На европейской джазовой сцене появляются все новые и новыемолодые исполнители. Если присмотреться повнимательнее, то музыкальные корни многих из них частично находятся в Америке, и это дает в результате совершенно новый саунд, который можно назвать и эклектичным, и прогрессивным— как кому нравится.
Нильс Вограм — из этого самого молодого неуемного племени экспериментаторов, но образование он получил отменное. Восемь лет классической тромбонной школы в Германии, а потом два года в нью-йоркском музыкальном колледже в классах Слайда Хэмптона (Slide Hampton), Джимми Неппера (JimmyKnepper) и Марии Шнайдер (Maria Schneider) — солидная наука. Вопрос в другом— в какой степени вся эта практика была полезна для его становления как композитора, а не только исполнителя?
Альбом не дает на этот вопрос однозначного ответа. Нильс со своим квартетом (Симон Набатов — фортепиано, Николас Тис — контрабас,Йохен Рюкерт — барабаны) создает довольно сложные авангардистские композиции,но его стиль окончательно, как мне кажется, не сформировался. Некоторые пьесы звучат почти по бибоповски (Morphing, AnnoyingNeighbo"), другие — откровенно модернистские и опираются на классические современные гармонии (King Of Trash и The Beauty Of Meat местами просто напоминают Шнитке), третьи лиричны, незамысловаты и претендуют на балладную форму (Hotel Blues, Circle).
Короче говоря, полный стилистический разброд и шатание.Зато есть один элемент, который все же скрепляет эту музыку если не в единое целое, то, по крайней мере, в несколько схожих смысловых блоков. Этот элемент— непредсказуемый и в то же время чрезвычайно характерный тромбон Вограма.Его звучание все время меняется, "подделывается" то под трубу,то под саксофон и буквально заставляет вслушиваться в него, ждать с нетерпением очередной метаморфозы и последующего блестящего выхода из нее в традиционный тромбонный саунд, но ненадолго.
Короче говоря, превосходному виртуозу мешает его желание все-все сделать самому — композицию, аранжировки, исполнение, — к концу альбома начинает казаться, что он состоит из одного большого соло лидера группы. Его потенциала, однако, хватает где-то на половину каждой вещи— дальше начинаются затянутости и перепевы. Спасают местами только фортепианные импровизации Симона Набатова: они разбивают длинные композиции на части и несколько облегчают восприятие. (Кстати, Симон — представитель старой советской фортепианной школы. Он старше своих коллег, в 70-е годы закончил московскую консерваторию, эмигрировал и позже десять лет провел в Нью-Йорке, играя с такими звездами, как Пол Мотиан и Рэй Андерсон.)
Странная получается ситуация. Если послушать только одну любую пьесу с альбома, то она прозвучит классно и, без сомнения, интересно .Но все вместе они как-то не складываются. Правда, у Нильса все еще впереди— подождем следующих его работ.
Enja
1998
(Nils Wogram — trombone, Simon Nabatov — piano, Nicolas Thys — bass, Jochen Ruckert — drums.)
Элвин Бишоп вновь вернулся к традиционному ритм-энд-блюзу, щедро приправленному духовыми и бэк-вокалом. Эксперименты с рэпом (и это у белого-то вокалиста!), похоже, закончились к вящей радости настоящих блюзфэнов. Ну, а уж гитаристом Бишоп всегда ...
Нормальный человек, взяв в руки диск группы "Sex Mob" (что значит «Сексуальная шайка» — еще то название!), да потом послушав, что на нем записано, должен сказать: «Черт знает что!» И он будет где-то прав. Первые минуты программы вызывают откровенное ...
Очень звонкий альбом. Не громкий, не шумный, а именно звонкий. В нем, с первых же тактов, возникает совершенно особая аура, атмосфера оптимизма, яркости, жизнелюбия, ощущения красоты жизни и полнокровного наслаждения ею, это словно возвращение к ...
Тенор-саксофонист Дэйв Мюррей после выхода удивительного альбома "Fo Deuk Revue" в 1996 году получил от критиков множество призов и титул «путешественник в поиске новых звучаний». Новый диск Мюррея появился в результате поездки на остров Гваделупа в ...
Впервые это название мир услышал четверть века назад, когда "Охотники за головам" Херби Хэнкока вписали свою, особую главу в летопись музыки фьюжн. Это была музыка легкая и подвижная, как Мохаммед Али на ринге в свои лучшие годы, и в то же время ...
Много веков назад бороздили моря храбрые норвежские викинги.Время смыло их цивилизацию, как смывает морской песок набежавшая волна.Но с этих далеких от нас времен сохранились древние музыкальные инструментыи песенные традиции. Основой интересного ...
Калейдоскоп стилей: от джаз-роковой пульсации до откровенно эстрадной баллады. Маркус Миллер за свою недолгую жизнь столько успел, что почти невозможно предположить, на каком музыкальном направлении он остановился бы для студийной записи своего ...
Музыка-рефлексия, музыка-воспоминание, музыка-ассоциация... ну и, само собой, музыка-импровизация — все это и есть "Концерт в Гренобле" Михаила Альперина и Аркадия Шилклопера. Два музыканта, обладающие уникальным опытом и знаниями, включающими в ...
Антон Шварц — молодой музыкант, которого в американской прессе уже сегодня оценивают достаточно высоко. Он родился в 1967 году, закончил Гарвардский университет, заняв место за пультом в университетском бэнде после Дона Брэйдена и перед ...
Это российское переиздание появилось на прилавках в сентябре-октябре 2001 года. Исходя из своих высоконравственных принципов, компания. переиздавшая этот великолепный альбом, не поместила на обложке ни года издания, ни названия лэйбла, ни ...
Неизвестной российской компанией издан замечательный диск Red Sky Beat (Ритм Красного Неба) австрийского дуэта Blue Chip Orchestra, первоначально изданный в 1998 году американской компанией Hearts Of Space. Не стоит заблуждаться насчет ...
Борис Лебединский ("Профессору" совсем не родственник!) произрастал в советском Ленинграде под коротковолновым радиоизлучением "Голоса Америки". И даже помехи глушилок не смогли отвадить его от Веса Монтгомери и Кенни Баррела, то и дело проникавших ...