Каждый по-своему понимает фольклор: для кого-то здесь эталоном служитэстрадный ансамбль, включающий в свой репертуар наиболее массовые фолк-обработки;кто-то молится на профессионализм академических фольклорных коллективов,а кого-то тянет "поближе к народному", и он ищет откровений вхудожественной самодеятельности сельских клубов...
Самое интересное, что когда американская фирма "Ellipsis Arts"в 1997 году выпускала свой шикарный альбом "Unblocked" (3 CDс аутентичным фольклором народов Центральной и Восточной Европы, а такжеБалкан), она не воспользовалась услугами ни тех, ни других, ни третьих.От Беларуси в тот альбом попала одна песня хора "Унiя" и две- ансамбля "Лiцвiны".
Что же такое эти "Лiцвiны" и почему они представляют Беларусь,а не, скажем, Литву.
В буклете первого CD на родине на этот счет есть простое и понятноеобъяснение: "Литвинами в средневековье называли всех жителей ВеликогоКняжества Литовского, где государственным языком был предвестник современногобелорусского. В украинском языке и до нашего времени сохранилось за белорусамипрозвание "лытвiн".
Минский коллектив, взявший себе такое название, впервые появился насцене в 1990 году. И, несмотря на эту сценичность, было в нем что-то живое,мощное, явно не эстрадное: закроешь глаза и словно ты не в концертном зале,а в уютной сельской глубинке, где по-своему ощущают культуру. Где каждаяпесня имеет свой смысл и предназначение, свою символику.
У руководителя "Лiцвiнау" Владимира Берберова была давняямечта изучить и понять эту символику, вернуть ее очищающие знаки людям.Со своими коллегами-фольклористами и единомышленниками он ездил по деревнямБеларуси, собирал новые песни, записывал варианты давно знакомых образцов,изучал каждый нюанс народного исполнения. А потом из этого материала ииз числа этих единомышленников родилось нечто под названием "Лiцвiны".Как заметил минский еженедельник "Культура" (#14 за 6.04.1994г.), "критики определяют это, как сценическое воплощение аутентичногобелорусского фольклора".
Пожалуй, наиболее характерно их своеобразие проявляется в песнях, гдеупор делается на звучании белорусской дуды - одного из видов европейскойволынки ("Гродныя тучкi", "Перепелка", "Шабасоука","Па вулiцы ды па шырокуй", "Акулiна" и др.). Поразилооно и на американском диске: емкие образы, звуковая насыщенность, уверенность,основательность ярко рисуют портрет одного из народов Европы.
Правда, и образы позднего фольклора имеют свою притягательную силу.Вот, скажем, заглавная песня альбома - "Ой, у лузе-лузе...".Масштабное произведение (более восьми минут) демонстрирует в себе и напластованиечужих культур времен интенсификации коммуникативного обмена, и чистотупервоисточника. Мелодическое богатство и убедительная драматургическаяструктура произведения вынудили даже газету "Наша нiва" ввестидля определения жанра новый термин - арт-фолк (по аналогии с арт-роком).Но вот именно это и насторожило поклонников ранних "Лiцвiнов",которые не желают видеть в своем кумире мудреных искусственных конструкций,а только первородную белорусскую аутентику.
Ну что ж, можно продолжать спорить, что лучше - чистая холодная водаиз кринички или "Пепси-кола", но новый альбом "Лiцвiнов""Ой, у лузе-лузе...", изданный и на кассете, и на компакт-дисках,предлагает на пробу и то, и другое.
Калейдоскоп стилей: от джаз-роковой пульсации до откровенно эстрадной баллады. Маркус Миллер за свою недолгую жизнь столько успел, что почти невозможно предположить, на каком музыкальном направлении он остановился бы для студийной записи своего ...
Музыка-рефлексия, музыка-воспоминание, музыка-ассоциация... ну и, само собой, музыка-импровизация — все это и есть "Концерт в Гренобле" Михаила Альперина и Аркадия Шилклопера. Два музыканта, обладающие уникальным опытом и знаниями, включающими в ...
Антон Шварц — молодой музыкант, которого в американской прессе уже сегодня оценивают достаточно высоко. Он родился в 1967 году, закончил Гарвардский университет, заняв место за пультом в университетском бэнде после Дона Брэйдена и перед ...
Это российское переиздание появилось на прилавках в сентябре-октябре 2001 года. Исходя из своих высоконравственных принципов, компания. переиздавшая этот великолепный альбом, не поместила на обложке ни года издания, ни названия лэйбла, ни ...
Неизвестной российской компанией издан замечательный диск Red Sky Beat (Ритм Красного Неба) австрийского дуэта Blue Chip Orchestra, первоначально изданный в 1998 году американской компанией Hearts Of Space. Не стоит заблуждаться насчет ...
Борис Лебединский ("Профессору" совсем не родственник!) произрастал в советском Ленинграде под коротковолновым радиоизлучением "Голоса Америки". И даже помехи глушилок не смогли отвадить его от Веса Монтгомери и Кенни Баррела, то и дело проникавших ...
Музыкальные ‘медитации" — штука не новая, но для российского джаза, скажем прямо, нехарактерная. А жаль. Жаль еще» что приходится очередной раз доказывать, что Борис Прусаков — один из лучших наших джазовых пианистов, тонко чувствующий музыку, ...
Концертные альбомы крайне редки в дискографии Дюка Робилларда, и было бы странно, если бы, представляя отечественному любителю блюза практически всего Робилларда из каталога канадской компании Stony Plain, лицензионное соглашение не коснулось бы ...
Ничего не стану говорить о "звездности" и легендарности участников квартета — об этом достаточно красноречиво говорит обложка диска. Но, как это ни странно, содержание в полной мере соответствует форме — музыка и впрямь очень хороша. Как сказано в ...
Когда берешь в руки этот альбом, имена композиторов, которые можно увидеть на его обложке, говорят сами за себя: Клод Дебюсси (Claude Debussy), Эрик Сати (Erik Satie), Гэбриел Форе (Gabriel Faure), Морис Равель (Maurice Ravel). Ensemble Giverny ...
Вы слышали безмолвную песнь матери-земли? Вы ощущали биение ее пульса? Вы прикасались когда-нибудь к дикой, первозданной природе? Обязательно послушайте "Orenda", потому что это песнь, идущая от самых корней существования, обнажённая музыка ...
Название альбома подчеркивает его концептуальность: если для Баха в его "Хорошо темперированном клавире" важным условием для правильного исполнения и восприятия была темперированность строя инструмента, то для Джона Вольфа Бреннана так же важна ...