На европейской джазовой сцене появляются все новые и новыемолодые исполнители. Если присмотреться повнимательнее, то музыкальные корни многих из них частично находятся в Америке, и это дает в результате совершенно новый саунд, который можно назвать и эклектичным, и прогрессивным— как кому нравится.
Нильс Вограм — из этого самого молодого неуемного племени экспериментаторов, но образование он получил отменное. Восемь лет классической тромбонной школы в Германии, а потом два года в нью-йоркском музыкальном колледже в классах Слайда Хэмптона (Slide Hampton), Джимми Неппера (JimmyKnepper) и Марии Шнайдер (Maria Schneider) — солидная наука. Вопрос в другом— в какой степени вся эта практика была полезна для его становления как композитора, а не только исполнителя?
Альбом не дает на этот вопрос однозначного ответа. Нильс со своим квартетом (Симон Набатов — фортепиано, Николас Тис — контрабас,Йохен Рюкерт — барабаны) создает довольно сложные авангардистские композиции,но его стиль окончательно, как мне кажется, не сформировался. Некоторые пьесы звучат почти по бибоповски (Morphing, AnnoyingNeighbo"), другие — откровенно модернистские и опираются на классические современные гармонии (King Of Trash и The Beauty Of Meat местами просто напоминают Шнитке), третьи лиричны, незамысловаты и претендуют на балладную форму (Hotel Blues, Circle).
Короче говоря, полный стилистический разброд и шатание.Зато есть один элемент, который все же скрепляет эту музыку если не в единое целое, то, по крайней мере, в несколько схожих смысловых блоков. Этот элемент— непредсказуемый и в то же время чрезвычайно характерный тромбон Вограма.Его звучание все время меняется, "подделывается" то под трубу,то под саксофон и буквально заставляет вслушиваться в него, ждать с нетерпением очередной метаморфозы и последующего блестящего выхода из нее в традиционный тромбонный саунд, но ненадолго.
Короче говоря, превосходному виртуозу мешает его желание все-все сделать самому — композицию, аранжировки, исполнение, — к концу альбома начинает казаться, что он состоит из одного большого соло лидера группы. Его потенциала, однако, хватает где-то на половину каждой вещи— дальше начинаются затянутости и перепевы. Спасают местами только фортепианные импровизации Симона Набатова: они разбивают длинные композиции на части и несколько облегчают восприятие. (Кстати, Симон — представитель старой советской фортепианной школы. Он старше своих коллег, в 70-е годы закончил московскую консерваторию, эмигрировал и позже десять лет провел в Нью-Йорке, играя с такими звездами, как Пол Мотиан и Рэй Андерсон.)
Странная получается ситуация. Если послушать только одну любую пьесу с альбома, то она прозвучит классно и, без сомнения, интересно .Но все вместе они как-то не складываются. Правда, у Нильса все еще впереди— подождем следующих его работ.
Enja
1998
(Nils Wogram — trombone, Simon Nabatov — piano, Nicolas Thys — bass, Jochen Ruckert — drums.)
Альбом Питера Фэнда, название которого означает «Посвящение», представляет собой редкостный экземпляр медитативной музыки. Музыкант играетна kora. Эта древняя, очень своеобразно звучащая двадцатиоднострунная (!)лютня пришла к нам из Западной Африки. ...
Знаете, я слышал традиционный джаз в самых разнообразнейших аранжировках и исполнениях и как-то привык, что ничего нового никому там сказать уже не удастся. К счастью, я ошибался. Самое забавное как раз заключается в том, что и музыка, и песенный ...
Интереснейший альбом, название которого, на мой взгляд, точнее бы отражалоего суть в таком виде: "Visions Of Music. World + Jazz". Слушательне найдет здесь обзора того, как играют, скажем, джазовый мейнстрим, традициюили авангард в Нью-Йорке, Москве ...
Вам наверняка знакома такая ситуация: случайно попавшийв руки журнал — то ли в вокзальном зале ожидания, то ли в захолустной библиотекезаштатного дома отдыха. А в журнале — интереснейшая проза, захватывающая,умная, но... опубликованная ...
Не знаю, как оценивает прошедший год сам Вячеслав Горский, но, глядясо стороны, нельзя не признать его весьма урожайным в творческом плане.Во всяком случае, те планы, которыми делился музыкант в своем интервью"Jazz–квадрату" (см. #8/98), в ...
Молодой тенор-саксофонист Элиас Хаслангер — восходящаязвезда американского джаза. В прошлом году он был первым в номинации «Джазовый солист (тенор-саксофон)» в 20-м ежегодном студенческом пуле журнала «Downbeat».Элиас — ученик Дика Оутса (Dick ...
О том, что финны делают классный джаз, я знал только по слухам. Но никакне предполагал, что их джаз такого высочайшего уровня! Саксофониста Эсу Петила (Esa Pietila) и трубача Андерса Бергкранца (AndersBercrantz) (он, правда, немец, но все остальные ...
Каждый год в дни Рош-Хашана, иудейского Нового года, обычноэто бывает в сентябре, в синагогах всего мира трубят в особый рог — шофар,символизируя, что Господь приступил к оценке деяний людских в прошедшемгоду и определению их судеб на год ...
Прославленный пионер "ЕСМ", норвежский саксофонист Ян Гарбарек создал великолепный двойной музыкальный монумент к 30–летнему юбилею самого производительного издательства тончайших и красивейших звуков современной музыки. Как известно, Ян Гарбарек ...
Этот альбом представляет творчество семейного дуэта гитаристов — отцаБаки и сына Джона Пиццарелли. Как написал в предисловии к альбому знаменитыйгитарист Тони Моттола, многолетний аккомпаниатор Фрэнка Синатры и ПерриКомо, "Баки играет стильно и с ...
Это уже пятый альбом британской вокалистки Тины Мэй, вышедший на фирме "33 Records". Так получилось, что мы имеем возможность проследить практически за всем ее творчеством (первые три альбома рецензировались в "JK" # 1(1) и 2(4)), и, надо ...
Этот альбом записан еще в конце 80–х: звуки mini moog’a, "Rhodes" piano и подвывание электрогитары в медленных композициях — все вызываетсладкую ностальгию. А бодрящие ритмы, имитирующие технократизацию окружающего мира! А названия: "Цитадель", ...