Каждый по-своему понимает фольклор: для кого-то здесь эталоном служитэстрадный ансамбль, включающий в свой репертуар наиболее массовые фолк-обработки;кто-то молится на профессионализм академических фольклорных коллективов,а кого-то тянет "поближе к народному", и он ищет откровений вхудожественной самодеятельности сельских клубов...
Самое интересное, что когда американская фирма "Ellipsis Arts"в 1997 году выпускала свой шикарный альбом "Unblocked" (3 CDс аутентичным фольклором народов Центральной и Восточной Европы, а такжеБалкан), она не воспользовалась услугами ни тех, ни других, ни третьих.От Беларуси в тот альбом попала одна песня хора "Унiя" и две- ансамбля "Лiцвiны".
Что же такое эти "Лiцвiны" и почему они представляют Беларусь,а не, скажем, Литву.
В буклете первого CD на родине на этот счет есть простое и понятноеобъяснение: "Литвинами в средневековье называли всех жителей ВеликогоКняжества Литовского, где государственным языком был предвестник современногобелорусского. В украинском языке и до нашего времени сохранилось за белорусамипрозвание "лытвiн".
Минский коллектив, взявший себе такое название, впервые появился насцене в 1990 году. И, несмотря на эту сценичность, было в нем что-то живое,мощное, явно не эстрадное: закроешь глаза и словно ты не в концертном зале,а в уютной сельской глубинке, где по-своему ощущают культуру. Где каждаяпесня имеет свой смысл и предназначение, свою символику.
У руководителя "Лiцвiнау" Владимира Берберова была давняямечта изучить и понять эту символику, вернуть ее очищающие знаки людям.Со своими коллегами-фольклористами и единомышленниками он ездил по деревнямБеларуси, собирал новые песни, записывал варианты давно знакомых образцов,изучал каждый нюанс народного исполнения. А потом из этого материала ииз числа этих единомышленников родилось нечто под названием "Лiцвiны".Как заметил минский еженедельник "Культура" (#14 за 6.04.1994г.), "критики определяют это, как сценическое воплощение аутентичногобелорусского фольклора".
Пожалуй, наиболее характерно их своеобразие проявляется в песнях, гдеупор делается на звучании белорусской дуды - одного из видов европейскойволынки ("Гродныя тучкi", "Перепелка", "Шабасоука","Па вулiцы ды па шырокуй", "Акулiна" и др.). Поразилооно и на американском диске: емкие образы, звуковая насыщенность, уверенность,основательность ярко рисуют портрет одного из народов Европы.
Правда, и образы позднего фольклора имеют свою притягательную силу.Вот, скажем, заглавная песня альбома - "Ой, у лузе-лузе...".Масштабное произведение (более восьми минут) демонстрирует в себе и напластованиечужих культур времен интенсификации коммуникативного обмена, и чистотупервоисточника. Мелодическое богатство и убедительная драматургическаяструктура произведения вынудили даже газету "Наша нiва" ввестидля определения жанра новый термин - арт-фолк (по аналогии с арт-роком).Но вот именно это и насторожило поклонников ранних "Лiцвiнов",которые не желают видеть в своем кумире мудреных искусственных конструкций,а только первородную белорусскую аутентику.
Ну что ж, можно продолжать спорить, что лучше - чистая холодная водаиз кринички или "Пепси-кола", но новый альбом "Лiцвiнов""Ой, у лузе-лузе...", изданный и на кассете, и на компакт-дисках,предлагает на пробу и то, и другое.
С искрометными ритмами "Gypsy Rain" ("Цыганского дождя") эта музыка втекает в дом и, похватывая тебя, закруживает в танце целительных мелодий. В ней и страсть, и потаенная печаль одинокого сердца, и не вызванная ничем радость жизни. Просто жизнь, ...
Фортепианное трио — неувядающий, популярнейший до сихпор состав в джазе. Американский пианист Боб Деген — очередной, но далеконе последний мастер своего инструмента, старающийся выразить себя в этойдостаточно традиционной, но скрывающей так много ...
В свое время Модест Мусоргский под впечатлением работхудожника Гартмана создал цикл музыкальных пьес под названием "Картинки с выставки", которые вошли в золотой фонд музыкальной классики. Относительно недавно на рихтеровском фестивале "Декабрьские ...
Ой, давненько уж не попадался в руки такой живой, непосредственный, задорный, молодой и в то же время традиционный, коренной "черный"блюз. Крис Томас Кинг, 29–летний сын знаменитого блюзмена из Луизианы ТэббиТомаса (Tabby Thomas) придает ...
Говоря по существу, данную программу в качестве джазовой рассматривать если вообще нельзя, то во всяком случае — сложно. И хотя многие темы Барта Бахараха время от времени и используются джазменами в качестве основ для импровизаций, совместная ...
Для многих творческих людей из британских доминионов путьк международному успеху можно изобразить, перефразируя Михал Михалыча Жванецкого :нужно "окончить", скажем, Новую Зеландию, затем "поступить"в Англию, "закончить" ее, "поступить" в США и там ...
Альбом Питера Фэнда, название которого означает «Посвящение», представляет собой редкостный экземпляр медитативной музыки. Музыкант играетна kora. Эта древняя, очень своеобразно звучащая двадцатиоднострунная (!)лютня пришла к нам из Западной Африки. ...
Знаете, я слышал традиционный джаз в самых разнообразнейших аранжировках и исполнениях и как-то привык, что ничего нового никому там сказать уже не удастся. К счастью, я ошибался. Самое забавное как раз заключается в том, что и музыка, и песенный ...
Интереснейший альбом, название которого, на мой взгляд, точнее бы отражалоего суть в таком виде: "Visions Of Music. World + Jazz". Слушательне найдет здесь обзора того, как играют, скажем, джазовый мейнстрим, традициюили авангард в Нью-Йорке, Москве ...
Вам наверняка знакома такая ситуация: случайно попавшийв руки журнал — то ли в вокзальном зале ожидания, то ли в захолустной библиотекезаштатного дома отдыха. А в журнале — интереснейшая проза, захватывающая,умная, но... опубликованная ...
Не знаю, как оценивает прошедший год сам Вячеслав Горский, но, глядясо стороны, нельзя не признать его весьма урожайным в творческом плане.Во всяком случае, те планы, которыми делился музыкант в своем интервью"Jazz–квадрату" (см. #8/98), в ...
Молодой тенор-саксофонист Элиас Хаслангер — восходящаязвезда американского джаза. В прошлом году он был первым в номинации «Джазовый солист (тенор-саксофон)» в 20-м ежегодном студенческом пуле журнала «Downbeat».Элиас — ученик Дика Оутса (Dick ...