На европейской джазовой сцене появляются все новые и новыемолодые исполнители. Если присмотреться повнимательнее, то музыкальные корни многих из них частично находятся в Америке, и это дает в результате совершенно новый саунд, который можно назвать и эклектичным, и прогрессивным— как кому нравится.
Нильс Вограм — из этого самого молодого неуемного племени экспериментаторов, но образование он получил отменное. Восемь лет классической тромбонной школы в Германии, а потом два года в нью-йоркском музыкальном колледже в классах Слайда Хэмптона (Slide Hampton), Джимми Неппера (JimmyKnepper) и Марии Шнайдер (Maria Schneider) — солидная наука. Вопрос в другом— в какой степени вся эта практика была полезна для его становления как композитора, а не только исполнителя?
Альбом не дает на этот вопрос однозначного ответа. Нильс со своим квартетом (Симон Набатов — фортепиано, Николас Тис — контрабас,Йохен Рюкерт — барабаны) создает довольно сложные авангардистские композиции,но его стиль окончательно, как мне кажется, не сформировался. Некоторые пьесы звучат почти по бибоповски (Morphing, AnnoyingNeighbo"), другие — откровенно модернистские и опираются на классические современные гармонии (King Of Trash и The Beauty Of Meat местами просто напоминают Шнитке), третьи лиричны, незамысловаты и претендуют на балладную форму (Hotel Blues, Circle).
Короче говоря, полный стилистический разброд и шатание.Зато есть один элемент, который все же скрепляет эту музыку если не в единое целое, то, по крайней мере, в несколько схожих смысловых блоков. Этот элемент— непредсказуемый и в то же время чрезвычайно характерный тромбон Вограма.Его звучание все время меняется, "подделывается" то под трубу,то под саксофон и буквально заставляет вслушиваться в него, ждать с нетерпением очередной метаморфозы и последующего блестящего выхода из нее в традиционный тромбонный саунд, но ненадолго.
Короче говоря, превосходному виртуозу мешает его желание все-все сделать самому — композицию, аранжировки, исполнение, — к концу альбома начинает казаться, что он состоит из одного большого соло лидера группы. Его потенциала, однако, хватает где-то на половину каждой вещи— дальше начинаются затянутости и перепевы. Спасают местами только фортепианные импровизации Симона Набатова: они разбивают длинные композиции на части и несколько облегчают восприятие. (Кстати, Симон — представитель старой советской фортепианной школы. Он старше своих коллег, в 70-е годы закончил московскую консерваторию, эмигрировал и позже десять лет провел в Нью-Йорке, играя с такими звездами, как Пол Мотиан и Рэй Андерсон.)
Странная получается ситуация. Если послушать только одну любую пьесу с альбома, то она прозвучит классно и, без сомнения, интересно .Но все вместе они как-то не складываются. Правда, у Нильса все еще впереди— подождем следующих его работ.
Enja
1998
(Nils Wogram — trombone, Simon Nabatov — piano, Nicolas Thys — bass, Jochen Ruckert — drums.)
Знаете, уже достаточно давно я вывел (для себя лично,в общем-то) очень простой и даже несколько физиологичный критерий оценки традиционного свингового джаза. Вы будете смеяться, поэтому присядьте, пожалуйста... М-да, как бы это сказать, чтобы ...
Начавшись с томного пульсирования контрабаса, альбом то обрастает большим количеством звуков всевозможной природы, как то: лай собаки (весьма чистый звук создаёт атмосферу уютного летнего вечера), контр-консервативные партии пианино и электронные ...
Сборник новомодного smooth-джаза, который очень популяренна расплодившихся сейчас во всем мире джазовых радиостанциях. По сути своей,это разновидность обычного коммерческого джаза, которого всегда было полно(вспомните хотя бы Джорджа Бенсона или ...
Музыка не для всех. Не в смысле — элитарная, а в смысле— на любителя. Она требует не только определенного душевного состояния,но и некоторой интеллектуальной подготовки или, по крайней мере, желанияее получить. Оркестр — не оркестр, состав странный ...
Знаменитый американский трубач Чет Бейкер в 1978 году на своем концерте в Мюнхене встретился с молодым немецким вибрафонистом Вольфгангом Лакершмидом, и их знакомство сразу переросло в творческий союз. Они записывались дуэтом, а затем с различными ...
Игра Боба Уилбера (альт-саксофон) и Дика Хаймана ("Хаммонд"-орган)сразу же воскрешает в памяти неподражаемую пару Джонни Ходжес — Уайлд Билл Дэвис. Даже составы их оркестров почти идентичны: альт-сакс — орган — тромбон— гитара — бас — ударные. У ...
Количество превосходных эпитетов, которыми снабжает западнаяпресса американского гитариста Джо Морриса, не может не производить впечатление."Наиболее впечатляющий и смелый гитарист последнего десятилетия","революционер гитары", "один из самых ...
Спокойная, величественная, местами грустная, местами торжественнаямузыка, строго выдержанная в темпе адажио. В ней практически нет национальных норвежских мотивов, но она сама по своему настроению — север, море, скалы, кричащие чайки, пасмурное ...
В последние годы появляется все больше и больше джазменов, "новообращенных"из академических исполнителей. Однако тенденция, и причем тенденция отрадная.Исполнители не стесняются своей академической школы, играя джаз, не прячутее и обогащают музыку ...
Абсолютно спонтанная импровизационная работа британского трио Джон Маршалл (ударные), Тео Трэвис (саксофоны, флейта) и Марк Вуд(гитара). История самого трио весьма любопытна и так же случайна, как имузыка, которую оно исполняет. Изначально это был ...
Билли Кобэм — живая легенда совсем недавних времен джаз–рока и фьюжн.Он успел переиграть чуть ли не со всеми, кто создавал этот стиль: первыйсостав "Махавишну окестра", знаменитые диски Майлса Дэйвиса,Питера Гэбриела, Херби Хэнкока, Джорджа Бенсона. ...
Молдавский джаз еще в советские времена был достаточно большой загадкой даже для знатоков, которые посещали многочисленные в 80-ые годы фестивали. Но даже тогда из этой южной республики очень редко выплывали музыканты, к которым приходила ...