Various Artists - Charles Earland's Jazz Organ Summit
05.02.1997
В джазе нет другого инструмента, кроме "Хэммонд"В-3, органа, обладающего таким же мощным, сочным и в то же время нежным звучанием. Вдоволь "накушавшись" синтезаторов, и музыканты, и публика опять начинают возвращаться к первому настоящему электронному клавишномуинструменту. Он опять в моде, многие фирмы звукозаписи издают и переиздают записи мэтров джазового и блюзового электрооргана. Этот альбом как раз из их числа.
В мае 1997 г. в Чикагском музее афро-американской истории состоялся уникальный концерт. В одном зале на сцене сошлись четыре мастера, которые олицетворяют собой эпоху расцвета популярности "Хэммонд"-органа в джазе. Все они начинали играть на этом инструменте в шестидесятые годы, перед этим испытав себя в другом амплуа. Впрочем, давайте по порядку.
Представление начинает своим выступлением Доктор Лонни Смит (Dr. Lonnie Smith) c типично боповской пьесой "Cherokee".Ему помогает небольшая группа музыкантов (труба, гитара и ударные), и вчетверомони после краткого лирического вступления выдают целую серию неспешных,ритмичных, но напряженных и взрывных соло. Орган Доктора Смита одновременнои блюзовый, и джазовый, очень темпераментный и заводящий публику, котораято и дело разражается криками и аплодисментами. Кстати, в 1969 году он был лучшим органистом по опросам журнала "Downbeat".
Следом за ним за инструмент садится Джонни "Хаммонд"Смит (Johnny "Hammond" Smith). (Поистине, фамилия Смит в джазе зарезервирована за органом. Вспомните легендарного Джимми Смита (JimmySmith), который и сейчас не желает ни в чем уступать молодым.) Джонни —старейшина среди всех четверых. Он корифей джазовой баллады, классичный и техничный, играл две композиции, одна из которых — его обработка "Summertime",впервые исполненная еще в 1960 году — по-прежнему пользуется успехом на всех выступлениях. В манере "Хэммонд" Смита чувствуется некаястрогость и сухость, и, забравшись в аннотацию к диску, я с удовлетворением обнаружил, что он, оказывается, сочинял и академическую музыку.
Полной противоположностью Джонни Смита является ЧарльзЭрланд (Charles Earland). Его стиль очень "горячий" и почти рок-н-ролльный,а небольшой оркестр, используя повторяющиеся риффы и брейки, создает чуть ли не биг-бэндовое звучание. Похоже, что Эрланд — любимец аудитории: она часто поддерживает ритм и хлопает ему в такт во время выступления. Впрочем,публика не обделила вниманием никого из выступающих.
Джимми Макгрифф (Jimmy McGriff) — самый блюзовый органистиз всех четырех. Медленный и средний темп, по-прежнему не выходящие измоды "подвывающие" интонации и "раскачивающие" музыкудо бесконечности повторяющиеся вариации коротких фраз — вроде бы стандартная схема, но в блюзе ценится не безудержная фантазия, а особое внутреннее состояние, которое достигается внешне простыми средствами. Вот только уодних эти средства дают в результате сплошное занудство, а у настоящих музыкантов те же самые приемы заставляют слушателя забыть обо всем и в экстазе притопывать ногами.
Возможно, концертные варианты блюзов на этом диске отличаются некоторой затянутостью (пьесы по 10-12 минут не редкость), но скучными они от этого явно не становятся.
"Эл Грэй не РАБОТАЕТ на сцене — он ИГРАЕТ",— так говорят про него те, кто его видел. Как мне кажется, это в полной мере можно ощутить и в записи. Его глубоко засурдиненный тромбон беседует со слушателем — то напевает мелодию, то ворчит, то бормочет, ...
Воистину, отсутствие патриотизма дает иногда поразительные результаты.Направленность творческого мышления "человека планеты" АнатолияГерасимова ушла так далеко от привычных нам стилей (опираясь, впрочем,на их элементы) и так близко подошла к порогу ...
Администрация молодой звукозаписывающей фирмы "Stubborn Records" (существует с 1993 года) глубоко убеждена в том, что регги и ска — это киты, на которых держится вся современная рок-музыка. Об этом она говорит в своем программном заявлении на ...
Этот диск интересен прежде всего необычным сочетанием инструментов, голосов и музыкальной тематики. Одним из компонентов музыки является тембр- окраска звука, его характер, зависящий в первую очередь от того, какие гармонические созвуки и в какой ...
Небезынтересный диск для тех, кто хочет знать, как же сложились взаимоотношения у Сивки с крутыми горками. Двадцать пять-тридцать лет назад рослый длинноволосый альбинос из Техаса Джонни Уинтер был весьма колоритной фигурой на американской ...
Было бы странно, если бы в юбилейной серии, посвященной двадцатипятилетию фирмы «Enja», не был издан альбом пианиста Мэла Уолдруна.Как-никак вся история этой компании начиналась в далеком 1971 году с издания альбома «Black ...
Когда впервые сталкиваешься с музыкой "Moscow Art Trio" (именно под этим названием обычно сотрудничают Альперин, Шилклопер и Старостин),в памяти всплывают полузабытые ощущения от первой встречи с "Con Anima" знаменитого трио ГТЧ. И хотя музыка ...
Альбом, наглядно демонстрирующий широту взглядов компании "Windham Hill", одного из столпов музыки нью эйдж. Супружеский и творческий дуэт "Так и Патти", которому уже двадцать лет, работает в очень"неудобной" для "запихивания" на ту или иную ...
Ах, диксиленды, диксиленды... Вашим духом наполнены сердцамногих любителей джаза, особенно «начинающих»: этот незыблемый «вечный» ритм на четыре четверти раскачивает так неудержимо, а мелодии так легкии приятны... Мимолетный возврат к старому иногда ...
Чарли Мариано, ветеран–саксофонист, неустанно экспериментирующий и находящийсяв поиске новых форм и звучаний, сделал проект, опирающийся в равной степени на академические итальянские и джазовые музыкальные корни. Результат постилю очень напоминает ...
Голландская фирма "Timeless", под эгидой которой выходят диски с этикеткой "World Wide Jazz", питает особое пристрастие к издания, где, по мере возможности, детально и всесторонне рассматривается творчество того или иного музыканта или определенное ...
Название нового альбома чилийского виртуоза Оскара Лопеса можно перевестина русский, как "Искушение" или "Соблазн". По мнению автора, соблазном может служить сама музыка: например, с ее помощью можно даже летать в мечтах. Увы, мне полетать с помощью ...