Каждый по-своему понимает фольклор: для кого-то здесь эталоном служитэстрадный ансамбль, включающий в свой репертуар наиболее массовые фолк-обработки;кто-то молится на профессионализм академических фольклорных коллективов,а кого-то тянет "поближе к народному", и он ищет откровений вхудожественной самодеятельности сельских клубов...
Самое интересное, что когда американская фирма "Ellipsis Arts"в 1997 году выпускала свой шикарный альбом "Unblocked" (3 CDс аутентичным фольклором народов Центральной и Восточной Европы, а такжеБалкан), она не воспользовалась услугами ни тех, ни других, ни третьих.От Беларуси в тот альбом попала одна песня хора "Унiя" и две- ансамбля "Лiцвiны".
Что же такое эти "Лiцвiны" и почему они представляют Беларусь,а не, скажем, Литву.
В буклете первого CD на родине на этот счет есть простое и понятноеобъяснение: "Литвинами в средневековье называли всех жителей ВеликогоКняжества Литовского, где государственным языком был предвестник современногобелорусского. В украинском языке и до нашего времени сохранилось за белорусамипрозвание "лытвiн".
Минский коллектив, взявший себе такое название, впервые появился насцене в 1990 году. И, несмотря на эту сценичность, было в нем что-то живое,мощное, явно не эстрадное: закроешь глаза и словно ты не в концертном зале,а в уютной сельской глубинке, где по-своему ощущают культуру. Где каждаяпесня имеет свой смысл и предназначение, свою символику.
У руководителя "Лiцвiнау" Владимира Берберова была давняямечта изучить и понять эту символику, вернуть ее очищающие знаки людям.Со своими коллегами-фольклористами и единомышленниками он ездил по деревнямБеларуси, собирал новые песни, записывал варианты давно знакомых образцов,изучал каждый нюанс народного исполнения. А потом из этого материала ииз числа этих единомышленников родилось нечто под названием "Лiцвiны".Как заметил минский еженедельник "Культура" (#14 за 6.04.1994г.), "критики определяют это, как сценическое воплощение аутентичногобелорусского фольклора".
Пожалуй, наиболее характерно их своеобразие проявляется в песнях, гдеупор делается на звучании белорусской дуды - одного из видов европейскойволынки ("Гродныя тучкi", "Перепелка", "Шабасоука","Па вулiцы ды па шырокуй", "Акулiна" и др.). Поразилооно и на американском диске: емкие образы, звуковая насыщенность, уверенность,основательность ярко рисуют портрет одного из народов Европы.
Правда, и образы позднего фольклора имеют свою притягательную силу.Вот, скажем, заглавная песня альбома - "Ой, у лузе-лузе...".Масштабное произведение (более восьми минут) демонстрирует в себе и напластованиечужих культур времен интенсификации коммуникативного обмена, и чистотупервоисточника. Мелодическое богатство и убедительная драматургическаяструктура произведения вынудили даже газету "Наша нiва" ввестидля определения жанра новый термин - арт-фолк (по аналогии с арт-роком).Но вот именно это и насторожило поклонников ранних "Лiцвiнов",которые не желают видеть в своем кумире мудреных искусственных конструкций,а только первородную белорусскую аутентику.
Ну что ж, можно продолжать спорить, что лучше - чистая холодная водаиз кринички или "Пепси-кола", но новый альбом "Лiцвiнов""Ой, у лузе-лузе...", изданный и на кассете, и на компакт-дисках,предлагает на пробу и то, и другое.
Джо Биэрд, автор этого проекта, — чрезвычайно нетипичный блюзмэн. Выходец из самого что ни есть блюзового штата Миссисипи, он слышал эту музыку с детства, но сам не делал попыток играть или петь блюз. Такое желание возникло в 1962 году, в ...
С восьмого по одиннадцатый век вся Европа дрожала в ужасе перед опустошительныминашествиями свирепых и беспощадных викингов. Минули столетия. И вот, внаше цивилизованное время, уже более сорока лет датские викинги вновь совершают набеги на многие ...
Одной из наиболее известных групп в мировом джазе 60-хгодов было трио Уинтона Келли, усиленное знаменитым гитаристом Уэсом Монтгомери. По примеру этого коллектива ныне не менее знаменитый басист Рэй Браун создал собственное "усиленное" трио, ...
Жаль, очень жаль, что я только сейчас услышал эту запись. Мое несколько скептическое отношение к Курехину могло бы поколебаться несколько раньше. Рискую навлечь на себя гнев почитателей его таланта, но не могу не признаться: все, слышанное мной из ...
Элитарный альбом. Элитарный как в силу специфики записанного на нем материала, так и в силу особенностей творческого почерка автораи потенциального круга его слушателей. Сын докера-шотландца из североирландского Белфаста появился на сцене сначала в ...
Название альбома редко настолько точно отражает его сущность, как это произошло здесь: «Собственной персоной» — емко, лаконично и почтиисчерпывающе. Пианист, певец и композитор Дэйв Фришберг на этот раз вседелает сам — поет, аккомпанирует самому ...
Когда тебе предстоит слушать фортепианный дуэт, даже если это происходитне на концерте, а в аудиоварианте, от склонившихся каждый над своей клавиатурой,как гонщики перед стартом, пианистов ждешь каких-то элементов шоу. Здесьпочти неизбежен оттенок ...
Познакомившись в предыдущем номере "Jazz-Квадрата" с канадским пианистом Гленом Холлзом и тем, что он играет сегодня, на этот раз мы можем полюбопытствовать, что же он делал вчера. Вчера — это значит два года назад, в принципе, совсем недавно, ...
Руководитель одного из ведущих английских биг-бэндов, пианист и тромбонистМайк Вестбрук выступает в этом альбоме в первую очередь как композитор.А композитор он не только джазовый. Вестбрук пишет музыку для балетныхи оперных трупп, сочиняет песенные ...
Ребекка Пиджин – талантливая продолжательница славного дела: она исполняет кельтские песни. А так как Ребекка родом из Шотландии (причем она не только певица, но и актриса), то ей близки песни именн оэтого народа. На «Four Marys» Ребекка ...
На обложках всех компактов, издаваемых компанией "Ермателль",стоит, словно некий знак качества, надпись "Джаз из Сибири".И слушая диски этой фирмы, исподволь поражаешься многообразию, уровню ипросто обилию высококлассных музыкантов в сибирском ...
Альбом шведского джаза начинается с... почти классического танго, слегка переиначенного на современный лад. Щемяще-ностальгические нотки аккордеонав нем соседствуют с довольно бодрым общим темпом и саксофонными фразами, чем-то неуловимо ...