На европейской джазовой сцене появляются все новые и новыемолодые исполнители. Если присмотреться повнимательнее, то музыкальные корни многих из них частично находятся в Америке, и это дает в результате совершенно новый саунд, который можно назвать и эклектичным, и прогрессивным— как кому нравится.
Нильс Вограм — из этого самого молодого неуемного племени экспериментаторов, но образование он получил отменное. Восемь лет классической тромбонной школы в Германии, а потом два года в нью-йоркском музыкальном колледже в классах Слайда Хэмптона (Slide Hampton), Джимми Неппера (JimmyKnepper) и Марии Шнайдер (Maria Schneider) — солидная наука. Вопрос в другом— в какой степени вся эта практика была полезна для его становления как композитора, а не только исполнителя?
Альбом не дает на этот вопрос однозначного ответа. Нильс со своим квартетом (Симон Набатов — фортепиано, Николас Тис — контрабас,Йохен Рюкерт — барабаны) создает довольно сложные авангардистские композиции,но его стиль окончательно, как мне кажется, не сформировался. Некоторые пьесы звучат почти по бибоповски (Morphing, AnnoyingNeighbo"), другие — откровенно модернистские и опираются на классические современные гармонии (King Of Trash и The Beauty Of Meat местами просто напоминают Шнитке), третьи лиричны, незамысловаты и претендуют на балладную форму (Hotel Blues, Circle).
Короче говоря, полный стилистический разброд и шатание.Зато есть один элемент, который все же скрепляет эту музыку если не в единое целое, то, по крайней мере, в несколько схожих смысловых блоков. Этот элемент— непредсказуемый и в то же время чрезвычайно характерный тромбон Вограма.Его звучание все время меняется, "подделывается" то под трубу,то под саксофон и буквально заставляет вслушиваться в него, ждать с нетерпением очередной метаморфозы и последующего блестящего выхода из нее в традиционный тромбонный саунд, но ненадолго.
Короче говоря, превосходному виртуозу мешает его желание все-все сделать самому — композицию, аранжировки, исполнение, — к концу альбома начинает казаться, что он состоит из одного большого соло лидера группы. Его потенциала, однако, хватает где-то на половину каждой вещи— дальше начинаются затянутости и перепевы. Спасают местами только фортепианные импровизации Симона Набатова: они разбивают длинные композиции на части и несколько облегчают восприятие. (Кстати, Симон — представитель старой советской фортепианной школы. Он старше своих коллег, в 70-е годы закончил московскую консерваторию, эмигрировал и позже десять лет провел в Нью-Йорке, играя с такими звездами, как Пол Мотиан и Рэй Андерсон.)
Странная получается ситуация. Если послушать только одну любую пьесу с альбома, то она прозвучит классно и, без сомнения, интересно .Но все вместе они как-то не складываются. Правда, у Нильса все еще впереди— подождем следующих его работ.
Enja
1998
(Nils Wogram — trombone, Simon Nabatov — piano, Nicolas Thys — bass, Jochen Ruckert — drums.)
Баджи Асадж — так, оказывается, произносится имя этой бразильской певицы и гитаристки. Да, кстати, она также сочиняет слова к своим песням, а зачастую и музыку. Этот альбом стал ее дебютом на таком серьезном лейбле, как «Полиграм», причем достаточно ...
Мне всегда казалось, что талант Марии Малдор остаетсясильно недооцененным. Иногда закрадывается мысль, что, уйди она из жизни рано, как ее почти ровесница Дженис Джоплин, известность Малдор была бы значительно шире. Да, конечно, и она знавала период ...
Двенадцать лет назад фирма «Enja» издала этот проект композитора и саксофониста Джона Стабблфилда в виниловом варианте. Сегодня, в рамках юбилейной серии, посвященной 25-летию фирмы, «Песня бушмена» переиздана в формате ...
Традиционный джаз требует от своих исполнителей яркой, неповторимой индивидуальности. Давно известные, сыгранные сотни раз мелодии можно расцветить только личностью Мастера, его отличимой, узнаваемой манерой, и Руби Брафф не разочаровывает своих ...
Нет, нет, не надо пугаться, это не биг-бэнд под управлением Ли Ритенура, это добропорядочный ритмичный smooth-jazz в исполнении разных составов из всей вышеперечисленной компании, но с неизменным участием самого гитариста. Играют они в основном ...
70-ти летний белый корнетист Руби Брафф посвятил этот альбом своему кумиру и заочному учителю Луи Армстронгу. Все эти старыемелодии, полные свинга и бесшабашности 30-х, сыграны, тем не менее, нетак, как их исполняли в то время. Открытость и яркость ...
Есть такие альбомы, обладать которыми хочется сразу после первых услышанных нот. Данный альбом принадлежит, несомненно, к их числу, потому что представляет собой пиршество для ценителя настоящей, вкусной, красивой и полной жизни музыки. В одном из ...
В конце лета прошлого года в голливудских студиях звукозаписиреализовали свой проект Дэвид Джонсон и Кен Россер. Музыкантов двое (лишьв одной композиции к ним подключается исполнитель на цимбалах), однакоих инструментарий довольно широк. Основной ...
Бен Аронов с одинаковой легкостью и изяществом исполняет как классические стандарты Коула Портера (Cole Porter) и Ирвинга Берлина (Irving Berlin), так и боповские пьесы Чарли Паркера и Сонни Роллинза. Интересно, что джазовая традиция под его ...
Альбом, судя по всему, этапный для Юрия Кузнецова, не только в силу биографической юбилейности (приписка на обложке — "45 лет"), но и ввиду явно не случайного подбора пьес для него. Взгляд на себя, на мир, на себя в мире и мир — в себе... "Блюз ...
Уже одно название альбома говорит само за себя. Это может быть отличный подарок под елочку какому-нибудь воспитанному на классике джазмену, который, к тому же, знаком с именем Джорджа Ширинга и его творческими достижениями. На этот раз пианист ...
В Баварии варят знаменитое пиво и делают высококлассные автомобили. Это знают все. Но для любителей джаза Мюнхен ассоциируется еще и с весьма известными фирмами звукозаписи, в том числе и с «Enja», которая под руководством Маттиаса ...