышку". Спору нет, в этой музыке многое — от головы, и общий налет рассудочности не позволяет предаться ...