Каждый по-своему понимает фольклор: для кого-то здесь эталоном служитэстрадный ансамбль, включающий в свой репертуар наиболее массовые фолк-обработки;кто-то молится на профессионализм академических фольклорных коллективов,а кого-то тянет "поближе к народному", и он ищет откровений вхудожественной самодеятельности сельских клубов...
Самое интересное, что когда американская фирма "Ellipsis Arts"в 1997 году выпускала свой шикарный альбом "Unblocked" (3 CDс аутентичным фольклором народов Центральной и Восточной Европы, а такжеБалкан), она не воспользовалась услугами ни тех, ни других, ни третьих.От Беларуси в тот альбом попала одна песня хора "Унiя" и две- ансамбля "Лiцвiны".
Что же такое эти "Лiцвiны" и почему они представляют Беларусь,а не, скажем, Литву.
В буклете первого CD на родине на этот счет есть простое и понятноеобъяснение: "Литвинами в средневековье называли всех жителей ВеликогоКняжества Литовского, где государственным языком был предвестник современногобелорусского. В украинском языке и до нашего времени сохранилось за белорусамипрозвание "лытвiн".
Минский коллектив, взявший себе такое название, впервые появился насцене в 1990 году. И, несмотря на эту сценичность, было в нем что-то живое,мощное, явно не эстрадное: закроешь глаза и словно ты не в концертном зале,а в уютной сельской глубинке, где по-своему ощущают культуру. Где каждаяпесня имеет свой смысл и предназначение, свою символику.
У руководителя "Лiцвiнау" Владимира Берберова была давняямечта изучить и понять эту символику, вернуть ее очищающие знаки людям.Со своими коллегами-фольклористами и единомышленниками он ездил по деревнямБеларуси, собирал новые песни, записывал варианты давно знакомых образцов,изучал каждый нюанс народного исполнения. А потом из этого материала ииз числа этих единомышленников родилось нечто под названием "Лiцвiны".Как заметил минский еженедельник "Культура" (#14 за 6.04.1994г.), "критики определяют это, как сценическое воплощение аутентичногобелорусского фольклора".
Пожалуй, наиболее характерно их своеобразие проявляется в песнях, гдеупор делается на звучании белорусской дуды - одного из видов европейскойволынки ("Гродныя тучкi", "Перепелка", "Шабасоука","Па вулiцы ды па шырокуй", "Акулiна" и др.). Поразилооно и на американском диске: емкие образы, звуковая насыщенность, уверенность,основательность ярко рисуют портрет одного из народов Европы.
Правда, и образы позднего фольклора имеют свою притягательную силу.Вот, скажем, заглавная песня альбома - "Ой, у лузе-лузе...".Масштабное произведение (более восьми минут) демонстрирует в себе и напластованиечужих культур времен интенсификации коммуникативного обмена, и чистотупервоисточника. Мелодическое богатство и убедительная драматургическаяструктура произведения вынудили даже газету "Наша нiва" ввестидля определения жанра новый термин - арт-фолк (по аналогии с арт-роком).Но вот именно это и насторожило поклонников ранних "Лiцвiнов",которые не желают видеть в своем кумире мудреных искусственных конструкций,а только первородную белорусскую аутентику.
Ну что ж, можно продолжать спорить, что лучше - чистая холодная водаиз кринички или "Пепси-кола", но новый альбом "Лiцвiнов""Ой, у лузе-лузе...", изданный и на кассете, и на компакт-дисках,предлагает на пробу и то, и другое.
Музыка не для всех. Не в смысле — элитарная, а в смысле— на любителя. Она требует не только определенного душевного состояния,но и некоторой интеллектуальной подготовки или, по крайней мере, желанияее получить. Оркестр — не оркестр, состав странный ...
Знаменитый американский трубач Чет Бейкер в 1978 году на своем концерте в Мюнхене встретился с молодым немецким вибрафонистом Вольфгангом Лакершмидом, и их знакомство сразу переросло в творческий союз. Они записывались дуэтом, а затем с различными ...
Игра Боба Уилбера (альт-саксофон) и Дика Хаймана ("Хаммонд"-орган)сразу же воскрешает в памяти неподражаемую пару Джонни Ходжес — Уайлд Билл Дэвис. Даже составы их оркестров почти идентичны: альт-сакс — орган — тромбон— гитара — бас — ударные. У ...
Количество превосходных эпитетов, которыми снабжает западнаяпресса американского гитариста Джо Морриса, не может не производить впечатление."Наиболее впечатляющий и смелый гитарист последнего десятилетия","революционер гитары", "один из самых ...
Спокойная, величественная, местами грустная, местами торжественнаямузыка, строго выдержанная в темпе адажио. В ней практически нет национальных норвежских мотивов, но она сама по своему настроению — север, море, скалы, кричащие чайки, пасмурное ...
В последние годы появляется все больше и больше джазменов, "новообращенных"из академических исполнителей. Однако тенденция, и причем тенденция отрадная.Исполнители не стесняются своей академической школы, играя джаз, не прячутее и обогащают музыку ...
Абсолютно спонтанная импровизационная работа британского трио Джон Маршалл (ударные), Тео Трэвис (саксофоны, флейта) и Марк Вуд(гитара). История самого трио весьма любопытна и так же случайна, как имузыка, которую оно исполняет. Изначально это был ...
Билли Кобэм — живая легенда совсем недавних времен джаз–рока и фьюжн.Он успел переиграть чуть ли не со всеми, кто создавал этот стиль: первыйсостав "Махавишну окестра", знаменитые диски Майлса Дэйвиса,Питера Гэбриела, Херби Хэнкока, Джорджа Бенсона. ...
Молдавский джаз еще в советские времена был достаточно большой загадкой даже для знатоков, которые посещали многочисленные в 80-ые годы фестивали. Но даже тогда из этой южной республики очень редко выплывали музыканты, к которым приходила ...
Вы когда–нибудь купались в шампанском? Я тоже нет. Однако, думаю, связанное с подобным купанием ощущение сверхизысканной роскоши где–то сродни чувствам,которые переполнят душу любого поклонника джаза после прослушивания этого ...
"Эл Грэй не РАБОТАЕТ на сцене — он ИГРАЕТ",— так говорят про него те, кто его видел. Как мне кажется, это в полной мере можно ощутить и в записи. Его глубоко засурдиненный тромбон беседует со слушателем — то напевает мелодию, то ворчит, то бормочет, ...
Воистину, отсутствие патриотизма дает иногда поразительные результаты.Направленность творческого мышления "человека планеты" АнатолияГерасимова ушла так далеко от привычных нам стилей (опираясь, впрочем,на их элементы) и так близко подошла к порогу ...